Москва

Все отзывы о фильме Текст

2019, Россия, IMDb: 6.7

6.5
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Сухагузов
Фото Максим Сухагузов
отзывы: 43
оценки: 367
рейтинг: 459
8

Не брат ты мне

С боем вырвавшись из‑под контроля мамы-учительницы, студент филфака Илья Горюнов (Александр Петров) мчит на электричке из Лобни в московский клуб «Рай», но попадает прямиком в системный ад. Генеральский сын из госнаркоконтроля Петр Хазин (Иван Янковский) устраивает рейд на вечеринке, где Горюнов заступается за свою девушку, из‑за чего нашему горе-герою подбрасывают наркотики, чтобы тот «научился уму-разуму». Студент отправляется на семь лет в колонию. Почему сотрудник ФСКН поступил именно так? «Потому что может», — сформулирует кредо Хазина вышедший из тюрьмы Горюнов, еще не зная, что им придется поменяться местами. Но для этого герою Петрова придется совершить реальное преступление, а еще фактически спуститься в подземное царство и метафорически закрыть за собой крышку гроба, чтобы стать бесплотным призраком, сжимающим в руках чужую жизнь, — читай, смартфон.

Поскольку традиция русской драмы о герое-убийце устроена так, что в литературе потяни за любой волосок — покажется борода Достоевского, а в русском кино — потяни за любую нитку и вытянешь свитер Данилы Багрова, то давайте сразу расквитаемся с этими двумя главными аллюзиями. Горюнов — действительно в какой‑то степени современный Раскольников, несчастный студент, который заглянул по ту сторону закона и увяз в простыне мыслей (сообщений). Так же тематически с поправками на современность фильм заигрывает с «Двойником» и «Бесами», чей герой-демон выдает себя за оборотня в погонах, а в конце вполне может обернуться ангелом-хранителем. Факультативно можно еще подумать, с кем из «Братьев Карамазовых» соотносятся герои Петрова и Янковского, но очевидно, что для актеров чуть важнее другие «Братья» — балабановские. Видя отстреливающегося Петрова в вязаном свитере, безусловно, сложно не подумать о преемственности с персонажем Бодрова.

Но чем мерить, чья рубашка (или свитер) ближе к телу, забавнее отметить, как в прокате «Текст» внезапно устроил перекличку с фильмом о другом мамкином бунтаре — с «Джокером». Его герой тоже изгой с исчирканными листами бумаги и пистолетом, добирается до столицы на электричке, импульсивно совершает убийство, так же символично спускаясь вниз — в подземку, и получает шанс на перерождение, только став другой личностью. Можно еще заметить, что герой Янковского первым делом называет Горюнова клоуном («Что ты мне сделаешь? Потому что ты клоун»). Только если у Джокера главная сцена находится по ту сторону телеэкрана, то Горюнов вещает с экрана айфона.

Но все это уже было не раз подмечено в других рецензиях, а сам режиссер Клим Шипенко кокетливо объяснил, что, видимо, они с Тоддом Филлипсом уловили одни и те же идеи, витающие в воздухе (обоих принято считать режиссерами-ремесленниками). Но вот в чем русский Илья точно не совпадает с Джокером, так это в зрительском отклике: как никто никогда не спасет героя Петрова и не сделает его символом бунта, так и сам фильм «Текст» вдруг оказался не таким уж необходимым для посетителей кинотеатров, несмотря на присутствие самого кассового актера Петрова, лобби прокатчика и явных претензий на народное высказывание. Фильм собирает крайне неуверенно на первой неделе. Интересно разобраться почему.

Традиционное недоверие к российскому кино, в частности, к серьезному и не развлекательному. Хотя это одна из редких убедительных работ на стыке актуальности, реализма, радикальности и глянцевости. В общем, всего того, что в прошлом году не удалось сделать в «Селфи» Николая Хомерики.

Убежденность в том, что экранизации — это плохо, неинтересно и чаще всего хуже книги. Даже если (особенно если) в них участвуют сами авторы, как в «Тексте» Дмитрий Глуховский лично выступил автором сценария по мотивам своего романа.

Общая усталость от Александра Петрова, хотя объективно это одно из его лучших исполнений, правильно дирижирующее все регистры актера. Но трудно чем‑то удивить или зацепить, когда преследуешь зрителя со всех экранов, — к тому же на фоне недавнего провала «Героя» и какой‑то общей разочарованности от экранных образов (уход из «Гоголя» и «Полицейского с Рублевки»).

Слишком легко все свалить на несопоставимость рекламных бюджетов и масштабов российского фильма и гиганта DC, но, допустим, тот же «Брат» стал хитом вообще в период вымершего проката, так что причина лежит явно в другой плоскости. Возможно, на пресловутом пересечении России, айфона и шансона. Айфон в кадре точно есть, наличие формулы русского шансона также несомненно: как в песнях блатняка, в «Тексте» есть отсидевший лирический герой, ментовской беспредел, а все женщины делятся на три категории: та, что не дождалась (Софья Озерова), та, что ждет и рассказывает сказки Шахерезады о мире за пределами темницы (Кристина Асмус и Соня Карпунина), а также святой образ матери. Эту же традицию пацанского шансонье невыносимо подчеркивает трек Басты в финальных титрах. При этом внутри фильма великолепный саунд-дизайн, напоминающий Трента Резнора в финчеровских фильмах.

Эта же двойственность чувствуется и в режиссуре фильма. То «Текст» с его символизмом и пакетами с надписью «Русь» выглядит как приключения Петрова в фильмах Звягинцева, то Шипенко вспоминает свою любовь к Финчеру и делает все гораздо проще и красивее. С одной стороны, это интересно сделано: документальная попытка сыграть в здесь и сейчас, шатающаяся камера в одноплановых сценах в самые стрессовые моменты для героя. Но с другой — зритель может начать испытывать тошноту на таких стилистических качелях, не понимая, на каком кино он оказался. Не то чтобы это плохо с кинематографической точки зрения, но требует времени на привыкание, вызывает вопросы, что и сказывается на сиюминутных показателях фильма. Грубо говоря, чтобы не использовать засоренные слова про «авторское и зрительское кино», переформулируем возможное недоумение россиян так: это четкий или нечеткий фильм?

Фильм выходит в период протестных настроений, сразу после истории с Иваном Голуновым, чье дело по иронии судьбы рифмуется с зачином «Текста». Прямо во время проката идут суды, где людей сажают по другим сомнительным обвинениям. Недовольства дошли до актерского цеха, в акции солидарности против произвола участвовали сами артисты из «Текста». Клим Шипенко по совпадению вообще учился в одном классе с Голуновым, а теперь снял кино про Горюнова. Поэтому финальные выстрелы и выкрики героя Петрова в адрес полицейского оцепления должны были вкупе со всеми обстоятельствами произвести эффект разорвавшейся бомбы. Но они приводят скорее к оглушительной тишине. Как будто одни не хотят слышать, а другие не готовы реагировать. Возможно, фильм показывает, что из‑за общего ощущения разрушающейся реальности стране уже не нужен такой герой нашего времени, как в «Брате». Хотя, казалось бы, сюжетно мало что изменилось, просто девушки не ездят на трамваях, а больше по Мальдивам, а банда кавказцев переехала с рынка в отель с видом на Лубянку. Но в отличие от вселенной Балабанова, в мире «Текста» герой остается ненужным, потому что некого спасать, да и самому уже не спастись. Единственный выход — успокоиться в раю (в кавычках или без кавычек) или уехать в мифическую Колумбию из сериала «Нарко», который герой даже не смотрел.

Именно эта мысль о ненужности героя в обществе, в котором все уже привыкли, что не на кого положиться, в «Тексте» кажется ценнее и актуальнее, чем далеко не передовая идея о телефоне как медиуме худших вещей в человеке (включите «Черное зеркало» или «Раны» на Netflix). Гораздо интереснее, как в фильме при помощи того же смартфона нам дают заглянуть во внутренний мир представителя полицейского государства, чья душа обычно всегда спрятана за кордонами и колючей проволокой. Тем обиднее, что живая речь героев в прокате под грифом «18+» все равно кастрируется из‑за мата. Вместе с героем Петрова мы видим языковые подробности общения Хазина с мамой, папой, девушкой, боссом (видеопривет Виталия Хаева из другого знакового матерного фильма — «Изображая жертву»). Даже узнаем, что в какой‑то момент Хазин жалел, что посадил Горюнова. Но система быстро съела его совесть, так же как и Горюнов в конечном счете не может вырваться из этой круговой поруки. Ввязавшись в сделку и полагаясь на взятку для поддельного паспорта, где ему меняют фамилию на Горенов (от слова «горе»), он уже внутри системы, превращающей человека в текст.

Ведь приговоры в суде — по сути, тоже лишь буквы на бумаге, которые лишают тебя семи лет жизни. Неслучайно в фильме открывающий титр «Текст» заменяет годы в тюрьме, а также предваряет еще один повторяющийся монтажный прием: речь идет вперед изображения, как бы перекрывая его внахлест. Прием достигает апогея в финале, когда вся развязка происходит под повторяющийся диалог с матерью из начала фильма, тем самым закольцовывая идею жизни как нагромождения текстов. Вот и вы прочитали еще один, который наверняка тоже мало что изменит.

58
8
...
30 октября 2019
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Марина Красикова-Алиева
Фото Марина Красикова-Алиева
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 32
9

Фильм хороший. Со смыслом. Телек не смотрю! Петрова не знаю, вроде в сериалах играет много и часто. В фильме актер хорош. Хайповая сцена с Асмус... да она вся показана, почти, в трейлере, чего подняли в отзывах крик? Мою «тонкую душевную организацию» как раз не тронуло это. А диалоги героя с другом, девушкой - да. Есть о чем задуматься. Момент в люке рядом с трупом и чтение сообщения от мамы впечатлил. И концовка такая- как надо. Без розовых соплей. Единственно - хотелось большей осознанности от героя, по трейлеру к фильму - он прям умен. А в кино - обычный парень. Вот и все!

12
0
...
13 ноября 2019
Фото Кристина Артемьева
Фото Кристина Артемьева
отзывы: 12
оценки: 23
рейтинг: 31
10
Фильм потряс

Тот момент, когда просмотр фильма превзошел все ожидания. Когда на Западе творческий кризис и от спецэффектов, мишуры уже начинает тошнить, в России стали снимать глубокие высокоинтелектуальные картины, которые пробирают до глубины души, не оборачиваясь на Запад и не пытаясь следовать красоте по-американски. Больше ничего не скажу, так как слова здесь излишни.

6
0
...
25 ноября 2019
Фото Вадим Черняков
Фото Вадим Черняков
отзывы: 1
оценки: 7
рейтинг: 31
10

Интересно, кто на "Афише" описание к фильмам пишет?) Главного героя зовут не Игорь, а Илья. И в отличие от книги, не хотел он Петру мстить, а хотел поговорить, в глаза посмотреть, увидеть, как он живет после сделанного, осталось ли что-то человеческое. Фильм зацепил достоверностью персонажей, интересным способом повествования и очень здорово, что он вышел из плоскости книги и затронул гораздо более глубинные темы. До этого момента никогда серьезно не относился ни к Петрову, ни к Асмус (спектакли с ними не видел), но здесь просто поразительно сыграли. Вот что значит материал и съемочная группа дали возможность раскрыться. В общем, правильно раньше писали, можно смотреть каждому, кто не ищет от кино тупо развлечения. Поддерживаю все восторженные отзывы.

31
0
...
6 ноября 2019
Фото Сергей Коростин
Фото Сергей Коростин
отзывы: 26
оценки: 29
рейтинг: 30
1

Противоречивые чувства после просмотра... Вроде бы фильм неплохой, но положительный отзыв дать не могу. Концовка сильно смазана и упрощена. На протяжении всего фильма ждал трагическую развязку, но более драматичную. А решилось все весьма просто. Операторская работа, действительно, на высоте. Но, честно, ни до какого Джокера ни сюжет, ни работа всей команды не дотягивают.

2
3
...
23 ноября 2019
Фото Артур Рашитов
Фото Артур Рашитов
отзывы: 1
оценки: 4
рейтинг: 30
9

фильм супер, обязательно советую к просмотру. игра актеров великолепная, то как они играли, донесли до нас зрителей мысль, великолепно... можно добавить в список фильмов которые можно ещё раз посмотреть!

30
0
...
4 ноября 2019
Фото Иван Карташов
Фото Иван Карташов
отзывы: 1
оценки: 8
рейтинг: 30
10
Социально-душевный триллер

Какие же интересные персонажи в фильме, собственно, как и в жизни. Каждый со своей историей и особенностями. А над всеми ними та совесть, тот камертон, который тише или громче слышит каждый. Можно ли что-то исправить после преступления? Очиститься, искупить? А можно ли это сделать здесь и сейчас, в нашей действительности, и не приведут ли эти попытки к еще худшим последствиям? Глобальные вопросы, серьезная подача материала, очень сильное послевкусие. Твердая 10-ка.
Заметил следующую интересную вещь: "единицы" ставят и сами об этом честно пишут: 1) те, кто вообще не пошел на фильм, потому что "Петров, российское кино и вот это всё", 2) те, кто пошел, но у кого дефицит внимания и нужна постоянная движуха и развлечение, как у Марвел, поэтому "ушли, не досидели до конца", ну и 3) те, кто остался до конца, но смотрел фильм известным местом. А, ну еще меньшая часть, которые заранее поставили "1", потом все-таки сходили на фильм, и подгоняют свои отзывы под эту свою оценку ;)

30
0
...
4 ноября 2019
Фото Наталия Утолина
Фото Наталия Утолина
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 29
9

Красиво снято, потрясающе отыграно, диалоги живые, в кино абсолютно веришь. Очень тяжелое, но правильное. Рекомендую.

28
0
...
7 ноября 2019
Фото Петр Хволынов
Фото Петр Хволынов
отзывы: 2
оценки: 7
рейтинг: 29
10

Фильм, выворачивающий душу наизнанку, заставляющий задуматься о нашем существовании и о вечных ценностях. Обязателен к просмотру.

29
0
...
6 ноября 2019
Фото Николай Смирнов
Фото Николай Смирнов
отзывы: 2
оценки: 8
рейтинг: 29
10
Маленький шедевр.

Это просто разрыв. Мощно, трогательно, глубоко. Чувствуется, абсолютно все старались сделать фильм, за который не стыдно. Спасибо!

29
0
...
6 ноября 2019
Фото Евгения Николаева
Фото Евгения Николаева
отзывы: 1
оценки: 2
рейтинг: 28
10

Отличный фильм, обязательно к просмотру нашей молодежи!

28
0
...
9 ноября 2019
Фото Савелий Журов
Фото Савелий Журов
отзывы: 1
оценки: 4
рейтинг: 28
10

О чем этот фильм? Да все просто. Как остаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах и принять последствия своих поступков

28
0
...
9 ноября 2019
Фото Пользователь Афиши №4049748
Фото Пользователь Афиши №4049748
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 28
9

10/10 сильно и глубоко
Весь фильм сидела и размышляла о жизни, заставляет задуматься
Рекомендую!

28
0
...
6 ноября 2019
Фото Виталий Шелкопрядов
Фото Виталий Шелкопрядов
отзывы: 1
оценки: 5
рейтинг: 28
10

Классный драматический фильм с музыкой, создающей движение и атмосферу, удерживающую внимание зрителя. Очень здорово показан стресс от содеянного, попытки что-то изменить,и погружение главного героя в жизнь своего врага, заканчивающееся уже всем известной намеренно неуютной, "подглядывающей" сценой. Что особенно здорово, все сцены фильма последовательны, изображены так, как надо для развития и на своем месте. Где надо - шероховатые и неудобные, где надо - красивые и плавные. А так фильм не только про современную окружающую действительноть, а общечеловечески - про совесть и выбор.

28
0
...
5 ноября 2019
Фото Сергей Проклов
Фото Сергей Проклов
отзывы: 1
оценки: 7
рейтинг: 27
10
Прекрасная психологическая драма-триллер.

Очень точная и убедительная игра всех актеров, логичное развитие событий, реалистичная атмосфера и хороший мощный психологический фон. Хорошо показана моральная дилемма главного героя. Прекрасная музыка, создающая динамику и настроение. Ну и отличный и финал, и эпилог. Те, кто писал, что "Петров периодически нечетко говорит и бубнит" - жалуйтесь на звук администраторам кинотеатров, в нормальных залах все четко слышно, вплоть до разговоров персонажа Петрова с девушкой по телефону из коридора и разговоров друга "Петрова" и его жены за дверью.

27
0
...
4 ноября 2019
Фото Евгений Колобов
Фото Евгений Колобов
отзывы: 2
оценки: 5
рейтинг: 26
Взрыв мозга
До слёз
Стоит увидеть
10
Невероятно мощный фильм

По-новому взглянул на Петрова, Асмус и Ивана Янковксого..оказывается, они могут выдать игру очень высокого уровня. Думается мне, когда люди горят проектом, как создатели "Текста", то их профессионализм сочетается с упорством сделать максимально круто. Побольше бы таких актуальных, сильных и отлично снятых фильмов!
P.S. К самому факту сцены секса на телефон хейтеры докопались, потому что больше ни к чему не получается. Удивительно аккуратно она снята, ничего подробного и "порнушного" на экран не попадает.

26
0
...
7 ноября 2019
Фото Илья Карпов
Фото Илья Карпов
отзывы: 2
оценки: 5
рейтинг: 25
10
Прекрасное российское кино

По реакции на этот фильм можно уровень интеллекта оценивать))) Приятно, что еще есть режиссеры, не принимающие зрителя за идиота, которому приходится "разжевывать" и объяснять все словами.
Фильм, действительно, кинематографично-интеллектуально-душевная бомба. Правильно здесь писали, если убрать постельную сцену, можно подросткам в школе показывать. Вот после таких фильмов вера в российский кинематограф и не угасает.

25
0
...
10 ноября 2019
Фото Пользователь Афиши №3811326
Фото Пользователь Афиши №3811326
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 25
9

Сначала, сцена задержания с Петровым показалась жутко наигранной, но далее фильм затянул и было уже не оторваться. Да после просмотра наступает некая опустошённостью. Показана жизнь без прикрас, как есть - суровая российская реальность..

27
0
...
9 ноября 2019
Фото Олег Жальнов
Фото Олег Жальнов
отзывы: 1
оценки: 9
рейтинг: 25
Стоит увидеть
Свежо
10
Молодцы создатели

Не знаю, кому там было скучно) Мне скучно не было. Ну да, сам фильм тяжелый, зато интересный и персонажи как будто из соседнего неблагополучного района. Вопросы человечности и моральной оценки поступков и героя, и всех остальных - никуда не делись. Этим и подкупает сильно. А концовка все равно светлая. Ведь полное забвение - это самое страшное, оно, возможно даже, хуже смерти...

25
0
...
5 ноября 2019
Фото Роман Рыжов
Фото Роман Рыжов
отзывы: 1
оценки: 8
рейтинг: 24
10
Гораздо больше, чем злободневное кино.

Ахаха, очередной впрыг пары тупарей в комментарии: "все отзывы куплены", "отвратительный фильм" и про русское кино, как всегда, патриотично). Жалкая попытка замаскировать тот факт, что [ничего] не поняли. Правильно пишут, крайняя ограниченность - активна и криклива) Здорово, когда уже посмотрел "Текст", а тебе продолжают советовать его все больше и больше только посмотревших знакомых.
Соглашусь с вышеприведенными положительными отзывами, фильм не только отличный, но и полезный, как оказалось, в том числе и для выявления таких вот ограниченных, агрессивно-активных зрителей). Уверен, через пару лет он "Текст" культовым, не только как зеркало "десятых", но и по глубокому моральному посылу в нем.

24
0
...
10 ноября 2019
Фото Петр Орел
Фото Петр Орел
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 24
9

Испытаю невероятное уважение ко всей сьемочной группе, конечно режисеру и продюсеру, а также к Саше Петрову, вы ОЧЕНЬ КРУТОЙ ФИЛЬМ сняли!!! Это Россия, со всеми ее плюсами и минусами. Спасибо вам большое!

24
0
...
5 ноября 2019
Фото Alexander Shlyapochnikov
Фото Alexander Shlyapochnikov
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 22
9

Не ожидал такого от Петрова, всегда полагал его очень средненьким актером, но здесь он действительно вышел на принципиально новый уровень.
Фильм же великолепный . Произвел очень сильное впечатление. Рекомендую.

22
0
...
10 ноября 2019
Фото Виктор Заровиков
Фото Виктор Заровиков
отзывы: 1
оценки: 4
рейтинг: 22
10
Сильный фильм нашего времени.

Лучи добра, всем, кто посоветовал посмотреть этот фильм и лучи гнева всем, кто ставит единицы и незаслуженно ругается) Действительно, один из немногих мощных российских фильмов, которые нужно смотреть и пересматривать. Сильная работа.

22
0
...
10 ноября 2019
Фото Андрей Дашко
Фото Андрей Дашко
отзывы: 20
оценки: 24
рейтинг: 22
9

О чём этот фильм? Да, собственно, ни о чём.
Один раз посмотреть можно.

1
18
...
8 ноября 2019
Фото Степан Кирсанов
Фото Степан Кирсанов
отзывы: 1
оценки: 4
рейтинг: 22
10
Сильное кино про человека на распутье

Фильм не только отлично сделан, не только остросоциальный, но и про общечеловеческие ценности. Именно поэтому такой положительный отклик, и поэтому думающий зритель идет на него.

22
0
...
6 ноября 2019
Загрузить еще