Киноафиша Москвы

Фильм «мама!»

Mother! (2017, США)

6
0:00 / 0:00
0:00

мама! — трейлер

Мама! (тизер)

Смотреть трейлер

Дженнифер Лоуренс пускает в дом незнакомцев и быстро жалеет об этом

Окруженный ореолом секретности (и притворяющийся хоррором) свежий фильм Даррена Аронофски («Рестлер», «Черный лебедь») про то, как семейная пара в исполнении Дженнифер Лоуренс и Хавьера Бардема переехала в старый особняк, а их покой стали тревожить разные странные незнакомцы (Эд Харрис, Мишель Пфайффер, Доналл Глиссон и др.).Зная, какой Аронофски мастер в создании параноидальной атмосферы и по части жестокосердечных драм, от него стоит ожидать нового «Ребенка Розмари» с отсылками к «Ужасу Амитивилля».

Актеры

Режиссер фильма «мама!»

49 лет Фильмов: 9

Мастер жестокосердных драм — начинал с фильмов про одержимость и паранойю (в «Пи» герой-математик пытался с помощью бесконечного числа P заработать денег и раскрыть тайну Вселенной, в экранизации романа Хьюберта Селби «Реквием по мечте» наркоманы не могли слезть с иглы). Затем последовала философско-фантастическая притча «Фонтан» (крайне запутанная, в которой каждый кадр просил его запомнить, так как он мог пригодиться) и — неожиданно — простой, как гвоздь, но такой же эффективный «Рестлер» с Микки Рурком. Следующая производственная драма режиссера — «Черный лебедь» — была уже посвящена балету: в ней героиня Натали Портман эффектно сходила с ума, встав на пуанты. Но по-настоящему Аронофски — атеист, воспитанный в еврейской культурной традиции — развернулся в «Ное», где с ветхозаветной жестокостью (и звездным кастингом) экранизировал миф о потопе. Лауреат «Сандэнса» и «Золотого льва» Венецианского фестиваля.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1164
оценок:
787
рейтинг:
18171
3

Ой, мамочки!

Безымянная девушка (Дженнифер Лоуренс) живет в огромном доме посреди леса с безымянным мужем (Хавьер Бардем). Муж — знаменитый поэт, но давно находится в творческом кризисе. Сама же героиня занята тем, что ремонтирует, красит и всячески благоустраивает их совместное жилище, которое принадлежало мужу еще до ее появления, а потом при неизвестных обстоятельствах сгорело дотла.

Отношения между супругами — вроде бы вполне нежные — носят неуловимо нездоровый или как минимум старомодный характер: она то готовит, то с задумчивым видом смешивает краски и явно хочет что-нибудь пошпаклевать, он же гуляет или бессмысленно торчит в своем кабинете, не помогает и даже спать с ней отказывается. Когда на пороге появляется подозрительный тип (Эд Харрис), якобы перепутавший их дом с гостиницей, муж, игнорируя робкие протесты жены, зачем-то приглашает его переночевать. Наутро к типу присоединится уже его собственная жена (Мишель Пфайффер), та еще стерва. Дальше — больше.

Первая треть или даже половина фильма смотрится с интересом — пока Аронофски заставляет нас напряженно гадать, куда он, собственно, клонит. Он использует иконографию хоррора — дом, который кровоточит, пульсирует и что-то скрывает, вторжение непрошеных гостей, какие-то невысказанные слова, которые явно висят в воздухе. Аронофски открыто вдохновляется своим любимым Полански — причем сперва не столько «Ребенком Розмари», сколько «Отвращением» или «Жильцом» — и подолгу влюбленно рассматривает Лоуренс в приглушенных тонах, на крупных планах, и мало кому сегодня они так идут. Вдобавок там довольно много смешного.

Но затем режиссер переходит, собственно, к делу — и вот тут начинается действительно страшное. Выясняется — или, точнее, вспоминается, — что амбиции Аронофски простираются гораздо, гораздо дальше очередного триллера про дом с привидениями. Как далеко, читателю предстоит при желании выяснить самостоятельно, но, скажем так, заранее в жизни не догадаться, какая именно из предыдущих работ Аронофски является ближайшим родственником этой картины.

Выступление с табуретки — жанр тоже по-своему почтенный, но он требует от взгромоздившегося на нее куда большей убедительности, чем предъявлено здесь. А желание высказаться в отведенное время по всем вопросам бытия — от сотворения мира до глобального потепления и феминизма — еще никому счастья не принесло. Ни обвинительный пафос Аронофски, ни его самобичевание (которое тут тоже просматривается) не вызывают сочувствия, его мизантропия необаятельна, а его система метафор, после того как проходит первый шок, кажется не столько отважной, сколько вымученной и нелепой (хотя, надо признать, довольно стройной). И уж в любом случае утомительная фантасмагория — не лучший, хотя и напрашивающийся, формат для обсуждения судеб человечества.

В каком-то смысле режиссером, конечно, трудно не восхититься: он сознательно подставляется и огребет сейчас по полной — в первую очередь не от идейных противников, а от ничего не подозревающих и ничем, в общем-то, не провинившихся посетителей мультиплексов, которые вместо цирка со звездами получат яростную сюрреалистическую проповедь. Впрочем, и культ ему гарантирован (и в контексте фильма здесь определенно просматривается ирония). «Маму» из названия и ее уничижительный синтаксис можно расшифровать по-разному — фильм допускает разные трактовки, и все верны, — но российским прокатчикам стоило бы рассмотреть вариант «мамочка!».

36

Отзывы пользователей о фильме «мама!»

Фото Юрий Лебедев
отзывы:
2
оценок:
12
рейтинг:
183
9

NB: Рецензия содержит спойлеры и ключи к пониманию метафор фильма.

Если вкратце, «мама!» — это история человечества в библейских цитатах: все начинается вместе с первым человеком ступившим на землю (зашедшим в дом) и заканчивается апокалипсисом. Все по классике: радушие и гостеприимство хозяина дома (Творца), наглость и бестактность гостей (человечество), долгое терпение хозяйки дома (природа) сменяется негодованием и, как итог, полная «перезагрузка системы». Собственно, с перезагрузки все началось, перезагрузкой все и закончится.

Итак, начнем детальный разбор.

Первый гость — Адам. Рана на боку, которую герой Хавьера Бардема прикрывает у гостя когда ему стало плохо, это шрам от удаленного ребра, из которого чуть позже появится Ева. Разбитая гостями фамильная ценность — яблоко с древа познания. Заколоченный кабинет — изгнание из рая. Сыновья навязчивых гостей — Каин и Авель: зависть, гнев, первая кровь и первая незаживающая рана на Земле. Сломался водопровод и всех гостей залило водой (смыло) — всемирный потоп.

Потом будет религиозный фанатизм и большая паства, где помазание черной краской — обряд вхождения в культ. Затем, дары волхвов и рождение сына, которого сначала будут носить на руках, а потом принесут в жертву как агнца (Иисус) и положат на алтарь, где поедание младенческой плоти — аллюзия к таинству причастия. Вопли отца младенца о прощении убийц (прости их, они же каются) — всепрощающий Творец, любящий людей и ждущий их покаяния. Ну а разрушение дома (земли) — апокалипсис, также описанный в Библии.

Надеюсь, ничьи чувства не оскорбил. Имеющий уши, да услышит.

UPD
Первые гости вроде ничего плохого не сделали. Разве что были нагловаты, пошловаты, курили, пили, да лезли куда не нужно. Но вот их дети уже погрязли в ненависти, зависти, насилии и, как итог, случилось первое убийство. Интересно, что пятно крови на полу не смывалось, а только разрасталось, символизируя нарастающую человеческую греховность. Кстати, дыра в центре пятна ведет в подвал (преисподнюю), где стоит печь, которая все спалит в конце (кровь от грехов ведет в адское пекло). Также в подвале есть прачечная (стирка грязного белья как чистилище).

Вернемся к гостям: после братоубийства все закрутилось — веселье, похоть, разврат. Далее будут массовые притеснения и убийства: люди в клетках, расстрелы. Все это на фоне того, что дом залеплен фотографиями хозяина (культ), а часть гостей ищет Творца и регулярно обращается к нему.

Еще интересный момент: если сначала хозяйка (природа) успевала подчищать за первыми гостями, то ближе к концу фильма, из-за большого количества людей, даже не находила себе место в доме. Тут мне вспоминается фраза агента Смита из Матрицы, который назвал человечество вирусом Земли. Добавим сюда эпизод с перекраской стен гостями — ведь мы единственный вид, который не приспосабливается под окружающую среду, а пытается изменить ее под себя.

Еще очень здорово контрастирует естественность героини Дженнифер Лоуренс (без косметики, одежда пастельных тонов из натуральных тканей) с гостями дома. И да, единственный вызывающий симпатию гость — спецназовец, который хотел помочь беременной хозяйке. Однако прожил он в кадре недолго. Sad but true.

180
Фото Мария Ленская
отзывы:
26
оценок:
26
рейтинг:
82
1

Как развидеть увиденное??фильм-шизофрения!!такого бреда я никогда не видела,очень хотелось уйти,но до послелнего надеялась что будет что то нормальное,но нет(если не хотите испортить себе психику,не в коем случае не ходите..

44
Фото Веся Пачичкин
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
43
9

Истинное искусство не требует оценки, но черт возьми, это лучший фильм из последнего что я смотрела.

43
Фото Andrey Sergeev
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
22
9

Всем привет! я никогда в жизни не писал рецензии, ибо считал это полным идиотизмом, но после просмотра фильма я решил поинтересоваться что же люди на афише пишут о нем. Меня шокировали слова про "бред бредовый" и тд, но я могу их понять, так как сам минут через 20 после начала сеанса прочитал рецензию (подробнее чуть ниже), после которой все встало на свои места. И я могу с уверенностью сказать, что это один из самых сумасшедших (но!) шедевров, которые я видел в жизни. Просто нынче фильмы с таким плоским смыслом, что мы привыкли не воспринимать действительно гениальный смысл гениальных режиссеров.
Вот Ее отрывок, ссылка будет ниже:
"Так вот, пришло время для подсказки: всё происходящее — сплошь метафоры и аллегории, их не стоит понимать буквально применительно к главным героям, но гости дома — это люди, и их человеческие поступки сами по себе буквальны, причём весь этот бешеный шабаш, который творится в масштабе одного дома, 7,35 млрд человек творят в планетарном масштабе. Ключ к расшифровке даётся в последнем диалоге главных героев (для тех, кто не понял прозрачные намёки по ходу фильма): главная героиня — это Земля, а её муж — Бог. А люди же, приходя на эту Землю, ведут себя не как временные гости, а так, как даже хозяевам, имеющим в своём доме право на всё, никогда не вздумается себя вести. И как Земля людей на себе носит? Если в «Ное» всё решает потоп, то здесь — огонь. Но всё это творится по воле Бога, Он не хочет это прекращать, ведь жизнь людей в этом мире служит тому, чтобы давать Ему сюжеты для творчества."


я не имею никакого отношения к автору, но премного благодарен ему, что помог не только увидеть этот фильм, но и понять.

22
Фото Игорь Петров
отзывы:
86
оценок:
376
рейтинг:
269
9

Я бы за это Оскара дал!
Глубочайший и сказочный фильм.
Вкратце суть такая:
Бог вас любит! И именно по этому, как не странно, гореть вам всем в аду!!!
.. а потом колесо сансары в очередной раз провернется и все повторится опять...
А главный посыл в том, что нас неизбежно ждёт большая беда от засилия безумного религиозного мракобесия и как благими намерениями этих неистовых богопоклонников неизбежно строится дорога в ад.
На фоне религиозной вакханалии в нашей стране, удивительно как же пропустили эту картину наши хоругвеносцы?
Или они не способны понять простейшие аллегории и очень заняты невинной Матильдой??

18

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Централ Партнершип»

Отношения молодой пары оказываются под угрозой, когда, нарушая безмятежное существование супругов, в их дом заявляются незваные гости. Оглушающий психологический триллер о любви, преданности и жертвенности.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить