Куда податься нищему крестьянину (дель Рей) с истерзанного засухой бразильского северо-востока, когда он, защищая жену, убьет похотливого помещика? Или в секту к фанатику-проповеднику, или в банду к благородному разбойнику-кангасейро (Бастос).
Приключение, Драма, Криминальный |
16+ |
Глаубер Роша |
13 марта 1964 |
2 часа |
Куда податься нищему крестьянину (дель Рей) с истерзанного засухой бразильского северо-востока, когда он, защищая жену, убьет похотливого помещика? Или в секту к фанатику-проповеднику, или в банду к благородному разбойнику-кангасейро (Бастос).
«Бог и дьявол» — первое и непревзойденное звериное явление третьего мира завороженной Европе. Даже не явление, а вторжение: Роша вломился на киносцену, раздвинув плечами тесные для него стены, пугая и магнетизируя дикой природной силой. В краю растрескавшейся от жара земли, корявых рук и обветренных лиц, кровоточащих распятий и вспарывающих животы широких лезвий не шутят. Здесь все слова выпеваются с большой буквы, здесь нет полутонов и получувств, здесь истязают собственную плоть так же рьяно, как приносят на заклание чужую. Фильм сравнивали с оперой: нет декорации величественнее, чем сливающаяся с небом равнина, сектанты ползут по каменным ступеням прямо в небо, а один стрелок может изобразить несметное войско. Но все же «Бог и дьявол» не опера, а баллада, которую поют у степного костра обитатели края земли, где из века в век разыгрывается одна и та же мистерия, а Бог так же кровожаден, как дьявол.
Конечно можно сделать скидку на то, что режиссёр Роша - уникальный бразильский "кинематографист-классик", "последователь Эйзенштейна" и пр. На деле "бог и дьвол" зрелище крайне нудное. Да, идея поиска пути маленьким бедным человеком понятна, не менее понятна и ужасающая притягательность авторитарных личностей - здесь разбойник и сектант достаточно примитивно приравниваются к друг другу. Но что же остаётся зрителю? Историческая подоплёка времен, где разворачивается действие фильма? Нет, это чисто для знакомых с местной историей. Для остальных - недоумение от этих людей в пустыне. Какая-то философская мысль? Да нет же - всё настолько субъективно и притянуто, что даже спорить не о чем. Актёрские работы? Остальной мировой шестидесятнический кинематограф той поры утирает отсталую Бразилию на раз. В итоге понравилась лишь операторская работа - тут она на уровне современников по цеху.. Ну и наверное, весьма правдиво показан сектантско-религиозный фанатизм - к сожалению проявления подобного можно найти и в современной жизни.