Москва

Фильм
Не смотрите наверх

Don't Look Up, США, 2021
Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс спасают Землю от астероида

Два незадачливых астронома (Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс) обнаруживают, что Землю вот-вот уничтожит гигантский астероид. Правительство США не относится к их словам всерьез, и потому ученые устраивают масштабный пресс-тур, чтобы предупредить общественность. Черная сатирическая комедия Адама МакКея («Игра на понижение», «Власть») с невероятным актерским составом: помимо Дикаприо и Лоуренс в фильме играют Мерил Стрип, Джона Хилл, Кейт Бланшетт, Тимоте Шаламе, Марк Райлэнс, Ариана Гранде, Рон Перлман и другие известные артисты.

Фантастика, Трагикомедия
18+
Адам МакКей
8 декабря 2021
2 часа 18 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Адама МакКея

Участники

Материалы о «Не смотрите наверх»

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

7
Князь Процент
329 отзывов, 349 оценок, рейтинг 1591
27 декабря 2021

Киноинструкция о том, как вести себя в самолете, который падает, или, если угодно, на планете, с которой вот-вот столкнется астероид-убийца. Фильм щедр на сатиру и гротескные образы, но главное слагаемое – игра ди Каприо и Лоуренс. Фраза «Если подумать, у нас всё было» бесценна.

5
1
9
Евгений Шмуклер
105 отзывов, 298 оценок, рейтинг 216
26 декабря 2021

Почувствуйте разницу

Вопрос на засыпку
Часто вспоминается — когда-то Пётр Вайль написал очень яркую рецензию на фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь других», показывающий ГДР перед объединением Германии и работу Штази, которую назвал «Жизнь своих». В его рецензии центральный вопрос: «Главное: почему такой, подобный, фильм не снят в России?»

Режиссёр фильма Адам Маккей — автор 25 кинофильмов, начавший карьеру как автор вечерней телевизионной программы «Субботним вечером в прямом эфире». Большая часть сюжета фильма «Не смотрите наверх» (на мой взгляд, неуклюжий перевод, лучше было бы «Не смотрите вверх»), строится вокруг телевидения, в особенности вымышленного ток-шоу «The Daily Rip» (что-то вроде «Ежедневная встряска» с множеством дополнительных смыслов, вплоть до "порки"), в этом можно усмотреть обращение к лично знакомому, с чем автор свёл не все счёты.

Стилистика

соответствует обстоятельствам премьеры фильма, прошедшей online на Netflix 24 декабря 2021 года, — фильм смонтирован как интернет-видео. На экране появляются лайки и скриншоты комментариев «промежуточных зрителей», кадры из телешоу, в котором участвуют персонажи, монтируются с кадрами, показывающими их «в жизни» прямыми склейками. так что зритель оказывается отделён от них то одним, то «двумя» экранами, когда видит то, что видит на своём экране «промежуточный» зритель. Объявленный жанр — «научно-фантастическая комедия в жанре политической сатиры». Интонации фильма большую часть времени комедийные, что с какого-то момента становится почти невыносимым, когда понимаешь, что по сути это трагедия.

Актёрские работы

заслуживают отдельного обсуждения.

Леонардо Ди Каприо — один из двух главных протагонистов, то бишь положительных Главных Героев. Невротик и скорее слабак. Перед выступлениями его трясёт. В ходе развития событий успевает совершить пару-тройку предательств, чудесным образом продолжая вызывать симпатию, как раз слабостью. Быть может, это одна из лучших его ролей.

Мерил Стрип — редкостную сволочь сыграла в «Дьявол носит Prada», но там она истинный Диавол, «Железная леди», — властная, волевая, хитрая, страшная. Здесь она идёт дальше, воплощая отвратительную идиотку, что подчеркивает сходство фильма с «Идиократией».

Кейт Бланшетт и Тайлер Перри — ведущие утреннего ток-шоу. Персонажи мерзки, актёрские работы - чертовски хороши. У Перри меньше реплик и экранного времени чем у Бланшетт, но он успевает предстать образцовым уродом, который мыслит и говорит теле-штампами, эмпатии лишён чуть более чем полностью.

Дженнифер Лоуренс — начала карьеру в 2006 году, по возрасту достаточно юна, но успела сыграть во множестве блокбастеров, включая «Голодные игры», «Люди Икс» Здесь она исполняет роль главной протагонистки (женская часть составного хорошего ГГ). Её актёрская игра здесь наименее комедийная.

Тимоти Шаламе — исполняет роль, прямо противоположную его роли в прекрасном, но почти не достигшем своего зрителя фильме Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке». Там он играл скучающего «Онегина», отпрыска родителей мультимиллионеров, который не знает - чего ему хотеть. Здесь он — искренний, добрый «парень из подворотни», пожалуй, что довольно идеализированный персонаж, но с общим стилем фильма сочетается вполне хорошо. В любом случае показывает его актёрский универсализм, - при всей выдуманности персонажа, он у него получился достоверным, то есть вызывающим сочувствие.

Майк Райлэнс — британский актёр, в первую очередь театральный. В кино больше всего премий получил за роль советского разведчика Рудольфа Абеля в фильме «Шпионский мост». Здесь играет главного антагониста, то бишь злодея. И делает его потрясающе отталкивающим, с чертами множества проповедников из США. Да, - харАктерный персонаж, но очень сильно исполненный, - только не бросайте в экран тяжёлым.

Гендерный и цветовой баланс

Актёры подобраны настолько идеально соответствующими требованиям новой культуры, что в этом начинаешь подозревать некое издевательство. Президент США - белая женщина, её роль исполняет Мерил Стрип. Два главных героя, — мужчина и женщина, кстати, — странно, что они одного цвета. Ведущие ток-шоу, — мужчина и женщина, — как и положено — разных цветов. Хотя формально второстепенный, но, быть может, — самый положительный, самый цельный персонаж, — полувоенный-полуучёный, конечно же афроамериканец. Главный антагонист — белее не бывает. Нарушением "цветовой гармонии" можно считать то, что компания хороших персонажей, вместе встречающих конец фильма, - одноцветная.

Женщины в фильме лучше или хуже, но в целом сильнее характерами чем мужчины. Фактически - два главных злодея разнополы, как и два главных хороших.

Подсказка

Центральные персонажи только что сообщили в эфире утреннего шоу нечто совершенно ужасное, на что ведущие отреагировали весёлыми шутками. На вопрос - понимают ли они, что только что было сказано? - ведущая этой самой «Ежедневной» - то ли «Встряски», то ли «Обдиралова», то ли «Нарезки» (Кейт Бланшетт) говорит: «Вообще-то мы здесь занимаемся тем, что преподносим плохие новости легко! — Да, уменьшается потребление лекарств.» Мне показалось, что это самоописание фильма, хотя «лёгкими» можно назвать разве что часть закадровых мелодий и отчасти комедийную актёрскую стилистику.

Что это было?

Похоже на вопль ужаса и отчаяния, но в комедийной форме. Есть два фильма, похожих стилистически и интонационно — «Плутовство» и «Идиократия». Неслучайно, семь лет назад, когда я писал об «Идиократии», я вспомнил тот же самый вопрос Петра Вайля, — «Почему такой фильм не сняли у нас», - про оба этих фильма уместно его задать. Все эти фильмы смотреть тяжело, потому что актёрские работы прекрасны, тогда как поведение персонажей заставляет испытывать за них постоянную и тяжёлую неловкость, почти как в фильмах Вуди Аллена. Да, очевидно, что черты, часто встречающиеся у жителей США в этом фильме карикатуризованы, то есть несколько преувеличены, но талантливо. Ужас Маккея — искренний или талантливо переданный, сродни ужасу самых прозорливых россиян, когда президентом страны впервые избрали чекиста, — когда они поняли, что до следующих настоящих выборов могут и не дожить. Некоторые тогда точно также как главные герои «Не смотрите вверх» пытались достучаться до окружающих, но те предпочитали не смотреть вверх, а только под ноги. В финале фильма зрителя ожидает жанровый скачок в духе «Облачного атласа» .

Ответ на вопрос

заданный в начале, в том, что жители США тем более критично относятся к происходящему вокруг, чем более ощущают себя причастными к этим большим процессам, далеко за пределами их личных маленьких забот. Не только пассивно причастными, но ответственными за изменения, так как имеют возможность влиять на эти большие процессы своими голосами, своими поступками, широковещательными высказываниями, такими как этот фильм и те,что вспоминаются рядом с ним. В России созвучные культурно-социальные высказывания появляются на экранах фестивального кино, только на само деле не в России, а где-нибудь в Эстонии. Ничего даже близко подобного «Не гляди вверх» в российском прокатном кино не появилось чуть ли не за весь XXI век. Впрочем, фильмы Звягинцева пытались стать мощными картинами о "настоящем настоящем", да ещё вот «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», но по-моему, если это попытки до кого-то достучаться, то неудачные, а случае Кончаловсого, — цель скорее была успокоить, чем растормошить.

3
1
10
Yulia Fun run
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
2 января 2022

Современная действительность приправленная щепоткой сатиры. Жиза как есть.

1
0
10
Hiponic Gkvfo
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
29 декабря 2021
Свет в наших сердцах и душах

Суровая реальность без прикрас. Те кто проснулся многое понимают

2
1
6
сергей коновалов
1020 отзывов, 1319 оценок, рейтинг 669
7 декабря 2023
Слишком своеобразная политическая сатира с хорошими актёрами

Кино о том, как мы запросто профукали планету, на которой живём (хэппиэнда тут нет) , хотя у нас всё было для того, чтобы не допустить этого - довольно специфический жанр. Жёсткий стёб над тупыми американскими политиками, которым собственные рейтинги важнее спасательных миссий - ну не знаю, не каждому такое зайдёт.

0
0

Подборки Афиши
Все