Фильм

Фильм Анна Каренина. История Вронского

Россия, 2017

6.6
6.3
Анна Каренина. История Вронского – афиша
1/56

Экранизация и одновременно сиквел романа Льва Толстого

Киноверсия уже показанного по телеканалу «Россия 1» восьмисерийного сериала Карена Шахназарова. Действие разворачивается одновременно на полях Русско-японской войны, где взрослый Сережа Каренин (Кирилл Гребенщиков) встречает постаревшего Алексея Вронского (эта линия вдохновлена повестью «На японской войне» Викентия Вересаева, однако в ней, разумеется, не было никаких толстовских героев), — и за 30 лет до этого, когда Вронский (Максим Матвеев) познакомился с Анной Карениной (Елизавета Боярская). Важно, что Шахназаров полностью избавился от любовной линии Левина и Кити, которая в романе оттеняла историю Карениной — Вронского, и резко сместил акценты. В итоге у него получилось достаточно спорное, но не лишенное своих достоинств кино — кстати, Матвеев и Боярская в реальной жизни муж и жена.

СтранаРоссия
Продолжительность2 часа 12 минут
Дата выхода8 июня 2017
Дата выхода в России8 июня 2017
Возрастное ограничение12+

Самые ожидаемые события

Родился в 1952 году в Краснодаре. Рисовал, собирался учиться на художественном факультете ВГИКа, но поступил на режиссерский. Начинал на «Мосфильме» ассистентом режиссера, сейчас — генеральный директор. Постановщик таких фильмов как «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Палата №6», «Белый тигр». Лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии РФ. Каждый день проплывает полтора километра.
1

Уж про Каренину снята уйма (в основном плохих, правда) фильмов, включая неплохую, но ханжеско-целомудренную советскую версию с Татьяной Самойловой. О прочих и вспоминать не стоит. Едва ли нам стоило ожидать нового откровения и от очередной киноподелки Шахназарова, который мелькает на телевизионных передачах, несет какую-то околесицу и, уж конечно, взялся за «Анну...» не затем, чтоб раскрыть какие-то нравственные глубины, а заработать на пене романа — романтической истории.

Естественно, что при таком раскладе главную роль сыграла не какая-то новая, удивительная актриса, случайно найденная во время добросовестного просмотра фотоальбомов театральных училищ, а вполне бездарная, замылившая глаза Лизонька Боярская. Все достоинство ее — в фамилии (к сожалению, принцип корпоративного фаворитизма не обошел стороной и эту область культуры) и смазливой внешности. На мой взгляд, она вовсе не актриса, а какой-то идол с застывшим выражением глупого удивления на лице.

По законам нынешнего «гибридного» времени, в котором прежние ценности валяются в пыли под каблуками глупых клоунов Хирургов, Милоновых и прочих Яровых, развитие сюжета должно происходить так:

во-первых, Анна Каренина бросается не под какой-то там случайный поезд, которым может вообще оказаться Москва — Монако, а под новый собянинский метропоезд. И Собянину приятно, и «Мосфильму» кой-чего перепадет. (Хочешь фильмы снимать — умей вертеться.) А то можно подумать, что Каренина попала под колеса случайно, опаздывая, сбегая из России — великой России! — с чемоданом бюджетных денег.

Во-вторых, блудной либералке Анне Карениной лучше вообще не бросаться под поезда, а то что ж получается… Геополитическое влияние России растет, Тиллерсоны ходят в Кремль как на работу, от перспектив дух захватывает… а она под поезда сигает?.. Нет, так не годится. Пущай она лучше бросится в ноги старику Каренину, вернется в лоно традиции, заклеймит западные ценности и отречется от демократа-искусителя Вронского, несомненно, связанного с ЦРУ.

В-третьих, надо положить конец распрям охранителя самодержавия и православия, большого патриота Каренина со Стремовым-Навальным. Хорошую моду взяли — подсчитывать дворцы у патриотов… Так они самого царя пересчитают…

В-четвертых, хватит Левину этой западной дурью маяться: крестьянский быт, условия труда… Хапай, а то другие схапают — вот наша православнейшая, домотканая, родная традиция. И не надо нам всяких английских парламентов, сенатов и прочей нехристи.

10 июня 2017
9


РОЛЬ АННЫ КАРЕНИНОЙ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1905 ГОДА.

Грандиозный роман Льва Толстого о женщине, петербуржской аристократке, изменившей мужу – высокопоставленному чиновнику, в который раз выходит на экраны страны.. Сюжет не оригинален. Только в 19 веке «изменяли» мужьям героини Островского, Тургенева, Флобера, Стендаля и другие страстные женщины из романов, повестей и драм. Но роман Толстого поистине уникален своим неистовым желанием изменить мир к лучшему.
Если Карамзин впервые показал, что и крестьянки любить умеют, то Толстой рассказал историю про женщину из высшего общества, которая пренебрегла великосветскими правилами ради любви, и была осуждена за это. Не судом, конечно, а своим кругом,высшим обществом. Её гибель всегда будет знаком безжалостности близких людей и бездушных законов.

Сразу же скажу, что фильм потрясающий, что Анна Каренина – настоящая и невероятная в исполнении Елизаветы Боярской. Фильм настолько реалистичен в деталях, что полностью погружаешься в происходящее на экране и веришь всему, забывая про постановку, – это примета настоящего большого кино. Герои страдают в роскошных интерьерах, и ничто – ни деньги ни власть не могут избавить их от сердечных мук и бессилия изменить ближнего своего.
Конечно, работа художников, костюмеров, декораторов, операторов су-перпрофессиональна, выше всяких похвал. Точная музыка, цвет, свет – всё замечательно.

Теперь о смыслах. И главный вопрос, который задаёт каждый посмотревший фильм, - зачем? Зачем нужно это продолжение истории через 30 лет, аж в русско-японский конфликт другого века?
И тут мнения разделяются. Кто-то считает, что просто «денег немерено», кто-то видит в этом политическую подоплёку, кто-то объясняет современным интересом к Дальнему Востоку – всё имеет место быть, наверное. Но есть ещё одно обстоятельство - война за территории, власть, доходы, которая очень прибыльна для тех, кто её затевает, и однозначно гибельна для всего нормального человечества. Война не только как физическое истребление, но и психическое переживание отдельного человека. Война по контрасту с худым миром, в котором умные люди все-таки могут договориться.Это очень сложно, но необходимо, - фильм и об этом.
Ведь в жизни, как и в гениальной литературе, сложность человеческих устремлений – одно из необходимых условий любого процесса.

Кому-то хочется, чтобы всё было легко и просто, но так не бывает, даже самые просчитанные и проплаченные события и планы могут привести к совершенно обратному эффекту. Примеров тому масса. Из недавних – избрание американского президента.

Кинорежиссёр, на мой взгляд, -- это счастливчик, которому позволено «заразить» своим виденьем мира миллионы людей. Он влияет на зрителей, обращает их в свою веру, даже если они этого и не понимают и не хотят, потому что кино остаётся до сих пор самым влиятельным способом формирования психики и вкусов людей. Фильмы про хоббитов, терминаторов, трансформеров – это же блокбастеры, создавшие современный мир во многом. Так что и Анна Каренина, судя по количеству экранизаций, весьма влиятельная особа.

Как не странно, но фильм сделан с большим интересом и знанием женской природы, в нём главными героями являются вроде бы мужчины (сын и любовник Анны), на самом деле посвящён влиянию Женщины. Именно она (мать и возлюбленная) определила жизнь своих мужчин. Её красота, невероятный характер, ум и амбиции стали решающими факторами всей последующей жизни её сына, и мужа, и любовника. Автору важно подчеркнуть этот фактор влияния, поэтому он и продолжает «свою историю» героев романа. После гибели этой незаурядной женщины жизнь её мужчин как-то по-тускнела и развалилась: Каренин умер, Вронский продолжает по инерции испытывать Фортуну на прочность, сын Алексей навсегда останется несчастным ребёнком, которого «бросила» мать ради любви. Понятно, что такое мнение у него сформировано теми, кто ненавидел его мать.
История падшей женщины на фоне бомбёжек, страданий людей, смерти и грязи войны – это не только контраст жизни, но и способ напомнить властьпридержащим о том, как переменчива Фортуна и как разрушительна может быть примитивная решимость чиновников реализовать свои амбиции. Это парадоксы нашей жизни:
войны начинаются в кабинетах начальников, а массово умирают и становятся инвалидами простые функционеры в грязных окопах и смрадных одеждах.
В фильме страдают все - и простые граждане и аристократы. Анна не может смириться с неизбежным ходом вещей – страсть кончается и должна трансформироваться в нечто обыденное, любимый сын варварски отнят, любимый мужчина жаждет новых впечатлений, нелюбимый муж стремится к отмщению. Светское общество, преимущественно в лице неудовлетворённых и завидующих женщин, желает уничтожить бывшую приятельницу,, которая выказала независимость и пренебрежение к их нормам.
Вронский страдает от невозможности вести привычный образ жизни и от посягательств Анны владеть его временем. Самое удивительное – это страдание Каренина, высокопоставленного функционера, управляющего департаментом и не справившегося с собственной женой и собственными чувствами, которые он готов задавить на корню, но не получается.
Там, где нет любви, всегда есть готовность властвовать. Власть, сласть, злость, - старинные слова, обозначающие человеческие эмоции. Уходит одно слово, приходит другое. Любви свойственна самоотдача, власти – самоудовлетворение.
ЧТО КАСАЕМО КИТАЙСКОЙ ДЕВОЧКИ, то симпатия Вронского к ней так же необъяснима, как и симпатия Анны к англичанке и нелюбовь к собственной дочери - это всё чувства, непредсказуемые и плохо управляемые, но тем не менее, господа, их сложно нормальному человеку контролировать, хотя и необходимо.

Человек – животное древнее и размножающееся. Общество усложняет его существование, ограничивает его свободу. Но он вынужден мириться с этим ограничением добровольно пока осознаёт, что оно ведёт к общему благу, а не только к ублажению начальственных особ. Пока мы все понимаем это, мир сохраняется, и государство как сообщество равноправных граждан существует. Но ничто не стоит на месте, как мы и видим в фильме Карена Шахназарова и в реальном мире.
Я прониклась увиденным, надеюсь, у меня найдутся последователи.

12 июня 2017
1

Почему Шахназарову не сказали что название фильма можно уже и другими шрифтами набирать?) МОСФИЛЬМ! скачайте обновленный Windows!
Что там весь фильм делает страшная девочка китаянка?
Почему все слишком однозначно: Каренина полная дура-истеричка, Каренин мистер терпеливость 1904года, а Вронский такой мечтательный красавчик мягкотелый?(
Ведь весь сок произведения в неоднозначности и необратимости треугольника...
Короче устаревше, нелепо.
Да, костюмы симпатичные.

9 июня 2017
7

С большим интересом смотрела телевизионную версию «Анны Карениной» Шахназарова. Ярко и эффектно показана сцена великосветского бала, сцена зарождающейся страсти Анны и Вронского, представленная через танец, через безошибочно подобранные аккорды вальса, драматичные, тревожные, звучащие вызовом сложившимся правилам и устоям светского общества. Музыка в фильме – безусловная удача авторов. А сцена самоубийства Анны, обыгранная как пролёт несущейся в никуда, в бездну карете с лошадьми , пожалуй, самая эмоционально насыщенная и несомненно музыка только подчёркивает трагизм происходящего . Фильм Шахназарова по-моему третья киноверсия романа Толстого в нашем прокате. Помню фильм Зархи 1967 г. с Самойловой, Лановым, Гриценко, Плисецкой, Вертинской, потрясающий актёрский состав, великолепный по красоте и выстроенному сюжету фильм. Фильм Соловьёва с Олегом Янковским в роли Каренина и Татьяной Друбич в роли Анны, снятый относительно недавно, прошёл как-то уж очень незаметно. Не знаю, как это объяснить, но именно в исполнении Друбич и только в её исполнении я «почувствовала» Анну, её боль, трагическую безысходность. Было по-человечески жалко эту Анну, чего не могу сказать про героиню Самойловой и тем более Боярской. Считается, что «Анна Каренина», это история великой любви. Любовь в исполнении Елизаветы Боярской эгоцентрична, психопатична, подавляющая всё и вся, несущая конфликт и разрушение.
В фильме Шахназарова продлена история Вронского и сына Анны, Сергея. Автор ввёл в картину сюжет, связанный с русско-японской войной, где оба героя волею судьбы встречаются друг с другом, Сергей - в роли начальника госпиталя, Вронский - в роли раненого офицера. По просьбе Сергея Вронский рассказывает ему свою историю встречи и любви к Анне. Наверное, у автора фильма были основания для такого сюжетного приёма. Мне же видится в судьбе этих двух героев продление той далёкой, трагической истории любви. По сути и Вронский и Сергей каждый по-своему несчастен. Вронский, опустошённый, потерявший всякий интерес к жизни, и только неведомая китайская девочка вызывает в нём какой-то слабый импульс симпатии и интереса. Сергей, ещё не старый мужчина, добросовестно исполняющий долг врача, но одинокий, утративший семью и смысл жизни.
PS. Сегодня посмотрела фильм на широком экране. Совершенно зря. Много урезано. Сейчас читаю книгу, такое впечатление, что первый раз, хотя когда-то, ещё в школе, прочитывала. Какая же это роскошь, какой бальзам на душу, а какой Левин, какая глубина, самобытность, вот кто бы снял историю Левина…

15 июня 2017
9

Рецензия Илоны Давыдовой

Считаю своим гражданским долгом уравновесить этой статьей многочисленные отзывы в интернете, которые возмущают меня и удивляют – до глубины души. Неужели так мало осталось в нашем, некогда очень одухотворенном обществе, настоящих ценителей искусства?
Или другое: почему люди ныне - такие злые?
Я так возмущена, что не боюсь быть грубой: они ведь не боятся! Им нужно дать отпор. Как мелкая саранча, своей многочисленностью - может повалить мощный и прекрасный вековой дуб, так многочисленное быдло может повалить большого художника, с гигантским потенциалом, тонкого и потому, всегда хрупкого.
Ничего не имею против простого народа, который пьет пиво у экранов и громко радуется забитым голам, во время футбола или плачет во время мыльной оперы. Эти люди не претендуют на роль судей и ни для кого не представляют угрозы. Возмущают меня псевдо-интеллектуалы, считающие себя «знатоками», своим мнением «влияющие» и вместе, своей объединенной катастрофической многочисленностью представляющие нешуточную силу, а потому угрозу – хрупкому, утонченному и очень малочисленному в нашем обществе - таланту.
Честно скажу, когда я услышала, что Лиза Боярская будет играть Анну Каренину, первой моей реакцией тоже было возмущение: «До чего докатились! Это же будет не Анна, а пластиковый ширпотреб!».
Следующая мысль: «Как, однако, это смело!»
Несмотря на заведомо негативный настрой, я задержалась у экрана. Не могла отойти. Что-то завораживало и притягивало. Плеваться не хотелось. Было любопытно…любопытно…любопытно…
Дошло до меня не сразу. Фильм проникал в мое существо - постепенно. Как наступает рассвет. Как опускается вечер. Вроде как ничего не происходит… а вдруг осознаешь качественную перемену.
«А она не так уж и плоха! И вовсе не пустая она… С чего это все взяли?» - я впервые увидела Боярскую совсем другою.
Буквально, с каждой сценой, с каждой минутой, Шахназаров открывал и открывал для меня - словно выкладывал из тайного сундука, о котором никто до сих пор не знал, все новые и новые несметные драгоценности – совершенно неожиданные, потрясающие, до сих пор скрытые от всех, резервы многоликой и, оказывается, глубочайшей Лизы Боярской.
Только после финальной серии до меня все дошло сполна. И я АХНУЛА!
Не только от восторга - как по-новому, но при этом, глубиной превзойдя все другие версии, как естественно и как современно воплотила Боярская Анну, но и оттого, что была поражена слепоте и глухоте всей страны, включая и меня саму - повесившей на женщину такого масштаба – самую легкую и быструю этикетку «пустой красотки». Никто не утрудил себя подумать дважды. Есть давно заготовленные для нас шаблоны. Если красавица, значит пустышка. И мы – даже люди мыслящие и неравнодушные, к коим я себя отношу - не задумываясь лепим их, убивая тем самым….живое и настоящее.
Я была ошарашена: как же мы можем непростительно ошибаться в своем коллективном восприятии. С какой бездумной легкостью позволяем стереотипам довлеть над собой!
Сколько лет – все думали, что бижутерия?! А он, Шахназаров, увидел(!) и нам показал, да еще как показал (!) – оказывается, бриллиант громадного карата и совершенно необычной огранки.
Прежде с этим самородком работали плотники, с топором в руках, а Шахназаров, словно гениальный ювелир – обнаружил нам тончайшие грани.
Поведал, что вопреки бытующему убеждению, совершенная внешне красавица, МОЖЕТ, при этом, быть богата, сложна и многогранна внутри. Нет, ребята, Боярская-Анна - это не «красивая кукла, заучившая и с выражением читающая текст», как вы там наперебой пишите!
Не всем дано за силой внешней красоты, рассмотреть – а что там еще тихо сокрыто внутри. После Анны Карениной - не увидеть внутреннюю мощь Боярской может разве что слепой. Или те, в ком включаются мощные защитные механизмы. Зависть. Ревность. Злость. Почему одним – все, а другим – ничего?
***
Меня поразила операторская работа. Каждый кадр - шедевр. Воистину – ШЕДЕВР. Все сдержанно, но мощно. Каждый ракурс – с которого видит сцену Карен – неожиданное открытие. Открытие – в таком, казалось бы, уже вдоль и поперек известном произведении.
Многих возмущает: как можно после Зархи и Самойловой…. сметь еще ставить Каренину!
Я сама обожаю эту первую экранизацию советского кинематографа. И у меня точно так же, была первая реакция: «Как можно после Самойловой....» После просмотра фильма Шахназарова до меня дошло: люди, то был 1967 год!
А сейчас – 2017.
Зархи показал нам, как видели Анну Каренину Толстого люди той эпохи – шестидесятых годов, того, советского общества. Шахназаров показал нам, как видят Каренину в 21 веке. Не советские люди, а абсолютные эстеты. На съедение всем псевдо-интеллектуалам.
Особенно обидно читать бездумную критику сидящих на диване обывателей, которым ничего не стоит писать свои «умные» мысли. Это ведь так легко. А кто понимает – КАКОЙ ТРУД был вложен людьми? Ведь «Анна Каренина» - работа не из легких. СОВСЕМ НЕ ИЗ ЛЕГКИХ! Можно только догадываться, сколько внутренних сил, сколько энергии, сколько «крови» и души, и скольких лучших людей, вложено в эту работу! Работали, вероятнее всего – на износ. Эмоционально – на износ. Такая роль – выполаскивает, по другому никак не получилось бы такого шедевра.
И вот тебе отдача! Всяка мелка сошка позволяет себе потявкать и поплевать в сторону этой, близкой к совершенству, как внешне, так и внутренне - КРАСОТЫ. Красота и талант всегда ранимы: не защитить – преступно. Шахназаров и вся команда, задействованная в фильме, а особенно Боярская – достояние нашей эпохи и нашей страны. Редкое и большое явление.
Новаторство Шахназарова здесь в том, что он сочетает в этой работе – полотна художника, современное клиповое искусство и все классические ресурсы кинематографа, в результате чего рождается новое слово. Во всех трех подходах – это тончайшая, ювелирная работа. Элегантное торжество изысканности формы и глубины содержания.
Все те, кто привыкли к кино-версиям, конечно же разочарованы. Не сразу они могут понять новый подход.
Между фильмами Зархи и Шахназарова такая же разница, как между портретами художников –Леонардо да Винчи и Рембранта. Каждый из них – гений СВОЕЙ эпохи. Но как все двигается вперед! Можно ли сравнивать музыку Моцарта с музыкой Рахманинова? И то и другое гениально. Разные эпохи. Разные мастера.
***
Прорыв и новое понимание героев и проблемы.
Герои Толстого изображенные Зархи (1967г) – это портреты Леонардо Дв Винчи. Гениально. Но это 15ый век. И какой скачок вперед, какое развитие – полтора века спустя, мы видим у Рембрандта. Все ускоряется. Всего пол века спустя, те же герои Толстого – в исполнении Шахназарова ( 2017г) – это уже портреты Рембрандта. Те кто понимают разницу – поймут о чем я.
И теперь мне понятно ПОЧЕМУ, после Зархи и всех других режиссеров, Шахназаров был так смел: ему было ЧТО сказать! Здесь нет конкуренции – кто лучше снял. Здесь есть прогресс и развитие художественного слова и его восприятия.
Снова и снова поражаешься – силе самого Толстого, написавшего то, что лучшие люди планеты - до сих пор постигают. Почти полтора века спустя – лучшие люди современности, только лишь приближаются к тому, чтобы его ПОНЯТЬ.
Алексей Вронский – другой. Оживший. Вышедший из шаблона. Это в примитивных фильмах прошлого герои были плохие и хорошие. Или разложены по категориям. Здесь все бабники, здесь праведники, здесь лжецы, здесь добрые.... Сложность характеров Толстого впервые передана у Шахназарова на уровне, достойном 21-го века. Много лет было мне мучительно непонятно.... много, много непонятно.... Теперь я не сомневаюсь, что Вронский любил Анну, кто бы что бы ни говорил, как только может любить мужчина. Проблема состояла в том, что Анна заболела, а он, Вронский нет, у них были неравные позиции.
А она заболела потому, что общество именно на нее, на женщину устремило свое жало и свое наказание. Вины Вронского в этом нет. И защитить он ее не может: он один против всех. Каренин, которого здесь мы видим совсем иначе, чем у Зархи – благородный, респектабельный человек, с большой душой, хоть и САМ прощает свою жену, но общество ему НЕ ПОЗВОЛЯЕТ прощать. Машина не Каренин – а общество и его устоявшиеся закоренелые бездумные нравы.
В этом смысле сам Шахназаров и вся группа, работавшая с ним над фильмом – и есть Анна Каренина. Общество бездумно сжирает... по стереотипам.
***
Игра света и тени в жизни души Карениной исполнена Боярской с таким же трепетом и многоликим звоном, с каким играют свет и тени в густых аллеях Ясной Поляны.
Главное же, как все естественно, как органично. Хоть у Толстого ничего не сказано про голос Анны, я допускаю, что жила такая «Анна» - именно такая и именно с таким оригинальным голосом и с таким обаянием и с такой душой. Драма Анны представлена Шахназаровым, как никогда прежде – близко к истине.
Владимир Соловьев сказал в эфире своей программы, по окончании фильма: «Боярская превзошла сама себя в этой роли!»
Я скажу так. Это не Боярская превзошла себя, это наконец Боярской дали шанс – проявить себя и показать, какая она на самом деле. Наконец нашелся режиссер, который способен работать с этой редчайшей актрисой – не как коза с баяном. Когда козы играют на баяне – баян кажется «никаким». Стоит взять баян в руки – серьезному мастеру – тогда совершенно другое дело получается. Боярская всегда и была глубочайшей, просто до Шахназарова – некому было это раскрыть. И расправить перья - ее глубине.
Про сцену со скачущими лошадьми и замедленной съемке – уже сказал Владимир Соловьев и повторяться не буду. Сильно. Что тут говорить?!
Про то как в карете ведет себя Боярская-Анна, в последние минуты жизни Анны – скажу так: поразительно-естественно, неожиданно-по своему, правдиво, настояще, прожито-пропущено через себя капитально... Ос-тол-бе-неть!
Наша копилка великого – пополнилась новой, свежей, современной Гордостью.
Это СОБЫТИЕ в мировой культурной жизни 21го века. Новорожденная жемчужина - нашей страны.
Всем, кто этого не может оценить – пусть будет стыдно.

Илона Давыдова (Нью-Йорк), 2017г

23 июля 2017
Все отзывы
Читайте также
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
9
фильмов «Марвел», которые вы не видели
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
10 фильмов про фантастических тварей
10
фильмов про фантастических тварей
10 фильмов про фантастических тварей
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5
мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
10 фильмов киновселенной Гарри Поттера
10
фильмов киновселенной Гарри Поттера
10 фильмов киновселенной Гарри Поттера
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость