Москва
7.3

Фильм
Мавританец

The Mauritanian, Великобритания, США, 2021Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Узник Гуантанамо рассказывает свою историю

Фильм основан на реальной истории Мохамеду Ульд Салахи из Мавритании. Бывший боец мухаджидов-антикоммунистов в Афганистане в 1990-х годах был схвачен и передан властям США после 11 сентября (с разрешения правительства Мавритании) и содержался в Гуантанамо без предъявления обвинений и суда в течение 14 лет (с 2002 по 2016 год). Он был освобожден, когда государство, наконец, признало его свидетельства бесполезными, так как они были получены под пытками. Фильм Кевин МакДональда снят по сценарию Майкла Броннера, Рори Хейнса и Сохраба Ноширвани, написанного по книге самого Салахи «Дневник Гуантанамо», опубликованной в 2015 году, когда он еще находился в тюрьме: страницы рукописи регулярно передавались его адвокату Нэнси Холландер. Франко-алжирская звезда Тахар Рахим играет Салахи; также в фильме снялись Джоди Фостер и Шейлин Вудли. Бенедикт Камбербатч играет военного прокурора, подполковника Стюарта Коуча, который очень увлечен идеей смертной казни.

  • Мавританец – афиша
  • Мавританец – афиша
  • Мавританец – афиша
  • Мавританец – афиша
  • Мавританец – афиша
Триллер
18+
Кевин МакДональд
18 февраля 2021
18 февраля 2021
2 часа 9 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Кевина МакДональда

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Максим Сухагузов
60 отзывов, 386 оценок, рейтинг 633
6 мая 2021
Террорист № 760

Мохаммед ульд Слахи (Тахар Рахим) — нарядный и веселый гость на свадьбе в Мавритании. Он учился в Германии и работал за границей, а теперь приехал погулять на родном побережье. В следующий раз Слахи увидит океан только через дырку в решетке по другую сторону Атлантики, в тюрьме Гуантанамо на Кубе: прямо во время праздника его задержит и увезет в неизвестном направлении мавританская полиция с очевидным посылом сдать его американцам по подозрению в организации нью-йоркских терактов 2001 года, которые произошли всего два месяца назад. Парень успеет удалить все контакты в телефоне и обнять мать, а дальше бесследно пропадет на три года, пока не обнаружится в самом секретном американском лагере для пыток — в объятиях американского правосудия, которое будут олицетворять военный прокурор Стюарт Коуч (Бенедикт Камбербатч) и звезда адвокатуры Нэнси Холландер (Джоди Фостер) вместе с молодой помощницей Тери (Шейлин Вудли).

Джоди Фостер 30 лет назад в «Молчании ягнят» уже заглядывала в неморгающие глаза самого страшного преступника за решеткой, да и Тахару Рахиму не привыкать изображать узника — его прославила роль в феноменальной тюремной драме «Пророк». Однако здесь актеры играют полные противоположности своим прежним амплуа. Фостер без лишних расшаркиваний воплощает ходячую букву закона с красными губами (на этом оператор почему‑то делает особый акцент), произнося величавые фразы вроде: «Я защищаю не его, а верховенство права». Ее Холландер давно уже не заискивает перед клиентами, поскольку со времен Вьетнама сражается с властями, имея допуск к материалам по госбезопасности, и понимает, с чем имеет дело. Для заглядывания в рот у нее есть героиня Шейлин Вудли, которая как раз олицетворяет ту самую позабытую наивную молодость и оттеняет нынешнюю инкарнацию Фостер.

В 2005 году Холландер и Тери отправляются в Гуантанамо, выведенную за рамки юрисдикции, специально чтобы никто не узнал, что там творится, так же как и вся прошлая жизнь Слахи выведена за рамки прямолинейного повествования, чтобы зритель лишь в конце по обрывкам флешбэков сам все додумал. Провожая через долгие тюремные кордоны, нас вместе с героинями будто готовят к входу в клетку с тигром, способным разорвать любую женщину без хиджаба, но вместо этого их встречает обнимательный Тахар Рахим с тюремным номером 760. Он шутит про Чарли Шина, дружит с охранниками, знает несколько языков, готов общаться хоть с игуаной и подписывать все что угодно, так как другого выхода нет, сопротивляться бессмысленно, признания уже выбиты пытками (и ему светит смертная казнь).

Совсем иной взгляд на хлопающего глазами Слахи подшит к папке у властей, инициировавших программу по выбиванию показаний из всех предполагаемых участников теракта 11 сентября. В кадре порой мелькают имена и портреты Джорджа Буша-мл., Дональда Рамсфелда (про их вклад уже был фильм «Власть») и Барака Обамы, которому посвящен печальный финальный титр о дальнейшем удержании Слахи во время его президентства.

Вопросы к Мохаммеду действительно могли возникнуть: его свояк был духовным советником самого бен Ладена и звонил кузену чуть ли не со спутникового телефона террориста № 1, да и сам Слахи когда‑то был добровольцем «Аль-Каиды» (террористической организации, запрещенной в РФ) и даже предоставлял ночлег будущим координаторам теракта. Поначалу кажется, что авторы будут разыгрывать эту карту, чтобы зритель метался в догадках: перед нами несправедливо обвиненный или все-таки пойманный террорист? Но поскольку фильм снят по реальной истории, а судьба уже распорядилась так, как распорядилась, то быстро становится понятно, что авторы уже давно определились со своей позицией.

Режиссер Кевин МакДональд, начинавший как документалист и регулярно работающий на грани фикшена и реальных судеб («Уитни», «Последний король Шотландии»), решил не наполнять свой фильм излишними юридическими деталями и свел конфликт ко всем понятной борьбе животрепещущей правды и завуалированной лжи — свобода слова против бездушной системы. В кадре это противопоставление выражено через внятные канцелярские образы: рукописные мемуары Слахи, которые он с открытым сердцем пишет в тюрьме (из них потом родилась книга, ставшая бестселлером и источником для «Мавританца»), против засекреченных документов с полностью зацензуренными черной краской строками, за которыми скрываются сотни загубленных жизней.

Кажется, что за эти две противоборствующие стороны будут отвечать персонажи Фостер и Камбербатча, которые будто бы должны нависать над героем Рахима, словно ангел и демон, но все оказалось не совсем так. Герою Камбербатча даже выдали мотивацию отомстить Слахи, потому что в том разбившемся о башню самолете погиб его сослуживец, но персонаж двигается по иному пути, который опытный Камбербатч украшает бравой армейской походкой и забавным южным акцентом. Настоящее зло в фильме воплощает замечательная парочка детективов (Адам Ротенберг и Стивел Марк), которые появляются в двух важных флешбэках, — сцене допроса и эпизоде, наглядно демонстрирующем, как формируются ложные воспоминания и как события прошлого сливаются с событиями настоящего.

На самом деле нам рассказывают историю об объединяющей силе правды: адвокат и прокурор докапываются до секретных документов, а открывшаяся тайна преображает их так, словно им стали доступны священные скрижали, после которых они уже не могут стоять по разные стороны баррикад. Дело Слахи постепенно превращает героиню Фостер из стальной юристки в правозащитницу, которая уже апеллирует не к закону, а скорее к морали и некой киношной справедливости. Тахар Рахим недавно уже был Иудой в «Марии Магдалине», и ему не привыкать играть сакральную жертву, которой невозможно не сопереживать, поэтому новоиспеченному номинанту на «Золотой глобус» остается только выйти на финишную прямую и наотмашь выбить слезу из зрителя силой живого слова — заключительным монологом перед веб-камерой в сцене суда.

«Мавританец» МакДональда, наверное, держится на слишком очевидных прописных истинах, но с помощью правильной актерской подачи способен подарить все нужные эмоции, которые зрители привыкли получать от подобных судебных драм и фильмов-расследований. Ничего больше, но и не меньше.

В фильме герой Рахима не раз цитирует американское кино и вспоминает сериал «Закон и порядок», откуда впитал образ честных служителей закона, хотя сам рос в полицейском государстве, но он верил, что где‑то там существует справедливость. Так же и сам фильм наследует этой в чем‑то наивной, но старой доброй американской кинотрадиции веры в правосудие и в то, что, даже если система уже насквозь прогнила, в ней все равно отыщутся герои вроде Холландер и Коуча, в которых проникнет сила правды. Судя по финальным документальным кадрам, реальный Слахи (прототип оказался еще улыбчивее Тахара Рахима) продолжает восхищаться американской культурой, слушает Боба Марли, а значит, страна «Макдоналдса» уже больше не ассоциируется с пытками (в тюрьме мучители приносили ему бургеры в качестве вознаграждения за признания).

В одном из эпизодов фильма героиня Джоди Фостер, глядя на залив в Гуантанамо, мечтательно говорит, что когда‑то это место обязательно превратится в привычный туристический маршрут (там отличные волны для серфинга). И это звучит как прямое обращение в сегодняшний день, ведь, как сообщают финальные титры, злосчастную тюрьму так и не сумели закрыть. Практически одновременно с премьерой фильма реальный Мохаммед ульд Слахи написал открытое письмо новому президенту Байдену с призывом наконец-то окончательно решить вопрос с лагерем в Гуантанамо.

В этот момент российский зритель, которого слова Мохаммеда про врожденное недоверие к полиции и суду бьют в сердце с удвоенной силой дубинки, понимает, что до таких больших волн нам еще плыть и плыть, но другого выхода из этой кафкианской реальности, к сожалению, нет.

1
0

Отзывы

8
Erazer Erazer
102 отзыва, 173 оценки, рейтинг 517
19 февраля 2021
Смотреть на большом экране с Долби Атмос

Кинолента - очередная попытка достучаться до совести американцев и обратить внимание на проблему. Избиения, пытки водой и шумом, допросы переданы натурально и очень правдоподобно. Операторская работа в таких, особо шокирующих подробностях, видоизменяется. Очередной раз убедился в том, что европейская судебная система в разы гуманее, справедливее и серьёзнее отечественной.
Бороться за правду необходимо, а в случаях, связанных с расизмом, тем более. Образованность не только дает широкий кругозор, но и может способствовать спасению в тяжелейших ситуациях.

Особенно удивительно то, что заключённый не потратил внутреннего оптимизма, доверился представителям защиты и опасаясь за жизнь, предоставил подробности задержания. Судебному процессу уделено лишь 10 минут экранного времени, являются ключевыми в развязке истории, цепляют и трогают искренностью.

Остальные размышления в инстаграм @grinvey

7
0
9
Типичный критик
456 отзывов, 457 оценок, рейтинг 624
24 февраля 2021

В поисках правды

Реальная история заключенного в Гуантанамо, которого подозревали в совершении ужасного теракта, наконец, рассказана во всеуслышание. Не получивший официальных обвинений и возможности защиты в суде, Мохаммед Ульд Слахи провел в заключении более 6 лет. Только после этого он был удостоен права на адвокатов. Но и им в борьбе с правительственной машиной предстоит побороть личные сомнения. Ведь как можно быть до конца уверенными в невиновности заключенного?
2001 г. Мавритания. Спустя два месяца после теракта 11 сентября в Нью-Йорке местная полиция забирают из дома Мохаммеда Ульд Слахи.
Семья только спустя 3 года узнает что он в тюрьме Гуантанамо, но и это не точно. 2005 г. Адвокат Нэнси Холандер вместе с помощницей Тери Дункан
берётся за изначально "трудное дело" - оправдать Слахи. В качестве государственного обвинителя в суде приглашают полковника Стюарта Коуча. И Холандер и Коуч начинают знакомится с делом Слахи и их "моральные устои" постепенно претерпевают изменения. "Гуантанамо" - военно-морская база США с "особыми условиями" содержания. Перед нами проносится хроника жизни и событий, заключений, допросов и переездов Слахи, который выучил английский просто слушая охранников тюрьмы. "Я защищаю не его, а верховенство права!" - говорит о своей позиции Холандер. Особенно впечатляюще в фильме сцены с чтением секретных материалов которых десятки коробок, а также эпизоды "пыток" в тюрьме - где кажется все средства хороши, и невиновный человек может признать себя виновным.
«Мавританец» — фильм режиссёра Кевина Макдональда. Литературной основой сценария стали мемуары Мохаммеда Ульд Слахи «Дневник Гуантанамо». Фильм о государственной машине, которая "перемалывает" всё что становится у неё на пути. Традиционный байопик с понятной структурой - впечатляющая, и возможно даже - страшная судебная драма с великолепными актёрскими работами. Неординарная и сильная работа Тахара Рахима, также как и великолепные Джоди Фостер, Бенедикт Камбербэтч, Шейлин Вудли и неожиданный Закари Ливай в роли секретного разведчика - этот фильм может вам дать всё, и даже больше. Фильм становится рассказом о спасении человека нет от "судебной машины", а банально - от смерти в "застенках" с громким "хэви-металл". Вполне возможно, сам фильм можно было назвать словом - "Гуантанамо", потому что "бытоописания" данного объекта в фильме - много и подробно. Казнить нельзя помиловать. Где здесь ставить запятую - каждый решит для себя сам.

1
0
10
Юлия Боровая
0 отзывов, 0 оценок, рейтинг 1
21 февраля 2021

Если вы давно не смотрели фильмы про справедливость, погоню за правдой, ясность посыла режиссёра, выраженное через потрясающую игру актеров! В стиле настоящего американского кино. То фильм для вас! Фильм жестковатый, только лишь с одной целью - чтобы показать белое, надо рядом поставить чёрное. Восхищает, когда Америка снимает фильмы, выворачивающие наизнанку их же систему правосудия!! Фильмы крутой, особенно для борцов за правду в этом мире !

1
0
8
Игорь Петров
152 отзыва, 599 оценок, рейтинг 197
20 февраля 2021

Очень тяжёлый фильм, но вовсе не из-за каких-то там жестокостей на экране. Скорее наоборот: от осознания, что у нас (в случае чего), не будет даже той капли надежды на справедливость, которая есть у последнего из «них».

3
2
10
Нусрат Курбанов
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
20 февраля 2021

Очень сильный фильм, сюжетная линия 🔥 смело советую

10/10

1
0

Подборки Афиши
Все