Москва

Все отзывы о фильме Текст

2019, Россия, IMDb: 6.7

6.5
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Сухагузов
Фото Максим Сухагузов
отзывы: 43
оценки: 367
рейтинг: 459
8

Не брат ты мне

С боем вырвавшись из‑под контроля мамы-учительницы, студент филфака Илья Горюнов (Александр Петров) мчит на электричке из Лобни в московский клуб «Рай», но попадает прямиком в системный ад. Генеральский сын из госнаркоконтроля Петр Хазин (Иван Янковский) устраивает рейд на вечеринке, где Горюнов заступается за свою девушку, из‑за чего нашему горе-герою подбрасывают наркотики, чтобы тот «научился уму-разуму». Студент отправляется на семь лет в колонию. Почему сотрудник ФСКН поступил именно так? «Потому что может», — сформулирует кредо Хазина вышедший из тюрьмы Горюнов, еще не зная, что им придется поменяться местами. Но для этого герою Петрова придется совершить реальное преступление, а еще фактически спуститься в подземное царство и метафорически закрыть за собой крышку гроба, чтобы стать бесплотным призраком, сжимающим в руках чужую жизнь, — читай, смартфон.

Поскольку традиция русской драмы о герое-убийце устроена так, что в литературе потяни за любой волосок — покажется борода Достоевского, а в русском кино — потяни за любую нитку и вытянешь свитер Данилы Багрова, то давайте сразу расквитаемся с этими двумя главными аллюзиями. Горюнов — действительно в какой‑то степени современный Раскольников, несчастный студент, который заглянул по ту сторону закона и увяз в простыне мыслей (сообщений). Так же тематически с поправками на современность фильм заигрывает с «Двойником» и «Бесами», чей герой-демон выдает себя за оборотня в погонах, а в конце вполне может обернуться ангелом-хранителем. Факультативно можно еще подумать, с кем из «Братьев Карамазовых» соотносятся герои Петрова и Янковского, но очевидно, что для актеров чуть важнее другие «Братья» — балабановские. Видя отстреливающегося Петрова в вязаном свитере, безусловно, сложно не подумать о преемственности с персонажем Бодрова.

Но чем мерить, чья рубашка (или свитер) ближе к телу, забавнее отметить, как в прокате «Текст» внезапно устроил перекличку с фильмом о другом мамкином бунтаре — с «Джокером». Его герой тоже изгой с исчирканными листами бумаги и пистолетом, добирается до столицы на электричке, импульсивно совершает убийство, так же символично спускаясь вниз — в подземку, и получает шанс на перерождение, только став другой личностью. Можно еще заметить, что герой Янковского первым делом называет Горюнова клоуном («Что ты мне сделаешь? Потому что ты клоун»). Только если у Джокера главная сцена находится по ту сторону телеэкрана, то Горюнов вещает с экрана айфона.

Но все это уже было не раз подмечено в других рецензиях, а сам режиссер Клим Шипенко кокетливо объяснил, что, видимо, они с Тоддом Филлипсом уловили одни и те же идеи, витающие в воздухе (обоих принято считать режиссерами-ремесленниками). Но вот в чем русский Илья точно не совпадает с Джокером, так это в зрительском отклике: как никто никогда не спасет героя Петрова и не сделает его символом бунта, так и сам фильм «Текст» вдруг оказался не таким уж необходимым для посетителей кинотеатров, несмотря на присутствие самого кассового актера Петрова, лобби прокатчика и явных претензий на народное высказывание. Фильм собирает крайне неуверенно на первой неделе. Интересно разобраться почему.

Традиционное недоверие к российскому кино, в частности, к серьезному и не развлекательному. Хотя это одна из редких убедительных работ на стыке актуальности, реализма, радикальности и глянцевости. В общем, всего того, что в прошлом году не удалось сделать в «Селфи» Николая Хомерики.

Убежденность в том, что экранизации — это плохо, неинтересно и чаще всего хуже книги. Даже если (особенно если) в них участвуют сами авторы, как в «Тексте» Дмитрий Глуховский лично выступил автором сценария по мотивам своего романа.

Общая усталость от Александра Петрова, хотя объективно это одно из его лучших исполнений, правильно дирижирующее все регистры актера. Но трудно чем‑то удивить или зацепить, когда преследуешь зрителя со всех экранов, — к тому же на фоне недавнего провала «Героя» и какой‑то общей разочарованности от экранных образов (уход из «Гоголя» и «Полицейского с Рублевки»).

Слишком легко все свалить на несопоставимость рекламных бюджетов и масштабов российского фильма и гиганта DC, но, допустим, тот же «Брат» стал хитом вообще в период вымершего проката, так что причина лежит явно в другой плоскости. Возможно, на пресловутом пересечении России, айфона и шансона. Айфон в кадре точно есть, наличие формулы русского шансона также несомненно: как в песнях блатняка, в «Тексте» есть отсидевший лирический герой, ментовской беспредел, а все женщины делятся на три категории: та, что не дождалась (Софья Озерова), та, что ждет и рассказывает сказки Шахерезады о мире за пределами темницы (Кристина Асмус и Соня Карпунина), а также святой образ матери. Эту же традицию пацанского шансонье невыносимо подчеркивает трек Басты в финальных титрах. При этом внутри фильма великолепный саунд-дизайн, напоминающий Трента Резнора в финчеровских фильмах.

Эта же двойственность чувствуется и в режиссуре фильма. То «Текст» с его символизмом и пакетами с надписью «Русь» выглядит как приключения Петрова в фильмах Звягинцева, то Шипенко вспоминает свою любовь к Финчеру и делает все гораздо проще и красивее. С одной стороны, это интересно сделано: документальная попытка сыграть в здесь и сейчас, шатающаяся камера в одноплановых сценах в самые стрессовые моменты для героя. Но с другой — зритель может начать испытывать тошноту на таких стилистических качелях, не понимая, на каком кино он оказался. Не то чтобы это плохо с кинематографической точки зрения, но требует времени на привыкание, вызывает вопросы, что и сказывается на сиюминутных показателях фильма. Грубо говоря, чтобы не использовать засоренные слова про «авторское и зрительское кино», переформулируем возможное недоумение россиян так: это четкий или нечеткий фильм?

Фильм выходит в период протестных настроений, сразу после истории с Иваном Голуновым, чье дело по иронии судьбы рифмуется с зачином «Текста». Прямо во время проката идут суды, где людей сажают по другим сомнительным обвинениям. Недовольства дошли до актерского цеха, в акции солидарности против произвола участвовали сами артисты из «Текста». Клим Шипенко по совпадению вообще учился в одном классе с Голуновым, а теперь снял кино про Горюнова. Поэтому финальные выстрелы и выкрики героя Петрова в адрес полицейского оцепления должны были вкупе со всеми обстоятельствами произвести эффект разорвавшейся бомбы. Но они приводят скорее к оглушительной тишине. Как будто одни не хотят слышать, а другие не готовы реагировать. Возможно, фильм показывает, что из‑за общего ощущения разрушающейся реальности стране уже не нужен такой герой нашего времени, как в «Брате». Хотя, казалось бы, сюжетно мало что изменилось, просто девушки не ездят на трамваях, а больше по Мальдивам, а банда кавказцев переехала с рынка в отель с видом на Лубянку. Но в отличие от вселенной Балабанова, в мире «Текста» герой остается ненужным, потому что некого спасать, да и самому уже не спастись. Единственный выход — успокоиться в раю (в кавычках или без кавычек) или уехать в мифическую Колумбию из сериала «Нарко», который герой даже не смотрел.

Именно эта мысль о ненужности героя в обществе, в котором все уже привыкли, что не на кого положиться, в «Тексте» кажется ценнее и актуальнее, чем далеко не передовая идея о телефоне как медиуме худших вещей в человеке (включите «Черное зеркало» или «Раны» на Netflix). Гораздо интереснее, как в фильме при помощи того же смартфона нам дают заглянуть во внутренний мир представителя полицейского государства, чья душа обычно всегда спрятана за кордонами и колючей проволокой. Тем обиднее, что живая речь героев в прокате под грифом «18+» все равно кастрируется из‑за мата. Вместе с героем Петрова мы видим языковые подробности общения Хазина с мамой, папой, девушкой, боссом (видеопривет Виталия Хаева из другого знакового матерного фильма — «Изображая жертву»). Даже узнаем, что в какой‑то момент Хазин жалел, что посадил Горюнова. Но система быстро съела его совесть, так же как и Горюнов в конечном счете не может вырваться из этой круговой поруки. Ввязавшись в сделку и полагаясь на взятку для поддельного паспорта, где ему меняют фамилию на Горенов (от слова «горе»), он уже внутри системы, превращающей человека в текст.

Ведь приговоры в суде — по сути, тоже лишь буквы на бумаге, которые лишают тебя семи лет жизни. Неслучайно в фильме открывающий титр «Текст» заменяет годы в тюрьме, а также предваряет еще один повторяющийся монтажный прием: речь идет вперед изображения, как бы перекрывая его внахлест. Прием достигает апогея в финале, когда вся развязка происходит под повторяющийся диалог с матерью из начала фильма, тем самым закольцовывая идею жизни как нагромождения текстов. Вот и вы прочитали еще один, который наверняка тоже мало что изменит.

58
8
...
30 октября 2019
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Валерий Таран
Фото Валерий Таран
отзывы: 3
оценки: 13
рейтинг: 130
10
Мощнейший фильм.

Не ожидал, что такой сильный фильм получится. К Петрову всегда относился скептически, да и Глуховский, как писатель мне совсем не нравится. Но в этом фильме придраться не к чему, сценарий отличный, без перегибов, где дают время подумать, проникнуться - идет размеренное повествование, где напряжение создают - быстрое. Все отлично работает. Явно вся команда реально постаралась. Ну собственно, и положительный сарафан, и сборы говорят сами за себя: во вторые выходные фильм прибавил по сравнению с первыми и продолжает собирать даже при "ополовиневании" экранов.. Здорово, что серьезное отечественное кино еще нужно людям.

30
0
...
9 ноября 2019
Фото Андрей Грэй
Фото Андрей Грэй
отзывы: 17
оценки: 18
рейтинг: 130
Взрыв мозга
Стоит увидеть
10
Не смотреть "Текст" - нельзя!

ЕДИНСТВЕННЫЙ российский фильм за много лет, когда совсем не хочеться увидеть его конец. Что вот еще немного, еще чуть-чуть, но еще не конец... Раз. И тишина в зале. Конец. Всем горько, что уже закончилась... Но те секунды фильма, что мы вдруг опять видим на экране, секунды надежды на продолжение... Операторская работа просто огонь. Да и Петров молодец, постарался!

40
0
...
6 ноября 2019
Фото Владимир Руголь
Фото Владимир Руголь
отзывы: 20
оценки: 22
рейтинг: 128
Стоит увидеть
10

Фильм хорош, книга тоже.
Посмотреть точно стоит, 100%

85
0
...
30 октября 2019
Фото Наталия Ковальчук
Фото Наталия Ковальчук
отзывы: 8
оценки: 8
рейтинг: 127
9

Под огромным впечатлением... глубокий фильм. Актеры выложились на все 200%
Пересматривать буду точно и не раз.

93
0
...
31 октября 2019
Фото Николай Медведев
Фото Николай Медведев
отзывы: 12
оценки: 14
рейтинг: 126
9

Фильм поднимает тему того, как произошло, что часть нашей личности по сути перешла в наши телефоны. Также фильм поднимает глубокие философские вопросы. Те, кто идёт просто на развлекалово, будет разочарован. Сам же фильм во время титров не оставляет абсолютно никаких слов в голове, только чувство безысходности, но этим фильм и хорош.

2
0
...
5 декабря 2019
Фото Фарангиз Авеудба
Фото Фарангиз Авеудба
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 126
9

Все говорят, что Петрова много, помните, как пару лет назад был повсюду Безруков? Я соглашусь, так и есть. Но здесь Александр показал себя абсолютно с другой стороны, а Асмус расположила к себе максимально после бесконечных «Интернов». В общем, давно такого не было, вышла из зала с мыслью: «А это точно наши ребята снимали?», приятно удивлена и очень советую!

124
0
...
25 октября 2019
Фото Ирина Левитина
Фото Ирина Левитина
отзывы: 6
оценки: 8
рейтинг: 124
Стоит увидеть
10
Стоит увидеть и подумать.

Фильм мне понравился. Показана наша действительность, что можно сесть в тюрьму на 7 лет, за то что ты не совершал. Ни кому не пожелаю оказаться на месте главного героя. По ходу фильма ко всем героям возникают разные чувства: от ненависти до сострадания и жалости. Как много зависит от воспитания с детства. Какими вырастут наши дети зависит от родителей, от окружения и общества.

73
0
...
31 октября 2019
Фото Roman Krupin
Фото Roman Krupin
отзывы: 8
оценки: 7
рейтинг: 110
9

Прекрасный фильм, чернуху русскую снимать умеет. Петров прекрасный и один наполненый актер русского актера

55
0
...
26 октября 2019
Фото Tigran Melik
Фото Tigran Melik
отзывы: 10
оценки: 10
рейтинг: 103
9

Хорошее серьезное кино! Смотрел и нервничал весь фильм. Не отпускала картина.
Петров - браво! Пожалуй, это его лучшая роль

90
0
...
2 ноября 2019
Фото Алексей Коротаев
Фото Алексей Коротаев
отзывы: 36
оценки: 39
рейтинг: 103
1

Не верю я, что Петя горевал и переживал за посаженного им на 7 лет студента. Не верю!!! Так же как и его мамочка. Всё это он разыграл дабы выдавить жалость из родителей когда спалился на наркоте. Студент оказался размолот жерновами прогнившей махины. В поисках сочувствия и мучаясь от угрызений совести парень заглянул в жизнь своего обидчика. Ему показалось, что он увидел там человека который тоже достоин сочувствия.
Но нет. Не ведитесь. Человека там нет.
Там есть монстр, чудовище. Оборотень в погонах, наркоман, содомит и наркоторговец. Которому ничего не стоит засадить невиновного на семерочку и станцевать при этом.
Кокс перед незащищенным сексом. Отличная идея. Слезливое письмо перед абортом, мол я буду плохим отцом...я боюсь, мне страшно - попытка переложить груз ответственности на плечи беременной девушки. Ты сама решилась на аборт я тут ни при чем.
Мамаша его жалеет что сынуля засадил студента на 7 лет.
Ой мальчик страдает. Чем она лучше? Ничем. Надо было брать бабки и бежать. Чечены узнали бы что мент убит. Беременную не тронули бы.
Самоубийство с помощью снайпера тоже самоубийство.
Лучше бы умер от передоза в объятиях трех колумбиек. Или ту телочку свозил на отдых из розы миров Она была не против.
Обманулся студент...думал убил хорошего парня. Дурак...
Порнуха с Асмус зачетная. Мусолить будут долго!

45
91
...
24 октября 2019
Фото Наталья Глебова
Фото Наталья Глебова
отзывы: 5
оценки: 6
рейтинг: 101
9

Фильм впечатлил. Прежде всего необычностью сценария. Вроде бы наша чернуха, но не совсем... Есть терзания главного героя, о которых догадываешься по его поступкам. Его враг - его совесть. Но правильно ли он поступает, следуя её голосу? Стоит ли вторгаться в чужую жизнь, даже если считаешь, что имеешь на это право? Это заставляет поразмышлять даже после окончания картины... Было бы лучше, если характеры героев были бы полностью раскрыты, но в 2-х часовой формат это не уложишь... В целом - качественный фильм за последнее время.

92
0
...
24 октября 2019
Фото Иван Стоев
Фото Иван Стоев
отзывы: 45
оценки: 45
рейтинг: 97
10

Посмотрел "Текст", 2019. Безусловно хороший фильм. Нет нарочитой дури и бреда. Есть сцены современной российской действительности: коррупция, беспредел, предательство. Как вы помните оборотни в погонах подбросили наркотики журналисту Голунову и омичу Федорову, потом отрезали ему голову. Терроризм захлестнул Россию, в "Тексте" хорошо это показано. Это редкий случай качественного российского кино. Очень хорошая актерская игра. Рекомендую к просмотру!

1
0
...
5 января 2020
Фото nirguna nirguna
Фото nirguna nirguna
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 89
9

Неожиданно для отечественного кинематографа, но добротный фильм. Местами тяжеловат и мрачен, но в меру. Предпочёл бы другой финал, более "happy end", но это, видимо привычка после Голливуда. Советую!

89
0
...
25 октября 2019
Фото Евгений Гордиенко
Фото Евгений Гордиенко
отзывы: 12
оценки: 12
рейтинг: 87
9

Сильно! Трушно! Жестоко!
Такие фильмы нужно однозначно смотреть, но дозированно, от частых просмотров может наступить передоз негативной информации.

Фильм про этакую изнанку нашей жизни, то что мы не привыкли видеть, а ведь подобные истории происходят совсем рядом.

Современный брат 2 и груз 200, замешанный в круговороте современности с горьким послевкусием.

Создателям фильма удалось нащупать ниточки сознания, за которые нужно подергать, что бы вызвать те или иные эмоции, круто снятые сцены секса, убийств и трушность происходящего с ярким и молниеносным, но не избежным финалом.

67
0
...
1 ноября 2019
Фото Аня Кравченко
Фото Аня Кравченко
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 87
9

Не очень понимаю негативные отзывы, особенно от тех, кто не смотрел и «не собирается смотреть надоевшего Петрова и вообще русское кино». Вопрос-а зачем писать о том, что не видели? Много писать не хочется, и у всех своё восприятие жизни, но.. единогласное молчание зрителей в зале на финальных титрах, полагаю говорит само за себя. Нравятся актеры или нет-дело вкуса и образования-но сыграно так, что проживаешь этот кусок жизни с ними, ощущаешь их чувства-страха, ненависти, безысходности... и полное опустошение в конце, логически понимая и принимая развязку. Так что фильм стоит смотреть.

79
0
...
29 октября 2019
Фото Damir Akhmetov
Фото Damir Akhmetov
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 87
9

Обычно заказные отзывы завышают оценку, но тут всё как есть . Все 8 из 10, даже 9...
Откуда столько негативных, ни на чем не обоснованных отзывов непонятно. Фильм однозначно лучше распиаренного джокера, пожалуй лучший российский фильм последних лет в своем жанре. Петров раскрылся совершенно по-другому, ни намека на предыдущие его роли, после фильма отношение к нему координально поменялось.
И что самое главное, захотелось прочитать книгу Глуховского, а потом посмотреть фильм еще раз, взглянуть под другим углом.

P.S. Такое чувство, что большинство негативных отзывов оставили люди, которые даже не удосужились посмотреть фильм. То ли актерский состав вызвал такую неприязнь, то ли личные мотивы какие-то... А может и саундтрек в конце от «голоса улиц»

81
0
...
27 октября 2019
Фото Владимир Сидоров
Фото Владимир Сидоров
отзывы: 1
оценки: 8
рейтинг: 86
10
Лучшая российская драма последних лет.

Ой, понабежали в отзывах крикуны "Петров в каждом фильме", "нелюбители" российского кино (как они сами себя называют), люди, молящиеся на рейтинги, ревностные мегафанаты "Джокера", люди, уже посмотревшие мнимые "пиратки" и прочие забавные ханжи..) А фильм-то хорош, честный не только ко всем персонажам (кроме пары совсем второстепенных - положительных здесь нет), но и к зрителю. Упрекать современную российскую драму за мрачность - это очень смешная претензия. Что особенно понравилось: фильм уходит от локальных тем, типа поднимаемых вопросов в "быковских" "Дураке" и "Заводе", и поднимается на уровень самого человека, его совести и желаний в жизни, особенно в среде его окружающей. И наконец-то по-настоящему серьезная роль Петрова. Я не знаю, что с ним сделал режиссер, но тут он очень точно все моменты сыграл. И сцена во время титров, как и весь фильм - вопрос зрителю, тема для размышления.

86
0
...
27 октября 2019
Фото Рифат Алибаев
Фото Рифат Алибаев
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 86
9

Драматично . Петров сыграл гениально .
Рекомендую , к просмотру.

86
0
...
26 октября 2019
Фото Пользователь Афиши №4022618
Фото Пользователь Афиши №4022618
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 86
9

Отличный фильм. Петров первые 10 минут в своем обычном амплуа, а дальше идет полное преображение. Сыграл очень хорошо, все переживания главного героя передал точно. Очень понравилась операторская работа, особенно сцены снятые одним дублем. Внимание ко всем мелким деталям, которые описаны в книге и которые цепляют. Фильм в целом, как будто слепок нашего современного общества, с его грязью, взятками, продажными силовиками и коррупцией. Тяжелый фильм, цепляющий.

86
0
...
26 октября 2019
Фото Pavel MB
Фото Pavel MB
отзывы: 4
оценки: 4
рейтинг: 82
9

Пожалуй, лучший русский фильм десятилетия! Прямо Герой нашего времени! Тот же самый ключевой вопрос, что и в Джокере, но на сколько же глубже подача...Снималось бы кино в Штатах, был бы Оскар!

76
0
...
27 октября 2019
Фото Ирина Царёва
Фото Ирина Царёва
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 82
9

Шикарный фильм!!!!😍 на одном дыхании, хочется пересматривать. Только положительные впечатления!!!!

82
0
...
26 октября 2019
Фото Пользователь Афиши №3814868
Фото Пользователь Афиши №3814868
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 80
9

Очень крутой! Мощный конец. Для меня тяжелый, плакала. Есть несколько нелепых сцен, но на мое общее впечатление это не повлияло. Прям на уровне. Хочется пересмотреть еще раз. Нелогичные действия главного героя вполне логичны - состояние аффекта после смерти матери и убийства человека, знакомство с тем, кого всю жизнь считал уродом и врагам - так много смыслов и противоречий. Очень крутая подача слов, мыслей героев, дает очень объемную картинку про них. От слов девушки-тур оператора про Колумбию, Мальдивы, Тайланд и Марокко у меня побежали мурашки - в каких разных мирах мы все живем. «Очень интересно, я вообще нигде не был» - и понимал, что никогда уже не будет. Защемило душу и совсем не знаю как отделаться от мыслей от фильма.

80
0
...
26 октября 2019
Фото Николай Хлебников
Фото Николай Хлебников
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 79
9

Это шедевр.
Диалог сына с метрвой матерью о морали.... это за гранью. Реально удивили, если бы знал что меня ждет пошел бы на малифесенту

76
0
...
30 октября 2019
Фото Эльмир Хасанов
Фото Эльмир Хасанов
отзывы: 2
оценки: 3
рейтинг: 79
9

Понравился фильм! Сильный, правдивый,очень много фактов показано с которыми сталкивается российский народ. Рекомендую к просмотру.

79
0
...
27 октября 2019
Загрузить еще