Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.7

Фильм
Кошмары

Come True, Канада, 2020Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
В этой лаборатории сегодня никто не уснет

У 18-летней Сары (Джулия Сара Стоун) — расстройство сна: она сбежала из дома, ночует на детской площадке и засыпает на уроках. Когда вечный недосып грозится перерасти в психоз, девушка обращается за помощью в институт по изучению сновидений — там как раз требуются добровольцы для одного эксперимента. И вот, несмотря на то что Сара впервые чувствует себя отдохнувшей, с ней и другими испытуемыми начинает твориться всякая чертовщина. Ученые темнят и уходят от вопросов, а руководитель группы (Лэндон Либуарон) начинает говорить правду только тогда, когда девушка хорошенько прижмет его к стенке. Из канадцев получаются отличные фантасты и хоррормейкеры (Джеймс Кэмерон, Дэвид Кроненберг, Винченцо Натали, Дени Вильнев), и начинающий режиссер, специалист по визуальным эффектам Энтони Скотт Бернс («Черные праздники», «Наш дом») неряшливо, но уверенно идет по их стопам. Неряшливо — потому что вместо конкретики предпочитает уходить в абстракцию и фантасмагорию. Бернс так старательно (в концовке уже в прямом смысле) напускает туману, что смысл фильма постоянно ускользает из пальцев, совсем как во сне, на зыбучие законы которого равняется драматургия картины. Это как бы «Коматозники», постепенно превращающиеся в «Воинов сна»: ученые отчаянно пытаются установить контакт то ли с Фредди Крюгером, то ли с восставшими из ада существами, наподобие сенобитов, но, как мы знаем, такие штуки обычно заканчиваются очень плохо. Есть шкатулки, которые не стоит открывать; не буди лихо, пока оно тихо. В фильме, кстати, неспроста фигурирует постер первого «Терминатора»: по легенде, фильм родился из ночного кошмара Кэмерона, в котором девушку преследовал человек с красным глазом. Кажется, что картина Бернса появилась на свет схожим образом. Чего не отнять у режиссера, так это умения создать неповторимую атмосферу. «Кошмары» — это морок, от которого невозможно очнуться, но грош цена была бы этому вайбу, если бы не звезда фильма — невероятная зумерка Джулия Сара Стоун («Под уличными фонарями»), от одного вида которой цепенеешь, вплоть до расщепляющего душу и сознание финала.

  • Кошмары – афиша
  • Кошмары – афиша
  • Кошмары – афиша
  • Кошмары – афиша
  • Кошмары – афиша
Фантастика, Ужасы
18+
Энтони Скотт Бернс
30 августа 2020
1 июля 2021
1 час 45 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Энтони Скотта Бернса

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Роман Неловкин
10 отзывов, 6 оценок, рейтинг 15
9 августа 2021
Клыки, сны и синти-поп

У Сары (Джулия Сара Стоун), очевидно, не все в порядке. Спать дома она, кажется, не может, поэтому ее ночи проходят под открытым небом на детской площадке. Но когда подросток закрывает глаза, ей снится забористая сиджиайная хтонь, составленная из суммы оттенков серого и черного.

Депривация сна по чистой случайности приводит девушку во внешне грозное здание в стиле брутализма — там платят двенадцать баксов просто за сон. Но есть ряд условий: тело требуется подключить к проводам и датчикам, а после сеанса молчаливые люди в белых халатах проведут опрос и что‑то суетно запишут в блокнотик. Также Сара вряд ли узнает, что по ту сторону мониторов на процесс взирает седовласый мужчина в невероятно больших очках, за которыми, разумеется, скрыто много тайн.

Это визуально незабываемое кино об устрашающей красоте сна. Потрясающий фильм ужасов о том, сколько неведомого, пугающего и одновременно удивительного кроется за сомкнутыми веками. В конце концов, это сбивающая с ног лента о, конечно же, пронзительной силе любви. Важно разобраться, на ком держится эта картина, ведь, как и в любом заметном произведении, тут уйма творческих, производственных и чисто человеческих удач.

Главная из достижений — Джулия Сара Стоун — актриса с поразительным лицом андрогина, от которого крайне сложно отвести взгляд: совсем не хочется вступать на дорожку оголтелых сравнений, но о величественности Тильды Суинтон вспоминается не в последнюю очередь. Стоун абсолютно феноменальна в своем хрупком обаянии: в ее переживания, конечно, веришь, но ловишь себя на мысли, что параметрические фигуры ее сновидений созданы явно не здешним сознанием.

Лэндон Либуарон (Джейк Джилленхол плюс Дэниел Рэдклифф, раз уж мы пустились в аналогии) — тихий гений с задротскими чарами (по описанию героини Джулии) и параноидальными замашками, интеллигентный любитель Филипа Дика, посторонний наблюдатель чужих кошмаров. Ну, и Кристофер Хетерингтон в непропорциональной роговой оправе, возглавляющий отряд молодых ученых-экспериментаторов, заглянувших в своей работе куда‑то туда, где еще никто толком не бывал.

Значимость проекта возрастает в разы, когда понимаешь, что картину сделал, по сути, один человек. Канадец Энтони Скотт Бернс в лучших традициях неутомимых формалистов — и режиссер, и сценарист, и оператор, и композитор (в амплуа Pilotpriest выпускает кинематографичное электродиско), и монтажер, и даже лидер команды, отвечающий за всю местную графику. Бернс, помимо того, что представил внешне эффектную и запутанную как видение ленту, судя по всему, что‑то знает о материи снов. Он точно будет ответствен за их производные у каждого зрителя, осмелившегося на сеанс «Кошмаров» ближе к полуночи.

А вот в ряду продюсеров затесался любимый многими Винченцо Натали: доподлинно известно, что он тоже канадец, а с Бернсом они десять лет назад поставили неплохой сериал «Даркнет». Структурно больше хоррор-антология, чем типичное телевизионное шоу, такое откровенное хулиганство за издательские деньги — дух времени, запах нулевых и уютный реквием по недалекому прошлому. Причем что там, что в «Кошмарах» выстроен очень узнаваемый клаустрофобный ужас Натали.

Да что там Натали — в принципе мало какой фильм заставляет дергаться от каждого сокращения глаз спящих на экране людей: «Кошмары» лишний раз подчеркивают, сколько потенциальной угрозы может таить сон. У Бернса есть напряжение, его хоть черпай ложкой, есть впечатляющий флер таинственности, его хоть ощупывай руками.

Режиссер словно заряжен одержимостью экспериментов, выходящих за рамки этики: найти нечто иррациональное, попытаться его понять, обуздать и подчинить алгоритмам. Бернс хоть и мутит воду, добавляя отсылки то к Филипу Дику (строго говоря, сцена в библиотеке — как раз самый слабый момент за все два часа, будто на минуту возник призрак Кристофера Нолана), то к настольному фрейдизму и юнгианству (главы с напыщенными названиями типа «Анима и анимус»), но при этом подчиняется современным хоррормейкерским инстинктам: порой не нужно ничего расшифровывать, достаточно просто прожить и прочувствовать. Пожалуй, это его основной месседж.

«Кошмары» буквально кишат целой россыпью вариантов для интерпретации: недостатка в оптике, удобной для любого восприятия, нет, только успевай следить за броскими финалами, накладывающимися один на другой. Несмотря на то, что это довольно трансцендентное кино, оно не лишено и чуткости, даже трогательности: в итоге здесь есть, в общем-то, все базовые эмоции, которые способен донести киноязык.

На удивление, у Бернса есть что ответить и «Драйву» Николаса Рефна — казалось бы, хитовому фильму про любовь и синти-поп. Но буквально одной интерлюдией с демонстрацией чужого сна (есть ли вообще что‑то интимнее, чем возможность видеть посторонние сны?) «Кошмары» вчистую убирают и медвежье смущение Гослинга, и даже нетленку Kavinsky. Из грозного минимал-синта Electric Youth постепенно вырастает распевный ретровейв — переход охватывает сцену поразительной откровенности. В кадре зарождается трепетное чувство — наблюдать за ним без слез не представляется возможным. И следом еще момент, когда эти же пылающие сердца сольются в близости: в дико возбуждающем и настолько же жутком эпизоде, где не обойдется без постороннего третьего.

«Кошмары» дарят поистине редкий сантимент: за всем стилем, мыслью, ощутимой болью и аналоговыми телевизорами отыскивается нежная эмоция, а строгая фантастика отбрасывает весь неотразимый концепт и мутирует в гуманитарную с чувствами нараспашку. По меньшей мере Бернс выдерживает уровень «Весны» Бенсона и Мурхеда, где также за биркой ужасов скрывался ромком на века. И действительно — кому какое дело до всей нердовской зауми, до фиолетовых неонов и мотивации, спрятанной за очками старца, если в обход сюжета разворачивается душераздирающее зрелище: две невинные души нашли дорогу друг к другу — и обнаружилась чистая страсть. Или это все было красивым сном?

1
0

Отзывы

6
Егор Шувалов
19 отзывов, 20 оценок, рейтинг -1
23 апреля 2022
Эта ледяная синева

Благодаря изобретению молодого учёного (Лэндон Либуарон) сны теперь можно визуализировать и записывать на плёнку. Девушка Сара (Джулия Сара Стоун) становится участницей эксперимента по исследованию сновидений, влюбляется в учёного и морочит и себе, и ему голову — во всех смыслах.
Давайте сразу разберёмся с техническим аспектом: это очень красиво снято. Сонный пригород с частными домами и детскими площадками, жуткие лабиринты научно-исследовательского института, непроглядная чащоба леса и промозглая забегаловка ранним утром — зритель будто не пялится в экран, а сам оказывается в этих местах. На людей, впрочем, смотреть тоже исключительно приятно, Стоун так вообще красавица, достойная самого пристального взгляда камеры. Согласно титрам, Энтони Скотт Бёрнс выступил в роли режиссёра, сценариста, оператора, монтажёра и композитора. Это настоящий кинематографический подвиг: но если по части режиссуры, монтажа и операторской работы нет никаких вопросов, а музыка хорошо слушалась во время фильма, но вряд ли к ней хочется возвращаться (что-то вроде успокаивающих мелодий для засыпания, естественно, сменяющихся тревожными мотивами), то сценарий подкачал. Засмотревшись на Джулию Сару Стоун (прекрасно понимаем), Бёрнс, видимо, решил, что красивой актрисы вполне достаточно для хоррора, и прогадал: сцены страшных снов, на которых всё-таки поначалу напрягаешься, заканчиваются ничем. Вместо ужаса повседневного (вспомните свои ночные кошмары, в которых действуют ваши близкие в знакомых местах) сны героев картины выглядят как какие-то абстрактные двери, лестницы, фигуры, и надо быть Дэвидом Линчем, чтобы напугать подобным. Один раз я всё же вздрогнул, но то — исключение, подтверждающее правило: фильм совершенно не страшный, скорее жутковатый, что, согласитесь, звучит как упрёк. Чем пугать, Бёрнсу гораздо интереснее оставлять пасхалки для своих: доктор по фамилии Майер, постер с "Терминатором", Филип Дик и "Рокки Хоррор"... Безудержным потоком отсылок на всё подряд "Кошмары" напоминают отечественный "Аутло", снятый в тех же неоновых цветах и с оглядкой на того же Николаса Виндинга Рефна. Но там, где Ксения Ратушная (режиссёрка "Аутло") строила собственную трэш-вселенную с трансгендерами в СССР и гопниками-гомосексуалами, Энтони Скотт Бёрнс пытается, что называется, вывозить на серьёзных щах, прикрываясь психоанализом Карла Густава Юнга. Получается безжизненно: все эти анимы и анимусы добавлены, кажется, для галочки, а Тень, согласно фильму, главный людской ночной кошмар, вышла весьма безликой (ха-ха). Зато что действительно у Бёрнса отлично получилось, так это постельные сцены — не Гаспар Ноэ, конечно, но тем не менее. Вот куда надо было уводить: не в тягомотный недо-хоррор, но в эротический триллер, где благопристойным людям видятся омерзительные им самим сны. У Юнга, помнится, был учитель по фамилии Фрейд: он-то точно в этом смыслил.

0
0
9
Типичный критик
456 отзывов, 457 оценок, рейтинг 624
4 июля 2021

Сладких снов

18-летняя Сара убежала из дома и теперь ночует под открытым небом на детской площадке. Каждую ночь ей снятся странные пугающие образы, поэтому когда девушка видит объявление института изучения сна о наборе добровольцев, она хватается за этувозможность. Тела испытуемых облепляют датчиками, и после первой ночи Сара чувствует себя отдохнувшей, но когда исследователи показывают ей смутно узнаваемые чёрно-белые снимки, у девушки начинается приступ.
Саре снятся сны про мрачные закоулки "как в Сайлент-Хилл" и про странного монстра - демона-атлета, который как Фредди Крюгер приходит во снах. Эпизоды снов походят на компьютерные игры с демонами. Сара пытается скрыться от родителей, спит на занятиях в школе и сбегает из дома. Неожиданно, она узнаёт про курс лечения сна Ничего не нужно делать - просто спать под проводами. Среди сотрудников она знакомится с новым знакомым, который также страдает от странных снов. Вместе, они пытаются понять своё самосознание.
"Кошмары" - фильм ужасов режиссёра Энтони Скотта Бёрнса. Камерный и тихий триллер, с главами: «Персона», «Анима и Анимус», «Тень». Главная актриса фильма, которая полностью "тащит" на себе это "странное" (отсылки к Юнгу), закрученное, не до конца понятное, но тем не менее эстетское зрелище - Джулия Сара Стоун. Сны здесь могут материализоваться. И даже самые страшные. Кошмары во сне здесь доходят до лунатизма. Искрометный финал здесь впечатляет, расставляет всё по местам и тем не менее заставляет усомниться во всём происходящем.

0
0
10
Kirill Kharitonov
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
15 мая 2021

Классное кино. Глубокая атмосфера, все круто, супер пупер музыка

0
0

Подборки Афиши
Все