Собравшегося домой, в Подольск, редактора газеты «Голос ЮАО» и не сильно удачливого музыканта по фамилии Фролов (Вадим Королев) на московском вокзале задерживают полицейские и доставляют в отделение. Там два офицера и женщина в погонах (Виктория Исакова) вместе с человеком из Мытищ (Евгений Кулик) постараются установить личность человека из Подольска — в том смысле, что он за личность такая? Для этого служители порядка, оказавшиеся утонченными, но строгими интеллектуалами, устроят Фролову допрос с пристрастием, во время которого градус абсурда будет только расти. Экранизация настоящего театрального хита сделана по всем лекалам Мартина МакДонаха: полицейская жестокость, гротеск, висельнический юмор, сверхколоритные персонажи. Режиссер Семен Серзин (по первой профессии вообще-то актер) старательно не замечает художественных ограничений пьесы, поэтому камера тут выписывает всякие занятные пируэты, а ближе к финалу нас ожидает еще и совершенно неожиданная, снятая одним кадром кровавая баня. Стоит признать, все это выглядит достаточно лихо и по-своему даже занимательно, но так вторично, что очевидное желание «Человека из Подольска» стать новой инкарнацией «Изображая жертву» даже не хочется комментировать. Это небесталанное, но какое-то дико устаревшее (художественно и морально) кино.
Драма |
16+ |
Семен Серзин |
26 ноября 2020 |
1 час 32 минуты |
«Человек из Подольска» — абсурдистское драмеди о том, какой на самом деле должна быть полиция и о том, каким не должен быть среднестатистический житель Подольска, Мытищ, Химок или любого другого города нашей необъятной Родины. Известная фраза Владимира Маяковского «моя милиция меня бережет» уже давно имеет иронический характер и даже переименование милиции в полицию в недавнем прошлом вряд ли смогло сильно изменить отношение рядового гражданина, как к этой фразе, так и к этому органу, занимающемуся охраной общественного порядка. С полицией лучше не сталкиваться. Даже с дорожной.
Вот и главный герой «Человека из Подольска», не пойми за что задержанный на вокзале, имеет четкие предубеждения против органов; ничего не понимает, нервничает, боится, хочет ясности и вообще забыть все свои злоключения, как страшный сон. Полицейские же в свою очередь ведут себя с ним, достаточно вежливо, но очень странно: задают непонятные вопросы о населении Подольска и о дате основания города. Дальше начинается полный сюр, прекрасно разыгранный квинтетом актеров: Вадиком Королёвым, Владимиром Майзингером, Ильёй Борисовым, Михаилом Касаповым и Викторией Исаковой.
Изначально «Человек из Подольска» был спектаклем, поставленным по пьесе Дмитрия Данилова, который шел на различных театральных подмостках, в том числе и под руководством театрального режиссера Семёна Серзина. Однако в фильме никакой театральщины (в плохом смысле этого слова) нет. Режиссёром фильма выступил, как раз-таки Серзин, для которого это стал кинодебют. Ему оказалось достаточно легко перенести героев спектакля на экран в доработанный Юлией Лукшиной сценарий, увеличить количество локаций и сделать, пусть и камерное, но всё же кинопроизведение, дополнив его отсылками к культовым «Забавным играм» Михаэля Ханеке.
«Человек из Подольска», как и следует из названия, в первую очередь все-таки о человеке, а не о полиции, о простом обывателе хрущевок или панелек, каждый день едущим на работу в переполненном вагоне метро, в электричке, в автобусе или как наш герой, на всем сразу. Полтора часа в одну сторону, полтора в другую, а рассказать, что интересного за окном или на худой конец, какого цвета стены в своём собственном подъезде, он не может. Потому что человек этот серый и унылый, ничем не интересующийся, ни на что не обращающий внимания. Безусловно, это гиперболизация, художественное предположение, однако не такое уж и ирреальное.
Эта картина затрагивает любопытную и вместе с тем противоречивую тему и о более зеленой траве, там, где нас нет, и о полуполном или полупустом стакане. Очевидно, что условный Париж прекраснее условного Подольска. Но сколько среди ваших знакомых, ставящих и Москву в один ряд с Подольском, когда заходит разговор о Париже? Может и правда, дело в нас с вами?! С другой стороны «Искать счастье там / Где плачут даже / Иконы страшных / Пятиэтажек», как пела Монеточка, тоже дикая крайность. Ведь истоптанная дорожка через дырку в заборе не может быть красивее ровной плитки и удобного перехода. Эстетика ебеней хороша для фотографирования, но не для жизни.
«Человек из Подольска» — современное российское кино, ищущее и себя и своего зрителя, использующее простой бытовой язык с понятными примерами и повторяющее слово «интересный» 100500 раз, хотя следуя заветам «Капитана Фантастика» — это мусорное, слишком абстрактное прилагательное, которое лучше заменять куда более яркими и конкретными эпитетами. Поэтому скажу так, «Человек из Подольска» — непричесанный, моментами неуютный, к сожалению, во многом правдивый, наводящий на размышления, увлекательный, смешной, грустный, хорошо снятый (оператором стал Даниил Фомичев), неоднозначный, смотрибельный, нужный и однозначно рекомендуемый к просмотру фильм!