Москва
Написать отзыв

Все отзывы о фильме

2019, Россия, IMDb: 6.7

6.9
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1323
оценки: 961
рейтинг: 20203
5

Вокзал Сен-Лазар

В конце 1950-х в Москву приезжает молодой французский коммунист Пьер (Антон Риваль), сын эмигрантки, почти без акцента говорящий по-русски. Он живет в общежитии, слушает лекции на филфаке МГУ и знакомится с прогрессивной местной молодежью — фотографом (Евгений Ткачук) и балериной (Евгения Образцова). Помимо культурного обмена Пьер занят поисками сведений о неком Татищеве, предположительно сгинувшем в сталинских лагерях.

Черно-белый, как и сам фильм, постер, на котором Риваль и Образцова влюбленно смотрят друг на друга через какой‑то луч, видимо, символизирующий железный занавес (у нее за спиной Воробьевы горы, у него, понятно, Эйфелева башня), дает о картине несколько неверное представление. Романтическая линия — схематично набросанный любовный треугольник в духе «Жюля и Джима» — тут действительно есть, но она остается где‑то на втором плане вплоть до финального отрезка, когда о высоких чувствах вдруг от безысходности вспоминают и герои, и режиссер.

По большей же части автор — 78-летний Андрей Смирнов, актер, редко, но регулярно сам пишущий и снимающий фильмы (самый знаменитый из последних, разумеется, «Белорусский вокзал», поставленный им в молодости) — озабочен другими материями. Как и в предыдущей смирновской картине «Жила-была одна баба», речь во «Французе» главным образом идет о так называемых судьбах России, глобальных общественных сдвигах, которые проецируются на частные обстоятельства: на этот раз в фокусе хрущевская оттепель, период для шестидесятника Смирнова по очевидным причинам особенный.

«Голоса» по радио, самиздат (герои читают и даже распространяют прозрачно переназванный «Синтаксис», поэтический альманах будущего диссидента Гинзбурга, памяти которого посвящен фильм), Белла Ахмадулина, Лианозовская группа (герои навещают в мастерской Оскара Рабина и долго за него выпивают), полулегальные джазовые клубы, вернувшиеся из Сибири заключенные и так далее: по итогам XX съезда КПСС столица слегка расслабилась. Но КГБ на месте, как и 60 лет спустя, и, глядя из будущего, режиссер не разделяет робкий оптимизм, вроде бы разлитый в московском воздухе: в психоаналитическом смысле «Француз», вероятно, не столько урок истории, сколько тяжелый разговор автора с собственной юностью и семьей (отец Смирнова был номенклатурным писателем, лауреатом Ленинской премии).

Тем обиднее, что драматургически тут мало что получается. Фильм распадается на эпизоды, которые с большим скрипом складываются в единую картину, а по отдельности выглядят то натянуто, то затянуто, то наивно, то все это сразу. Француз ходит по квартирам заслуженных артистов (Роман Мадянов играет функционера, Михаил Ефремов — бывшего зэка, Наталья Тенякова с Ниной Дробышевой — прошедших через ГУЛАГ дворянок), которые раскрывают ему глаза на разные стороны русской жизни: функционер цитирует Молоховец, зэк пьет водку, дворянки рассказывают что‑то в духе «Анатоль божественно вальсировал». И все это вроде и не страшно, но мы-то не француз, что‑то и сами слышали. Студенческая жизнь — казалось бы, совсем из первых рук — показана не менее условно и шаржево.

Едва ли не самый обаятельный фрагмент фильма — пролог в кафе на набережной парижского острова Сен-Луи, где главный герой с приятельницей провожают товарища на Алжирскую войну: Нотр-Дам, ч/б, французский язык и воздух сразу превращают несколько театральную сценку в какой‑то привет Риветту. Но чем дальше от Сены, тем этот театр становится тяжеловеснее и напыщеннее; когда Пьер доберется до Переславля-Залесского и бараков при хлебозаводе, от Риветта уже останется перестроечный телеспектакль в натуральном актовом зале, с Александром Балуевым в роли настолько китчевой, что ее мог бы спасти разве что Никита Михалков.

Русский француз Риваль не феноменален, но в рамках поставленной задачи вполне хорош. Как, в общем, и прима Большого Образцова, пониженная тут до кордебалета, и Ткачук, единственный опытный киноактер из главной троицы. Не исключено, что если бы Смирнов больше доверился этим героям и этим артистам, чаще оставлял бы их в кадре без присмотра старших товарищей, и фильм получился бы чуть менее высокомерным, чуть более живым, быстрым, сегодняшним. Элегантный и внезапно пронзительный, вопреки всему, финал намекает на то, что это было возможно. Впрочем, как напоминает «Француз», в России много что казалось возможным.

10
1
...
31 октября 2019
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Mike From Moscow
Фото Mike From Moscow
отзывы: 304
оценки: 468
рейтинг: 548
9

Мощнейший фильм.
Рекомендую для просмотра, очень жаль, что он так злободневен в 2019:)

0
0
...
19 декабря 2019
Фото Ксения Смирнова
Фото Ксения Смирнова
отзывы: 109
оценки: 398
рейтинг: 378
10
Потрясающий фильм

Прекрасный, жизненный фильм. Безупречная игра актёров, замечательная режиссёрская работа, настолько всё досконально подобрано, просто не к чему придраться

1
2
...
3 ноября 2019
Фото Бондарев Андрей
Фото Бондарев Андрей
отзывы: 213
оценки: 1415
рейтинг: 272
7

За обманчивым названием "Француз" скрывается не что иное, как собирательный образ русского человека прошлого века, а он полон парадоксов: счастье народа, оказывается, не зависит от личного счастья отдельного человека; сын попа может столь же рьяно, как его отец православие, проповедовать марксизм; колымский ссыльный ищет доказательства - казалось бы, оставившего его - бога; талант на русской земле не признается таковым. И вот мы, зрители, европеизированные ровесники века нынешнего, смотрим глазами Пьера, протагониста, на свое прошлое и ищем там свои корни, своего заблудшего отца. Но Андрей Сергеевич далек от того чтобы давать оценки или судить: он рисует хоть и черно-белую, но яркую картину времени, отталкиваясь от вполне насыщенной событиями жизни конца 50-х, попавшую к нему в объектив, в то время как его дочь, Авдотья, выносит российскому обществу весьма однозначный приговор - но оба их фильма оказываются горестно близки нашему времени.

2
1
...
4 ноября 2019
Фото Юлинька
Фото Юлинька
отзывы: 24
оценки: 26
рейтинг: 86
Испанский стыд
4
Режиссерская неудача.

Давайте так. Дифирамбы этому произведению споют другие. Кому-то нравится, чтобы было стильно, черно-бело, местами непонятно (это же как будто умно!), ностальгично и обличающе. Все это в произведении есть. А фильма нет. И я чуть подробнее расскажу, почему - как мне это видится. Пусть у почтенной публики будет и беленькое мнение и черненькое.

Но сначала ДИСКЛЕЙМЕР (вы же знаете, о чем я?)
Несколько сильных актеров свою работу сделали филигранно, замечательно, талантливейше. Это не сделало картину хорошим кино, но эпизоды с их участием глубоко трогают и берут за душу. Это конечно непотопляемые "дворянские старухи" Нина Дробышева и Наталья Тенякова. Это большой уже актер Женя Ткачук - как всегда - другой, непохожий на себя в других ролях, убедительный, и , к сожалению, не ставший главным героем. И актер громадного таланта Валуев, эпизод с которым мог бы стать отдельным прекрасным фильмом. Но не стал.

На этом радости заканчиваются и начинаются гадости. А они такие. В киноработе нет огня и куража молодости - а ведь главные ее герои юны. А печальная ее часть пронизана гнетущей тоской, но за счет того, что все рассыпается на кусочки, смотришь на эту печаль как-то отстраненно.

Очень плох главный герой. Он картонный. Он ненатуральный. Он ходит с видом человека, зажавшего меж ягодиц карандаш... Можно предположить, что такими красками рисуют осторожного испуганного непонятной советской Россией иностранца. Но вот не веришь ему. Ни его речи, без капли французского акцента, а ведь он родился и вырос во Франции , и русский знает только из маминых колыбельных. Не Верю! Акцент у мальчика из 2019 года. Также глотает части слов, также мямлит под нос. И что он дворянский сын не верю. Он какой то весь мыльный, картонный. Никакой. Не верите - пойдите посмотрите. Никакой он и в сценах ухаживания за эмансипированной балериной. Глаз стеклянный. И даже в постельной сцене он такое впечатление что просто хочет покурить. Поэтому и имитация истерики неприятного отцом сына сыграна так жалко и ненатурально.

Далее по списку балерина с лебединой шеей, сыгравшая зачем-то - по сюжету можно бы легко и без нее обойтись - неприступную сначала и легкодоступную в конце возлюбленную героя. Во-первых, ее претензии на юность сильно преувеличены. Эта 35 летняя красивая женщина и выглядит на свои 35 (и прекрасно), но жестокий режиссер заставил бедняжку скакать козой, говорить молодежным псевдосленгом "того времени" и разыгрывать юные страсти, совершенно ей неподходящие. Ну и играть женщина явно не умеет, поэтому каждая ее реплика звучит так натужно, а сопли и вопли в предпоследних кадрах просто карикатурны.

Отдельно хочется сказать тексте сценария и вообще линиях поведения героев. Их реплики и поступки как будто нарочно придуманы для музея сценарных ляпов. Герой приходит к старым дворянкам, явно натерпевшимся от системы, а потому осторожным, и представляется в первую очередь иностранцем и студеном по обмену (они справедливо вопрошают, не чекист ли он), а не сыном своей русской мамаши, им знакомой. Вторую такую дурь он совершает в момент знакомства со своим предполагаемым папашей. Будучи галантным сыном французской земли, он допускает совершенно нефранцузский ляп в гостях у функционера, заявив перед носом у его красивой стареющей жены о том, что в 50 лет женщина стареет и печалится. А стоя на вокзале перед лицом любимой, ревущей как корова, он даже не обнимет ее, а просто с досадой удаляется в самолет. Француз? Ой ой! Не верю. А может, поверить, что он идиот?

Кургузая и серая любовная линия - без интриги линия, прямая как школьный коридор, тоже никак не раскрывает характеры героев. Ни нежности, ни романтики, ни страсти нет меж ними, ни даже секса до последних пяти минут хронометража. А вот побитая уже слегка жизнью балерина ну никак не могла сообразить, живя в балетном змеюшнике, что ночные гулянки с иностранцем по джаз тусовкам не станут для нее билетом на парижские гастроли. Это в 50-е-то годы, когда еще в середине 80-х!!!! людей таскали на проверки и комиссии перед безобидной поездкой в Польшу и Болгарию. Короче, она тоже дура набитая. Балерина то есть.

Даже темные силы ГБ выглядят идиотами. Они присмотрелись к главному герою. Склоняют его к сотрудничеству и стуку на других участников французской делегации. Герой делает губы гузкой и манкирует. А глупые Силы Зла, разузнав архиважную для героя информацию о локации его досточтимого папаши, так по-доброму, отечески журя, ее выбалтывают, даже не пытаясь поторговаться и сказать "адресок знаем, но скажем только если расскажешь о настроениях во французской студенческой группе". Вот дуракиииии!

Не спасают и ностальгические интерьеры любимого МГУ с разделенными на две каморки блоками общаги - их показали, а жизни там нет. Хотя в жизни она есть! Я знаю, и я помню!

Ну и в общем и целом действо длинное - два часа, нудное, и скучное. В сюжете липнешь, как муха в янтаре, ничего никуда не движется, все предсказуемо, что Балуевского героя сценарист прикокнет после сильнейшего его монолога - тоже понятно. А куда его? Что роману не суждено развиться - это даже хорошо, а то двое несчастных картонных неваляшек бы совсем выбились из сил, играть то любовь надо уметь! Что чудесного литератора, азартного самиздатника посодют - так а куда ж без этого.

Хуже всего, что от так нехорошо сделанной киноработы не болит душа, не дрожит сердце, а просто хочется сказать: А ну и что?

2
2
...
10 ноября 2019
Фото Diana Eshkind
Фото Diana Eshkind
отзывы: 14
оценки: 14
рейтинг: 71
9

На мой взгляд лучший фильм Гениального Андрея Сергеевича Смирнова!

1
2
...
3 ноября 2019
Фото Nikolay Gudkov
Фото Nikolay Gudkov
отзывы: 16
оценки: 16
рейтинг: 69
7

Стоит увидеть даже ради одной сцены!
Провинция 60-х. Переславль-Залесский. Город ссыльных. Зима - как форма бытия. В этом черно-белом мире ссыльных и бывших каторжных даже небо всегда свинцово серое. Лагерный казематно-барачный быт - убогий, беспросветный, унылый...
оттепель - о которой в фильме, сюда как будто не дошла.
И в этой серой повседневности в актовом зале советского дома культуры, в антураже советского плаката за малярным столом и бутылкой «Московской» происходит диалог, ради которого собственно - весь фильм. А потом вдруг в этом убожестве из старого пианино, сопровождающего пионерские линейки и капустники, раздаётся Бетховен - «Лунная соната». И ты понимаешь, что столько ещё Бетховеных, не покинувших на каком-нибудь философском пароходе или ещё как-нибудь нелегально советскую Россию, просто сгинуло в лагерях и бараках, ссылках и застенках.
Ты видишь гениального математика в исполнении Александра Балуева, доказавшего бытие Бога языком теорем - не сломленного, но разбитого, потерянного, опустившегося. Человек, готовящийся почить в этом бесславном мире.
поэтический язык черно-белого кино, ощущение события - в отдельных сценах и эпизодах фильма. Практически передан трёхмерный мир, даже запах, как ты можешь его себе представить.
Безупречная игра Александра Балуева, Михаила Ефремова, Евгения Ткачука. Даже ради этого стоит смотреть.
К сожалению, главный герой истории не получился, игра Риваля - прям «не верю»! Честно говоря, он все испортил. Думаю, поэтому и нет цельности фильма, что отмечают критики. Поскольку он центр картины, все рушится. Он просто никакой...
И тем не менее, в своём главное - замысле, языке, атмосферности фильм состоялся.

2
0
...
4 ноября 2019
Фото Анна
Фото Анна
отзывы: 122
оценки: 267
рейтинг: 53
9

Очень понравился!
Неточности с точки зрения историяечких деталей были, но это крошечные нюансы. В остальном: черно-белый формат, актеры, сюжет, исторический период, задумка формата «ностальгического кино» - все прекрасно и эстетично.

Красивое и умное кино!

0
1
...
30 декабря 2019
Фото Ольга Голыбина
Фото Ольга Голыбина
отзывы: 29
оценки: 50
рейтинг: 37
7

Фильм, вроде бы, и хорош эпизодами, но сценарного единства ему не достает катастрофически. Каждый отдельный кусочек - достоверен и даже местами поражает глубиной актерской игры (как, например, сцена с персонажем Михаила Ефремова), но цельного фильма не получается. Такой набор "картинок", который весьма условно объединяет главный герой Пьер - самая слабая из актерских работ здесь.

2
0
...
5 ноября 2019
Фото Prosto Irina
Фото Prosto Irina
отзывы: 17
оценки: 17
рейтинг: 36
9
Идти обязательно

Драматургически фильм не очень удачен, он рассыпается на эпизоды. Но как портрет эпохи он вполне состоялся. Он снят в стилистике фильмов 60-х. Черно-белое кино, снятое оператором Шайгардановым, воспроизводит эстетику фильмов типа "Июльского дождя" (да и киноцитаты там есть), и потому мозаика эпизодов вполне оправданна.
Как всегда у Смирнова, это фильм-месседж, политическое высказывание.
Плакатно, в лоб даны символы. Герой Мадянова, писатель, который ест соляночку, приготовленную по Молоховец, живет в высотке, утверждает, что органы после ХХ съезда уже не те, но при этом убеждает гостя помалкивать и никому не верить. Повсюду заборы и вахты, даже на хлебозаводе -- страна как огромный концлагерь. Девица, мечтающая вступить в фиктивный брак с иностранцем, только бы вырваться из Союза. Вахтерши в общежитии, прослушки, преподаватель марксизма, слушающий вражьи голоса...
Есть совершенно гениальные актерские работы, только из-за них уже стоит посмотреть это кино. Во-первых, Нина Дробышева и Наталья Тенякова, играющие двух дворянок-смолянок Обрезковых, долгое время проведших в лагерях. Сыграли они с долей гротеска, но под этим такая правда образов, что не по себе делается. У меня ком в горле стоял. Во-вторых, фотограф-диссидент Валера Успенский, его потрясающе сыграл Евгений Ткачук. Ну и Балуев в роли Татищева, конечно.
Фильм посвящен Александру Гинзбургу, диссиденту, издателю "Синтаксиса". Это из-за журнала "Грамотей" сажают Успенского, и именно пленки с последним номером этого журнала увозит за границу главный герой. Фильм насквозь литературен (как сама эпоха шестидесятников): вначале отсылки к "Постороннему" Камю (Алжир), потом и сам герой, как посторонний будет смотреть на всю советскую жизнь, героя зовут Пьер, он приезжает в Россию искать отца, отец умирает и т.д. и т.п. Россия -- литературоцентричная страна, так что все это оправданно.
Но главное в фильме не это. В нем воссоздана атмосфера советской жизни. Одним боком коммуналка, а другим концлагерь. И режиссер чуть не криком кричит, что нельзя весь этот гной и травмы заматывать тряпками и затыкать -- нарыв может стать гангреной.

5
2
...
2 ноября 2019
Фото Анна Папина
Фото Анна Папина
отзывы: 3
оценки: 6
рейтинг: 2
Стоит увидеть
10
Адская реальность, одухотворенная прекрасными людьми.

Есть громкие фильмы, о которых не знает разве что глухой. Выходишь, и внутри ничего, штиль. И сожаление о потраченном времени. Есть те, о которых не кричат. И ты захвачена ими, выходишь из зала словно из другой реальности, другая ты. А потом цитаты из них и стихи звучат в твоей голове, а фрагменты ясно встают перед глазами. Если вы сторонники второго сценария, то "Француз" точно для вас.

1957 год, быт и реальность в картине отражены весьма неприглядные. Правда, на зрителе это не особенно отражается, потому что в фильме есть что-то более важное. Люди, которые в окружающем убожестве сохраняют силу духа, читают стихи современников, математически доказывают существование Бога на каторге,... На мой взгляд, в этом и есть главная заслуга режиссера, в умении показать неприглядную и тяжелую реальность через призму духа.

Когда я очень затоскую,
Достану книжку записную.
И вот ни крикнуть, ни вздохнуть,-
Я позвоню кому-нибудь.
О голоса моих знакомых!
Спасибо вам, спасибо вам
За то, что в трудном переплете
Любви и горя своего
Вы забывали, как живете,
Вы говорили: "Ничего".
И за обычными словами
Была такая доброта,
Как будто бог стоял за вами
И вам подсказывал тогда.

Ключевым моментом картины является встреча и общение главного героя Пьера Дюрана со своим отцом, Татищевым. Отца, человека благородного происхождения, белого офицера сыграл Александр Балуев. И его герой потрясает до глубины души, он еще помнит, как жили:

В красивое время,
Когда опасались
Грешить слишком много,
И чёрта боялись,
И верили в Бога,
Слова были твёрды,
Друзья были честны,
Все рыцари горды,
Все дамы прелестны.

И еще о своем о девичьем. Евгения Образцова в роли балерины Киры Галкиной поразительно красива, гранциозна, харизматична и женственна.

А напоследок немного цитат из фильма.

А в Москве есть джаз? В Москве есть все, надо знать, где искать.

Большая балерина - это всегда жуткий характер, все подчинено одной цели.

Есть вещи поважнее, чем классовая борьба. Например, любовь (французские студенты советским девушкам💏).

Ну, как объяснить это иностранцу? В нашей стране джаз уже не запрещен, но еще не разрешен.

Советский человек должен быть привязан куда-нибудь.

Рисунку можно научиться, живописи нет.

Никакой России давно нет на свете, все это СССР, прости, Господи.

СССР - колхоз нищих за колючей проволокой.

Ты что, коммунист (верующий отец сыну)? Чувство юмора у Господа неподражаемо, абсолютно безжалостно.

Вы с помощью математики доказываете, что Бог есть?.. Кто-то на каторге в голоде и холоде вычисляет, есть ли Бог или нет.

- Мне с Вами можно?
- Упаси Бог, ты ж украдешь секрет сушек, сухарей, а это государственная тайна.

0
0
...
27 ноября 2019
Фото Игорь Тимонов
Фото Игорь Тимонов
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
10
Нужно смотреть. "Если есть голова на плечах, поймете".

Калейдоскоп персонажей: комсомолка, Гб-шник, неформальный художник, бывший зэк.
Рисуется историческое полотно без прикрас: «я рисую жизнь, которую вижу вокруг».
Образ Графа – точно изображен человек, загнанный системой, но не покоренный ею.
Смотрится не как кино, а как рассказ о жизни знакомых людей, настолько фразы и лица из жизни.
Работник ГБ – любуйтесь, это будущий ваш президент.
Фильм для посвященных, кто знает о реальной жизни страны («СССР, прости господи»). Которым не доставало зрительных образов.
Полное впечатление, что показываемые люди на экране, - люди своего времени.

1
1
...
18 ноября 2019
Фото Денис
Фото Денис
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

О фильме «Француз» режиссёра Андрея Смирнова («Белорусский вокзал», «Жила-была одна баба») рассказывать бессмысленно, как о запахе, или музыке. Это фильм-настроение.
Фабула проста: выросший во Франции русский по происхождению юноша приезжает в конце 50-х в Москву отыскать следы отца, сгинувшего в лагерях (формально на стажировку в МГУ).
С одной стороны, это уже Оттепель, подпольный джаз, самиздат, юный Бродский и Кушнер. С другой, на это все смотрят страшные глаза еще живых людей, видевших ад сталинских лагерей.
Самые сильные сцены фильма про них. Это и выпускницы Смольного института, сестры Обрезковы (великие #НатальяТенякова и #НинаДробышева), отмотавшие десятилетия в лагерях. Это и преподаватель марксизма-ленинизма из семьи потомственных священников (#МихаилЕфремов), как и они прошедший лагерный путь. И дворянин Татищев (#АлександрБалуев), судьба которого была стать великим математиком, наградившая его все теми же десятилетиями лагерей (адом, в котором он путём математических вычислений доказал для себя существование Бога).
Молодые актеры держат планку. Дебютировал в большом кино французско-русский выпускник школы-студии МХАТ #АнтонРиваль. Невероятна и прекрасна в главной женской роли прима-балерина Большого театра #ЕвгенияОбразцова. #ЕвгенийТкачук вновь подтверждает репутацию одного из ярчайших актеров своего поколения.
Этот фильм нужен стране, где вновь ставят памятники Сталину. Нужен.
P.S. Когда я очень затоскую,
Достану книжку записную.
И вот ни крикнуть, ни вздохнуть, –
Я позвоню кому–нибудь.
О голоса моих знакомых!
Спасибо вам, спасибо вам
За то, что в трудном переплете
Любви и горя своего
Вы забывали, как живете,
Вы говорили: «Ничего».⠀
И за обычными словами
Была такая доброта,
Как будто Бог стоял за вами
И вам подсказывал тогда.
(Александр Кушнер).

1
1
...
8 ноября 2019