Москва

Все отзывы о фильме Текст

2019, Россия, IMDb: 6.7

6.4
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Сухагузов
Фото Максим Сухагузов
отзывы: 43
оценки: 367
рейтинг: 458
8

Не брат ты мне

С боем вырвавшись из‑под контроля мамы-учительницы, студент филфака Илья Горюнов (Александр Петров) мчит на электричке из Лобни в московский клуб «Рай», но попадает прямиком в системный ад. Генеральский сын из госнаркоконтроля Петр Хазин (Иван Янковский) устраивает рейд на вечеринке, где Горюнов заступается за свою девушку, из‑за чего нашему горе-герою подбрасывают наркотики, чтобы тот «научился уму-разуму». Студент отправляется на семь лет в колонию. Почему сотрудник ФСКН поступил именно так? «Потому что может», — сформулирует кредо Хазина вышедший из тюрьмы Горюнов, еще не зная, что им придется поменяться местами. Но для этого герою Петрова придется совершить реальное преступление, а еще фактически спуститься в подземное царство и метафорически закрыть за собой крышку гроба, чтобы стать бесплотным призраком, сжимающим в руках чужую жизнь, — читай, смартфон.

Поскольку традиция русской драмы о герое-убийце устроена так, что в литературе потяни за любой волосок — покажется борода Достоевского, а в русском кино — потяни за любую нитку и вытянешь свитер Данилы Багрова, то давайте сразу расквитаемся с этими двумя главными аллюзиями. Горюнов — действительно в какой‑то степени современный Раскольников, несчастный студент, который заглянул по ту сторону закона и увяз в простыне мыслей (сообщений). Так же тематически с поправками на современность фильм заигрывает с «Двойником» и «Бесами», чей герой-демон выдает себя за оборотня в погонах, а в конце вполне может обернуться ангелом-хранителем. Факультативно можно еще подумать, с кем из «Братьев Карамазовых» соотносятся герои Петрова и Янковского, но очевидно, что для актеров чуть важнее другие «Братья» — балабановские. Видя отстреливающегося Петрова в вязаном свитере, безусловно, сложно не подумать о преемственности с персонажем Бодрова.

Но чем мерить, чья рубашка (или свитер) ближе к телу, забавнее отметить, как в прокате «Текст» внезапно устроил перекличку с фильмом о другом мамкином бунтаре — с «Джокером». Его герой тоже изгой с исчирканными листами бумаги и пистолетом, добирается до столицы на электричке, импульсивно совершает убийство, так же символично спускаясь вниз — в подземку, и получает шанс на перерождение, только став другой личностью. Можно еще заметить, что герой Янковского первым делом называет Горюнова клоуном («Что ты мне сделаешь? Потому что ты клоун»). Только если у Джокера главная сцена находится по ту сторону телеэкрана, то Горюнов вещает с экрана айфона.

Но все это уже было не раз подмечено в других рецензиях, а сам режиссер Клим Шипенко кокетливо объяснил, что, видимо, они с Тоддом Филлипсом уловили одни и те же идеи, витающие в воздухе (обоих принято считать режиссерами-ремесленниками). Но вот в чем русский Илья точно не совпадает с Джокером, так это в зрительском отклике: как никто никогда не спасет героя Петрова и не сделает его символом бунта, так и сам фильм «Текст» вдруг оказался не таким уж необходимым для посетителей кинотеатров, несмотря на присутствие самого кассового актера Петрова, лобби прокатчика и явных претензий на народное высказывание. Фильм собирает крайне неуверенно на первой неделе. Интересно разобраться почему.

Традиционное недоверие к российскому кино, в частности, к серьезному и не развлекательному. Хотя это одна из редких убедительных работ на стыке актуальности, реализма, радикальности и глянцевости. В общем, всего того, что в прошлом году не удалось сделать в «Селфи» Николая Хомерики.

Убежденность в том, что экранизации — это плохо, неинтересно и чаще всего хуже книги. Даже если (особенно если) в них участвуют сами авторы, как в «Тексте» Дмитрий Глуховский лично выступил автором сценария по мотивам своего романа.

Общая усталость от Александра Петрова, хотя объективно это одно из его лучших исполнений, правильно дирижирующее все регистры актера. Но трудно чем‑то удивить или зацепить, когда преследуешь зрителя со всех экранов, — к тому же на фоне недавнего провала «Героя» и какой‑то общей разочарованности от экранных образов (уход из «Гоголя» и «Полицейского с Рублевки»).

Слишком легко все свалить на несопоставимость рекламных бюджетов и масштабов российского фильма и гиганта DC, но, допустим, тот же «Брат» стал хитом вообще в период вымершего проката, так что причина лежит явно в другой плоскости. Возможно, на пресловутом пересечении России, айфона и шансона. Айфон в кадре точно есть, наличие формулы русского шансона также несомненно: как в песнях блатняка, в «Тексте» есть отсидевший лирический герой, ментовской беспредел, а все женщины делятся на три категории: та, что не дождалась (Софья Озерова), та, что ждет и рассказывает сказки Шахерезады о мире за пределами темницы (Кристина Асмус и Соня Карпунина), а также святой образ матери. Эту же традицию пацанского шансонье невыносимо подчеркивает трек Басты в финальных титрах. При этом внутри фильма великолепный саунд-дизайн, напоминающий Трента Резнора в финчеровских фильмах.

Эта же двойственность чувствуется и в режиссуре фильма. То «Текст» с его символизмом и пакетами с надписью «Русь» выглядит как приключения Петрова в фильмах Звягинцева, то Шипенко вспоминает свою любовь к Финчеру и делает все гораздо проще и красивее. С одной стороны, это интересно сделано: документальная попытка сыграть в здесь и сейчас, шатающаяся камера в одноплановых сценах в самые стрессовые моменты для героя. Но с другой — зритель может начать испытывать тошноту на таких стилистических качелях, не понимая, на каком кино он оказался. Не то чтобы это плохо с кинематографической точки зрения, но требует времени на привыкание, вызывает вопросы, что и сказывается на сиюминутных показателях фильма. Грубо говоря, чтобы не использовать засоренные слова про «авторское и зрительское кино», переформулируем возможное недоумение россиян так: это четкий или нечеткий фильм?

Фильм выходит в период протестных настроений, сразу после истории с Иваном Голуновым, чье дело по иронии судьбы рифмуется с зачином «Текста». Прямо во время проката идут суды, где людей сажают по другим сомнительным обвинениям. Недовольства дошли до актерского цеха, в акции солидарности против произвола участвовали сами артисты из «Текста». Клим Шипенко по совпадению вообще учился в одном классе с Голуновым, а теперь снял кино про Горюнова. Поэтому финальные выстрелы и выкрики героя Петрова в адрес полицейского оцепления должны были вкупе со всеми обстоятельствами произвести эффект разорвавшейся бомбы. Но они приводят скорее к оглушительной тишине. Как будто одни не хотят слышать, а другие не готовы реагировать. Возможно, фильм показывает, что из‑за общего ощущения разрушающейся реальности стране уже не нужен такой герой нашего времени, как в «Брате». Хотя, казалось бы, сюжетно мало что изменилось, просто девушки не ездят на трамваях, а больше по Мальдивам, а банда кавказцев переехала с рынка в отель с видом на Лубянку. Но в отличие от вселенной Балабанова, в мире «Текста» герой остается ненужным, потому что некого спасать, да и самому уже не спастись. Единственный выход — успокоиться в раю (в кавычках или без кавычек) или уехать в мифическую Колумбию из сериала «Нарко», который герой даже не смотрел.

Именно эта мысль о ненужности героя в обществе, в котором все уже привыкли, что не на кого положиться, в «Тексте» кажется ценнее и актуальнее, чем далеко не передовая идея о телефоне как медиуме худших вещей в человеке (включите «Черное зеркало» или «Раны» на Netflix). Гораздо интереснее, как в фильме при помощи того же смартфона нам дают заглянуть во внутренний мир представителя полицейского государства, чья душа обычно всегда спрятана за кордонами и колючей проволокой. Тем обиднее, что живая речь героев в прокате под грифом «18+» все равно кастрируется из‑за мата. Вместе с героем Петрова мы видим языковые подробности общения Хазина с мамой, папой, девушкой, боссом (видеопривет Виталия Хаева из другого знакового матерного фильма — «Изображая жертву»). Даже узнаем, что в какой‑то момент Хазин жалел, что посадил Горюнова. Но система быстро съела его совесть, так же как и Горюнов в конечном счете не может вырваться из этой круговой поруки. Ввязавшись в сделку и полагаясь на взятку для поддельного паспорта, где ему меняют фамилию на Горенов (от слова «горе»), он уже внутри системы, превращающей человека в текст.

Ведь приговоры в суде — по сути, тоже лишь буквы на бумаге, которые лишают тебя семи лет жизни. Неслучайно в фильме открывающий титр «Текст» заменяет годы в тюрьме, а также предваряет еще один повторяющийся монтажный прием: речь идет вперед изображения, как бы перекрывая его внахлест. Прием достигает апогея в финале, когда вся развязка происходит под повторяющийся диалог с матерью из начала фильма, тем самым закольцовывая идею жизни как нагромождения текстов. Вот и вы прочитали еще один, который наверняка тоже мало что изменит.

57
8
...
30 октября 2019
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Светлана Петриченко
Фото Светлана Петриченко
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 0
1

Боже,просто отстой- 0 из 10 ,по-моему, фильм сняли школьники. Отзывы настолько подставные ,что все рвутся толпами смотреть фильм ,и так же толпами выходят ! Даже нет желания досматривать . ..( одна порнушка

4
67
...
30 октября 2019
Фото Евгений Карасёв
Фото Евгений Карасёв
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Я даже зарегался ,чтобы все знали правду такого уе..... фильма в жизни не видел,Петров просто ужасно играет ему только людей смешить или в цирке клоуном.фильм полное говно. Не тратьте деньги на унылый фильм.

5
71
...
30 октября 2019
Фото Виктория Загородняя
Фото Виктория Загородняя
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 0
1

В шоке от Асмус... смотреть было неприятно. Порно-картина испортила всё впечатление о фильме. Было показано всё, кроме гениталий. Зачем в таких подробностях? Фильму остроты добавить? Посмотреть в кино, как трахают Асмус, а Петров под это мастурбирует - о да, это то, за чем мы все пришли

7
72
...
30 октября 2019
Фото Андрей Бучко
Фото Андрей Бучко
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Фильм не понравился, очкрщная жизненная российская действительность, очень тяжелое и нудное

9
69
...
29 октября 2019
Фото Олеся Исакова
Фото Олеся Исакова
отзывы: 7
оценки: 7
рейтинг: 0
1

Откуда такой рейтинг? Фильм затянутый, большинство моментов неправдоподобные. Абсолютно неинтересный! Все хвалят Асмус, что она вообще хорошо сыграла?! Бред. Все что она сделала это сиськи показала. Петров вообще роль не раскрыл. Из плюсов только сама задумка. Зря потратили время

11
68
...
29 октября 2019
Фото Дима Ким
Фото Дима Ким
отзывы: 5
оценки: 7
рейтинг: 0
1

Игра актеров - смещно! Именно смещно! Интересно скока Дудю заплатили? Киноклише га киноклище( трахнули асмус на экране в кинотеатре- это что то новое в российском кинематогрфе😂- вот это круто! Концовка как то тупо!

14
68
...
28 октября 2019
Фото Ксения Пронина
Фото Ксения Пронина
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Жуткий и негативный фильм, не советую его смотреть , хорошие комментарии однозначно купленные!!!

11
75
...
27 октября 2019
Фото Анастасия Луговская
Фото Анастасия Луговская
отзывы: 8
оценки: 9
рейтинг: 0
1

фегня полная пол зала встало и ушло на половину фильма. не советую!!!!

9
77
...
27 октября 2019
Фото Юлия Лялюцкая
Фото Юлия Лялюцкая
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Потерянные 132 минуты жизни. Да и 20 минут на рекламу

5
78
...
27 октября 2019
Фото Ibragim Ibragimov
Фото Ibragim Ibragimov
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Очередное .овно местного розлива под голивуд! Копировние под Голивуд, который не дотягивает даже до Индии.....

11
77
...
27 октября 2019
Фото Timophey Artemyev
Фото Timophey Artemyev
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Больше всего не люблю, когда фильмы о тупых людях , глупых сюжетах , прямо блевать тянет. вот здесь я плевал, блевал, рыгал .... фу!

13
77
...
26 октября 2019
Фото Сергей Болдырев
Фото Сергей Болдырев
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

честный отзывы! фильм гав..о! был полный кинотеатр в котором после окончания фильма все хором обсуждали на сколько фильм плох. Видимо надежда что люди пойдут на Петрова сработала, но тут все как всегда куча эмоций, крики и ничего нового в игре этого распиаренного актера. В общем фильм на столько плох что мне первый раз в жизни жалко потраченного времени и денег.

15
79
...
26 октября 2019
Фото fck
Фото fck
отзывы: 25
оценки: 167
рейтинг: 0
1

фильм - удивительный. в смысле удивительно то, как Глуховского уговорили, что бы главные роли были у петрова и асмус.
ладно, с асмус понятно, Глуховский хотел посмотреть на ее эээ грудь, но петрова то зачем дрчть заставили?

с другой стороны, посмотреть на дрчщго петрова за 500 рублей - это, наверное, круто. но мне слишком понравилась книга, что бы я испортил впечатления о ней просмотром этого гвна.

10
75
...
26 октября 2019
Фото Антон Ширяев
Фото Антон Ширяев
отзывы: 5
оценки: 4
рейтинг: 0
1

Редкостное дерьмо! Ушел с середины фильма. Не тратьте время

17
77
...
26 октября 2019
Фото algous
Фото algous
отзывы: 7
оценки: 31
рейтинг: 0
1

Удивительно - откуда такой рейтинг 7.9??? Он похоже теперь ставится не нами , а начальником сайта за деньги...:(

12
77
...
26 октября 2019
Фото Vital Gavrilov
Фото Vital Gavrilov
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
1

Рейтинг 8,1 - это антиреклама ! Придурки , из за вашей неуклюжей попытки пропиарить это говно , вы вообще не получите зрителей )))

25
78
...
24 октября 2019
Фото Оля Куракина
Фото Оля Куракина
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 0
1

Настолько гениальный фильм и игра актеров, что аж по рейтингу даже какого-то джокера обошел 😀

20
81
...
24 октября 2019