Москва

Фильм
Чернобыль

2020, Россия, IMDb: 4.4

4.8
оценить
12+
2 часа 16 минут
Дата выхода в России
15 апреля 2021

Чернобыльская катастрофа глазами Данилы Козловского

Данила Козловский покоряет новые режиссерские высоты и вместе с продюсером Александром Роднянским берет курс на историю ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Планировалось, что фильм (ранее носивший название «Опасная вода») сконцентрируется на эпизоде с предотвращением попадания расплавленной активной зоны в гигантский резервуар с водой, что вызвало бы мощнейший взрыв: тогда начальник смены станции Борис Баранов вместе со старшими инженерами Алексеем Ананенко и Валерием Беспаловым пробрался под реактор в затопленные помещения и открыл монтажные задвижки, опорожнив бассейн. Но теперь эта миссия стала только фоном для истории о том, как пожарный Алексей (Данила Козловский) записывается добровольцем в ликвидаторы, чтобы получить квартиру в Крыму, а заодно покорить парикмахершу — в общем, судя по всему, у HBO нет повода для паники. Также в главных ролях Оксана Акиньшина, Равшана Куркова, Филипп Авдеев и Артур Бесчастный. Сценарий написал автор «Горько» и «Самого лучшего дня» Алексей Казаков.

Информация предоставлена компанией «Централ Партнершип»

Актеры

Расписание сеансов

май
сб
15
вс
16
пн
17
вт
18
ср
19
  • м. Домодедовская, Красногвардейская, Зябликово
    5.4
    • Сеанс в формате 2Dот 280 р.
  • м. Авиамоторная, Площадь Ильича, Римская
    4.7
    • Сеанс в формате 2Dот 390 р.
  • Московский, Хабарова, 2, ТРК «Новомосковский»
    • Билеты продаются в кассе кинотеатра
Режиссер фильма «Чернобыль»
Данила Козловский
36 лет
фильмов: 35
cпектаклей: 9
В детстве сыграл хулигана в сериале «Простые истины», и эта роль оказалась определяющей. После учебы в кадетском корпусе Данила пошел осваивать профессию актера в Санкт-Петербургскую театральную академию, хоть его и отговаривали. Сниматься в кино начал на втором курсе (это его герой в финале 5-го сезона «Улиц разбитых фонарей» убил Ларина и Дукалиса). Первым заметным фильмом с участием Козловского стал «Garpastum» Александра Германа-мл., а после сайфая «Мы из будущего» актера начали узнавать люди, далекие от арт-хауса. В «народного артиста» Данила превратился после «Духless» и «Легенды №17». «Экипаж» только закрепил его статус. Это мог бы сделать «Хардкор», но там его никто не узнал.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Егор Беликов
Фото Егор Беликов
отзывы: 10
оценки: 269
рейтинг: 170
5
Полураспад полу-СССР

Не отрекаются любя, а жизнь кончается не завтра. Пожарный Алексей (Данила Козловский), работающий в надзоре за Чернобыльской АЭС в 1986 году, решает перевестись в Киев, чтобы не прозябать в захолустье и сходить наконец на концерт Аллы Пугачевой (дата релиза «Чернобыля», кстати, совпала с днем рождения певицы — наверное, этим можно объяснить странную обсессию маскулинного героя Козловского). Но вместо этого он сначала в парикмахерской встречает Ольгу, которую не видел десять лет (Оксана Акиньшина), и у нее ребенок, которого тоже зовут Леша и ему тоже десять — навряд ли совпадение. Затем четвертый энергоблок взрывается, и Алексей становится одним из первых ликвидаторов. Под зданием нагревается запертая вода, скоро она взорвется, и радиационные частицы разлетятся по всей Европе — нужно прочистить застой в трубах. По велению КГБ Алексей, знающий здание наизусть, должен поднырнуть в почти кипящую воду и открутить вентиль, который, разумеется, спасет все человечество.

Есть такая известная кинокритическая байка. Если ты выходишь с пресс-показа фильма, который тебе не понравился, а на выходе стоит режиссер этого опуса, ловит тебя за пуговицу и спрашивает трепетно: «Ну как вам?» — то, проглотив гордость, следует ответить: «Что ж, заметно, что проведена большая работа». Так, во всяком случае, никто не обидится: кино действительно очень тяжело снимать, это гигантские творческие коллективы в тяжелейших условиях, огромные бюджеты, которые еще нужно где‑то достать и не факт, что получится вернуть. Зрителя это почти никогда не касается, но на зрителе профессиональном лежит негласное обязательство сначала утешить отечественного производителя и лишь потом отправляться писать на него рецензию.

Говорят, Данила Козловский, для которого «Чернобыль» стал второй режиссерской работой, ровно так и поступил: все двери в премьерном зале были предусмотрительно закрыты, на выходе стоял он сам, заслуженный артист, у которого, кажется, давно назрел некий комплекс. Ему давно и искренне хочется доказать, что он не просто излишне востребованный российский актер, что он не просто так снимался примерно во всех отечественных фильмах (в 2016 вышло аж четыре полных метра с ним, и в трех из них он был на главной роли — «Пятница», «Викинг», «Экипаж»), что он неспроста столько лет играл в труппе великого Льва Додина. В интервью по поводу «Чернобыля» он откровенно признается, что снялся в «очень многих говенных» фильмах, а на вопрос о том, доволен ли он своей новой работой, он отвечает: «Давайте перейдем к следующему вопросу» — словно скрывает свое мнение относительно собственных режиссерских способностей.

Широкого зрителя это, наверное, волновать не должно (хотя он, судя по цифрам предпродаж, на фильм с Козловским не очень собирается), но «Чернобыль» — симптоматический фильм для нашей провинциальной кинематографии. Продюсер Александр Роднянский десятилетиями ищет подход к арт-мейнстриму, который и окупался бы в прокате, и выигрышно смотрелся бы на фестивалях (хотя бы вне конкурса, в качестве гала-премьер) и премиях, то есть нечто одновременно и крупнобюджетное, и с авторской интонацией. Российское кино вечно ищет иной путь. В Голливуде такой режиссер по факту только один — Кристофер Нолан. Но нередко у Роднянского не выходит: навороченная и вычурная киновселенная «Дуэлянта» и «Девятой» оба раза провалилась. Поэтому продюсер, решив больше не рисковать и не оригинальничать, пытается повторить свой главный кассовый успех: «Чернобыль» сделан по лекалам «Сталинграда» Федора Бондарчука, глянцевого, эпического и исторического фильма на тему, которая на слуху и осмысление ее в кино не исчерпано.

С этим, как известно, банально не повезло. Козловский еще до старта съемок фильма знал, что HBO снимают одноименный сериал на ту же тему и, как он сам утверждает, даже обрадовался этому, искренне притом не понимая, что это создаст для его работы неизбежный шлейф. Сравнения, разумеется, будут, но неуместные — это разные жанры и разный хронометраж. Говоря простыми словами: хуже ли «Чернобыль» Козловского «Чернобыля» Крейга Мазина? Хуже, но этот фильм все же о другом, как и говорят создатели — в этом они не обманывают. Там, где американцы проводят грандиозное исследование менталитета советской структуры управления, Козловский решает пойти более проверенным путем. Его сюжет универсален, такая история могла бы случиться во время любого катаклизма, хоть цунами, хоть Фукусимы. По сути, это вольное переложение канонического крупнобюджетного голливудского фильма-катастрофы, где грандиозное, неподчинимое воле человека происшествие рассматривается через призму личного, интимного. Да и фактура здесь благодатная: невидимая смерть разлита в воздухе, прежде оживленные города вымирают за считаные дни, всюду тлен и страх. Вроде бы идеальный сеттинг для экзистенциального блокбастера.

Но в том и проблема, что редкие всплески авторского видения в «Чернобыле» можно списать на долю случайности — за пределами статистической погрешности. Да, там есть визуально экспрессивные сцены. Например, когда с небес начинают падать птицы, умирающие на лету, будто начался апокалипсис, описанный Иоанном Богословом. Или когда внутри здания энергоблока один из героев видит вдали таинственное сияние (эта сцена отчетливо напоминает по духу «Сталкера» Тарковского). Козловский старательно, по-школярски адаптирует для блокбастера все, что он видел по теме когда‑либо: визуальную айдентику фильма «В субботу» Александра Миндадзе, интонацию книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва» (по ней тоже был люксембургский фильм «Голоса Чернобыля»). Но все эти усилия словно прилагаются не к той точке опоры.

Козловский, прямо как его персонаж в фильме, будто бьется и бьется всем телом о заслонку, отделяющую его от полновесной, большой кинематографии. Уже пробовал подключать артиллерию, актрису Акиньшину, цитаты из Тарковского и Миндадзе — а давление в трубах так и не падает. К сожалению, в архетипической истории о самопожертвовании, подвиге ради семьи и человечества не обнаруживается никакого дополнительного смысла. «Чернобыль» довольно грамотно манипулирует зрителем в плане эмоций (это, в свою очередь, вовсе не грех — всякое искусство по природе обманчиво), но кажется, что можно было бы не низводить одну из самых символичных и даже почти мистических трагедий до банального героического самопожертвования.

Кроме того, HBO каким‑то чудом удалось в своей неполной, приукрашенной в художественных целях и нарочито неточной реконструкции, снятой вообще в Литве, избежать ощущения клюквы, китча и кринжа. А у Козловского ведь были для того все возможности: например, его пустили снимать в здание недостроенного энергоблока на Курской АЭС. Причем заметно, что работа была действительно проведена большая, без иронии: в кадре видно чрезвычайно подробный материальный мир (разве что музыкальное сопровождение все же навязчиво ностальгическое: играет Boney M, «Кино» и все та же Пугачева), старательную цветокоррекцию, изрядно освежают фильм эпизоды, снятые на настоящую ручную пленочную камеру, которая принадлежит по сюжету Алексею-младшему.

Это очень старательно сделанное кино, зачатое, к сожалению, не по залету, а по любви. Но внимательный зритель не сможет не заметить определенной настойчивости персонажа Козловского в процессе повторного завоевания несчастной героини Акиньшиной. Вообще, это всегда любопытно, когда актеры заводят отношения на съемочной площадке, в такие моменты любое кино превращается еще и в реалити-шоу, а зритель — в хроникера светской прессы поневоле. Вспомним хотя бы роман Заворотнюк и Жигунова на съемках «Моей прекрасной няни» (тоже, кстати, продакшен Александра Роднянского), а по поводу отношений Люси и Дези, авторов первого в истории ситкома «Я люблю Люси», аж целый Аарон Соркин снимает байопик с Кейт Бланшетт. Тут, судя по слухам, случилось то же самое, и мир да любовь артистам. Но это на самом деле не оправдывает однообразия развития любовной линии, которая на сегодняшний день выглядит немного неприлично.

По сути, Алексей непрерывно и банально домогается Ольги. В каждом его поползновении виден намек на интимную близость, которой все не происходит (возможно, из‑за возрастного рейтинга 12+): она каждый раз отдаляется от напористого любовника и отказывает ему, ведь однажды он уже ее бросил с ребенком. В финале Ольга уже сама ложится к нему, страдающему от лучевой болезни, в кровать, но, конечно, поздно — не для нее здесь ядерные грибы росли. Акиньшина, у которой в каждой роли все же остался болезненный лолиточный надлом из «Лиля навсегда», пусть давно выросла из нимфетки, но играет здесь филигранно и в то же время лаконично — жаль, что в такой роли и в таком фильме.

Возвращаясь к симптоматичности «Чернобыля»: есть ощущение, что так большое кино снимали в России лет десять назад, и самая заметная черта того недавнего времени, которая здесь воспроизведена, — категорическая неразборчивость доброй половины произносимых в фильме реплик. Это традиционная проблема отечественного кино, здесь проявленная особенно ярко: когда слова все же слышно и их не приходится угадывать по скупым смыканиям губ, выясняется, что персонажи разговаривают так, словно они все еще остались сценарными или даже литературными фигурами — витиевато, хлесткими фразами (та же проблема, кстати, была у другого фильма продюсера Роднянского — у «Дылды»).

Поэтому и «Чернобыль» в качестве средства коммуникации со зрителем скорее терпит крах: этот фильм ничего не сообщает о том, что же хотела сказать Вселенная нам тем взрывом, той катастрофой, той исторической травмой. Но в то же время это старательно сделанное кино, которое может и увлечь, и выбить прицельным хуком слезу, этого у него не отнять — просто у «Чернобыля», как это ни парадоксально, внутри что‑то так и не взорвалось.

1
0
...
6 мая 2021

Лучшие отзывы о фильме «Чернобыль»

Фото Валентина Мусонова
Фото Валентина Мусонова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 37
1
Полное разочарование

Фильм просто ужасный. Я даже не буду говорить про нарушении хронологии и каких то общеизвестных вещей, а просто про ВСЕ! Такое ощущение, что Козловскому не давали (и не дают) главные роли и он решил сам снять фильм где он один всех спасает, упустив мне кажется ВСЕ, что можно было бы затронуть.
Думала, что сняли достойный ответ зарубежному сериалу «Чернобыль», который кстати смотрится на одном дыхании и реально погружает в атмосферу всей катастрофы, горе, проблемы и трагедию, даёт хоть какое то понимание, через что прошли люди, а не «блокбастер» где пол фильма пару человек барахтаются под водой и зрителю даже не рассказывают что зачем почему и как, и персонажи главные не вызывают ни симпатии ни доверия, ничего! И ок, типо все и так знают, читали, слышали - но ведь это не так !
Я поклонница «Легенды номер 17», видела как моя мама прослезилась в кинотеатре, уважаю «экипаж», но эта картина - ПОЛНОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ во всех смыслах! Как вообще министерство культуры подписалось под этим ? «Гагарин обоссался ?» серьезно!?? Больше ничем нельзя было внимание привлечь или это хайп такой ?
Во время кино уходили люди из зала - я бы тоже так сделала, но до последнего надеялась что ВСЕ ТАКИ не будет вот так все.

29
10
...
16 апреля 2021
Фото Vladimir Krasilnikov
Фото Vladimir Krasilnikov
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 10
8
Чернобыль: от общего к частному.

Понравился фильм. Мне он показался сильным. Считаю удачной идеей показать масштабную трагедию на примере жизни одного героя. Да, в фильме есть элемент а ля «герой, который не хотел всех спасать, всё таки всех спас», но... А как вы хотели?.. Всё-таки, коммерческое кино.

Кино приятно смотреть. Мне очень понравилось, как снят фильм- операторская работа очень круто и нетипично передавала нерв. Все актеры играют замечательно, я верил каждому из них. Несмотря на то, что герой Данилы Козловского весь фильм всех спасал, я не чувствовал, что он сильно выделялся на фоне остальных героев аки супермен. Он такой же обычный человек, как и все персонажи в этом фильме, со своими человеческими проблемами и недостатками.

В какой-то момент кино мне показалось немного затянутым. Видимо, из-за того, что первую половину фильма локации постоянно меняются, в вторую герои проводят время в плюс-минус похожих декорациях. В сюжете присутствуют повторы, вроде возвращений и уходов героя Козловского к и от героини Оксаны Акиньшиной. Мне понятно, как это обусловлено трансформациями героя, но ритмически это немного утомляет.

На мой взгляд, самое удачное в этом фильме- режиссура, ведь в фильме есть несколько очень сильных, как мне показалось, сцен. Желаю Даниле Козловскому крутых сценариев и продуктивного творческого пути.

6
1
...
18 апреля 2021
Фото АЛЛА ГУТОРОВА
Фото АЛЛА ГУТОРОВА
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 8
10

Фильм ШИКАРНЫЙ, АТМОСФЕРНЫЙ, смотрела на одном дыхании! Кому не нужен экшн, а судьбы людей и трагизм СОВЕТУЮ! И не нужно сравнивать с сериалом - абсолютно разное!

8
3
...
17 апреля 2021
Фото George Lomaia
Фото George Lomaia
отзывы: 9
оценки: 12
рейтинг: 25
1

Это фильм не о Чернобыле, а скорее история некой семьи на фоне трагедии в Чернобыле. О Чернобыле надо смотреть сериал от HBO.

8
3
...
17 апреля 2021
Фото Angie ---
Фото Angie ---
отзывы: 2
оценки: 4
рейтинг: 7
1
Этот фильм - феноменальный позор

Главный вопрос, что занимал меня на протяжении фильма, так это как, как американцам!!! удалось прочувствовать русскую душу, понять и воссоздать не только атмосферу, но и то, что двигало людьми, передать внутреннее состояние людей, из какого теста сделаны русские, я боялась смотреть американский вариант, а они нас возвысили считай. Но это.... Козловский снял современность. Продажную, где никто никому не должен и не особо заморачивается. Он снял героя, от которого хочется вытереться, по крайне мере так он подан. Трагедии простых людей просто не видно, а ведь с теми же животными можно было снять. Анекдот в том, насколько герой неуязвим для радиации, насколько все остальные четко знают что произошло и кто виноват. Это просто шедеврально. Актерская игра - отдельный треш. Что хочет главная героиня непонятно с первых же кадров, на которых она сначала весело проводит время с главным героем, а потом он оказывается ее не устраивает моральным обликом. Про время взрыва реактора авторы видимо тоже не знали, раз обычные дети смотрели взрыв в "прямом эфире" что называется и никто из родителей не хватился их. Реально? "Русские парни", исключительно гибли в тех условиях... Гм, ничего, что реактор был на Украине? И да, мне нравился Экипаж, Легенда, но ощущение, что Козловский именно играл, а не был собой только в американской Академии Вампиров, где его видимо выпороли и приказали, не смотря на категорию фильма. В остальных он не меняется. Ни его тон, ни голос, ни поведение, он не показывает героев, они у него под копирку. Но если рядом такой каст как в Экипаже с его сценарием на это плюешь. А вот как здесь... И да. Музыка. Совершенно дисгармоничная, ни одна песня не попала в ряд, ни одна не попала в настроение того, что должна была передавать. Этот фильм не передал ничего про трагедию людей, как ни странно, американцы, затронув сложные темы СССР, показали все намного глубже...да что там, в принципе показали. Здесь были какие-то пустые слова, что выкрикивают на площади те, которым делать нечего.

8
3
...
17 апреля 2021
Краткое описание
«Чернобыль»
Информация предоставлена компанией «Централ Партнершип»
Это первый масштабный российский фильм, рассказывающий о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и людях, которым ценой своей жизни удалось предотвратить глобальную катастрофу и превращение большей части европейского континента в гигантскую зону отчуждения и необитаемую пустыню. Главный герой, пожарный Алексей, на первый взгляд, совершенно не похож на Героя. Отправиться вместе с ним в опасную вылазку вызвались инженер Валерка и военный водолаз Борис. Времени на разработку детального плана практически нет. Из-за приближения плавящейся активной зоны вода в резервуаре под реактором с каждым часом нагревается все сильнее. Группе предстоит смертельно опасная миссия — спуститься в самое пекло и предотвратить, возможно, самый страшный исход катастрофы.
В духе «Чернобыль»
Материалы о фильме «Чернобыль»