Трагикомедия, Музыкальный |
14+ |
Джонатан Паркер |
25 октября 2009 |
22 декабря 2011 |
1 час 36 минут |
untitled-themovie.com |
Эдриен (Голдберг), современный композитор, пишущий симфонии для ведер и сонаты для скомканной бумаги и переживающий из-за отсутствия признания, начинает встречаться с Мэдлин (Шелтон), манхэттенской галеристкой, которая тяготеет к неортодоксальному искусству вроде чучел на люстре или канцелярской кнопки на белой стене. Это для души — а для денег она продает нефигуративные полотна брата Эдриена — Джоша (Бейли), которые охотно берут в коридоры гостиниц и больниц. Джош влюблен в Мэдлин и тоже считает себя непризнанным гением.
В «Без названия» есть железобетонный фундамент для хорошей комедии: все без исключения герои тотально, катастрофически лишены чувства юмора, находясь при этом в среде, которую проще всего критиковать как раз за отсутствие самоиронии. Ценность «актуального искусства» — давно, мягко говоря, не актуальный предмет для разговора и тем более для карикатуры, но авторы «Без названия» элегантно обходят эту проблему: они не столько потешаются над художниками, которые «выставляют» в галерее белую стену (хотя и это тоже), сколько пытаются как-то их понять. В конечном итоге, если кто-то получает удовольствие, украшая жемчугом чучело коровы, а кто-то получает удовольствие, его покупая, — дурно ли это, стоит ли закидывать этих людей камнями? Другое дело, что психологические портреты у Паркера выходят довольно конспективными, несмотря на прекрасную игру Голдберга (которого Вуди Аллен ни разу у себя не снимал из чистой, кажется, вредности) и особенно Шелтон; за вдумчивыми стилизациями под атональную музыку и Дэмиена Херста (за которого тут Винни Джонс) сама история несколько теряется. Но фильм, в котором даже болван-коллекционер под конец выглядит фигурой скорее трогательной, чем комической, в любом случае заслуживает уважения.
Еще совсем недавно Бэнкси презентовал свой громкий псевдодокументальный фильм «Выход через сувенирную лавку», популярно проиллюстрировав, как бездарность в одночасье может превратиться в культурную сенсацию, и тем самым поставив жирный крест на современном искусстве. Джонатан Паркер в актуальной комедии «Без названия» делает, примерно, то же самое. Но в его объектив попадают не горе-художники, а ушлые арт-дилеры с подвешенным языком, способные толкнуть на галерейной распродаже любую безделушку, украсив ее витиеватыми эпитетами.
Такой деловой акулой от мира постмодерна выступает очаровательная хозяйка галереи в Челси Мэдделин Грэй (Марли Шелтон). Хотя единственным продаваемым художником остается ее любовник абстракционист Джош, она неустанно ищет новых авторов со сдвигом по фазе в надежде раскопать настоящую сенсацию, ну или очередную дойную корову. По счастливому случаю, брат Джоша — Эдриан (Адам Голдберг) — еще больший чудак, предпочитающий самовыражаться в своеобразном музыкальном нойз-направлении. Его концерты, или что вернее, перформансы, — это сорокапятиминутные сеты шумовых эффектов с пинанием ведра ногой, разрыванием бумаги у микрофона и отчаянных ударов по роялю. Ни о какой толпе поклонников музыкант и не мечтает, но, по мнению Мэдделин, у него просто неподходящая публика. А уж она-то знает людей, готовых сожрать что угодно со святой верой, что их причащают к современному искусству.
Джонатан Паркер, немного грубовато, но почти без двусмысленностей, проводит водораздел между потребителями арта (consumers of art), и его ценителями. Задача для зрителя упрощается тем, что, ему сразу же становиться очевидно, что все экспонаты галереи Мэдделин — забавный мусор. Вся же ирония заключается в том, что сегодня практически невозможно опознать те культурные артефакты, которые завтра будут выставлены в крупнейших музеях мира. Когда искусство стало концептуальным и отошло от критериев эстетики, художником, фактически, смог стать каждый, и каждый полез на сцену со своим гнусавым голосом, плохо скроенными тряпками, нелепыми папье-маше и тоннами наструганных фотографий. Апогеем этого разгула стали перформансы — концептуальные выступления, бабочка, от мира, искусства, живущая примерно один день. В какой-то момент концепт стал определяющим, в том, что есть современное искусство, а что нет. И вдруг все перевернулось вверх тормашками. Оказалось, что если гвоздь вбит в стену не просто так, а с определенной идеей, или даже без идеи, но в этом все же заключена какая-то идея, то под этим гвоздем можно полноправно прибить табличку с именем автора, и продать за кругленькую сумму с сертификатом подлинности.
- Значит, ваша цель создавать что-то, ничего не создавая. Вы задаете вечный вопрос: «Что я могу сделать? Искусство — это вещь или идея вещи?»
Мэдделин Грэй — титан подобной словесной эквилибристики и у нее есть определенная клиентура, те самые потребители искусства. Они стремятся уловить тренды, продемонстрировать всему миру, что они нечто большее, чем люди с деньгами, что они знают толк в живописи, в музыке, в скульптуре. Эти люди покупают предметы искусства точно так же, как итальянские люстры, и находчивые арт-дилеры в галереях и со страниц модных изданий всегда знают, что и как им предложить. Консюмеризм, в каком-то смысле, поразил даже самих художников, собственноручно превращающих свои творения в продукцию. В итоге искусство превратилось в рынок со своими производителями, потребителями и спекулянтами. И однажды наступит момент, когда для подобных «артефактов» не понадобиться даже названия. Они все будут «Untitled».
- Это удивительный период в художественном мире. Еще никто не завоевал XXI век.
Этот фильм я смотрел в «Пионере», с субтитрами, в зале народа было процентов на 60, наверное. Фильм - комедия о жизни нью-йоркских художников, галерейщиц и музыкантов, все – представители «нового искусства», абстрактная живопись, инсталляции, музыкант тоже соответствующий – пишет музыку для оркестра с ведром, цепями и пружинами («крещендо сальти морморандо водобачкового инструмента» – это о нем). Картина – достойное лекарство от «Протокола Фантом» и Тома Круза – сразу изменила представление о жизни к лучшему. Фильм начинается как рассказ о творческих успехах и неудачах братьев, музыканта (неудачник) и художника (удачник), а потом переходит к интригам в мире современного искусства, которое нужно как-то продавать. Этим и занимается галерейщица, вместе с которой начинается уже и кино про любовь. Дальше творческие муки, поиски спонсоров, любовь и конкуренция различных художников и галерей накладываются друг на друга, получается питательный кинококтейль из жизни богемы. Общая тема фильма – обычно «нельзя молиться двум богам – Аполлону и Маммоне», но иногда все же можно, у кого-то получается, у кого-то нет. Один брат уводит у другого галерейщицу, та вроде бы умело разводит художников ради прибыли, у нее появляются конкурентки, оркестр то играет, то не играет, в него приглашают русскую певицу, эмигрантку из Москвы (очень колоритный персонаж), появляются спонсоры, жизнь кипит. В конечном итоге добро все же немного побеждает, выясняется, что честность – лучшая политика, интриги выплывают наружу, правда открывается.
Мне фильм очень понравился, рекомендую, есть смысл сходить, но все же надо сказать, что там полно современного искусства, а оно может еще и не всем придется ко двору, надо иметь в виду. Картина очень красивая и стильная, все же про богему, можно подсмотреть много полезных вещей, например, как обставить квартиру, как подбирать кардиган, галстук и рубашку или даже как должен выглядеть туалет в современном стиле, все в хозяйстве пригодится. Ну а если вы компьютерный гений, то сможете узнать, как правильно тратить на искусство заработанные миллионы. Народу картина тоже полюбилась, смеялись много, это же комедия, в конце сеанса даже поаплодировали.
Фильм для тех, кто хоть раз сталкивался с таким понятием, как "современное искусство" - вне зависимости от того, поклонники они или противники этого феномена нашего и немного прошлого времени. Первый час это потрясающе смешно! Это великолепная комедия, с неожиданными шутками, остроумными гэгами, ехидными наблюдениями и ироничными диалогами, которые актеры произносят с абсолютно серьезными лицами. Но только первый час. Дальше как-то у авторов кончается бензин и шутки исчезают совсем. Может, это тонкая задумка, стилизованная под "современное искусство", а, может, так они себе представляют трагикомедию. Во втором случае - с комедией у них все нормально, а вот трагедии там чуть меньше, чем в "Смешариках". Короче - если вы насмеялись, и вам перестало быть смешно, можно смело идти в буфет - новых шуток уже не будет, а развязка банальная и неинтересная.
Но первый час - очень хорош!
PS Внимание спойлер! Шутки резко и совсем кончаются после эпизода, где главный герой и его группа исполняют "пьесу" на открытии очередной выставки))
На редкость забавный фильм про современное искусство! Фильм демонстрирует все тонкости мышления людей искусства и их представления о мире. Мне даже самому захотелось реализации через собственные работы или открыть свою галерею!
Серьезное и тонкое без занудства и остроумное без цирка кино про мир современного искусства. Редчайший случай удачного сочетания остроты сюжета с остротой и глубиной прорабатывания темы искусства и с фантастически талантливой подачей. Редчайший случай, когда выходишь из зала, действительно думая о современном искусстве и всём сопутствующем; когда фильм настолько остро формулирует вопрос (в данном случае о том, что же считать искусством); когда позиции по вопросу умны и бескомпромиссны; когда фильм не отвечает ни на один вопрос, оставаясь при этом простым и ясным.
Ей-богу, это чуть ли не идеальный интеллектуальный фильм с полным отсутствием снобизма, с фантастическим чувством юмора и со сверхталантливой не только постановкой вопроса, но и ее разработкой.
Сам не верил, что такое бывает.