Фильм

Фильм Маленькое красное платье

In Fabric, Великобритания, 2018

1/8

Страшилка про невероятно притягательное красное платье

Зачин в духе городской легенды: в одной витрине на манекене висит маленькое красное платье, которое украшает всякую, кто его примеряет. Правда, за это приходится платить — иногда страшную цену. Режиссер Питер Стрикланд, несколько лет назад снявший выдающееся джалло про звуковика «Студия звукозаписи «Бербериан», продолжает гонять мурашки по коже зрителей. Среди потенциальных жертв платья — Гвендолин Кристи (Бриенна Тарт из «Игры престолов»).

СтранаВеликобритания
Продолжительность1 час 58 минут
Дата выхода13 сентября 2018
Дата выхода в России1 августа 2019
Официальный сайтМаленькое красное платье
Возрастное ограничение18+

Самые ожидаемые события

Рецензия «Афиши» на фильм «Маленькое красное платье»

9

АСМР-хоррор об импульсивных покупках

В английской провинции — сезон зимних распродаж. Шейла (Марианна Жан-Батист), несчастная банковская служащая средних лет, живущая с почти взрослым сыном, который, в свою очередь, живет с очень взрослой женщиной (Гвендолин Кристи), через соответствующую рубрику в газете назначает свидание вслепую. И отправляется за нарядом в универмаг, где вкрадчивая продавщица (Фатма Мохамед), загримированная под гейшу, одетая во что‑то викторианское и говорящая с сильным акцентом, уговаривает ее купить шелковое кроваво-красное коктейльное платье.

Позднее в этой истории появятся новые участники — очень скучный мужчина (Лео Билл), ремонтирующий стиральные машины, и его многолетняя подруга (Хейли Сквирс), с которой они наконец решили пожениться; красное платье войдет в их жизнь с неожиданной стороны.

Британец Питер Стрикланд прославился в узких кругах двумя изысканными, манерными фантазиями — триллером «Студия звукозаписи «Бербериан», стилизацией под итальянские хорроры 70-х, и лесбийской БДСМ-мелодрамой «Герцог Бургундии» (которая была в нашем топ-листе за 2015 год), стилизацией под Хесуса Франко. Нынешняя работа — в титрах которой еще встречается Бен Уитли, тоже важная фигура в новом английском кино — вроде бы возвращение к джалло: платье-убийца, брызги красного, зеркала, руки, вычурный монтаж, электронный саундтрек. Но Стрикланд очевидно прогрессирует и ушел уже очень далеко от просто искусной имитации Марио Бавы. Это живущий по собственным законам смешной, удивительный фильм.

Вместо БДСМ теперь — АСМР, ютьюбовские нашептывания и шуршания, которыми режиссер (бывший музыкант, сделавший — еще раз — целый фильм про саунд-студию), по собственным признаниям в интервью, вдохновлялся едва ли не в первую очередь. Звуки — от эротических постанываний до скрипа разрезаемого овоща — играют тут важнейшую роль, поскольку вместе с визуальными образами доносят до нас ощущение текстур, материалов, из которых сшито «Платье»: если максимально коротко, это кино о прикосновениях. Не менее важна, конечно, нежная и устрашающая музыка, которую записала сегодняшняя инкарнация Stereolab под названием Cavern of Anti-Matter. К слову, легенда альтернативной сцены Барри Адамсон играет одного из ухажеров Шейлы.

Как по предмету одежды, если дизайнер подходит к ретро творчески, может быть трудно определить его возраст, так и по этому фильму не поймешь, когда происходит дело: хочется вслед за другими рецензентами, даже британскими, предложить 70-е или начало 80-х, между тем Стрикланд, явный фетишист во всем, что касается позавчерашнего быта, сообщает, что на дворе 1993-й. Ошибка легко объяснима — режиссер нарочно микширует эпохи, а мы путаем декорации фильма с эстетикой съемки, имеющей мало отношения к 90-м. Зато именно тогда была особенно популярна критика консумеризма, к которой придется свести «Платье», если рассуждать совсем уж нудно.

Удержимся от этого: понятно, что от капитализма вообще и универмагов в частности — одни огорчения, это не новость. Но Стрикланд даже самые откровенно сатирические моменты — смешные эпизоды с боссами героев или сцены, в которых герой-ремонтник вводит окружающих в транс (опять АСМР) тирадами о внутренностях стиральных машин, — разбавляет своим магическим сюрреализмом. Хотя подлинное вдохновение испытывает, все-таки возвращаясь в магазин одежды. Манекены испокон веков украшают хорроры, но как минимум одна незабываемая сцена с манекеном отсюда гарантированно уникальна.

Заправляет всем компания ведьм во главе с похотливым Носферату: «Суспирия» встречает английский ситком. А заодно и народную драму — Стрикланд не случайно взял на роль жертв актрис Майка Ли и Кена Лоуча и отдал их на съедение своей любимице экзотической Фатме Мохамед, которая произносит уморительно цветастые и бессмысленные реплики в духе телерекламы (она тут тоже есть — и тоже весьма причудливая), в прямом смысле гипнотизируя бедных обывателей. И нас вместе с ними — это развлечение не для всех, но тот, кто готов поддаться, выйдет с фильма совершенно счастливым.

1 августа 2019
Ну такое
Взрыв мозга
4

«Маленькое красное платье» британского режиссера Питера Стриклэнда можно назвать своего рода спин-оффом «Реквиема по мечте» Даррена Аронофски. Если помните, в «Реквиеме» было красное платье, которое так мечтала надеть блистательная Эллен Бёрстин, игравшая роль мамы героя Джареда Лето. Она пила таблетки для похудения (оказавшиеся обычной наркотой), чтобы влезть в свое старое платье, и постепенно сошла с ума. Примерно то же самое происходит и в «Маленьком красном платье», где этот желанный кусок красной ткани будто вырвался на свободу, и теперь, так или иначе убивает всех тех, кто его надевает.

Весь этот сюр, что творится на экране, стилизован под типичный джалло – итальянские фильмы ужасов 60 – 70-х годов, отличающиеся яркой цветовой палитрой, эротизмом и детективной составляющей. Ко всему прочему Стриклэнд пытается вставить в фильм и сатиру на современное британское общество, что с одной стороны добавляет картине немного юмора (и хоть какое-то лекарство ото сна для зрителя, мало-помалу начинающего засыпать после первого часа), с другой – лишает ее целостности. Неоднозначным выглядит и решение режиссера рассказать в фильме не одну историю о платье, а целых две. В итоге такая подача производит впечатление не цельной картины, а словно склеенных в один фильм двух серий некоего сериала.

Подобная игра с формой и прочие попытки заложить абстрактный смысл в изначально лишенные смысла или имеющие совершенно любую трактовку события, обстоятельства и декорации, почему-то заставляет визжать критиков и напрочь сбивает с толку обычного зрителя. Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Так же и с «Маленьким красным платьем». Не стоит забивать себе голову вопросами, что же хотел сказать автор и о чем эта картина. По мне так, это пустое, хотя и довольно стильное (с другой стороны, а что сейчас кроме стиля нам предлагает большинство режиссеров?!), нагромождение всего и вся, что уже где-то когда-то мы с вами видели. Назвать это переосмыслением прошлого или новой вехой, увы, я не могу.

Кстати, фанатов «Игры престолов» также ждет разочарование, ведь Гвендолин Кристи, (Бриенна Тарт) играет в «Маленьком красном платье» далеко не главную роль.

31 июля 2019
9

Эх... Абстракция, символизм, постмодернизм. Полностью согласен с мнением ранее написавшего комментарий автора, но все же выходя после этого фильма не ощущаешь отвращения, хотя...
Это, скажем так, произведение нео-культуры переходного периода=) Словами одного из героев: «...Через призму розничной торговли». Так вот через эту призму, мы собственно и смотрим на нашу нынешнюю жизнь и готовы будем понять философию западного общества лет через 30-ть, когда проживем все обязательные этапы: от хиппи и протеста до демократии и технологических рывков (основные культурные вехи западного общества от 60-х до 90-х годов). Возможно, что сценарий - это неумело склееная нелогичная конструкция, видеоряд наскучивает, диалоги ни о чем и все вместе - не дает целостности и ценности заложенной идеи. Но оно позволяет насладиться сатирой, как и сказал предыдущий зритель, над современным обществом. «Красное платье» - это отдельная глава «Соблазна» Бодрийяра, если хотите.
Платье здесь - это предмет, который вожделеет общество; манекены, модистки и дизайнер - вся маркетинговая отрасль; смерть физическая, которую в фильме причиняет предмет вожделения потребителей, является смертью духовной от бесконечных желаний под гнетом моды - упадок личности; секс и эротизм - как высшая степень удовлетворения и экстаза всей этой системы... Но в целом - это лишь субъект, а объект воздействия в данном случае мы - зрители, и в подобных картинах - это всегда так.
В общем, хорошо, если у вас после посещения кинотеатра еще остануться деньги на психолога.

4 августа 2019
Стоит увидеть
9

Если разобраться, по сути-то, у человека, кроме жизни, ничего и нет, все остальное это мир, наполненный виртуальными желаниями, пространство, придуманное маркетологами.

Сергей Зверев Порт семи смертей

25 ноября 2020
7Оригинальная, но разбалансированная сатира на масс-маркет в стиле «джалло»

Крайне занятно, но: шутки слишком хороши для фильма ужасов; при всей искусно созданной атмосфере «джалло» толком испугаться не получится; кафканкианские сцены появляется к месту и не к месту; все прочие достоинства цельности повествованию не добавляют. Превосходный звук надо выделить отдельно – он здесь главный компонент. Несмотря на неоднозначное послевкусие сомнений не остается, что два часа перед экраном были отданы на растерзание настоящему кинематографу.

8 августа 2019
Все отзывы
Читайте также
10 фильмов студии А24, которые (снова) можно посмотреть в кино
10
фильмов студии А24, которые (снова) можно посмотреть в кино
10 фильмов студии А24, которые (снова) можно посмотреть в кино
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Лучшие хорроры 2019 года
Лучшие хорроры 2019 года
Лучшие хорроры 2019 года
Фильмы на выходные: «Форсаж: Хоббс и Шоу», «Маленькое красное платье» и «Оленья кожа»
Фильмы на выходные: «Форсаж: Хоббс и Шоу», «Маленькое красное платье» и «Оленья кожа»
Фильмы на выходные: «Форсаж: Хоббс и Шоу», «Маленькое красное платье» и «Оленья кожа»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость