Москва

Все отзывы о фильме Текст

2019, Россия, IMDb: 6.7

6.4
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Сухагузов
Фото Максим Сухагузов
отзывы: 43
оценки: 367
рейтинг: 458
8

Не брат ты мне

С боем вырвавшись из‑под контроля мамы-учительницы, студент филфака Илья Горюнов (Александр Петров) мчит на электричке из Лобни в московский клуб «Рай», но попадает прямиком в системный ад. Генеральский сын из госнаркоконтроля Петр Хазин (Иван Янковский) устраивает рейд на вечеринке, где Горюнов заступается за свою девушку, из‑за чего нашему горе-герою подбрасывают наркотики, чтобы тот «научился уму-разуму». Студент отправляется на семь лет в колонию. Почему сотрудник ФСКН поступил именно так? «Потому что может», — сформулирует кредо Хазина вышедший из тюрьмы Горюнов, еще не зная, что им придется поменяться местами. Но для этого герою Петрова придется совершить реальное преступление, а еще фактически спуститься в подземное царство и метафорически закрыть за собой крышку гроба, чтобы стать бесплотным призраком, сжимающим в руках чужую жизнь, — читай, смартфон.

Поскольку традиция русской драмы о герое-убийце устроена так, что в литературе потяни за любой волосок — покажется борода Достоевского, а в русском кино — потяни за любую нитку и вытянешь свитер Данилы Багрова, то давайте сразу расквитаемся с этими двумя главными аллюзиями. Горюнов — действительно в какой‑то степени современный Раскольников, несчастный студент, который заглянул по ту сторону закона и увяз в простыне мыслей (сообщений). Так же тематически с поправками на современность фильм заигрывает с «Двойником» и «Бесами», чей герой-демон выдает себя за оборотня в погонах, а в конце вполне может обернуться ангелом-хранителем. Факультативно можно еще подумать, с кем из «Братьев Карамазовых» соотносятся герои Петрова и Янковского, но очевидно, что для актеров чуть важнее другие «Братья» — балабановские. Видя отстреливающегося Петрова в вязаном свитере, безусловно, сложно не подумать о преемственности с персонажем Бодрова.

Но чем мерить, чья рубашка (или свитер) ближе к телу, забавнее отметить, как в прокате «Текст» внезапно устроил перекличку с фильмом о другом мамкином бунтаре — с «Джокером». Его герой тоже изгой с исчирканными листами бумаги и пистолетом, добирается до столицы на электричке, импульсивно совершает убийство, так же символично спускаясь вниз — в подземку, и получает шанс на перерождение, только став другой личностью. Можно еще заметить, что герой Янковского первым делом называет Горюнова клоуном («Что ты мне сделаешь? Потому что ты клоун»). Только если у Джокера главная сцена находится по ту сторону телеэкрана, то Горюнов вещает с экрана айфона.

Но все это уже было не раз подмечено в других рецензиях, а сам режиссер Клим Шипенко кокетливо объяснил, что, видимо, они с Тоддом Филлипсом уловили одни и те же идеи, витающие в воздухе (обоих принято считать режиссерами-ремесленниками). Но вот в чем русский Илья точно не совпадает с Джокером, так это в зрительском отклике: как никто никогда не спасет героя Петрова и не сделает его символом бунта, так и сам фильм «Текст» вдруг оказался не таким уж необходимым для посетителей кинотеатров, несмотря на присутствие самого кассового актера Петрова, лобби прокатчика и явных претензий на народное высказывание. Фильм собирает крайне неуверенно на первой неделе. Интересно разобраться почему.

Традиционное недоверие к российскому кино, в частности, к серьезному и не развлекательному. Хотя это одна из редких убедительных работ на стыке актуальности, реализма, радикальности и глянцевости. В общем, всего того, что в прошлом году не удалось сделать в «Селфи» Николая Хомерики.

Убежденность в том, что экранизации — это плохо, неинтересно и чаще всего хуже книги. Даже если (особенно если) в них участвуют сами авторы, как в «Тексте» Дмитрий Глуховский лично выступил автором сценария по мотивам своего романа.

Общая усталость от Александра Петрова, хотя объективно это одно из его лучших исполнений, правильно дирижирующее все регистры актера. Но трудно чем‑то удивить или зацепить, когда преследуешь зрителя со всех экранов, — к тому же на фоне недавнего провала «Героя» и какой‑то общей разочарованности от экранных образов (уход из «Гоголя» и «Полицейского с Рублевки»).

Слишком легко все свалить на несопоставимость рекламных бюджетов и масштабов российского фильма и гиганта DC, но, допустим, тот же «Брат» стал хитом вообще в период вымершего проката, так что причина лежит явно в другой плоскости. Возможно, на пресловутом пересечении России, айфона и шансона. Айфон в кадре точно есть, наличие формулы русского шансона также несомненно: как в песнях блатняка, в «Тексте» есть отсидевший лирический герой, ментовской беспредел, а все женщины делятся на три категории: та, что не дождалась (Софья Озерова), та, что ждет и рассказывает сказки Шахерезады о мире за пределами темницы (Кристина Асмус и Соня Карпунина), а также святой образ матери. Эту же традицию пацанского шансонье невыносимо подчеркивает трек Басты в финальных титрах. При этом внутри фильма великолепный саунд-дизайн, напоминающий Трента Резнора в финчеровских фильмах.

Эта же двойственность чувствуется и в режиссуре фильма. То «Текст» с его символизмом и пакетами с надписью «Русь» выглядит как приключения Петрова в фильмах Звягинцева, то Шипенко вспоминает свою любовь к Финчеру и делает все гораздо проще и красивее. С одной стороны, это интересно сделано: документальная попытка сыграть в здесь и сейчас, шатающаяся камера в одноплановых сценах в самые стрессовые моменты для героя. Но с другой — зритель может начать испытывать тошноту на таких стилистических качелях, не понимая, на каком кино он оказался. Не то чтобы это плохо с кинематографической точки зрения, но требует времени на привыкание, вызывает вопросы, что и сказывается на сиюминутных показателях фильма. Грубо говоря, чтобы не использовать засоренные слова про «авторское и зрительское кино», переформулируем возможное недоумение россиян так: это четкий или нечеткий фильм?

Фильм выходит в период протестных настроений, сразу после истории с Иваном Голуновым, чье дело по иронии судьбы рифмуется с зачином «Текста». Прямо во время проката идут суды, где людей сажают по другим сомнительным обвинениям. Недовольства дошли до актерского цеха, в акции солидарности против произвола участвовали сами артисты из «Текста». Клим Шипенко по совпадению вообще учился в одном классе с Голуновым, а теперь снял кино про Горюнова. Поэтому финальные выстрелы и выкрики героя Петрова в адрес полицейского оцепления должны были вкупе со всеми обстоятельствами произвести эффект разорвавшейся бомбы. Но они приводят скорее к оглушительной тишине. Как будто одни не хотят слышать, а другие не готовы реагировать. Возможно, фильм показывает, что из‑за общего ощущения разрушающейся реальности стране уже не нужен такой герой нашего времени, как в «Брате». Хотя, казалось бы, сюжетно мало что изменилось, просто девушки не ездят на трамваях, а больше по Мальдивам, а банда кавказцев переехала с рынка в отель с видом на Лубянку. Но в отличие от вселенной Балабанова, в мире «Текста» герой остается ненужным, потому что некого спасать, да и самому уже не спастись. Единственный выход — успокоиться в раю (в кавычках или без кавычек) или уехать в мифическую Колумбию из сериала «Нарко», который герой даже не смотрел.

Именно эта мысль о ненужности героя в обществе, в котором все уже привыкли, что не на кого положиться, в «Тексте» кажется ценнее и актуальнее, чем далеко не передовая идея о телефоне как медиуме худших вещей в человеке (включите «Черное зеркало» или «Раны» на Netflix). Гораздо интереснее, как в фильме при помощи того же смартфона нам дают заглянуть во внутренний мир представителя полицейского государства, чья душа обычно всегда спрятана за кордонами и колючей проволокой. Тем обиднее, что живая речь героев в прокате под грифом «18+» все равно кастрируется из‑за мата. Вместе с героем Петрова мы видим языковые подробности общения Хазина с мамой, папой, девушкой, боссом (видеопривет Виталия Хаева из другого знакового матерного фильма — «Изображая жертву»). Даже узнаем, что в какой‑то момент Хазин жалел, что посадил Горюнова. Но система быстро съела его совесть, так же как и Горюнов в конечном счете не может вырваться из этой круговой поруки. Ввязавшись в сделку и полагаясь на взятку для поддельного паспорта, где ему меняют фамилию на Горенов (от слова «горе»), он уже внутри системы, превращающей человека в текст.

Ведь приговоры в суде — по сути, тоже лишь буквы на бумаге, которые лишают тебя семи лет жизни. Неслучайно в фильме открывающий титр «Текст» заменяет годы в тюрьме, а также предваряет еще один повторяющийся монтажный прием: речь идет вперед изображения, как бы перекрывая его внахлест. Прием достигает апогея в финале, когда вся развязка происходит под повторяющийся диалог с матерью из начала фильма, тем самым закольцовывая идею жизни как нагромождения текстов. Вот и вы прочитали еще один, который наверняка тоже мало что изменит.

57
8
...
30 октября 2019
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Пользователь Афиши №3865129
Фото Пользователь Афиши №3865129
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 5
1

Вы серьезно ? Унылое пессимистичое говно , а не фильм, рейтинг накручен!

10
10
...
14 ноября 2019
Фото Ольга Че
Фото Ольга Че
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 4
10

Пронзительная роль Петрова. Хороший фильм. Стоит посмотреть

3
0
...
3 декабря 2019
Фото Макс Филимонов
Фото Макс Филимонов
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 4
1

посредственная игра актеров, плоские персонажи, дырявый сценарий и неуместная порно сцена.

8
7
...
15 ноября 2019
Фото Алексей Шереметьев
Фото Алексей Шереметьев
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 3
9

Фильм антиутопичный,это повесть.Повесть о нынешних отношениях мужчин и женщин в России.Где мужчина,объективно,слабее «слабого»пола;часто воспитываются мамой.Среднестатистически.Фильм учит:как не нужно делать.Не вестись на поводу инстинктов,а использовать волю и разум.Стремиться к собственным целям и достигать их.Реализовывать лучшую версию себя.И наслаждаться этим.Аминь.

3
0
...
30 ноября 2019
Фото Иван Карповиков
Фото Иван Карповиков
отзывы: 1
оценки: 2
рейтинг: 3
10
Крутое русское кино

Тоже почитал комментарии - посмеялся. Судя по отзывам - те, кто хейтят фильм и ставят "единицы" - тупые, как пробки, или расстроенные дети-фанаты "Джокера", ничего и в самом "Джокере" не понявшие, у которых бомбит от разницы в рейтингах между ним и "Текстом". Или кадры, пишущие про "русские не умеют снимать кино". Вы сами "чьих будете"? Цыгане что ли? ))) Книжек что ли больше читайте и мозг развивайте, чтобы понять, о чем на самом деле фильмы. Отлично, что большинство аудитории нормально его восприняло, хотя я в некотором удивлении от такой активной агрессии "тупиков", фильм-то сам по себе совсем и не сложен. Видимо, светлые позитивные тупые отечественные комедии последних лет так размягчили мозг некоторых людей, как и общее падение культурного и интеллектуального уровня. "Текст" - первый отечественный фильм за долгое время, за который не стыдно ни в техническом плане, ни по наполненности.

3
0
...
25 ноября 2019
Фото Пользователь Афиши №4100357
Фото Пользователь Афиши №4100357
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
1

Посмотрели фильм, и решили, что мы наверное мало-читающие и мало-грамотные. Почитали отзывы тех кому понравилось и снова ничего не поняли. Зачем вы сравниваете Текст с Джокером? Они ни разу не близко и вообще о разном. Главный герой Текста совершает абсолютно дебильные поступки вовсе не потому, что весь из себя такой непонятый и одинокий герой, он просто клинический ДУРАК. Человек отсидевший 7 лет никогда не оставит свои отпечатки пальцев на месте преступления, особенно на телефоне. У него была отличная возможность представить всё как несчастный случай, но нет! Он оставляет все улики дающие понять, что это убийство и приводит к себе. Это такой изощеренный способ самоубийства? Если нет, то герой - дурак. А их и без кино в жизни полно, чтобы ещё там на них любоваться. А если да, то в чём посыл фильма? Где хоть какая-то разумная мысль? Или вы все уроды, убейтесь сами. Или мы ничего не поняли. Если главная мысль и посыл создателей фильма понят нами правильно, то становится противно, от их отношения к конечным потребителя продукта, т. е. к зрителям. А если мы ничего не поняли, то объясните, чтобы стало понятнее...

2
1
...
2 декабря 2019
Фото Антон Буховец
Фото Антон Буховец
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 2
1

Ужасный русский фильм, русские никогда ничего нормального не снимут, так уж установлено, лучше посмотреть в стену чем этот фильм, оценка 0/10) всем хорошего настроения

3
5
...
17 ноября 2019
Фото Евгений Гусев
Фото Евгений Гусев
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 2
1

чернуха, безнадёга, мат, пахабщина, нищета, трагизм. всё вполне себе в тренде российского кино.

3
15
...
12 ноября 2019
Фото Пользователь Афиши №4125242
Фото Пользователь Афиши №4125242
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
1

Кошмар. Петров скатился.. Смотреть противно. Смотрела уже онлайн, хорошо, что не в кино... Неужели в России снимать никто не умеет... Последние фильмы м Петровым - зашквар...

1
1
...
17 декабря 2019
Фото CreamiD
Фото CreamiD
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 1
Отстой
Как развидеть
Испанский стыд
3

Столько хайпа из ничего. Очень напоминает чернушку Левиафан, только бюджет и фон красочней.
Вместо провинциального убитого городка - Москва. А в остальном то же самое - безысходность, беспредел, и даже, «откровенка».
Студент в поиске приключений, естественно в жестких терках с матерью. Фсб-ник- беспредельщик, которому и бог не судья. Лобня - эталон днища, на фоне Москвы, где сплошь мажоры и коррумпированные чиновники жируют. Качественный набор штампов! И как уже можно догадаться, студент тут же залетает ... на 7 лет. Бедный мальчик. Опс...
Мальчик вышел. Естественно его все бросили, забыли и разлюбили. Все в порядке вещей.
В неуверенной злобе он просто приходит к своему обидчику (одного с ним возраста) и убивает его. Ой! А мальчик то вовсе не хороший герой, он убивец. Как изменчив мир. А может и не зря его посадили ?? Малыш фсб-шник был провидцем ? Но это все лирика.
Бывший студент-киллер берет его телефон, и ... начинается самое интересное. Он узнает о жизни своего обидчика. У того есть тоже семья, беременная девушка, и даже проблемы с законом.... Он заботиться о матери. Играет в любовь с девушкой... Да и вообще, он молодой и красивый - будущее России ;), не святой, но не ужОс-ужОс. А его убил какой то дрыщ из Лобни. Трагедия.
Семья его эталон сливок общества. Сильные мира сего. Строят грандиозные планы. Сам Хазин хоть и мутит наркоту и беспредельничает, но это ж не он такой, это жизнь такая. Это Москва детка. Тут все такие )
Пытаясь уйти от всего плохого, главный герой влезает в чужие проблемы и пытается их "разрулить"!?
Выходит заведомо плохо. В итоге его вычисляют и находят. Правда, не потому что это справедливость закона, а потому что влез не туда.
Какой же итог ? Хм.. Нет хороший, нет плохих. Пострадавший без вины - тоже виновен. Закон это миф. Справедливость - фантазии неудачников. Жизнь Г-но ) Шикарный фильм ) Вот только для кого ?

PS. Про актеров. Ребята молодые - все приходит с годами. Рано давать им финальную оценку.
Про "откровенку" в фильме. Хоть мне и показалась эта откровенность лишней, не дающей ничего важного в сюжет, однако, ничего шокирующего в этом нет. На то она и молодость, чтоб покуражиться ! (Если что, посмотрите западный фильм "Любовь", там намного откровенней сцены были и никого это не смутило).

0
1
...
16 декабря 2019
Фото Айнагуль Сятова
Фото Айнагуль Сятова
отзывы: 1
оценки: 2
рейтинг: 1
1

Вообще ужасно! Не затягивает, сюжет абсолютно предсказуемый, еле досидела в кино! Петров жестко переигрывает, неприятное зрелище!

1
1
...
10 декабря 2019
Фото Vasili Vorobiov
Фото Vasili Vorobiov
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
1

Более бездарного кино и бездарного актёра в главной роли и припомнить-то сложно! Рейтинг заказной.

1
2
...
2 декабря 2019
Фото Chelovek Chelovek
Фото Chelovek Chelovek
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1
Не рекомендую.

Типичное чернушное российское кино, ничего нового, Петров сыграл норм, но сама идея ....

0
1
...
6 января 2020
Фото Ксения Перова
Фото Ксения Перова
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
1

Смысла я не поняла, разве что маму надо слушаться.... сказали дома сидеть, значит сидеть🤷‍♀️

4
4
...
23 ноября 2019
Фото Анна Павлова
Фото Анна Павлова
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
1

Только отношения главного героя с мамой трогают. Остальное - тоска и банальщина. Устаешь от постоянного присутствия телефона в кадре и монотонного чтения вслух сообщений, писем, мыслей, некоторых - по нескольку раз.
Петров - не тот актер, который держит крупный план. Не на что смотреть. Пиар на эпизоде с сексом (ну тааак, ничо особенного), наверно, работает - народ идет.

3
9
...
14 ноября 2019
Фото Пользователь Афиши №3822705
Фото Пользователь Афиши №3822705
отзывы: 3
оценки: 4
рейтинг: 0
7
Фильм сильный, но чернушный.

До просмотра меня бесили люди, которых, когда их спрашивала: "Как фильм", отвечали "Классный, там так реалистично трампапам Кристину Асмус".

Но теперь мне понятна причина такого ответа.

Психологически такой отзыв очень предсказуем, потому что фильм однозначно чернушный, и психика человека, не выдерживая тревогу и других тяжелые чувств, которые рождает фильм, просто пытается переключиться. Для этого она акцентируется хоть на чем-то веселом, поверхностном, пусть даже пошлом. Это позволяет не думать и не чувствовать вглубь.

Честно говоря, мне самой не хочется чувствовать вглубь. Хочется скорее все это развидеть. И расчувствовать. И чтобы этот ужасный неприятный осадок, оставшийся после просмотра, ушел. Я не хочу теперь это помнить, как, например, сцену с прикованной девушкой и трупом из "Груз-200".

Зато это означает, что с точки зрения художественной ценности фильм получился очень сильный. Он трогает и держит все время в напряжении.

Это кино по большей части социальное. Психологическое насилие над зрителем нужно для того, чтобы мы отчетливо осознали как это, оказаться случайной жертвой коррумпированной системы. Как это быть обычным человеком в России. Эффект присутствия очень мощный. Четко осознаешь, что такое в нашей стране может случиться с кем угодно.

Советую ли я сходить на этот фильм? Если вам до 25 - да. Позже Нет. Зачем? Вот вы посмотрите на историю очередного маленького человека и то, как его перемолола система. И что? Все массово после этого выйдут с плакатами:"Нет коррупции в гос.органах?"
Или чиновники посмотрят фильм и скажут:"Да, вот мы козлы, ради раскрываемости подставляем невиновных. Как так можно? Надо прекращать." Уволятся и уедут жить в деревню.
Мне кажется, большинство людей при просмотре фильма думали:"Да, все так. Как же опасно у нас жить. Мне страшно. Хоть бы меня и мою семью это не коснулось." Откуда ноги растут у такой психологии объяснять, думаю, не надо.

На поколение 18-25-летних этот фильм может как-то реально повлиять, изменить их взгляд и влияние на государственное устройство демократического общества. А для всех остальных - это просто чернушный фильм. Что он дает? Сильные эмоции.
Как алкоголь или наркотики. Чувствуешь себя живым. Эмоции такие яркие.
Почему многие любят ужастики, драмы, триллеры и сводки криминальных новостей? Это источник ярких негативных эмоций. Почему тянет к ним? Потому что с детства их чаще испытываем. Они нам понятней и привычней.

Но по мне так лучше уж чувствовать сильные позитивные эмоции, а не негативные. У многих нет такой привычки. Да и откопать повод для позитивных эмоций гораздо сложнее, чем найти негативные. Но мы сами создаем свою реальность. С помощью осознанности и выбора.

2
3
...
12 ноября 2019
Фото Артём Щербаков
Фото Артём Щербаков
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Не фильм, а порнуха! Бедный Гарик Харламов. Наши только и умеют, что снимать второсортное дерьмо, которое ничем не цепляет. И вот, пожалуйста! Они додумались показать вагину, ведь просто сиськи это прошлый век. Браво! Просто похерили хорошую идею и хороший фильм мерзким порно. Можно ведь было хотя бы без такого интима обойтись, ибо везде есть границы, даже в творчестве. Печально, что эти границы стерли свисшими сиськами Асмус.

5
15
...
11 ноября 2019
Фото Семён Лепёшкин
Фото Семён Лепёшкин
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
1
Стыд

Кто все эти «писатели» позор вам киношники , почему это джокер на афише оценка 7,4 а текст с Петровым б*ять 8,2 - не ходил и смотреть не буду!!!

3
18
...
10 ноября 2019
Фото Valery Popov
Фото Valery Popov
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 0
1

Это напрасно потраченоое время и деньги. Скорее большинство отзывов заказные, оцениваю реально на 2 по 10ти бальной шкале. Это провал кинематографа. Как такое можно снимать и запускать в прокат? Хотелось уйти несколько раз во время просмотра, не стал, не теряя надежды что, бужет что то ценное. Нет, не было.

7
17
...
10 ноября 2019
Фото Даниил Корзенев
Фото Даниил Корзенев
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

снято весьма слабо, играют откровенно никак. книга ничего, фильм - впустую потраченное время. есть замечательные отечественные современные фильмы. этот не из них

6
16
...
10 ноября 2019
Фото Константин Дорохин
Фото Константин Дорохин
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 0
1

ниже среднего.Интересно до того как он убивает мента ,а это 20 мин.Остальное муть.Разочарован.

3
19
...
10 ноября 2019
Фото Антон Серегин
Фото Антон Серегин
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
1

Купленные отзывы . Фильм - очередное русское г..вно . Слов нет . Этот фильм дно . Даже российские комедии не так сосут как этот фильм ))))надеюсь этот отзыв убережет нормальных людей от похода на этот «шедевр»

5
26
...
10 ноября 2019
Фото Анастасия
Фото Анастасия
отзывы: 10
оценки: 9
рейтинг: 0
1

Фильм отвратительный!!! Все отзывы куплены, еле дождалась конца, надеясь на какую-то интересную развязку. Ужасный фильм, не тратьте время

3
26
...
9 ноября 2019
Фото Валерия Попова
Фото Валерия Попова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
1

Фильм ПОЛНОЕ г..... Сцена Асмус в трейлере завлекла и любовь к Петрову . Отсидели 2 часа с трудом , в ожидание чуда . Самое обидное , что все отзывы куплены . И сейчас на все фильмы так пишут Вау , отличный фильм . Цуки. На этот фильим не тратьте время . Я давно такое г не смотрела 🤦‍♀️

3
24
...
9 ноября 2019
Загрузить еще