Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.6

Фильм
Мама, я дома

Россия, 2021Смотреть в
Реклама
Новая работа выпускника сокуровской школы Владимира Битокова, рифмующаяся с «Гостем» Адама Уингарда

Нальчик, Кабардино-Балкария. У водительницы автобуса Антонины Петровны (неузнаваемая Ксения Раппопорт) сын погибает в Сирии. Поскольку он служил в составе ЧВК, то его представитель пытается откупиться от женщины полумиллионом рублей, а когда она начинает упорствовать, заявляя, что ее ребенок все еще жив, тот говорит: «Следствие закончено, забудьте». Но Антонина не хочет забывать, поэтому идет в армию, полицию, пишет заявление в прокуратуру, но везде ей говорят, что частная военная компания — это теневая, неподведомственная никому структура, и все, что было в Сирии, остается в Сирии. Местная власть в лице мечтающего перебраться в столицу молодого чиновника (Александр Горчилин) тоже не в восторге от активности безутешной матери, поэтому приказывает ее прессануть. Но даже это не останавливает Антонину, пока… Дуб — дерево, роза — цветок, а операторка «Мама, я дома» Ксения Середа — кинематографистка мирового уровня. Даже по ее меркам картина снята достаточно лихо. Это живое, максимально тактильное кино, которое, кажется, можно пощупать руками. Камера, как прицепленная, следует за героиней Раппопорт, которая тут, в свою очередь, тоже творит что-то невероятное (особенно под песню «Весело и грустно» Ic3Peak и Хаски). Как и героиня Николь Кидман в боевике «Время возмездия», Антонина не человек, а сгусток неукротимой энергии, бескомпромиссная, не идущая на переговоры личность, античная Медея, даром что история, которая с ней случилась, не уступает трагедии Еврипида. Все дело в том, что фильм Владимира Битокова — воспитанника нальчиковской «Мастерской Александра Сокурова», выпускниками которой также являются Кантемир Балагов, Кира Коваленко и Александр Золотухин, — начинается совершенно в духе «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури». Потерявшая ребенка женщина пытается добиться справедливости, пытливо, на манер Фрэнсис МакДорманд, задавая каждому силовику вопрос: «Как же так вышло, гражданин начальник?» Это длится где-то час, и за этим неизменно увлекательно наблюдать, ведь чем дальше, тем сильнее накаляется обстановка, потому что Битоков только и делает, что с первых же минут обостряет конфликт. А затем в фильме происходит сюжетный твист, сравнимый с советским детективом «Ловушка для одинокого мужчины» по пьесе Робера Тома или же с уингардовским «Гостем». На пороге квартиры Антонины (небольшой спойлер) появляется даже не сослуживец ее сына, а бритый налысо военный (Юрий Борисов), утверждающий, что он и есть ее погибший сын Женя. Так ли это? И если это так, то насколько вменяема героиня Раппопорт? С этого момента картина ступает на зыбкую почву конспирологического триллера. Мы уже ни в чем не можем быть уверены, как и заглавная героиня, — и этот момент, когда у тебя выбивают почву из-под ног, самый ценный в фильме. Но и после, когда все становится на свои места, картину Битокову все равно интересно смотреть. Вообще, отчетливо видно, как вырос режиссер, до этого топорно препарировавший токсичную маскулинность в «Глубоких реках». И то ли дело в сценарии (на сей раз он работал с текстом дебютантки Марии Изюмовой), то ли в продюсере (им выступил Александр Роднянский), но вторая работа начинающего постановщика выглядит просто на порядок круче.

Драма
18+
Владимир Битоков
сентябрь 2021
1 час 44 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Владимира Битокова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

6
Егор Беликов
23 отзыва, 282 оценки, рейтинг 197
7 января 2022
«Гость» + «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Это всего лишь вторая полнометражная работа постановщика Владимира Битокова, выпускника сокуровского режиссерского курса (три года назад на «Кинотавре» показали его преувеличенно маскулинные «Глубокие реки» про братьев-лесорубов). Если в «Капитане Волконогове» получился масштабный разговор, по сути, со своей же нацией, то здесь страна приносит на суд мировой общественности донос на саму себя. Это кино о войнах нового поколения, в которых Россия принимает участие посредством запрещенных на территории страны частных военных компаний (но, как говорится, если очень хочется, то ЧВК все-таки можно). И о том, как эти самые войны воспринимаются изнутри страны.

Ксения Раппопорт — безусловно, талантливая актриса, но трудно понять, почему именно она играет водительницу автобуса в отдаленном поселке, местную фем-икону Тоню из отдаленного кавказского поселка (шутка ли, единственная женщина в депо). Всю первую половину фильма она с большим трудом вписывается в местный сюжет. Однажды протагонистке сообщают, что где‑то около реки Евфрат в Сирии погиб ее сын, который как раз записался в ЧВК. Матери выдают негосударственные посмертные медали и шмат страховых выплат в полиэтилене, но Тоня не верит словам сумрачного вербовщика. Она начинает разыскивать своего сына, от которого даже останков никаких не осталось. При этом давит всеми силами на местные власти, которые и так вряд ли бы ей помогли, а тут обезумевшая от горя женщина еще и заявляется к ним тогда, когда к ним должны скоро нагрянуть высокопоставленные гости из Москвы.

Так вот, вплоть до появления того самого внезапного гостя в исполнении Юры Борисова, о котором предупреждают еще в названии, «Мама, я дома» кажется третьестепенным якобы сатирическим фильмом. Неуместным кажется комедийный пролог о жизни кавказской высокопоставленной бюрократии в духе «Последнего министра» или «Домашнего ареста», где важнейшую роль играет Александр Горчилин в кургузом пиджаке. Дальнейшие попытки сделать передраматизацию при помощи продолжительной сцены танца Раппопорт под песню «Весело и грустно» группы Ic3Peak и Хаски выглядят нарочито — считай, прямым текстом нам разжевывают внутреннее эмоциональное состояние героини.

Но затем появляется Борисов, и благодаря именно этому актеру-спасителю в не самой главной роли удается превратить эту картину в притчу о внезапном сближении душ в самых невероятных для этого обстоятельствах — хотя, казалось бы, уже нечего в данном фильме было спасать. И такое бывает — один актер спас все российское кино в Венеции от забвения. Еще в фильме красиво сгорает автобус пазик, но это скорее увлекательная и дорогая сердцу каждого русского зрителя интермедия.

1
0

Подборки Афиши
Все