Фильм

Фильм Дюна

Dune (2021, Великобритания, Канада, Венгрия, США), IMDb: 8.1

1/18

Новая экранизация легендарного фантастического романа Фрэнка Герберта

Вероятно, главный арт-бастер этого года: сага Фрэнка Герберта, не особо поддавшаяся 36 лет назад Дэвиду Линчу (и обзаведшаяся в начале нулевых неплохим мини-сериалом), оказалась в руках Дени Вильнева, ставшего после «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049», видимо, главным спецом по научной фантастике и космооперам. К сценарию приложил руку Эрик Рот, в ключевых ролях — вся инопланетная рать: Тимоти Шаламе, Оскар Айзек, Зендая Колман, Джош Бролин, Джейсон Момоа, Шарлотта Рэмплинг и так далее. «Дюна» Вильнева будет состоять из двух глав: в первой расскажут предысторию мира, где земляне расселились по другим планетам и борются за важное космическое вещество — спайс.

СтранаВеликобритания, Канада, Венгрия, США
РежиссерДени Вильнев
Продолжительность2 часа 35 минут
Дата выхода3 сентября 2021
Дата выхода в России16 сентября 2021
Возрастное ограничение12+
Январь
Канадский визионер, снимающий красивые и томные триллеры, будь это хоть кино про Ближний Восток («Пожары»), хоть про мексиканские картели («Убийца») или даже про инопланетян («Прибытие). Предпочитает снимать актера Джейка Джилленхола («Враг», «Пленницы»), которому как нельзя лучше подходит выверенная психоделика Вильнева. Через фильмы, номинированные на «Оскар», через фантастику «Прибытие», участвующую в конкурсе Венецианского кинофестиваля, Вильнев подобрался к главному своему проекту мечты — сиквелу «Бегущего по лезвию» с участием Ридли Скотта и Харрисона Форда.

Рецензия «Афиши» на фильм «Дюна»

6Главная премьера 2021 года

Далекое будущее — а может быть, и давным-давно в далекой-далекой галактике. Вселенной управляет император, но нас в данном случае волнуют взаимоотношения многочисленных знатных родов, которым с барского плеча отдают в управление целые планеты. Дом вроде бы милых и симпатичных Атрейдесов — планета Каладан, отдаленно похожая на Землю. Однажды им предлагается в управление странная и влекущая к себе пустынная планета Арракис (ею, очевидно, вдохновлялся Джордж Лукас, когда придумывал Татуин). В ее песках содержится специальное вещество, называемое спайс (но не в русском дубляже, конечно, а то эксцессов прокатчикам было бы не избежать), или меланж, или просто специя. Это наркотик-галлюциноген, который используется навигаторами, чтобы выбирать пути для межзвездных путешествий космокораблей.

Местные жители пустынь Арракиса, фремены, вообще-то против такого расхищения ценных ресурсов, но уже 80 лет их волю своей подчиняет дом Харконненов, карикатурных злодеев, где властвует очень корпулентный гей-педофил Владимир (Стеллан Скарсгорд). Правда, в фильме его героя даже не называют по имени, и за пластическим гримом, имитирующим массивную жировую прослойку, узнать шведа не так‑то легко.

Но вернемся к Атрейдесам. Герцог Лето (Оскар Айзек) решительно настроен на переезд и хочет завести военные отношения с фременами, а не просто высасывать их родную планету досуха из императорских соображений. А вот мать его ребенка Леди Джессика (Ребекка Фергюсон), принадлежащая к таинственному клану ведьм Бене Гессерит, где ясновидение и прочая магия передаются только по женской линии, и не по годам смышленый подросток Пол (Тимоте Шаламе) — они вообще не в восторге от арракисных перспектив. Очевидно, что к добру все это не приведет, но меланж уж больно дорогой. А еще Полу снится один и тот же сон — как где‑то в песках Арракиса его ждет девушка-фременка с голубыми от спайса белками глаз (Зендая).

Как ни удивительно, в начале этого текста приведено только самое начало сюжета фильма «Дюна», который, кстати, длится два с половиной часа. Нужно сразу понимать, перед нами даже не первая часть большой франшизы, которая, если что‑то вдруг пойдет не так, может и не состояться, а скорее грандиозный пилотный эпизод, лишь представляющий нам киновселенную. Но в детали там не углубляются — вот тебе зло, добро, две планеты, наспех запоминай имена и термины, не заблудись.

Шпаргалка в киноформе — не такого ждешь от колоссального релиза, в котором собрали приблизительно всех важнейших актеров момента, распихав их по второстепенным ролям военных советников и прочих прислужников герцога Лето: мелькают Джейсон Момоа, Джош Бролин, Хавьер Бардем, Дейв Баутиста и Шарлотта Рэмплинг. Тем более за авторством Дени Вильнева, который в последние годы окончательно укрепился в статусе небожителя и однозначно масштабно внедрился в современную поп-культуру (см. «Прибытие», «Убийца» и даже «Бегущий по лезвию 2049»).

«Дюна» — отнюдь не плохое кино. Это степенное, неторопливое, выдержанное, можно сказать, благородное зрелище, где даже несущественные детали продуманы с большим тщанием, где у каждого героя есть глубинная подоплека, которую, впрочем, не успевают до конца разжевать. С самой первой минуты фильма кучу всякой справочной информации проговаривают закадровым голосом на манер университетского лектора, который опаздывает по учебному плану. Еще в фильме зачем‑то пытаются освежить действие шутками-ванлайнерами в духе Marvel, где как раз принято смешить без умолку. Хотя роману «Дюна» было предначертано воплотиться именно в виде фильма с предельно серьезным лицом: по тексту никаких хохм не предполагалось, но это пророчество не претворили в жизнь, а жаль. Благо комедийных реприз в картине немного, так что простительно.

Гораздо больше утомляет чрезвычайная размеренность действия. C учетом того что на самом деле в огромной «Дюне» не успевают показать толком ничего важного, только быстренько пробежаться по синопсису. Взялся за гуж — в смысле, раз уж пообещали главную премьеру года, — значит, надо оправдывать четко сформулированное маркетинговое предложение. А у Вильнева получилось лишь снять самый дорогой и масштабный питч на киновселенную в истории: мегаломанское кино, где, по сути, ничего толком не происходит. Просто не торопясь расставляются фигуры по доске, занимая первоначальные позиции, откуда они куда‑нибудь обязательно пойдут, но уже в другой раз.

От подобного кино ожидаешь погружения в иные миры: «Дюна» изо всех сил старается его обеспечить, но от усердных стараний никому не легче. Здесь все словно отбывают номер: и Вильнев, в ожидании будущих огромных контрактов, и актеры, в том числе Шаламе, которому как раз сейчас бы сыграть что‑то выдающееся, а то в следующей гипотетической части его сменит Зендая, и даже зритель.

Если кино не работает само по себе — то есть не начинается достаточно таинственно для того, чтобы его хотелось досмотреть, и не заканчивается так, чтобы не терпелось узнать, чем все продолжится, — то все остальное уже неважно. Ни побуквенное следование оригинальной книге, которое здесь можно при желании рассмотреть. Ни обязательное для любого фильма Вильнева визионерство — все же, наверное, никогда пустыня в кино не выглядела так, как здесь: волнующе и магически.

«Дюна» не имеет самостоятельной ценности, и это уже звучит как приговор. Одна из крупнейших киностроек новейшей эпохи вполне может рухнуть под собственным весом — и похоронить под собой такое важное явление, как блокбастеры бюджетом за $200 млн. Их и так сейчас снимается все меньше и меньше, потому что их попросту негде окупать.

Больше всего «Дюну» после просмотра хочется изо всех сил оправдывать, надеяться на сиквелы, по-фанбойски агитировать всех друзей отмучить за деньги в кино эти два с половиной часа, чтобы за ними пришли прекрасные далекие фильмы. Но так не бывает, как не бывает и удивительных планет, где под ногами валяются волшебные наркотики, и мудрых вождей из дома Атрейдесов: всюду наши земные сволочи и черви. «Дюна» обещала подарить иллюзию возможности иной жизни, но на самом деле лишь трогает грязными руками грезы о несбыточном — вот такое послевкусие остается от предумышленно важнейшей кинопремьеры 2021 года.

7 января 2022
10

Дюна - это просто визуальный оргазм! Идеальная экранизация. В этом фильме бесподобно все: актерский состав, звук, концепция, детали (как круто передано управление голосом, это восторг). Единственный минус - это только часть первая, действие обрывается даже не на середине романа. Хочется, чтобы Вильнев обязательно снял продолжение, потому что, кажется, ему впервые удалось отобразить «дух» Дюны! 10/10 всем рекомендую!

16 сентября 2021
10Сотрите мне память, хочу ещё раз насладиться!!!

Это лучшее, что я видел за последнее время.
Я ни разу в своей жизни не писала отзыв о фильме, но Дюна стоит того. Это первый раз когда у меня были завышенные ожидания и весь фильм оправдал их. Каждый момент, который сопровождался музыкой, доводил до мурашек. Я смотрел на время и не хотел, чтобы он заканчивался. Всем советую!!

17 сентября 2021
1

Без комментариев. Жалко время, потраченное на этот фильм.

22 сентября 2021
3

Скучно.
Очень скучно.
Сюжет и диалоги никакие.
Визуальные решения может и неплохи, но не спасают этот фильм.
Если зритель не фанат дюны как концепции -- ему скорее всего будет неинтересно.

18 сентября 2021
3

Я честно пытался за что-то зацепиться, но оправдать 3 часа потраченного времени не могу. Реклама перед фильмом была интереснее и содержательнее.

19 сентября 2021
Все отзывы
Материалы о «Дюна»
Какие фильмы и сериалы победили на «Золотом глобусе-2022» (возможно, последнем в истории)?
Какие фильмы и сериалы победили на «Золотом глобусе-2022» (возможно, последнем в истории)?
Какие фильмы и сериалы победили на «Золотом глобусе-2022» (возможно, последнем в истории)?
Лучшие фантастические фильмы 2021 года
Лучшие фантастические фильмы 2021 года
Лучшие фантастические фильмы 2021 года
Пссс… хотите посмотреть продолжение «Дюны» прямо сейчас? Есть один вариант!
Пссс… хотите посмотреть продолжение «Дюны» прямо сейчас? Есть один вариант!
Пссс… хотите посмотреть продолжение «Дюны» прямо сейчас? Есть один вариант!
Кинопремьеры недели: «Дюна», «Узники страны призраков» и «Молчание ягнят»
Кинопремьеры недели: «Дюна», «Узники страны призраков» и «Молчание ягнят»
Кинопремьеры недели: «Дюна», «Узники страны призраков» и «Молчание ягнят»