Фильм

Фильм Тень

Ying (2018, Китай, Гонконг), IMDb: 7

6.8
7
1/7

Чжан Имоу возвращается в мир летающих кинжалов

Эпоха Троецарствия, подмененный двойником по прозвищу Тень главнокомандующий Цзы Юй (Дэн Чао) плетет интриги против действующего царя, в то время как его двойник жаждет оставить дворец и вернуться домой. После нескольких не самых успешных больших полотен с американскими артистами («Цветы войны» и «Великая стена»), китайский постановщик Чжан Имоу («Герой», «Дом летающих кинжалов») вернулся к костюмированным драмам с применением режуще-колющего оружия и воздушной акробатики. Этого зрители от него и ждали.

СтранаКитай, Гонконг
РежиссерЧжан Имоу
Продолжительность1 час 56 минут
Дата выхода6 сентября 2018
Дата выхода в России7 марта 2019
Возрастное ограничение16+
Лидер «пятого поколения» китайской режиссуры, автор ослепительно красивых драм («Красный гаолян», «Зажги красный фонарь»), отправленный во время «культурной революции» на перевоспитание в сельхозкоммуну и слывший диссидентом, пока не поставил ультраправого «Героя» — первоклассное и размашистое кунг-фу-кино про летающих воинов, ставшее вершиной жанра уся. Позднее Имоу еще не раз вернется к этому направлению как в локальных картинах («Дом летающих кинжалов», «Проклятие золотого цветка»), так и в снятых в копродукции («Великая стена»). Однако несмотря на то что всему миру режиссер известен прежде всего как мастер крупных форм (в 2008 году ему доверили ставить открытие пекинской Олимпиады), Имоу продолжает делать маленькие фильмы: такие, например, как мелодрама «Под ветвями боярышника» и ремейк коэновской «Просто крови» — «Простая история лапши».

Рецензия «Афиши» на фильм «Тень»

5

Эпическое китайское кино в стиле гохуа

Китай. Падение правившей 400 лет династии Хань привело к эпохе Троецарствия. Главнокомандующий Цзы Юй (сильно переигрывающий в пьяного мастера состаренный артист Дэн Чао) сидит в пещере цвета серых прогоревших кальянных углей и активно гримасничает, отдавая наставления. Мода диктует свои правила: тогда считалось жестом хорошего тона доброму генералу заменить себя так называемой «тенью», а самому сесть в то самое подземелье, да гонять чаи из нефритовых чайничков. Тень (не состаренный Дэн Чао) своевольно распоряжался важными полномочиями, плоховал, а затем и вовсе высказал желание провести дуэль. «Не по мне это», — подумал настоящий главнокомандующий и решил показать всем свою бороду.

Это последний на сегодня фильм Чжана Имоу, хотя в конкурсе минувшего Берлинского кинофестиваля должна была пройти премьера его новой «Одной секунды», но фильм изъяли по «техническим причинам». «Тень» преисполнена всех тех кинематографических техник и телевизионных мизансцен, что обычно неимоверно утомляют в костюмных китайских сериалах вроде «Династии Цинь», но при этом наполнен очень странным и явно не бесхитростным визионерством. И если на пятнадцатой, двадцатой или сороковой минуте вы не можете отделаться от ощущения, что смотрите эпос в декорациях отельного номера «Поднебесная», а знак инь-ян начинает уже не символически мозолить глаза и становится общим местом монтажных переходов, значит, вы на верном пути Чжана Имоу. Там, где Хоу Сяосань в «Убийце» все более витален, воздушен и менее уловим для трактовок, Имоу пулеметной очередью, как из поливальных машин, мечет каплями метамодернизма. Неловкого, как декларирование «Троецарствия» в лапшичном лофте, но — отчего‑то интуитивно кажется — до пескарей премудрого.

С позиции визуального обогащения это такие «Страсти Христовы» от китайского исторического сообщества. Перенасыщение эстетическими находками в отместку зрительскому пресыщению кинокомиксами. Если на второй час вам кажется, что фильм плавно перешел в рекламный ролик, созданный для демонстрации возможностей OLED-телевизора, то вы по-прежнему прекрасно чувствуете «Тень». Неспроста — классик современного китайского кино делает максимально пошлую версию лучшего себя. Этот подход создает нужную для него дистанцию, возникает ощущение как бы иностранца в не родном, но горячем сердцу материале. Видимо, у больших азиатских режиссеров это такой фетиш — по выслуге лет делать рафинированное кино в родных экранных и культурологических традициях, намеренно продавая привычные атрибуты нативного кинопрома. Да тот же Синъя Цукамото с «Убийством» показал в основном конкурсе Венеции (в то время как «Тень» была показана вне конкурса) красивую, вульгарную и очаровательную полунемую притчу.

Красивости фильма Имоу очевидны, но это красивости категории массажного салона: полежать часок, залипая в гравюру, но никак не читать исторические сводки между абзацами прайс-листа. А затем как во сне! Прекрасные костюмы из азиатской коллекции Александра МакКуина. Вообще, говоря о модельере, «Тень» — это жирный принт на платье лимитированного прет-а-порте, в котором можно тенью красться за коктейлями и не задумываться о рисунке, а можно наткнуться на китаеведа, и платье навсегда обретет смысл.

Писать про сюжет в китайском историческом фильме — дело постыдное и неблагородное, и не потому, что ничего не разобрать, а с точностью до наоборот. И Имоу, понимая всю линейность и невысокую содержательность главы из жизни власть имущих, набрасывает на холст детали чисто синефильского порядка. Палитра фильма — палитра гохуа, классического стиля китайской живописи, учащей человека понимать прекрасное через природу. Реформатор и основатель всей китайской живописи Гу Кайчжи говорил, что портрет должен отражать внутренний мир пейзажа, и Имоу следует завету в самом финальном кадре. Лицо жены генерала, двухчасовая схватка рук, орудий и интриг лишь в напряжении ее век. Весь фильм проносится в одном портрете. С другой стороны, об этом снимал Зак Снайдер в «Запрещенном приеме», хотя о чем Зак Снайдер только не снимал.

В конечном итоге Имоу интересует не идея двойничества, жажды власти или глупый бытовой расизм (нет, серьезно, только жена генерала понимает, что он и его Тень не один человек, хотя отличия между ними, прямо скажем, бросаются в глаза), а излюбленная хореография рапидов и крови. Зонты и сюрикэны. Сюрикэны из зонтов. Скажем, будучи на очередном венецианском кинофестивале и приплывая на соседний от Лидо островок, где в милом форте крутят VR-кино, логичной если не точкой, то каллиграфической запятой на текущем этапе карьеры Имоу мог бы стать фильм, где зритель управлял бы каплями, что бьются о поверхность зонта, и наблюдал бы, и наблюдал. Остальное, в общем-то, неважно, все ваша китайская церемонность. Для того чтобы Цю Цзю тихо пошла в суд, видимо, необходимо шумно возвести пару великих стен. Дзынь-дзынь. А там и дело за «Одной секундой».

7 мая 2019
1

Скорее менее костюмированное «Проклятие золотого цветка». Совсем не похоже на «Героя» или «Дом летающих кинжалов», которые судя ро описанию как будто бы возвращаются. Фильм показался довольно средним, если даже не слабым. Может быть из-за завышенных ожиданий.

9 марта 2019
9

Поэзия китайского кино. Глубоко эстетский фильм для многочисленных просмотров - "Тень".

25 марта 2019
Все отзывы
Читайте также
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110
самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
30 ноября 2020
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
27 декабря 2019
Фильмы на выходные: «Капитан Марвел», «Вокс люкс», «Тень» и возвращение «Чужого»
Фильмы на выходные: «Капитан Марвел», «Вокс люкс», «Тень» и возвращение «Чужого»
7 марта 2019
19 кинопремьер марта
19
кинопремьер марта
4 марта 2019