Москва
6.1

Фильм
Стрельцов

Россия, 2020Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Александр Петров в роли легендарного советского футболиста

Грандиозный успех «Движения вверх» зарядил отечественных кинематографистов энтузиазмом, кажется, на много лет вперед и заставил экранизировать захватывающую биографию советского футболиста Эдуарда Стрельцова, завоевавшего в составе сборной СССР титул олимпийского чемпиона в 1956 году. Для того чтобы фильм получился еще более напряженным, сюжет затронет и другую сторону жизни Стрельцова — тюремный срок, после которого ему пришлось пройти путь самурая: восстановиться и показать первоклассную игру на поле. Легенду советского футбола сыграет, конечно же, Александр Петров, а компанию ему составят Стася Милославская, Виталий Хаев, Виктор Добронравов и Александр Яценко. Режиссером картины выступил Илья Учитель (сын Алексея Учителя), награжденный за свою дебютную ленту «Огни большой деревни» призом за лучший сценарий на «Кинотавре».

  • Стрельцов – афиша
  • Стрельцов – афиша
  • Стрельцов – афиша
  • Стрельцов – афиша
  • Стрельцов – афиша
Мелодрама, Спортивный
6+
Илья Учитель
24 сентября 2020
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Ильи Учителя

Участники

Материалы о «Стрельцов»

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Максим Сухагузов
60 отзывов, 386 оценок, рейтинг 633
28 сентября 2020

Эдик моей мечты

На задворках советских 1950-х обнаруживается чудо-парень, лучший футболист заводской команды «Фрезер», шалопай с челкой Эдуард Стрельцов (Александр Петров), которого хотят сосватать тренеру столичного клуба «Торпедо» Виктору Маслову (Виталий Хаев). Стрельцов, как всегда, опаздывает на смотрины, по пути на спор с должниками чеканит ногами мяч 1000 раз, затем засасывает девушку, выпрыгивает из штанов на поле и с легкостью забивает два гола. Все довольны, парня увозят в столицу.

Недоволен только бывалый бомбардир «Торпедо» Артемов (Виктор Добронравов), который чувствует, что ему начинает наступать на пятки перспективный выскочка. После небольшой ночной подставы со стороны Артемова становится понятно, что главный конфликт фильма будет строиться на противопоставлении людей системы и золотоногого вольнодумца. С самого начала Стрельцова отделяют от коллектива как уникума и новичка, свободного от предубеждений, способного на нестандартные выкрутасы. Для шустрого Эдика не существует авторитетов: ему и «Торпедо» не показатель, он и про Хрущева может пошутить, и в морду начальнику дать.

Еще в первых сценах у Стрельцова был шанс усвоить урок палочной системы, который показательно преподносит главный злодей картины — комсомолец Постников (Александр Яценко) — прямо на выговоре вратарю-пьянице «Фрезера» (Павел Попов). Сначала команда единогласно голосует за то, чтобы дать голкиперу (вместо которого и корова может постоять на воротах) еще один шанс на исправление, но после слов аппаратчика о покрывательстве все, повторяя за начальником и друг за другом, поднимают руки за увольнение коллеги. Позднее этот незначительный эпизод аукнется и повторится с самим Стрельцовым.

А пока там, где всякие Постниковы сеют зло через партийный устав, скачущий по верхам Стрельцов видит в буквах ВЛКСМ исключительно любовь — то есть встречает девушку Аллу из Спорткомитета (Стася Милославская). Лавстори на фоне комсомола и Ленина — это, конечно, забавно, но за этим несложно уловить попытку сыграть в сладкую ностальгию по советскому прошлому, поре первой влюбленности, команде молодости нашей. В отличие от «Цоя», этот проект студии Алексея Учителя (и сына режиссера Ильи Учителя) тоже с известной фамилией в названии вряд ли кто‑то повадится запретить.

Заранее ясно, что сейчас схожие байопики о легендах спорта — эдакие фильмы — благодарности советским супергероям. Не прошло и года с момента выхода нарядной открытки про другого футбольного игрока той же поры — «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», где вся драматургия фильма буквально строилась на том, что народ в какой‑то момент стал недостаточно любить спортсмена. Кстати, Яшин тоже появляется спиной в одном из кадров «Стрельцова» так же, как и Стрельцов упоминается во «Вратаре моей мечты», складываясь в своего рода киновселенную звезд советского футбола (которую, пожалуй, должен венчать «Вратарь Галактики», где у главного героя изначально мог быть позывной Яшин).

Ну и поскольку у нас в кино давно уже действует своя, зачастую пересекающаяся микровселенная актеров, грех не упомянуть, что в обоих фильмах и про Яшина, и про Стрельцова успел сыграть тренеров Виталий Хаев (между прочим, актер, произносивший знаменитый монолог «В футбол ***** играть надо» из «Изображая жертву»).

Но все-таки, в отличие от истории Яшина, в судьбе Стрельцова кроется более драматичный материал — до сих пор не разгаданное обвинение в изнасиловании и вполне реальный срок в лагере. Неспроста кинематографисты уже не первый раз прибегают к фигуре злосчастного футболиста — на разогреве перед прокатом «Стрельцова» на Первом канале был показан давно снятый сериал «В созвездии Стрельца», в котором была представлена более жесткая версия событий — с пытками, арестантскими разборками, подстрекательством со стороны матери и игнором со стороны тренера Маслова. В «Стрельцове» же показана лайтовая версия, где весь тюремный срок, почти как в «Тексте» с тем же Петровым, ужат в, пожалуй, самый элегантный, снятый одним кадром эпизод (оператор Морад Абдель Фаттах) продолжительной проходки героя на свободу — Стрельцов идет-идет, а на свободе его уже ждет солнышко и тренер Маслов с банкой огурцов. Овощи — вообще какая‑то пронизывающая метафора внутри фильма: в начале Эдик выигрывает мешок картошки, затем гонит на грузовике с капустой, после амнистии хрустит огурчиками, пока из Кремля выносят последние кукурузные початки режима Хрущева.

Не менее колхозную линию того, что случилось в ночь изнасилования, выбирают и создатели: мол, произошло банальное предательство из‑за ревности. Клеветники оболгали из‑за неразделенной любви, что, конечно, в наше время выглядит как форменное фрондерство против новой этики и поклепов в стиле #MeToo, но, кажется, авторы делали это без злого умысла, просто выбрали самый наивный и чистый вариант, под стать своему персонажу (хотя, конечно, герои прошлого не могут быть опорочены).

Так же, как Стрельцов еще не знает, что он вскоре станет героем застойного будущего, актер Александр Петров не улавливает, что он уже сейчас застойный актер настоящего. В том смысле, что еще недавно он был перспективным игроком, но так быстро исчерпал готовые роли для себя, что быстро превратился в новую норму, олицетворение карантинного застоя. «Стрельцов» — тоже скорее галочка, присутствие в очередном фильме без важных игровых моментов и достижений (даже физических, то есть футбольных). Все-таки сложно воспринимать кино про важность притока свежей крови в систему, когда в главной роли уже по-советски конвенциональный Петров, а в качестве иллюстрации сменяемости власти предлагается выныривающий из бассейна Брежнев с телефонной трубкой.

Однако в пространстве фильма Стрельцов пока еще метит в будущее. «Как тебя зовут, мальчик? Эдик», — вон в честь него даже мамы называют своих сыновей. По драматургии кино партийный Постников — это что‑то про кабинетный пост, а Стрельцов — уже пост-пост в том смысле, что за ним всегда все приходит опосля.

Неслучайно английская газета называет Стрельцова самым свободным человеком Советского Союза. Стрельцов как персонаж немного опережает свое время, к тому же умеет просчитывать своих соперников наперед, и, по словам футболиста, на таких скоростях нет времени думать. По сути весь фильм прокручивает один и тот же финт: Стрельцов все время немного опаздывает, чтобы потом ускориться и триумфально появиться в нужный момент. Раз за разом под победоносную музыку авторы с новой силой экранизируют повторяющуюся мизансцену под названием «и вот Стрельцов наконец-то появляется на поле», все остальные игровые моменты уже снимая без особого энтузиазма.

Если главный спортивный блокбастер современной России «Движение вверх» вырос из трех секунд одного матча, здесь же все сводится к финальному символическому выходу Стрельцова на стадион, когда он припозднился настолько, что ему уже не вернуть тех пять лет жизни, которые у него отняла тюрьма. В этот момент фильм про футбольного супергероя, умеющего поразить цель даже капустой, окончательно превращается в мифотворчество. На глазах другого спортивного небожителя — Пеле — наш опальный олимпиец превращается в национального Прометея, разжигающего в советских болельщиках пламя свободы, которое они передают друг другу через подожженные газетки, скандируя «Выпускай!». Здесь сложно не вспомнить «Допускай!» и другие лозунги современных митингов — так фильм, как и его заглавный герой, передает голевой пас в будущее. Я, мы — Эдик, еще не знающий, что после яркого выхода на поле игры уже может и не быть.

3
0

Отзывы

1
aleksey korotayev
76 отзывов, 109 оценок, рейтинг 236
24 сентября 2020

Очередной фильм, о том как тренер борясь с советской системой вытащил на белый свет способного пацана. Сделал из него звезду.
А тот забухал и случайно присел на пять лет.
Фильм снят как под копирку.
Меняются только фамилии действующих лиц. И фамилии актеров.
Смысл не поменялся ни капли.
Я убил пару часов времени пока машину ждал из сервиса.
Звук красивый. Картинка тоже эволюционирует. Актерам не поверил
Ходить в кино не советую.

29
0
3
Алина
49 отзывов, 57 оценок, рейтинг 90
24 сентября 2020

Мне фильм показался наигранным и неубедительным. Петров, конечно, звезда, но всё же когда видишь анонс «по мотивам реальных событий», ждёшь хоть какого-то намека на реальность, а не заезженных штампов о преодолении, восхождении, вражеских кознях и всепобеждающей любви.

Снято вроде бы неплохо - ну, те места, где действительно пытались показать спорт и футбол, но, честно, как вымышленную историю безымянного игрока в футбол это смотреть было бы куда приятнее. А так хочешь окунуться в атмосферу середины прошлого века, проникнуться личностью знаменитого футболиста, а получаешь максимум набор штампов в антураже. Так что не могу сказать, что фильм прямо плохой, но точно не то, чего хотелось бы от кино с таким названием и историей.

20
0
1
ZlayaZaya
62 отзыва, 110 оценок, рейтинг 118
24 сентября 2020

Проходное кино без претензии на оригинальность, уникальность и уж тем более какое-то там уважение к советскому спортивному наследию. Петров играет самого себя, и вот если он вам безумно нравится, то ради его фирменной улыбочки фильм посмотреть можно.
В остальном непонятно, для кого это кино. Явно не для поклонников футбола – об Эдуарде Стрельцове вы из этого фильма ничего не узнаете. И не для поклонников мелодрам – маловато про любовь, многовато занудных обсуждений футбольной репутации СССР в СМИ, да и вообще это как будто бы биография спортсмена. Ну, то есть, если хотели снять драматичную историю о талантливом мальчике, его любви и злоключениях, сделали бы лучше про бандитов и ментов, поживее бы вышло. А так как-то получилось ни нашим, ни вашим.

12
0
3
Дядя Рауль
72 отзыва, 99 оценок, рейтинг 129
25 сентября 2020

Плохо, просто плохо. Из истории Стрельцова можно было сделать великолепную драму, с такими актерами можно было сделать великолепную драму, с такими деньгами можно было сделать настоящий блокбастер. Получился в итоге до невозможности приторный, слащавый, безыдейный и насквозь лживый фильм, в котором нет ни одного сложного характера, ни одной по-настоящему драматичной сцены, а все напряжение напрочь убивается или дешевыми приемами, или какой-то не пойми откуда притянутой музыкой. Притом что о Стрельцове фильм не рассказывает ровным счетом ничего, кроме того, что игрок он вроде как талантливый ("вроде как" - потому что никто из фильма не поймет, почему он такой гений-то), а человек вообще-то не особо приятный (но естественно замечательный, особенно на таком-то фоне). Еле досмотрел.

8
0
1
Владимир Морозов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 8
30 сентября 2020

Посмотрел фильм. Разочаровался очень. Петров играет Петрова. Стрельцовым и не пахнет. Очень поверхостный сюжет. Прям по мотивам телевизионного фильма, который прошел по тв месяц назад. Ощущение что фильм не про Стрельцова а про Петрова и про партийного босса, который портил Петрову жизнь. Не советую тратить время на просмотр этого фильма

7
0

Подборки Афиши
Все