Москва
Написать отзыв

Все отзывы о фильме

El hoyo (2019, Испания), IMDb: 7

6.9
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Евгений Ткачёв
Фото Евгений Ткачёв
отзывы: 673
оценки: 5610
рейтинг: 1232
7

«Куб» + «Высотка»

Занятный случай: если искусство стремится к горизонтализации и демократизации, то драматургия последних мощных социальный высказываний — к вертикализации. Фавориты Венеции, «Оскара» и Канн — «Джокер» и «Паразиты», не сговариваясь, использовали лестницу как наглядную метафору возвышения и падения главных героев.

Так, у Пона Чжун Хо она была спрятана внутри дома зажиточной семьи, у Тодда Филлипса — выставлена у всех на виду (и это не говоря про подвалы и другие лестницы, по которым вынуждены были подниматься и спускаться протагонисты). Понятно, что любая классовая иерархия и социальное неравенство стремятся к вертикальной визуализации (на этом Джеймс Грэм Баллард построил целую книгу, а Бен Уитли — фильм), не стала в этом смысле исключением и фантастическая антиутопия «Платформа» Гальдера Гастелу-Уррутии, которая в наше смутное время выглядит идеальной картиной для самоизоляции.

Сразу стоит сказать, что это еще один фильм про высотку, — но на сей раз не жилую, а больше похожую на тюрьму (ну и на социальный эксперимент, конечно, тоже). Эта тюрьма состоит из, кажется, трехсот уровней, на каждом живут по двое заключенных. В середине камеры есть дыра, по которой спускается платформа с едой. Она начинает свой длинный путь с первого уровня, а когда добирается до последнего — от знатной трапезы уже не остается и следа. Люди с верхних уровней не сильно заботятся о благополучии нижних, даже в контексте того, что они каждый месяц меняются местами. Попавший в эту тюрьму с томиком «Дон Кихота» и по собственному желанию (чтобы оплатить образование) наивный идеалист Горенг (Иван Массаге) хочет изменить систему, но этому сопротивляется как его низкорослый сосед с ножичком, так и заключенные сверху и снизу.

Сервантес тут, разумеется, фигурирует неспроста: главный герой, как и Дон Кихот Ламанчский, тоже устроит схватку с ветряными мельницами, но чем ниже (и не всегда по собственной воле) будет спускаться протагонист, тем быстрее на наших глазах будет таять его идеализм. Режиссер понимает, что разглагольствовать о равенстве можно только на сытый желудок, поэтому, как и Винченцо Натали в «Кубе», перманентно проверяет моральные установки персонажей на прочность, — и надо ли говорить, что не все из героев пройдут эту проверку?

В «Платформе» есть и перверсия, и трансгрессия (дело дойдет и до каннибализма), и масса неудобных вопросов, на которые общество привыкло закрывать глаза, пока совсем не припрет. В целом, конечно, фильм — неприятная аллегория и одна (как и в отечественном сериале «Колл-центр») доведенная до абсурда ситуация. И пока Гастелу-Уррутия жонглирует социальными парадоксами и мастерски манипулирует зрительским вниманием, одно удовольствие наблюдать за ловкостью его рук.

Сервантес тут, разумеется, фигурирует неспроста: главный герой, как и Дон Кихот Ламанчский, тоже устроит схватку с ветряными мельницами, но чем ниже (и не всегда по собственной воле) будет спускаться протагонист, тем быстрее на наших глазах будет таять его идеализм. Режиссер понимает, что разглагольствовать о равенстве можно только на сытый желудок, поэтому, как и Винченцо Натали в «Кубе», перманентно проверяет моральные установки персонажей на прочность, — и надо ли говорить, что не все из героев пройдут эту проверку?

В «Платформе» есть и перверсия, и трансгрессия (дело дойдет и до каннибализма), и масса неудобных вопросов, на которые общество привыкло закрывать глаза, пока совсем не припрет. В целом, конечно, фильм — неприятная аллегория и одна (как и в отечественном сериале «Колл-центр») доведенная до абсурда ситуация. И пока Гастелу-Уррутия жонглирует социальными парадоксами и мастерски манипулирует зрительским вниманием, одно удовольствие наблюдать за ловкостью его рук.

Однако, когда ближе к финалу гастрономический лифт превратится в инструмент для классовой борьбы, а затем и революции (какая была у того же Пона в постапокалиптическом шедевре «Сквозь снег»), фильм несколько потеряет свой запал и встанет на уже привычные проверенные рельсы. Кого-то концовка может разочаровать, но иначе, наверное, и быть не могло: не бывает одного устраивающего всех маршрута и финала — а «Платформа» не столько призывает, сколько предлагает задуматься о том, что чистыми людей делает все же не туалетная бумага и во время непростой ситуации (каковой, несомненно, является пандемия), быть может, стоит уступить эту ненужную пачку гречки соседу снизу.

2
0
...
3 апреля 2020
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото сергей коновалов
Фото сергей коновалов
отзывы: 925
оценки: 1069
рейтинг: 656
7
Дон Кихот в гастрономическом триллере

Нетривиальная история о том, как человек, похожий на Дон Кихота, пытается сломать вертикально выстроенную, практически идеальную социальную систему, гарантирующую месячное голодание после аналогичного тучного периода. Этот фильм обеспечит вам тяжёлый, но точно незабываемый вечер. Однако будьте осторожны, если вы не готовы смотреть на каннибализм и различные членовредительства!..

0
0
...
22 мая 2020
Фото Александр Липкович
Фото Александр Липкович
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 0
10

Фильм шикарен, но тем кто ходит по головам он не интересен, а те что нет и так в курсе..

Филигранно показано наше человеческое, а вернее животное общество, с его внутривидовой конкуренцией и иерархией особей..

Людям без животной составляющей такой порядок вещей отвратителен, но сколько тех людей есть среди «людей» этих…

И что от них зависит когда в иерархии особей их опускают в самый низ..

Спасёт этот мир какой нибудь программист Горег, который создаст полноценный интеллект в чипе, и тот начнёт распределять блага рационально.. А люди нет, они не слышат и не понимают.

0
0
...
5 августа 2020