Боевик, Приключение, Комедия |
12+ |
Шэн Дин |
14 февраля 2010 |
24 июня 2010 |
1 час 36 минут |
III век до н.э., в Китае борются между собой семь крупных уделов и множество маленьких. Войско Вэй сталкивается с отрядом Лян; почти все погибают. Выживший рядовой Лян (Чан) берет в плен раненого молодого генерала Вэй (Ван) и тащит его домой, чтобы получить положенные в награду пять акров земли. Этому противится сам генерал, дикая природа, бродяги, коварная барышня, банда агрессивных неучей, известная как Другие, а также спецотряд из Вэй, возглавляемый генеральским братом.
Карамельный центральный образ этой картины — простодушный, но находчивый крестьянин, которому пришлось стать солдатом, неунывающий и сыплющий отцовскими поговорками, — словно прямиком перекочевал из советского кино, что, разумеется, неудивительно. Как неудивителен и финал, невозможный, скажем, в американском фильме такого жанра: известно, что все китайские исторические постановки заканчиваются титром «но главное — что Китай объединился». Кажется, «Солдат» все же больше по ведомству буффонады, чем пропаганды. Бродячий сюжет — что-то вроде «Успеть до полуночи» — обрастает колоритом соответствующей эпохи и местности. Имеются гэги с участием медведя, лошади, насекомых, воробышка и буйвола. Древние китайцы выглядят либо чересчур мужественно, либо чересчур женственно, но дерутся одинаково хорошо. Джеки Чан, как и все последние годы, не столько дерется, сколько уклоняется от драк — и его доброжелательная народная физиономия подходит Бумбарашу куда больше, чем секретному агенту. Между тем именно дыхание истории, имперская амбиция, которая высится фоном за чановскими прыжками и ужимками, придает «Солдату» совершенно особенное обаяние. Это маленькое по китайским меркам кино, которое вырастает на обочине «большого стиля», блокбастеров с многотысячными массовками, и потом переживает его.
Национальные сказки во многом похожи друг на друга. Простой, но смышленый или везучий главный герой выходит победителем из схватки с сильным, но глупым или богатым, но жадным. Житейская безобидная хитрость, упорство и благие цели обычно обозначают героя произведений, кем бы он ни был по национальности или видовым особенностям: болгарским земледельцем, немецким пастушком или и вовсе русским народным Колобком. Именно сказку про Колобка и напомнил мне фильм "Большой солдат" с Джеки Чаном. Естественно, вся эта история хорошо приправлена патриотизмом, вопросами чести и бесчестия, войны и мира, знатных вояк и простолюдинов. В остальном – от бабушки ушел, от дедушки ушел.
http://obzorkino.livejournal.com/124202.html
Между различными китайскими уделами ведутся войны за господства. В битве между двумя крупными княжествами из отрядов выживают всего двое – рядовой удела Лян и генерал княжества Вей. Рядовому, который приведет пленного генерала к своему правителю, полагается пять акров земли и освобождение от дальнейшей воинской повинности. Рядовой мечтает никогда не воевать и выращивать бобы, а посему берет генерала в плен и медленно, но верно направляется к Лян. На пути его, естественно, будет ожидать немало опасностей: от диких зверей и не менее диких людей – обитателей лесов до воинов Вей, которые попытаются освободить генерала. Но с неизменной прибауткой "Земли пять акров есть, что же вырастить поесть?" рядовой солдат будет продолжать свой путь.
Мне показалось, что Джеки Чан гораздо гармоничнее выглядит в подобной китайской притче в роли простого крестьянина со своей житейской мудростью, чем в качестве сенсея, спецагента и всего того, что он играет в последнее время. При просмотре "Карате-пацан" и "Шпионе по соседству" я постоянно сочувствовала Джеки, как-то нелепо это все и недостойно его уровня. А вот в затяжном китайском "Колобке" он выглядел очень уместно. Где-то нерасторопный, но неизменно побеждающий в сражениях, улыбающийся и добродушный – наверно в нынешнем возрасте для Джеки это идеальное амплуа.
К сожалению, народно-философские сказки недостаточно динамичны, чтобы удержать внимание зрителя на протяжение полутора часов. Джеки Чан так и будет катиться Колобком по китайским лесам, волоча пленного генерала, мурлыкая себе под нос сопелки и кряхтелки. Иногда будет прятаться, иногда будет драться, но чаще – вести разговоры из разряда "Вот мой отец говорил: орел, цыпленок, на сковородке одно и то же" и всякое в таком духе. Плюс стоит учитывать, что фильм китайский, их восточные тонкости не очень подходят для восприятия русским умом. Джеки Чан, конечно, исключительно положительный герой, но вот солдат он весьма сомнительный. Притворяется мертвым, чтобы остаться в живых вместо того, чтобы честно принять бой, да и о державе он не слишком заботится в привычном смысле слова. Им движет не честь, а привязанность к своей земле и нелюбовь к войнам. Движение характеров на протяжении фильма, конечно, происходит, но какое-то оно невыразительное. Есть драки, да разве удивишь драками в фильме с Джеки Чаном?
В итоге – приятный фильм, при просмотре которого искренне радуешься за Джеки Чана. Финал меня лично удивил, слишком уж я привыкла к другим финалам. Да и сам формат фильма сильно выбивается из сегодняшней кинематографической картины. Примерно как книжка "Сказки народов севера" на полке книжного магазина – неожиданно, странно и хочется повертеть в руках и умилиться.
Вердикт: безусловно, можно посмотреть, но как этническую присказку и "добрым молодцам урок".
(с) Обзоркино
Гнпривычно "китайский" фильм - с непривычным нашему уму трагизмом, глобальностью частностей, непривычным течением времени.... фильм хороший, классический, "не под пиво". Не для хэппи-энда...
Картина повествут об истории доимперского Китая. Красивые съемки, красивый исторический эпос с Джеки Чаном в главной роли, но конец фильма неожиданный. Как-то привыкаешь к тому, что герои Джеки Чана всегда выходят невредимыми из всех передряг. Конец пронзительный и трагичный, но от этого фильм только выигрывает, переставая быть просто еще одной красивой эпической китайской картиной с весельчаком Джеки Чаном в главной роли со страндартными для его героев трюками, и превращаясь в повесть о маленьком-большом человеке.