Москва
6.7

Фильм
Вивариум

Vivarium, США, Бельгия, Дания, Ирландия, 2019Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Голливудские звезды становятся пленниками дома

Молодая пара (Джесси Айзенберг и Имоджен Путс) подыскивает себе жилье по карману, но усилиями загадочного агента по недвижимости оказывается впутана в череду мистических обстоятельств. Выбранный дом является лабиринтом, откуда непросто найти выход, да и есть ли он вообще? Ирландец Лоркан Финнеган впервые попал в Канны (в престижную программу «Неделя критики»), где любят голливудские фильмы с большими звездами. В прошлом году там прошла премьера драмы Пола Дано — «Дикой жизни» с Джейком Джилленхолом и Кэри Маллиган. Стоит также заметить, что для Финнегана «Вивариум» не первый фильм: его дебют, фильм ужасов «Без имени», показывали на кинофестивале в Торонто в 2016 году.

  • Вивариум – афиша
  • Вивариум – афиша
  • Вивариум – афиша
  • Вивариум – афиша
  • Вивариум – афиша
Детектив, Фантастика
18+
Лоркан Финнеган
12 июля 2019
28 апреля 2022
1 час 37 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Лоркана Финнегана

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

8
Евгений Ткачёв
687 отзывов, 11093 оценки, рейтинг 1365
15 июня 2020

Одни дома

Пишут, что режиссер Лоркан Финнеган (как легко догадаться по фамилии, позаимствованной будто бы у Джойса, — ирландец) при работе над «Вивариумом» вдохновлялся картинами сюрреалиста Рене Магритта и документальным сериалом «ВВС: Жизнь птиц», в котором его особенно потряс вид семейства кукушковых, которые откладывают яйца в чужие гнезда (что можно объяснить и видовым паразитизмом, и перекладыванием ответственности). Фильм тоже начинается с кадров птиц и выпавших из гнезда птенчиков. Их находят учительница младших классов Джемма (Имоджен Путс) и ее парень, разнорабочий Том (Джесси Айзенберг).

По сюжету молодые люди собираются, наконец, съехаться, поэтому заскакивают в агентство недвижимости, где их встречает странноватого вида риелтор. Он показывает им дом №9 в новом жилом квартале, похожем на игрушечный пригород, — а затем внезапно исчезает. После этого Джемма и Том понимают, что никак не могут выбраться из квартала: куда бы они ни ехали, они все время возвращаются к одному и тому же дому. Дальше — больше: вскоре у своего порога они находят подкинутую какой-то «кукушкой» коробку с младенцем и записку: «Вырастите ребенка — получите свободу». Ребенок довольно быстро вырастает в инфернального мальчика (Сенан Дженнингс), а затем и в двухметровую дылду (Эйнна Хардвик), превращающую жизнь новоявленных «родителей» в ад.

Этот фильм мог бы стать серией «Сумеречной зоны» или «Черного зеркала», или «Секретных материалов» (как мы помним, в «Икс-файлз» тоже был «рождественский эпизод», в котором Малдер и Скалли превращались в узников дома и находили собственные останки), но он разросся почти до двухчасового хоррора (ну или социальной фантастики). Параллельно разрослось и количество метафор и аллегорий, с помощью которых этот фильм можно по-разному толковать и интерпретировать.

Так «Вивариум» (точнее «Виварий») можно прочитать как социальный эксперимент в духе «Дау»: двух людей помещают в стерильную среду, как подопытных животных в виварий, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Получится то же, что и всегда: после нескольких неудачных попыток к бегству они начнут обживать этот игрушечный пригород, а чтобы жизнь совсем медом не казалась, им зачем-то еще подкинут ребенка.

Также «Вивариум» можно прочитать как аллегорию видового паразитизма (ребенка все-таки подкинули им неспроста). Или как сатиру на консюмеризм и совместное проживание в стесненных экономических обстоятельствах. Или же как злую пародию на доведенную до абсурда ситуацию вынужденной самоизоляции. «Этот дом не на время, этот дом навсегда», — говорит риелтор Джемме и Тому, но они еще не осознали весь смысл этой фразы. Внешний мир для молодых «родителей» с появлением ребенка как бы перестает существовать. Особенно остро на это реагирует «отец», который ищет любой предлог, чтобы не сидеть дома, а когда ситуация становится по-настоящему критической, начинает копать путь к свободе, еще не догадываясь, что на самом деле он роет себе могилу. «Я хочу домой!» — в то же время рыдает Джемма. «Глупенькая, ты уже дома», — успокаивает ее мальчик, которого девушка взялась защищать (и горько пожалела об этом).

Еще «Вивариум» можно понять как страх родителей перед ребенком. «Наши дети — не только наши дети, а мы не только дети наших родителей», — говорила героиня звягинцевского «Изгнания» мужу-тугодуму, тем самым спровоцировав трагедию в семье. Но если ее слова были метафорой, то персонажи Путс и Айзенберга вообще не ощущают никакой связи с мальчиком и никак не могут его понять (как всякое старшее поколение не может понять младшее). В это время растущее не по дням, а по часам непослушное чадо демонстрирует пугающую способность к мимезису (подражанию) и, как и все дети, не может отлипнуть от экрана телевизора (только по нему показывают не мультики, а дьявольские узоры — ну или «родителям» кажется, что это дьявольские узоры, а на самом деле это какая-то веселенькая инопланетная передача, недоступная взрослым).

Помимо этого «Вивариум» работает и как метафора безжалостной репродуктивной цепочки. Вся функция «родителей» тут сводится к тому, чтобы воспитать ребенка и выпустить его во внешний мир, после чего они могут спокойно умереть. Вряд ли создатели фильма выступают за чайлдфри, но они явно не согласны с тем, чтобы люди полностью растворялись в детях или заводили малышей только ради того, чтобы новое поколение занимало опустевшее офисное кресло пищевой цепи.

Плюс (и это, пожалуй, самое очевидное) «Вивариум» можно прочитать (точнее — вчитать) как аллюзию на карантин и творящуюся за окном пандемию. То, как герои фильма кружат вокруг своего дома, не в силах выбраться из заколдованного круга, выглядит узнаваемо и дико пугающе (так что слабонервным, наверное, лучше поостеречься, хотя, как и любое злободневное искусство, «Вивариум» имеет очистительный эффект: трудно не испытать катарсис, глядя на творящейся на экране ужас).

Ну и, наконец, можно не вкладывать никакие смыслы и просто смотреть этот фильм как захватывающий хоррор-аттракцион. «Вивариум» сделан мастеровито (у Финнегана до этого уже был обласканный критиками фильм ужасов «Стертый») и почти все два часа держит в напряжении — вплоть до финала, принимающего форму обескураживающего трипа и похожего на галлюциногенную экспликацию строчки из популярной нынче песни: «Мы сегодня дома. Завтра тоже дома».

4
0

Отзывы

9
Типичный критик
456 отзывов, 457 оценок, рейтинг 624
12 апреля 2020

Дорога перемен

В поисках идеального дома молодая пара знакомится со странным агентом по недвижимости. Во время показа нового поселка в пригороде, Том и Джемма с ужасом понимают, что они абсолютно одни в этом жутковато-стерильном лабиринте одинаковых домов, и что из него нет выхода. Но настоящий кошмар еще впереди – вскоре их одиночество будет прервано появлением у дверей коробки с младенцем, который похож на человека лишь внешне…
Сотрудник агенства недвижимости Мартин похожий "на робота" привозит их в недавно построенный жилой квартал в пригороде, а затем исчезает. Однотипные дома пригорода из которого невозможно выбраться, где одинаковые "облака-барашки", и стандартная солнечная погода.
"Вокруг инопланетная тишина!" - замечает однажды вечером в постели Джемма. Том и Джемма сначала пытаются выбраться, но вскоре с ужасом понимает, что они застряли в этом жутко-стерильном лабиринте одинаковых строений, и все дороги приводят их к дому №9. В отчаянии они даже поджигают дом, но на следующий день обнаруживают его новёхоньким, а также находят коробку с младенцем и записку: «Вырастите ребёнка, получите свободу». У них вырастает сын который не знает что такое - собака, который истерично орёт при каждой возможности и повторяет все их "слова" и "поступки". А Том тем временем копает яму на собственном дворе, в надежде "докопаться" до "истины", ещё не зная для кого он её роет. Родители пытаются разгадать сына, который постепенно вырастает, в телевизоре - мелькает бесконечная мозаика, и в итоге они начинают выть и лаять как собаки - на солнце...В этом покое и уюте - покой им только сниться...
Фильм снятый режиссёром Лорканом Финнеганом, по рассказу самого Финнегана и Гаррета Шенли - герметичное и жуткое пространство, которое действительно пробирает до жути. Повседневность и обыденность - приобретает здесь свои самые "страшные черты". Главные актёры - Джесси Айзенберг и Имоджен Путс - создают блестящие и одни из своих лучших актёрских работ.
Перед нами - актуальная и идеальная "утопия" о современном мировом "обществе потребления" и с глубокими философскими проблемами разума и бытия.

1
0
5
Radik Gismatov
35 отзывов, 110 оценок, рейтинг 62
29 марта 2020

Фильм не понравился. Сюжет интригующий, хоть и довольно скучно подан, но концовка..сосем не оправдала ожиданий. В сухом остатке: (как вижу) фильм метафоричное отражение одной из форм ада.

1
0
3
KHALY
198 отзывов, 309 оценок, рейтинг 278
12 апреля 2020
Натужный триллер о том, что семейная жизнь - ловушка

Тот самый случай, когда оригинальный, но провальный фильм может прикрыться категорией "Кино не для всех". Начало интригует, но к середине действа сомнений не остается, чем кино закончится. И даже если в этом был смыл, что финал был предрешен, то как минимум надо было увлечь зрителей до этого предсказуемого финала - во время просмотра чувствуешь себя заложником, подобно главным героям. Все мои попытки связать воедино увиденное свелись к тому, что уместнее будет принять картину за утопический хоррор, чем за философскую притчу. И даже такое спасительное для фильма решение интереснее его не делает. П.С.: Мне подумалось, что если бы режиссером был Гондри, то этот мрак смотрелся бы выразительнее.

0
0

Подборки Афиши
Все