Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Фильм
Два папы

The Two Popes, Великобритания, Италия, Аргентина, США, 2019
Моральный пинг-понг двух великих актеров за стенами Ватикана

Епископ Хорхе Марио Бергольо (Джонатан Прайс) приезжает в Ватикан на встречу к действующему папе римскому Бенедикту XVI (Энтони Хопкинс). Аргентинец хочет просить у папы принять отказ от своего сана, потому что ему сложно мириться с шатким и противоречивым состоянием церковного института, однако сам папа намерен сделать Хорхе встречное предложение — занять его место на папском престоле. И хотя их взгляды на религию сильно отличаются, священнослужители становятся друзьями. То папа Бенедикт играет на рояле обретенному другу колыбельную, то они обедают доставленной пиццей, то смотрят футбол, то гуляют по садам и обсуждают насущные вопросы. В оптике постановщика Фернанду Мейрелиша («Город Бога», «Преданный садовник», «Слепота») история встречи двух пап, действующего и нынешнего, — не что иное, как сентиментальное бадди-муви. Пронзительное, человечное, в чем-то смелое и совершенно незабываемое.

  • Два папы – афиша
  • Два папы – афиша
  • Два папы – афиша
Драма
Фернанду Мейрелиш
31 августа 2019
2 часа 5 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Фернанду Мейрелиша

Участники

Материалы о «Два папы»

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

8
Жанна Присяжная
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 26
26 сентября 2019

Божественная комедия с Энтони Хопкинсом и Джонатаном Прайсом

В описании к «Двум папам» четко обозначен жанр фильма — драма, что не совсем верно. К третьему акту, когда новый фильм режиссера «Преданного садовника» Фернанду Мейрелиша приблизится к «драме», зрители уже посмотрят больше часа комедии, где кардинал будет безуспешно вымаливать увольнение со службы в католической церкви (тут явно не до неожиданно всплывающей темы нацизма).

Фильм также трудно окрестить байопиком — теологические прения в исполнении Энтони Хопкинса и Джонатана Прайса вряд ли имели место быть в стенах Ватикана или за его пределами. Впрочем, сценарист Энтони МакКартен (именно с его легкой руки сценариста получили «Оскары» за лучшую главную мужскую роль актеры «Темных времен», «Богемской рапсодии» и «Вселенной Стивена Хокинга») не гнался за очевидностью или достоверностью — кинокритики ожидали увидеть какой-никакой анализ или хотя бы комментарий к скандалу вокруг сексуальных домогательств в католической церкви, но Мейрелиш и МакКартен лишь вскользь прошлись по щекотливой теме, проигнорировав поиск ответа на давно назревшие вопросы.

Стала ли церковь пережитком прошлого? Почему церковь покрывала педофилию на протяжении многих лет? Почему церковь все еще отрицает аборты и многое другое? Вместо этого режиссер и сценарист сконцентрировались на искрометных диалогах папы Бенедикта и папы Франциска — их шутки точно растащат на цитаты. Одна фраза об ангелах, которые расплодились, как голуби, чего стоит; или советы из серии «взобраться на вершину собственного эго, а потом сброситься с этой скалы» скоро соберут немало шеров и лайков.

Для истории фигура папы Бенедикта примечательна тем, что он стал единственным понтификом за последние 600 лет, который решил покинуть службу досрочно — в 2013 году он уступил свое место харизматичному аргентинскому папе, чья открытость и прогрессивный взгляд на церковь заслужили любовь миллионов (что стало прообразом сюжета «Молодого папы»). В фильме бразильского режиссера папа римский Франциск и папа Бенедикт XVI — полные противоположности. Первый — Хорхе Бергольо (Джонатан Прайс) — любим верующими (настолько, что даже садовник другого папы носит ему саженцы), близок к народу (в уборной Ватикана он насвистывает песню ABBA «Dancing Queen», а в свободное время смотрит футбол) и практически идеален: на первый взгляд его единственный грех — страсть к пицце Diavolla. Едва он взойдет на престол, как тут же откажется от «костюмированного маскарада» (так он описал одеяние папы — яркие туфли, золотые кресты и многослойное платье) и предстанет перед миллиардом верующих в белом одеянии и крестике, который носил еще кардиналом.

Второй папа — Йозеф Ратцингер (Энтони Хопкинс) — говорит в стенах Ватикана на латыни, зная, что только 20% кардиналов понимают мертвый язык. Это знание особенно приходится ко двору, когда папе Бенедикту надо сообщить не самые приятные новости. Он души не чает в своих красных туфлях папы, не может оторваться от бутылки Fanta и не пропускает ни одной серии «Комиссара Рекса». В отличие от кардинала Бергольо он не слушает поп-музыку, а играет на пианино «Лунный свет» Клода Дебюсси, а его жизнь контролируют часы, которые напоминают ему, когда надо встать и размять кости (как и спецслужбы, которые не сводят с него глаз). Он признается, что публика его не жалует. Подтверждение тому, правда, будет чуть ли не в одном-единственном эпизоде — в баре во время трансляции чемпионата мира по футбола случайный аргентинец называет папу Бенедикта XVI, у которого немецкие корни, чуть ли не фашистом.

Впрочем, фашистское прошлое было присуще вовсе не ему, а всеми любимому папе римскому Франциску — в прошлом кардиналу Хорхе Бергольо. Показывая флешбэки, создатели фильма схалтурили и не были откровенны с самими собой. Они явно не хотели слишком копаться в темном прошлом Южной Америки — в итоге этот эпизод выглядит как минимум лишним. Тем не менее это послужило неплохой связкой для истории — рассказав о неприглядном эпизоде из прошлой жизни — связи с нацистами, — будущий папа Франциск объяснил свое нежелание стать папой. На что герой Хопкинса напоминает ему и всем нам о том, что главное качество лидера — это нежелание быть лидером.

Это выражение можно примерить и к студии, которая создала «Двух пап». «Нетфликс» в этом году как следует подготовился к сезону наград: вооружен безупречной «Брачной историей» Ноа Баумбаха, беспроигрышными «Ирландцем» Мартина Скорсезе и «Прачечной» Стивена Содерберга, «Королем» с Тимоте Шаламе и Робертом Паттинсоном, а также полюбившейся все той же публике в Торонто картиной «Меня зовут Долемайт» (Эдди Мерфи). Кажется, что «Два папы» могут потеряться среди других больших имен и возвращений, но, скорее всего, именно этот фильм станет козырем в рукаве киностудии.

Конечно, только богу известно, почему эта премьера «Нетфликса» не попала в программу кинофестиваля в Венеции, а вместо этого сначала поехала на престижный колорадский кинофестиваль в Теллурайде, чтобы через несколько дней уже показаться в Торонто. Вызывает вопросы и подход режиссера к материалу — словно желая запутать зрителя, он начинает фильм чуть ли не с документальных кадров, подробно рассказывая о процессе выбора нового папы римского (не так трагично, как у Дэна Брауна, но куда красочнее и интереснее с точки зрения интриг и внутриполитических решений церкви). Желая добавить истории драматичности, он уходит в историю нацизма и мрачного прошлого Аргентины, что для фильма не делает погоды — зрители, настроенные на развлечение и комедию (продолжаем настаивать на этом), в лучшем случае проигнорируют историю, которая, словно вставной зуб, мешает плавному течению теологических споров Хопкинса и Прайса. Тот случай, когда лучшее может стать врагом хорошего.

2
0

Отзывы

8
Игорь Незовибатько
48 отзывов, 62 оценки, рейтинг 45
6 февраля 2020

В фильме "Два папы" Фернанда Мейреллиша (пожалуй, лучшего бразильского режиссера, постановщика "Города бога") главное — это именно диалоги с глазу на глаз Энтони Хопкинса и Джонатана Прайса, играющих реальных Бенедикта и Франциска. Каждое изменение взгляда, поворот головы, звук, движение, деталь, слово, пауза - на весь золота! Наслаждение от игры великих актёров и изящного умного текста - порождает ощущение глубины, которая завораживает и втягивает.

Остальные сцены - интересны, красочны, порой, изобретательны, вероятно, достоверны - но это просто обычное среднее качественное кино, не более. Но как только вновь видишь глаза этих актёров и вслушиваешься в рождение мысли, подтекста и слова - снова прикасаешься к великому.

Трудно представить, что такое кино могут сделать у нас о наших патриархах. Легко представить отечественную истерику «оскорблённых». Само то, что о таком явлении как церковь и её лидерах можно говорить столь глубоко, разноречиво, без пиетета и страха – показатель силы и развития той культуры, в которой это возможно. Страх же, внешняя и само – цензура, неумение так говорить, снимать и обсуждать – знак слабости и деградации тех, кто в этом живёт и это проповедует

0
0
6
borik spb
187 отзывов, 1229 оценок, рейтинг 82
4 января 2020

Наверное, вполне себе неплохое кино. Для тех, кого хоть как-то волнует теология, политика, религия, мужчины за 70. Я, к сожалению, ничем таким не увлекаюсь, поэтому выключила через полчаса, сраженная зевотой.

0
0

Подборки Афиши
Все