Два инкассатора Витя и Леха (Александр Кузнецов и Алексей Филимонов) развозят деньги по банкам. Один стеснительный профессионал, который мечтает заниматься поэзией, но написание стихов дается ему с большим трудом. Другой — обаятельный раздолбай, любитель рэпа и Фейса, который легко может зарифмовать две строчки, но его истинная страсть — петушиные бои, из-за которых он влез в серьезные долги. Когда друзья предотвратят ограбление банка (хотя, по большей части, это заслуга одного Вити), в их жизни на время что-то изменится, но от судьбы, как говорится, далеко не уйдешь. В полку инкассаторов прибыло: но картина Лунгина-младшего меньше всего похожа на фильмы Николя Букриефа или Нимрода Анталя, скорее уж на «Закатать в асфальт» С.Крейга Заллера с изрядной щепоткой «Братства». Как и Заллер, Лунгин рассказывает о кризисе классической маскулинности — да, более прямолинейно, но тоже небезынтересно. И Витя, и Леха — ненужные люди, уходящая натура, но в тоже время это два пути. Леха более талантлив и умеет подать себя, однако Вите удается найти большую поэзию в поступках, а не словах. Впрочем, тут стоит оговорится, что это все же поэзия разрушения, а не созидания — и автор ни в коем случае не идеализирует своих героев, а само кино скорее похоже на злой и живой альбом Фейса «Пути неисповедимы». Его трудно назвать шедевром, но это тоже колючее, неприятное и неудобное высказывание, от которого чем дальше, тем больше летят искры.
Драма |
18+ |
Александр Лунгин |
28 ноября 2019 |
1 час 40 минут |
По-видимому, рэп в России и правда, стал не только главным музыкальным жанром, но и образом мысли вообще. Так, во всяком случае, считает сценарист (совместно с Сергеем Осипьяном) и режиссер «Большой поэзии» Александр Лунгин (сын известного постановщика Павла Лунгина), и награждает двух главных героев своей картины любовью к речитативу. Виктор (Александр Кузнецов) и Алексей (Алексей Филимонов) – молодые армейские друзья, отслужившие в Луганске. Парни живут в ближайшем Подмосковье и работают инкассаторами в местном банке, а в свободное от охраны чужих денег время посещают поэтический кружок и ходят на петушиные бои.
Лунгиных, как отца, так и сына, в последнее время интересует военная тематика, посттравматический синдром и адаптация бывших солдат к мирной жизни. И если «Братство» Павла, благодаря умелой режиссуре, получилось достойным фильмом об Афганской войне, то «Большая поэзия» режиссера-дебютанта Александра вышла неровной и местами перегруженной картиной. Вите и Лёхе приходится довольно трудно. Первый застрял головой на войне и хочет все это выплеснуть на бумаге, но не судьба – этого таланта у него нет. Зато есть собранность, внешнее спокойствие и умение выполнять работу, что и позволяет ему отбить атаку на их инкассаторскую машину в самом начале картины. Второй же прекрасно рифмует, но абсолютно этого не ценит и куда больше мечтает о быстрых деньгах, которых ему остро не хватает для себя и своей молодой семьи. «Что ты постоянно говоришь о деньгах?» - спрашивает Витя. «Да потому что, у меня их нет!» - отвечает Лёха.
Лунгин пытается зарифмовать войну и поэзию, но выходит это у него примерно так же, как и стихи у Вити – нескладно, грубовато и с ненужными дополнениями. То хипстеры с литературного вечера, покуривающие травку и видящие в Вите лишь клоуна, то бывшие бандюганы, а ныне приличные люди, устроившие засаду для Лёхи, будто созданы не для сюжетных перипетий и раскрытия образов героев, а для лишнего обличения нынешнего российского общества. Работа в охране и прогулки по свалке за МКАД отчетливо намекают на современное положение вещей, и в какой-то степени говорят, как и один из второстепенных персонажей фильма о гибели настоящей большой поэзии, и сближают повествование с обычной рифмовкой событий и фактов, а не создают душераздирающие образы государства российского. С другой стороны, в этой прямолинейности и шероховатости легче увидеть проблематику фильма, в котором главные герои решаются пойти на ограбление, в общем-то, от безысходности, от своей неприкаянности, а не от желания быть романтизированными пацанами и стать гангста-рэперами.
Современный отечественный кинематограф наполнен большим количеством фильмов, которые по своим задумкам и поднимаемым в них темам достаточно важны, любопытны и примечательны. Но вместе с тем, они не обладают такой художественной мощью, способной достучаться до каждого любителя кино в нашей стране, и именно поэтому «Большая поэзия» не сможет стать на один уровень ни с «Братом», ни с «Бумером», несмотря на общее неплохое впечатление. Ну, а последние вопрошающие слова, так и оставленные без ответа: «Лёха я или не Лёха?» из проникновенного стихотворения, написанного Алексеем, можно отнести, как к самому фильму, так и к его режиссеру, который и сам до конца не определился, Лёха он или не Лёха и сделал фильм без особого упора на что-то одно.
А дальше ни хера не будет
Метафора, сравнивающая войну с поэзией, раскрывается в этом фильме неспешно - и именно в последней сцене становится понятно, что имел в виду режиссер. И та, и другая стихия требуют от человека существования на пределе - и если ты раз испытал это, то уже не сможешь существовать иначе. "Химия, гормоны", - говорит один из героев, хотя ни разу не упоминает адреналин, по которому так изголодались главные герои фильма - Алексей и Виктор.
Мир вокруг не принимает ни поэтов, ни солдат, потому что не терпит искренности. Главный же герой отвергаем им, соединяя в себе обе ипостаси. "Современное искусство боится искренности", - говорит в фильме блогер, образчик новой маскулинности: небритость, уход за собой, вечная занятость. Героическая маскулинность, метафорой которой в картине становятся петушиные бои и которая в этом контексте подчеркивается названием ЧОПа - "Кречет", становится все меньше востребована в нашем обществе.
Когда я смотрел этот фильм, мне вспомнился "Белорусский вокзал" - там бывшие фронтовики сплотились вместе, когда одному потребовалась помощь; дружеский дух бывших фронтовых товарищей, вспомнивших прошлое, помог им, хотя уже тогда общество шло наперекор. Что мы имеем теперь? Череда бессмысленных войн, начиная с 90-х годов, породила людей, способных только выживать и убивать ("Что мы лучше всего умеем", - говорят они между собой). Менталитет солдата не располагает ставить под сомнение приказ сверху. Но смысла и взгляда в будущее при этом, увы, не наблюдается. Да, конечно, в одной из сцен Виктор встает на защиту ребенка своей подруги, но, при всей справедливости наказания, оно выглядит неадекватным. Героизм в повседневной жизни не так уж часто необходим.
Ждать от русского кино французской легкости, испанской эмоциональности, английской прилизанности или американского размаха не стоит: оно все же отражает нашу жизнь. Конечно, можно это делать плохо, можно погрязнуть в чернухе или, чего полегче, просто в пессимизме; но можно, лавируя между этим, выстраивать остроумные метафоры, поднимать неочевидные темы, браться за дело с энтузиазмом. Тогда все получится.