Москва

Фильм
Думаю, как все закончить

I'm Thinking of Ending Things (2020, США), IMDb: 6.7

оценить
Режиссер:Чарли Кауфман
2 часа 14 минут
Дата выхода в мире
28 августа 2020

Запутанный триллер Чарли Кауфмана про вечное сияние мутного разума

Девушка (ее зовут то ли Люси, то ли Лючия, то ли Ивонна; ее играет восходящая звезда Джесси Бакли) хочет расстаться с парнем (его зовут Джейк, а играет его Джесси Племонс), но пока она думает, как все закончить, они едут по заснеженной дороге к его родителям — и это будет та еще поездочка! Новый метанарративный фильм режиссера и сценариста Чарли Кауфмана («Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Аномализа») — экранизация книги канадца Иэна Рида, откуда-то из конца девяностых — середины нулевых, когда майндфак-триллеры были в чести, а коронованными лидерами среди них числились «Шестое чувство» и «Малхолланд-драйв». Поскольку про такое кино принято говорить без спойлеров, но крайне многозначительно, скажем только то, что по духу оно близко к «Вечному сиянию чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем» (к которым Кауфман писал сценарии), а финальным твистом — к шокирующим развязкам М.Найта Шьямалана. Вообще, довольно символично, что в начале 2020-х годов Шьямалан снимает для Apple TV, а Кауфман — для Netflix. Подобное кино окончательно осело в стримингах, так же прочно, как «Думаю, как все закончить» оседает в голове. Впрочем, это вовсе не означает, что картина Кауфмана — шедевр. О ней интересно думать, ее любопытно обсуждать, но сам ее просмотр местами превращается в мучительный процесс. Все дело в том, что самый, кажется, умный кинематографист Голливуда превратился в самого нудного. У фильма многообещающее начало, классная середина и невероятно тоскливый финал. Возможно, Кауфману, как и его лирической героине, стоило лучше подумать, как все закончить.

Актеры

Режиссер фильма «Думаю, как все закончить»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1314
оценки: 937
рейтинг: 12241
8

Сюрреалистический хоррор Чарли Кауфмана о невозможности любви

Молодая женщина (Джесси Бакли) всего пару месяцев встречается с молодым мужчиной (Джесси Племонс), и уже чувствует, что ничего из этого не выйдет, но еще не решилась ему об этом сообщить. Вместо этого она соглашается поехать с ним на машине, несмотря на метель, знакомиться с его родителями (Дэвид Тьюлис и Тони Коллетт), которые живут на ферме у черта на рогах.

Вот Кристофер Нолан здорового человека: сдвиги во времени, смещение точек зрения, квантовая физика, тщетные попытки понять, что вообще происходит — и при этом все два часа у тебя ощущение, что с тобой беседуют, а не снимают скальп. Другой вопрос, что беседует, кажется, Ганнибал Лектер (даже мертвые ягнята имеются), и потом немного хочется повеситься. У Чарли Кауфмана только что вышел дебютный роман про кинокритика, что же касается «Закончить», это не оригинальный сценарий, а экранизация одноименной книги канадца Иэна Рэйда — уже интересно, учитывая, как непросто Кауфману, если верить ему самому, даются адаптации.

Героиню зовут то ли Люси, то ли Лючия, то ли и вовсе Эми, и она то ли студентка-физик, то ли официантка, а возможно, поэт или художник — версии по ходу все время меняются. У ее увальня-бойфренда хотя бы есть надежное имя Джейк, но к нему тоже чем дальше, тем больше вопросов. Фильм делится на три части: в первом акте герои едут к родителям, во втором — проводят вечер на ферме, и в третьем, самом длинном, едут, стало быть, обратно. Параллельно мы видим сценки из жизни старенького школьного уборщика, который печально драит коридоры.

Реальность трещит по швам — сперва почти неуловимо, потом все более решительно. Это может быть мимолетный взгляд прямо в камеру, или будто бы услышанная чужая мысль, или странно перепутанное слово — а могут быть действительно радикальные трансформации: вроде человека, внезапно постаревшего на пару десятилетий. Что за дела? И при чем тут уборщик? Разгадать этот ребус сильно раньше времени, в общем, не сложно (тем более, что есть знаменитые фильмы с похожим сюжетом), но там дальше открывается столько причудливых деталей и сплетений, что момент истины, собственно, не имеет особенного значения.

Это почти что хоррор — хотя подозрительный подвал в родительском доме имеет больше отношения к Фрейду, чем к Шьямалану (чей чудный «Визит» тут пару раз вспоминается). Поездка на машине превращается в мучительный опыт даже без помощи инфернальных хохотушек и прочей линчевщины, которая проявится позднее. Если бы закадровый голос героини сразу не сообщил, что они с Джейком встречаются, догадаться об этом было бы непросто: между предполагаемыми возлюбленными нет и намека на связь, и просто находиться с ними в машине — серьезное испытание для зрителя, которое Кауфман усложняет клаустрофобическим монтажом, метелью за окном и даже форматом кадра, почти квадратного.

Неловкие паузы, тяжелые взгляды, необъяснимые (до поры) перемены настроения, и весьма своеобразный выбор тем для разговора. Джек из породы поверхностно начитанных мужчин, тянущихся к энциклопедическим знаниям — по одной из версий, они познакомились во время барного «Что? Где? Когда?» — и не чуждых высокому. Он своим ровным скучным голосом цитирует Вордсворта, добрую минуту монотонно перечисляет любимые мюзиклы, пересказывает интересные (возможно) факты о Муссолини и замечает, что посмотрел слишком много кинофильмов. Но и героиня не отстает: то зачитает чужую поэму, будто бы собственного сочинения, то с выражением оттараторит большой кусок из знаменитой ругательной рецензии Полин Кейл на «Женщину под влиянием» Кассаветиса.

Здесь, на территории печальной автосатиры и расщепления культурных кодов, Кауфман, кажется, сильнее всего — в фильме есть по-настоящему блистательные моменты, особенно в средней части. Но когда он уходит в откровенный сюрреализм, это выглядит и эффектно (снимал фильм, кстати, польский оператор Лакуш Зал, работавший с Павлом Павликовским и на «Довлатове» Германа), и неожиданно плосковато. Будет и анимационная говорящая свинья, изъеденная червями, и песня из мюзикла «Оклахома!», и даже балет, но эти чудеса никак не складываются в цельную и пронзительную картину, какая получилась у Кауфмана с Мишелем Гондри в великом «Вечном сиянии чистого разума».

В том фильме через зябкий зимний туман отчаяния все же сквозила спасительная нежность, этот излучает холодный свет безнадежности — даже у Чарли Кауфмана, как выяснилось, оставался запас пессимизма и депрессии. Будто бы проанонсированный в начале тяжелый разговор о любви, об «отношениях» (которые героиня якобы думает, как закончить), постепенно мутирует в жестокий монолог о принципиальной невозможности человеческого контакта как такового, о бренности, о сожалениях, которые покрывают ровным слоем человеческую жизнь, пока не сложатся в сугроб, из‑под которого уже не выбраться.

Это очень интересная и по-своему блестящая работа, стоит посмотреть. Но если вам ее посоветует кто‑то из близких — может быть, не дружите больше с ним.

1
0
...
6 сентября 2020
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
В духе «Думаю, как все закончить»