Ремейк одноименного фильма 1968 года. Преуспевающий бизнесмен Томас Краун похищает из музея картину Моне стоимостью 100 миллионов долларов. Поиски шедевра ведет детектив МакКейн и следователь Кэтрин Беннинг, представляющая интересы страховой компании
Комедия, Мелодрама, Криминальный |
12+ |
Джон МакТирнан |
6 августа 1999 |
1 час 53 минуты |
Шалопутный миллионер Томас Краун (Броснан), грабитель идеальный, постольку поскольку ему ничего не нужно, вступает в войну полов и воль с циничной сыщицей (Руссо) — единственной, кто может его побороть, а значит, единственной, с кем стоит сражаться.
Сменив место действия оригинала — ладного (но не больше) фильма Нормана Джуисона 1968 года — с аристократического Бостона на хай-тековый Нью-Йорк, а объект ограбления — с утилитарного (деньги в банке) на бесполезный (картины в музее), Джон МакТирнан («Крепкий орешек») приоткрыл самую суть своего замысла. Возможно, по-режиссерски он не так стилен, как Джуисон, но тому недоставало безумия, а МакТирнан весь так и искрится; вместо стиля у него класс. Это и есть его замысел — класс, оболочка, повадка, шик вместо обреченного подрыва системы первоисточника. Голубоглазого бунтаря МакКуина сменил Джеймс Бонд, и обмениваться с дамой химическими элементами, а не просто репликами у него, как ни странно, получается гораздо лучше. Ему не нужно никому ничего доказывать. Ему просто нравится кураж поиска себе равного. Нравится бестелесное чувство свободного падения. Нравится дорогое шампанское — что ж теперь, извиняться за это? Послание фильма становится одновременно оправданием его существования: наслаждаться изящной безделицей — тоже искусство. На закате, под бокал кальвадоса, нет ничего полезнее, чем бесполезная красота.
Томас Краун хорошо)) Авантюрный и находчивый мужик. Однажды он нарвался на женщину, с которой они очень похожи..Да она практически он только в юбке. Они по очереди любят мозг друг другу, и чёрт побери, как мне нравится смотреть на это. Картина просто шедевр. Всегда интересно интеллектуальный поединок двух умный людей, которым азарт не мешает испытывать чувства друг к другу.
О совершенстве формы
Предисловие
«Маса возражал, что русские таких тонкостей не заметят, они неспособны даже отличить удон от собы. Он, конечно, был прав».
Борис Акунин — «Весь мир – театр»
Русский человек устроен так, что он улавливает внутреннее содержание всего, что воспринимает, не будучи в состоянии оценить внешнюю форму. Этой особенностью объясняется внешний вид всякого населённого русскими людьми пункта, будь то деревня, село или посёлок городского типа. Уродливый и нищенский вид покосившихся и осевших в грязи русских изб прямо объявляет прохожему о наполняющем их изнутри прекрасном, хотя и невидимом снаружи содержании.
Тоже самое касается восприятия русскими людьми (я имею в виду не этнических русских которые неизвестно - сохранились ли вообще, а обитателей российской империи, ставшей постсоветским пространством) всякого искусства. Главное - чтоб смысл был, а разные недостатки по форме мы и не заметим.
Западная, протестантско-католическая, романо-германская культура устроена противоположным образом. В этом можно убедиться, посетив любой населённый пункт в любой стране на запад от России, начиная примерно с Латвии.
Рассказ о фильме "Афёра Томаса Крауна" это рассказ о форме.
Предыстория
Режиссёр фильма — Джон Мактирнан. Прославился на весь мир своим вторым фильмом — "Хищник". Это был оригинальный сценарий, который он реализовал, то есть превратил в кинокартину, скрестив жанры боевика и триллера. Крутые парни, обвешенные железяками, пушками и боеприпасами, сошлись в этой картине с невидимым и от того в сто раз более ужасным противником.
Этот фильм был прекрасен живыми и разными характерами небольшой группы главных действующих лиц, что напоминает "Семь самураев", динамичным сюжетом и прекрасной операторской работой, а также совершенно идеальным для этой истории монтажом фильма. И всё вышеперечисленное в первую очередь касается формы. Это была очень мастерски выполненная работа.
После этого фильма Мактирнан сделал сколько-то других работ разного качества. Его работа "Последний киногерой" провалилась в прокате, удостоилась Ниагарского водопада разгромных оценок критиков и антипремий в США и была почти с восторгом принята непритязательной по части формы российской публикой. Претензии и коммерческий провал фильма, насколько можно понять, в основном были вызваны торопливой манерой производства фильма и неудачной датой его выхода в прокат, сразу после "Парка юрского периода".
Фильм "Афёра Томаса Крауна" это одновременно реабилитация режиссёра после этого провала, доказывающая, что он прекрасно владеет формой, и высшая точка его карьеры, после которой его постиг резкий закат, так что сегодня мы уже давно всерьёз не надеемся увидеть его новых картин.
О фильме
Афера - особый жанр американского искусства, образцом которого является например знаменитый фильм "Афера" с Полом Ньюмэном, Робертом Редфордом и музыкой Скотта Джоплина, которая после выхода этого фильма в прокат была вспомнена заново, так что позже превратилась в набор популярных рингтонов. "Афёра Томаса Крауна" — как и положено для голливудского кино 1990-х — римейк фильма Нормана Джуисона, 1968 года. Фэй Данауэй, которая в том фильме исполнила главную женскую роль, здесь исполняет роль психоаналитика, которая с начала до конца фильма допрашивает главного героя.выявляя то, что не выявляют его поступки.
Этот фильм — продукт киноиндустрии, а не авторского искусства. Герой прекрасного Пирса Броснана во многих сценах появляется с развязанным галстуком и расстёгнутой верхней пуговицей рубашки, — потому что он в это время снимается в роли Джеймса Бонда и не имеет права появиться в других фильмах в смокинге. А если расстегнуть пуговицу и развязать галстук, то формально это получается уже не смокинг.
Актёрская игра Броснана и особенно Рене Руссо, исполняющей главную женскую роль, вслед за Фэй Данауэй, здесь практически безупречны. Прекрасен и детектив второго плана Майкл МакКэн, в исполнении Дениса Колина Лири. Прекрасен секс между героями Броснана и Руссо, которая исполнила эту сцену в более старшем возрасте, чем большинство обнажающихся в кадре актрис, и сделала это .виртуозно. Прекрасны совсем ненадолго появляющиеся Френки Фейсон и Бен Газзара. Вообще, - роли второго плана и эпизодические, которые обычно являются одним из легко обнаруживаемых признаков талантливого кино, здесь исполнены на высшем уровне.
Сам сюжет вполне соответствует канонам сказки о любви со всеми этими вашими принцами на белых конях. Но эта сказочность нисколько не убавляет силы воздействия сюжета. Посмотрев этот фильм хорошо можно понять, что реализма нам и так хватает, для этого можно всегда бесплатно выглянуть из окна. И больше не хочется. Деньги мы платим за то, чего нам не хватает, и поэтому "Афёра Томаса Крауна" закономерно имела прекрасные сборы и отзывы критиков.
Это чрезвычайно мастерски сделанная работа. То, что после неё совершенно скоропостижно и преждевременно последовал закат карьеры режиссёра, — скорее неожиданно и оставляет ощущение несправедливости судьбы к нему.
Один из моих любимых фильмов. Редкое в настоящее время сочетание талантливых актеров, интересного сюжета и потрясающей музыки. Страсть, интрига, романтика на фоне полицейского расследования (куда ж без него). Набор жанров для одной картины не новый. Но именно этот фильм можно сравнить с идеальным блюдом, в котором все ингредиенты на своем месте.
Прекрасный собой миллионер Томас Краун с помощью подставного вертолета, фальшивых румын и кейса с титановой подкладкой крадет из музея Метрополитен Моне стоимостью в сто миллионов долларов. Страховая компания пускает по следу Кэтрин Беннинг, прекрасную собой не менее, чем сам Томас Краун.
Действительно изящное ограбление музея – лишь ширма, неловко прикрывающая пошлейшую мелодраму со стандартной раскладкой типа Джейн Эйр – Джон Фейрфакс Рочестер. Он – весь такой холодный делец, одинокий волк – встречает ее – всю такую прекрасную, такую прекрасную – и становится милым ягненочком. Правда, в «Афере» полагающаяся по классическому сюжету нежнейшая нимфа, кроткая и невинная, в угоду, видимо, феминистским девяностым превращена в расчетливую стервь с карьерной фиксацией. Но суть схемы от этой маленькой шалости не меняется.
«Афера» изобилует всеми штампами, характерными для кино про шикарную любовь. Тут и секс на мраморном полу. И эротическое обливание пищевыми жидкостями (в «Девяти с половиной неделях» был мед, в «Горькой луне» - кефир, в «Афере» - нечто по виду похожее на водку). И колье «Булгари» в подарок, ужин в «Киприани», а потом личным самолетом на острова.
За всеми видимыми роскошествами скрывается история про двух эмоциональных инвалидов, стандартная до дурноты, предсказуемая до ломоты в челюсти. Смотреть, как две высушенные воблы скучающе крадут картины, скучающе ищут украденное, со скуки падают в объятия друг друга чтобы потом – очевидно и неизбежно – наскучить друг другу и расстаться, решительно невозможно.
«Афера Томаса Крауна» была бы очередным не стоящим внимания пустяком, если бы не одно обстоятельство. Это кино, увековечивающее идею о том, что мужчина и женщина более не способны любить, поскольку в состоянии только состязаться. Кино, которое могло бы стать пугающим высказыванием, если бы не превратилось в дешевый фарс.