Фильм

Фильм Цензор

Censor, Великобритания, 2021
Цензор – афиша
1/6

Подсмотренный у Дэвида Линча британский хоррор

Скромный, но любопытный британский хоррор. В угрюмые тэтчеровские 1980-е застегнутая на все пуговицы молодая женщина (ирландка Нив Алгар из «Воспитанных волками») работает цензором дешевых и кровавых страшилок, набравших полуподпольную популярность с распространением видеомагнитофонов. И однажды эти фильмы сливаются с ее собственным хоррором: в детстве при туманных обстоятельствах она потеряла в лесу младшую сестру. Сюрреалистическая зарисовка на историческом материале так называемых video nasties. Как многие дебютанты в жанре страшных галлюцинаций, Прано Бейли-Бонд, кажется, слишком усердно смотрела Линча, а с другой стороны — что еще смотреть. Фильм выиграл бы, если бы авторы чуть больше подумали об интриге и чуть меньше об атмосфере, но и так получилось совсем неплохо.

СтранаВеликобритания
ЖанрыУжасы
Продолжительность1 час 24 минуты
Дата выхода28 января 2021
Дата выхода в России22 июля 2021
Возрастное ограничение18+
Самые ожидаемые события
Рецензия «Афиши» на фильм «Цензор»
7Одобрено культом

Энед — ответственный цензор в Британии где‑то середины 1980-х. На вердикт к ней попадают исключительно дешевые слешеры и на быструю руку собранные хорроры, ставящие своей целью в первую очередь шокировать зрителя. Девушка по-британски строга и щепетильна в деталях: ее действительно волнует, чтобы сцена декапитации или расчленения с шуруповертами не нарушала сценарную целостность. Уже на моменте, когда Энед ухмыляется на замечание коллеги, мол, кому нужен сюжет в этих ужастиках, хочется искренне полюбить это кино.

Пусть за глаза Энед и называют обладательницей титула «мисс совершенство», но ей важно достигать чувства хорошо проделанной работы и ощущения некоторой миссии: она не просто смотрит фильмы, а защищает людей. Но даже у лучших бывают промахи: криминальные сводки принесли новость о мужчине, который убил свою жену, а потом съел ее лицо. Убийство быстро связали с новинкой «Безумец», отцензурированной именно Энед и пущенной, соответственно, в тираж. Ну и пошло — травля цензоров, нападки со стороны журналистов и анонимные звонки; замельтешили заголовки о том, что жутики нужно запретить, а Маргарет Тэтчер со всех экранов повестке, безусловно, вторит; Энед потихоньку сходит с ума.

«Цензор» — сердечная открытка любителям олдскульных копеечных картин категории «Б» с простой моралью, прямым исполнением, эффектными решениями и порой (особенно в отношении времен цензуры) социальной фигой в кармане. Прано Бейли-Бонд скучает по эпохе видеосалонов и навсегда утерянной культуре потребления: кассетам из‑под полы и полулегальному кинематографу с его режиссерами-затворниками, от которых остался лишь миф, и похотливыми продюсерами, поломавшими карьеры многих актрис. Как раз много отжившего продюсерского лоска несет в себе достопочтенный артист Майкл Смайли в цветастом галстуке, оказавшийся, как всегда, к месту. С такими людьми у Прано явно особые счеты, но о подробностях сцены расправы со Смайли лучше умолчать.

Идеологически «Цензор» легко сличить со «Студией звукозаписи „Бербериан“» Питера Стрикланда — такому же компактному британскому фильму в фильме о том, как кино может довести до ручки и как запросто провалиться в персональный триллер. Герои лент, кажется, намеренно представлены сугубо через прикладные ремесла индустрии (в «Студии» Тоби Джонс занимался звуковой инженерией итальянского джалло), во многом потому с задних рядов иногда видно куда больше.

Но очевидно, что Бейли-Бонд больше нравятся сравнения с теми вещами, которым она выражает низкий поклон: тут и отсылки к «Я плюю на ваши могилы», и забавные комментарии насчет «Ада каннибалов», и подмигивание «Убийце с дрелью» Абеля Феррары. Причем дебют подражает тогдашним слешерам и в плане съемки, сужаясь в финале до крохотного квадрата. По старой традиции Бейли-Бонд нашла место и для собственного камео — внимание — «окровавленной женщины в отвергнутом грязном видео».

«Цензор» — сердечная открытка любителям олдскульных копеечных картин категории «Б» с простой моралью, прямым исполнением, эффектными решениями и порой (особенно в отношении времен цензуры) социальной фигой в кармане. Прано Бейли-Бонд скучает по эпохе видеосалонов и навсегда утерянной культуре потребления: кассетам из‑под полы и полулегальному кинематографу с его режиссерами-затворниками, от которых остался лишь миф, и похотливыми продюсерами, поломавшими карьеры многих актрис. Как раз много отжившего продюсерского лоска несет в себе достопочтенный артист Майкл Смайли в цветастом галстуке, оказавшийся, как всегда, к месту. С такими людьми у Прано явно особые счеты, но о подробностях сцены расправы со Смайли лучше умолчать.

Идеологически «Цензор» легко сличить со «Студией звукозаписи „Бербериан“» Питера Стрикланда — такому же компактному британскому фильму в фильме о том, как кино может довести до ручки и как запросто провалиться в персональный триллер. Герои лент, кажется, намеренно представлены сугубо через прикладные ремесла индустрии (в «Студии» Тоби Джонс занимался звуковой инженерией итальянского джалло), во многом потому с задних рядов иногда видно куда больше.

Но очевидно, что Бейли-Бонд больше нравятся сравнения с теми вещами, которым она выражает низкий поклон: тут и отсылки к «Я плюю на ваши могилы», и забавные комментарии насчет «Ада каннибалов», и подмигивание «Убийце с дрелью» Абеля Феррары. Причем дебют подражает тогдашним слешерам и в плане съемки, сужаясь в финале до крохотного квадрата. По старой традиции Бейли-Бонд нашла место и для собственного камео — внимание — «окровавленной женщины в отвергнутом грязном видео».

Вдобавок у «Цензора» примечательный состав продюсеров, почти полностью состоящий из женщин; но отметим все-таки Анта Тимпсона — постановщика «Иди к папочке» с Элайджей Вудом в роли хайпбиста. Человек во многом ответственен за появление в середине десятых добротной волны новозеландского жанра со ставкой на чернушные приколы: «Смертельный оргазм», «Турбопацан», «Привязанные к дому», «Сальный душитель» — его портфолио. Ну а «Цензор» некоторые критики уже вовсю складывают в изящный ряд нового женского ужаса, например, с тем же «Амулетом» Ромолы Гарай.

Что же касается цензуры — существуют свидетельства, что кино у Бейли-Бонд немного расходится с действительностью, так как мимо Британского совета по классификации проходило много дистрибьюторов «видеогадостей», научившихся пользоваться лазейками в законопроекте, регулирующем прокат и продажу коммерческих видеозаписей. Как бы там ни было, не стоит забывать, что Соединенное Королевство — родина «Плетеного человека» и «Обличья сатаны». В сравнении, понятно, целомудренных работ, но тем не менее в свое время от них тоже пытались отгородиться. В этом смысле как‑то очертить ситуацию поможет масштабная хроника «Woodlands Dark and Days Bewitched: A History of Folk Horror», как раз опирающаяся на знаковые британские картины: «Великого инквизитора» Майкла Ривза и упомянутое «Обличье сатаны» Пирса Хаггарда с «Плетеным человеком» Робина Харди.

В любом случае у Бейли-Бонд получилась заметная лента и о цензуре, и о личных границах дозволенного: по идее особенно показательно «Цензор» должен прозвучать в наших краях, где три минуты любви и одно никем не замеченное слово могут стать серьезным поводом для дополнительной работы в монтажной.

9 августа 2021
8Интеллектуалам

«Цензор» - необычный фильм, возвращающий к жизни термин «магия кино». Для любителей Луиса Бунюэля, Дэвида Линча. Может и правда существует «катарсис мести за мужскую неадекватность» ?!

25 июля 2021
Тяжеловато
3Настоятельно не рекомендую идти зрителям которые хотят провести время на «чилле, расслабоне».

Не те клишированные ужасы, которые мы привыкли видеть. Тут зритель выходит из кинозала с реальным ужасом. Фильм над которым нужно подумать.

2 августа 2021
Все отзывы
Читайте также
Лучшие хорроры 2021 года
Лучшие хорроры 2021 года
Лучшие хорроры 2021 года
25 кинопремьер июля
25
кинопремьер июля
25 кинопремьер июля
20 захватывающих корейских дорам
20
захватывающих корейских дорам
20 захватывающих корейских дорам
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость