Москва

1917 (2019, Великобритания, США, Канада, Индия, Испания), IMDb: 8.3

7.7
оценить
Режиссер:Сэм Мендес
16+
1 час 59 минут
Дата выхода в России
30 января 2020

Снятая одним планом военная драма Сэма Мендеса

Удивительный формалистский эксперимент режиссера Сэма Мендеса и оператора Роджера Дикинса: снятый одним планом один весенний день 1917 года из жизни британских солдат (Дин-Чарлз Чапман и Джордж МакКей), которые на полях Первой мировой войны должны пересечь вражескую линию фронта и доставить послание союзникам. Уже увидевшие картину первые зрители спешат сообщить, что это завораживающее путешествие в самое сердце войны и настоящий взрыв мозга. Отметим, что для фильма были написаны два сценария: один обычный, с актерскими репликами и локациями, а другой — со схемами, картами, движением артистов и камер. К слову, картину снимали на компактную Arri Alexa Mini LF, которая позволяет работать даже в чрезвычайно тесных помещениях. А поскольку съемки (в отличие от «Бердмэна» или, скажем, «Веревки») проходили на натуре, группа не могла ставить искусственное освещение и часами ждала, пока солнце не скроется за облаками.

В ролях
Режиссер фильма «1917»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1296
оценки: 926
рейтинг: 12162
8

На Западном фронте без монтажных склеек (почти)

Апрельским днем 1917 года в расположении британской армии на севере Франции капрала Блейка (Дин-Чарлз Чапман) вызывают в палатку к начальству, велев прихватить еще кого‑нибудь, — он берет своего приятеля Скофилда (Джордж МакКей). Генерал (Колин Ферт) дает им срочное задание: пробраться через позиции, вроде бы оставленные немцами, найти английский батальон, который наутро собирается выступать, и остановить выступление, поскольку это ловушка. На кону жизни полутора тысяч солдат, в том числе старшего брата Блейка.

Почти гарантированный победитель «Оскара-2020», второй (после «Морпехов») военный фильм Сэма Мендеса и первая его режиссерская работа за десять лет, в которой не фигурирует агент 007, издалека, в золотом свете выглядит как серьезное историческое кино. Ничего не бойтесь: на самом деле это настоящий народный блокбастер, аттракцион из разряда даже не «Дюнкерка», как хочется сказать, а, допустим, «Гравитации», американские горки по британским траншеям, немецким бункерам и французским развалинам.

Фильм родился, по словам режиссера, написавшего «1917» вместе с молодой шотландской сценаристкой Кристи Уилсон-Кернс, из устных воспоминаний о Первой мировой его собственного деда (который был не только ветераном, но и важным литератором в Тринидаде и Тобаго). Но первая ассоциация тут, конечно же, — «Властелин колец». Скофилд и Блейк — Фродо и Сэм, малыши, которых сильные мира сего отправляют куда‑то с самоубийственной миссией, потому что они не привлекут внимание врага. Имеется и совет у Элронда, и Мория (даже с бездной, которую надо перепрыгнуть в конце), и зачарованный лес с эльфийским пением. Учитывая, что эпос Толкина сам вырос из Великой войны, это сравнение справедливо.

Главный фокус «1917» в том, что он как будто снят одним кадром. На самом деле там полно склеек, но за исключением пары случаев их не приметить: современная техника позволяет прятать швы, не прибегая к прозрачным хичкоковским ухищрениям. Да и какая разница — человеку, отправившемуся в кино, смешно жаловаться на обман. В отличие от, например, немецкой «Виктории», где оператор просто приклеивался к героям, камера Роджера Дикинса всячески привлекает к себе внимание: она дышит солдатам в спину, обгоняет их, выделывает сложные фигуры, взлетает, во время погонь забавно срезает углы и так далее (вот бы это правда был 70-летний Дикинс со стедикамом).

Есть мнение, что вся эта головокружительная эквилибристика вместо того, чтобы гарантировать погружение зрителя в военный ад в реальном времени, наоборот, выталкивает его из фильма. И действительно, иногда трудно отвлечься от искусствоведческих мыслей об операторской работе (как, скажем, и на фильмах Любецки). А с другой стороны, так ли бесценно это погружение? Не будем уподобляться фанатикам ролевых компьютерных игр. А не мешают ли погружению камео элегантных британских кинозвезд, равномерно распределенных по Западному фронту? Поскольку в начальных точках герои натыкаются на Колина Ферта и Эндрю Скотта, в конце ожидаешь уже как минимум Шона Коннери. Увы, нет, но там тоже неплохо.

У фильма есть более очевидные недостатки. Музыка Томаса Ньюмана, очень навязчиво диктующая эмоциональные состояния (не «Дюнкерк», но почти). Тяга к неуловимо вульгарным мелодраматическим жестам и метафорам, которая сопровождает Мендеса всю карьеру (хочется винить его театральный бэкграунд). Пара длиннот, вполне простительных, впрочем, учитывая условно реальное время действия. Нарочитая и возрастающе нелепая, если задуматься, череда удач и неудач, сваливающихся с неба на героев, словно они и вправду проходят компьютерный квест.

Но все это не очень существенно, если относиться к фильму правильно: не как к роману Толстого, который способен сообщить нам какую‑то новую правду о состоянии человека на войне, а как к «Безумному Максу». «1917» — по большей части захватывающее, местами грандиозное зрелище; все же чуть больше, чем просто «техническое достижение». Эпизод с песней растрогает и камень. Пробежка вдоль траншеи ближе к финалу — попросту одна из лучших киносцен года. Воспевая силу человеческого духа, Мендес мудро показывает ее через непрерывное, непреклонное движение, преодолевающее смерть не лирикой, но физикой.

26
4
...
31 января 2020

Лучшие отзывы о фильме «1917»

Фото Акакий Люлька
Фото Акакий Люлька
отзывы: 71
оценки: 72
рейтинг: 1888
8
На Западном фронте без перемен.

Немногословная, технически совершенная кино-реконструкция, детально воспроизводящая на экране события одного дня - 6 апреля 1917 года на Западном фронте на Севере Франции. Рекламная компания фильма строилась на том, что он полностью снят одним планом, но это далеко не так. Ни один план в фильме не длится более восьми минут, но за счет умелой склейки и компьютерных эффектов, действительно достигается эффект непрерывности действия и полного присутствия на месте событий – своеобразная смесь компьютерного шутера от первого лица по мотивам первой мировой войны, «Дюнкерка» Нолана и «Бердмена» Иньяриту. Хотя фильм и не поражает своей драматургией и накалом страстей, за счет слаженной филигранной работы мастеров своего дела - оператора Дикинса и композитора Ньюмена Мендесу удается обеспечить нужное воздействие на все органы чувств зрителей, заставляя их, вместе с двумя юными капралами, погрузиться в кошмарную военную реальность и испытать всю гамму ощущений от пребывания на смертельно опасной передней линии Западного фронта в разгар боевых действий.
Сюжет фильма довольно простой и линейный, практически полностью построен Мендесом на документальном пересказе реальных событий, произошедших с дедом режиссера, служившего посыльным капралом во время Первой мировой войны. При этом, за внешне простой фабулой, как в лучшем фильме Мендеса – «Красота по-американски», весь фильм происходит органичное и многоплановое смешение печали и обреченности, грязи и боли, удивительной красоты и нежности, простоты и метафоричной сложности. Апокалипсическое переплетение взорванных мостов и упавших самолетов, рек с разбухшими трупами солдат и готических развалин, живописных картин провинциальных сел и городов и серых траншей, лошадей в тумане, цветущих вишен и младенцев. И, несмотря на то, что в фильме нет ничего эпичного и масштабного, отсутствуют яркие конфликты или оригинальные повороты сюжета, «1917» проносится при просмотре на одном дыхании с неизбежным эмоциональным катарсисом в финале, делая новый фильм Мендеса универсально понятным, трогательным и полным гуманизма современным высказыванием об ужасах войны.

20
1
...
30 января 2020
Фото Le_Tallec
Фото Le_Tallec
отзывы: 99
оценки: 99
рейтинг: 656
Эпично
Стоит увидеть
10

Как и любой другой хороший фильм о войне, «1917» Сэма Мендеса является настоящим антивоенным фильмом, показывающим весь тот кромешный ад, который царит на полях сражений. Буквально с первых минут нас погружают в окопы Первой мировой с нехваткой продовольствия, гигантскими крысами и ранеными солдатами, а потом и вовсе подводят к утопающему в грязи, раскуроченному от воздушных налетов некогда зеленому полю с бесчисленными трупами людей и животных, колючей проволокой и мертвой техникой. Атмосфера страха, ужаса и неопределенности постепенно окутывает зрительный зал.

«1917» рассказывает историю двух юных солдат, которым дают сверхсрочное и чрезвычайно опасное поручение — они должны пересечь линию фронта и доставить жизненно важное сообщение об отмене наступления одного из батальонов, в котором находится 1600 солдат. Картину решили снимать как бы одним дублем и показать весь путь этих двух героев единым планом без монтажных склеек. Камера выдающегося оператора современности Роджера Дикинса неотступно следует по пятам бойцов, соблюдая тем самым классическое правило драматургии о единстве времени, места и действия. Такой подход не выглядит прихотью режиссера, не только из-за того, что современные технологии позволяют творить подобные чудеса, но и потому, что таким образом это смертельно опасное путешествие будет выглядеть куда как реальнее и правдивее, нежели обычная съемка с разных камер, в которой может потеряться ощущение времени и целостности истории.

История эта, правда, надо сказать, вымышленная. Однако она была написана самим режиссером в соавторстве с Кристи Уилсон-Кернс по рассказам его деда-ветерана и прочим документальным сведениям из Имперского военного музея. Как принято говорить в подобных случаях, — фантастика, основанная на фактах. Но главное в этой истории, все-таки люди. Те невидимые бойцы, небольшие группы разведчиков, связистов, посыльных, выполняющих опасные поручения, рискующих собственной жизнью ради спасения, куда большего числа жизней своих однополчан. Те люди, настоящие герои, благодаря которым в военных сводках звучали фразы: на западном фронте без перемен или на фронте в этот день ничего значительного не произошло.

Двух бойцов, младших капралов Скофилда и Блейка, отправившихся по вражеской территории с секретным сообщением, сыграли молодые и не примелькавшиеся Джордж Маккэй и Дин-Чарльз Чепмен с внешностью тех самых настоящих солдат-мальчишек, которых два года назад в своем документальном фильме «Они никогда не станут старше» оживил Питер Джексон. Помимо них в эпизодических ролях в фильме были задействованы британцы Колин Фёрт, Марк Стронг, Бенедикт Камбербэтч и Ричард Мэдден, а также француженка Клэр Дюбюрк и ирландец Эндрю Скотт. К некоторому сожалению, за всеми выдающимися техническими средствами и масштабными реалистичными декорациями актерская игра Маккэя и Чепмена осталась не особо замеченной критиками. А ведь ребята прекрасно справились со своими сложными ролями. Скофилд и Блейк друзья, но постепенно между ними вырисовывается небольшой конфликт. Скофилд чуть старше и уже имеет военный опыт, в то время как более юный Блейк не до конца понимает всю серьезность ситуации и по-мальчишески с открытым забралом рвется вперед. В какой-то степени эта картина еще и о дружбе, настоящей и искренней, а не только о долге перед родиной.

Масштабные декорации, начиная от длиннющих союзных окопов на различных территориях и немецких укрепленных бункеров, до заброшенных ферм и разрушенного небольшого города, вкупе с невероятно выверенной операторской работой, поражают зрителя не меньше, чем сама миссия двух солдат с возникающими на пути трудностями и столкновениями. Безусловно, за столь грандиозную работу на натуре с естественным освещением и огромной массовкой, равно как и за аутентичное обмундирование и различные визуальные эффекты стоит поблагодарить всю съемочную группу и в отдельности каждого человека, чью фамилию вы увидите в титрах. Многочисленные репетиции и талант отдельных людей, позволили создать одно из лучших произведений о войне. Эта картина заставляет зрителей всей кожей почувствовать ужас крупномасштабных сражений Первой мировой войны, а также показывает то, что пришлось проделать великому множеству солдат ради защиты своих близких от безжалостных захватчиков. А дойдя до финала этой ленты, спокойно выдохнуть тоже получится далеко не у всех, ведь слова произнесенные полковником Маккензи могут ранить еще сильнее, нежели все увиденное ранее.

20
3
...
29 января 2020
Фото Danila Eremin
Фото Danila Eremin
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 14
9

Отличный фильм, особенный кайф от работы оператора. Да и вообще в целом вся постановка сильно впечатляет, хоть и на фоне не самого изощренного сюжета. После фильма хочется еще раз послушать балладу, которую пел в лесу солдат и снова подумать о бессмысленности войны для простого человека.

13
2
...
30 января 2020
Фото А О
Фото А О
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 11
6

Много уже прямо-таки восторженных отзывов — шедевр, фильм года, одним планом, «Оскара»! и т.д..
Не зацепил. Вот как-то почти совсем. Для меня лично — «проходная» картина. Хотя люблю фильмы о войне.
Можно, конечно, отметить операторскую работу и визуальное решение картины в целом. Но, по мне, этого мало.
Если выделить какие-то конкретные моменты, то, наверное, так:
Внимание: тут без спойлеров не обойтись!
Начало вполне неплохое, даже интригующее. Ну, сейчас будет рейд двух юных бойцов «на грани»! Приготовились.
Выползли из окопа, добрались до колючки и... бах, начинается банальная игра в «наброс» как бы отвратительных в своей военной обыкновенности (по мнению создателей — натуралистичных) эпизодов: небольшая травма от колючки, скатывание в воронку с трупами и, ну а как же! — надо сразу попасть пораненной рукой во внутренности развороченного тела в воронке.
И далее так же — в тоннеле растяжка, и крысы, и, конечно, крыса задевает растяжку, и взрыв! И надо бежать из тоннеля, потому как позади всё аккуратно рушится. Ну а как же, надо же снимать как бы в режиме от третьего или даже от первого лица.
Не всё даже вспоминается. Что там ещё было?
А! Ну сцена с самолётом. Воздушный бой, самолет сбит. Герои стоят у разрушенного амбара в деревне. Куда должен упасть самолет? Конечно! Не куда-нибудь, а именно на амбар, да ещё и так, чтобы от него надо было бы немного бежать.
Затем трагический эпизод. Ну, тут уже ничего не скажешь, трогает. А если так было на самом деле (некоторые источники пишут, что Мендес опирался на какие-то архивные военные источники, мемуары, ну и на воспоминания своего деда), то тогда тем более. Да вообще, наверное, на войне было всё.
Но мы тут о кино.
Потом какая-то беготня в темных декорациях (именно декорациях — потому что выглядит всё уж совсем как нарисованное), падение в реку и...
Бег (это есть в трейлере) под артиллерийским огнём. Если за это многие прочат «Оскара», то, знаете ли, таких эпизодов в военном кино немало.
Какая-то «деревянная» сцена с Камбербэтчем.
При всей своей «мемуарности» и «натуральности» кино не показалось настоящим. По моим ощущениям, всё вылилось в какое-то желание (возможно, ненарочно) угодить зрителю, а снимать надо в значительной степени «в стол». А как же касса?! Ну, это уже другая история.

11
5
...
31 января 2020
Фото Руслан Спинка
Фото Руслан Спинка
отзывы: 7
оценки: 7
рейтинг: 22
1

Полное разочарование. Жаль потраченного времени. Рейтинг кинопоиска совсем не соответствуют реальности

11
6
...
2 февраля 2020
Краткое описание
«1917»
Информация предоставлена компанией Universal Pictures International (Россия)
1917 год, разгар Первой мировой войны. Двум юным солдатам поручают смертельно опасную миссию. Они должны пересечь вражескую территорию и доставить секретное сообщение, которое предотвратит неминуемую гибель сотен солдат… Смогут ли они выиграть гонку со временем?
В духе «1917»