Киноафиша Москвы

Фильм «Отвратительные, грязные, злые»

Brutti, sporchi e cattivi (1976, Италия)

6.2
оценить
Кино: «Отвратительные, грязные, злые»
Кино: «Отвратительные, грязные, злые»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Трофименков
отзывы:
83
оценок:
68
рейтинг:
231

Название фильма исчерпывающе описывает его персонажей, скорее крыс, чем людей. Многочисленная семья полубомжей, озабоченных исключительно удовлетворением простейших телесных потребностей, живет почти что на римской помойке. Глава семьи приводит в "дом" столь же страшную, как и он сам, потаскуху и объявляет ее женщиной своей мечты. "Дети! Дети! Проснитесь! Отец привел в дом шлюху!" - "Нам сейчас не до баб, мама, - подожди до утра". И хотя у отца нет ни яхты, ни банковского счета, ни виллы, на которые могла бы посягнуть разлучница, семья объединяется, дабы сжить развратников со света.

Один из ведущих итальянских режиссеров еще недавно среднего поколения, Скола ("Бал"), продолжает сводить счеты с неореализмом. Остается только подивиться силе сыновьих комплексов итальянцев. Неореалистические помои и названия типа "Бедные, но счастливые" кажутся ярко-розовыми на фоне "настоящих" поноса и рвоты "Отвратительных, грязных, злых". А название какое! Скола доводит натурализм до предела. Но за ним обнаруживается не жизнь, а искусственность. Вот она, ваша правда - всего лишь лужица бутафорской жижи. Герои настолько отвратительны, грязны и злы, что не заслуживают права даже на трагизм. Им дано большее право - право не называться людьми. Не потому что они парии и подонки, а потому что - аргументы в абстрактном споре сына с отцом. Но снимает их Скола все равно жирно, сочно, как пиццу руками ест. Пицца и глоток красного вина для итальянца - лучший психоанализ.

0
0
27 марта 2001

Лучшие отзывы о фильме «Отвратительные, грязные, злые»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
541
9

«Отвратительные, грязные, злые» - один из самых знаковых, важных и ключевых фильмов в творчестве Этторе Скола. Отвратительные, грязные и злые – это кучка людей, что волокут свое незавидное существование, живя по колено в грязи и разврате, в одном из тех бидовилей, что скорее похожи на мусорку, а купол Собора Святого Петра будет постоянно напоминать о моральном и географическом контексте событий. Именно туда, к своей семье, возвращается отец семейства Джачинто (Нино Манфреди), с целой кучей денег за пазухой, и ни малейшим желанием оными делиться со своими многочисленными домочадцами. Каждый из них достоин отдельного упоминания, но их так много, что лучше и не пытаться – целых четыре поколения уместились под этой протекающей крышей. И каждый из них спит и видит, как бы разнюхать, куда же старый ворюга спрятал целую кипу денег. Нет, спасти положение даже такая фантастическая сумма денег вряд ли способна. Дело не в деньгах, дело в принципе и интересах. Ведь «Отвратительные, грязные, злые» Этторе Скола - это не «Чудо в Милане» Де Сики, это совсем наоборот!

Конечно, первой реакцией на подобный фильм, если рассматривать его в контексте общей истории итальянского кино, является смесь удивления и восхищения. Скола воссоздал внешний антураж итальянского неореализма (хотя в отношении буйства цветовой гаммы он больше тут напоминает «Додескаден» Куросавы), но при этом перевернул с ног на голову весь моральный, социальный наполнитель. Там, где Росселини, Де Сика и Висконти пытались найти сочувствие к грязным обитателям трущоб, сделав их пусть и не совсем героями, но достойными уважения людьми, Скола упражняется в издевке, цинизме и подает их исключительно как недалеких, озлобленных, испорченных развратом, алкоголем и злобой полулюдей, полуживотных. Отец запросто может зажать в уголке свою невестку, да та, впрочем, и не против – слаба на передок. Сынуля разгуливает в женской одежде, но не потому, что больше нечего одеть, а из-за особенностей собственной профессии. В полиции на всю семейку заведены папки такой толщины, что в пору открывать отдельный кабинет.

Ни о каком налете неореализма или постнеореализме говорить нельзя, кроме как в виде реакции, хотя сам Скола очень любил и не раз ностальгировал в своем кино о тех временах и тех людях, с которыми ему повезло работать или просто быть представленным. Да и корни этого фильма очень сильно напоминают то, как создавались нетленки Де Сики или Росселини. Изначально «Отвратительные, грязные, злые» задумывался как документальный фильм, он даже снят в самых настоящих трущобах итальянской столицы, но в результате превратился в фильм игровой и это ему очень, как говорится, идет. Все-таки, при всей сложности и глубине затронутой проблемы, на эту тему было высказано (и не только в 40-х и 50-х) очень много и очень хорошо. А вот именно такого фильма, со столь талантливым сценарием, снятого с таким воодушевлением, не было.

Берет фильм зрителя за грудки, конечно, своим сценарием. Одним из самых талантливо написанных за всю историю итальянского кино. Скола, как сценарист, всегда был силен и интересен в первую очередь, как историей, так и диалогами. Тут и уже упомянутая неожиданная резкость в трактовке морального облика жителей трущоб, которая, впрочем, не доходит до каких-то огульных обвинений, а просто старается выдержать нейтральный тон (а уж какой он без субъективной романтизированной оценки – видите сами). Уровень диалогов – это вообще просто фантастика. Яростные, колкие, звенящие еще долго после того, как были произнесены или даже закончился фильм. Подкупают, конечно, не изысканностью или глубиной, а размахом, силой и прямотой. И, конечно, они бесконечно смешны. Тем самым злым, грязным, отвратительным юмором, который тут исключительно уместен. Кисейным дамочкам просьба не обращаться! Тут снимают розовые очки, да еще и сумочку могут уволочь.

1
0
29 ноября 2012
Фото snegovika
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

что может вырасти из ребенка, который все свое детство провел в клетке, сделанной из старых железных кроватей?
а что может вырасти из ребенка, который живет в одном крохотном доме с еще тридцатью своими итальянскими родственниками?
почему девочка, которая в начале фильма вроде хочет какой-то другой жизни, в один прекрасный день идет на колонку за водой не только с ведрами, но и с пузом, размером в 8 месяцев?

не будет у девочки никакой другой жизни. да и у ее ребенка тоже...

а разве она ее заслужила? или все они? которые настолько ненавидят своего отца, деда, мужа и даже сына за то, что он настолько же сильно ненавидит их, что не увидели никакого иного варианта, кроме убийства...

если внук, возвращаясь в горящий дом, забирает из огня свой транствеститский парик, а не свою погибающую бабушку, разве его можно жалеть?
а если мать не возражает, чтобы ее сына отравили крысиным ядом, ее жалко?
и если она не против такого, стоит ли жалеть ее сына?

и все равно мне их жалко...

все точно по воланду - "обыкновенные люди, квартирный вопрос только испортил их".

и, знаете, все равно, какое бы ужасное существование у тебя не было, жизнь стоит того, чтобы за нее побороться. любыми способами.

...а за окном - рим, великий и ужасный.

1
0
3 марта 2008
Фото scheet
отзывы:
615
оценок:
616
рейтинг:
96
9

Не знаю, уж кто там нашёл в фильме действительно "грязных и злых" бомжей. Скорее показан просто гипертрофированный срез обычных обывателей. Всё же Италия не Индия, и уровень трущоб, даже и в 70-х годах, там имел свой минимальный уровень. А вот если отвлечься от антуража, то получилась классная ироничная комедия. Скола посмеялся над склонностью к безделью и мелкому воровству, жажде халявных денег, мечтах о красивой жизни, склочностью, сексуальной распущенностью - да ещё над сотней человеческих пороков. И получилось вполне зрело, изящно и смешно. А если вспомнить, что герои фильма сплошь темпераментные итальянцы, говорящие на своём потрясающе музыкальном языке, сладко вдвойне. Ну и Нино Манфреди вполне очарователен, а уж его подруга Изида - просто бомба...

0
0
11 марта 2013
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Очень качественный беспросвет, сущее итальянское «На дне». Сильный, сука, фильм, хотя и блевотный в самом первейшем значении этого слова. И очень ладно сварганенный – не зря Скола от века считается наиболее композиционно уравновешенным из итальянцев (даже Бертолуччи в этом плане приходится подвинуться). Манфреди, да – охуенность перевоплощенья. Животный разврат снят без единой крупной подробности а-ля Пазолини иль тот же Берти, но и так вызывает всё, что должно (ну, тошноту там и т. д.: похоти – бой). Эти не человечки даже, а больше зверьки вызывают не отвращение (какое б непременно вызвали под управленьем более грубого режиссера, нежели Этторе) и не умиленье (на каком в данном случае стал бы настаивать разве распоследний Михалков), а именно жалость. Но и жалость правильную – не сентиментальную, однако ж и не алармистскую. А нормальную брезгливо-сочувственную жалость. Естественную. Человеческую. Великий гуманист этот Скола, ве-ли-кий. Без всех зачастую сопутствующих слову «гуманист» коннотаций, разумеется. Просто – гуманист. Ну и великий. Ве-ли-кий, не погнушаюсь и еще раз повторить, чтоб Бог меня полюбил.

0
0
6 апреля 2011
Фото Александр Хомич
отзывы:
68
оценок:
284
рейтинг:
47
7

Комедией я бы фильм назвал с большой натяжкой, скорее - пародия на жизнь. Правдивая такая пародия. Замечательная операторская работа и колоритные персонажи сильно улучшают впечатление.

0
0
23 марта 2009

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Вася юдашкин