Фильм

Фильм Джеки

Jackie, США, Чили, Франция, Китай, Германия, Великобритания, 2016
Выбор «Афиши»
6.7
28 отзывов
6.7
Джеки – афиша
1/34

Жаклин Кеннеди тоскует по мужу и потерянному Камелоту

Выстрелы в Далласе в 1963 году обернулись трагедией для всей Америки, но в своем англоязычном дебюте чилиец Пабло Ларраин рассказывает о том, как по убитому президенту Джону Кеннеди скорбит не страна, а его жена Жаклин (Натали Портман), убежденная в том, что период правления JFK был похож на его любимый мюзикл «Камелот» — полное надежд и целеустремленных молодых людей время, которое больше никогда не повторится. Продюсером этого талантливо написанного (приз за сценарий на Венецианском кинофестивале) и не менее талантливо сыгранного байопика о первой леди выступил Даррен Аронофски, в сотрудничестве с которым Портман уже однажды завоевала «Оскар» за роль в балетном триллере «Черный лебедь». Пора повторить.

СтранаСША, Чили, Франция, Китай, Германия, Великобритания
Продолжительность1 час 40 минут
Дата выхода11 сентября 2016
Дата выхода в России23 февраля 2017
Официальный сайтДжеки
Возрастное ограничение18+
Самые ожидаемые события
Рецензия «Афиши» на фильм «Джеки»
9Натали Портман в своей лучшей роли хоронит Кеннеди

На излете осени 1963 года журналист (Билли Крудап) приезжает в резиденцию семьи Кеннеди в Новой Англии, чтобы взять интервью у Жаклин Кеннеди (Натали Портман). Это больше не ее дом: неделю назад, 22 ноября, она перестала быть частью могущественного клана и первой леди Америки, превратившись в первую вдову.

Интервью, переходящее во флешбэки, — достаточно тривиальный прием для биографических картин, но это ничего: с первого кадра «Джеки» мы уже чувствуем, что это фильм особенный. Ручная камера держит крупный план Портман, идущей по берегу на фоне голых деревьев, пожухлой травы и розового рассвета, и в ее лице за эти двадцать секунд читается все то, что будет содержанием следующих полутора часов: скорбь, опустошенность, растерянность, но и достоинство, и железная воля. Первое, впрочем, что обращает на себя внимание, — музыка, хотя это слово кажется не совсем точным определением страшных, невыносимо печальных искаженных звуков, которые извлекают за кадром смычки. Молодая англичанка Мика Леви, написавшая саундтрек к «Побудь в моей шкуре», снова разрывает ткань фильма, запускает туда вечный космический холод — притом что речь идет уже не об экспериментальной фантастике, а о консервативном жанре исторического эссе.

Так, во всяком случае, можно назвать этот фильм в отсутствие более пластичных определений. Каждый из героев «Джеки» — за исключением, возможно, священника, которого играет Джон Херт, — реальный персонаж с именем и фамилией (журналист по каким-то причинам остается безымянным, но его звали Теодор Уайт, и нашумевшее интервью вышло в журнале Life). Но, конечно, чилийский режиссер Пабло Ларраин, подхвативший проект у Даррена Аронофски, и сценарист Ноа Оппенхайм (приз в Венеции-2016) меньше всего заинтересованы в ЖЗЛ. Тем более что судьба Жаклин Кеннеди-Онассис давно изучена, описана и отснята вдоль и поперек и требует сериального формата: в один фильм ее жизнь — точнее, несколько жизней — было бы не втиснуть при всем желании.

Почти все действие «Джеки» умещается в три дня между убийством Кеннеди и его похоронами. Из прошлого — разве что экскурсия по Белому дому, которую первая леди, прекрасно разбиравшаяся в пиаре, провела для телевидения и которую Ларраин кропотливо переснял с Портман. Тут самое время сообщить, что Портман бесподобна: внешне она похожа на Джеки куда меньше, чем Рейчел Вайс (которая должна была ее играть изначально), но об этом забываешь через пять минут и навсегда. И технически — манеры, мимика, своеобразный выговор — и эмоционально это стопроцентное попадание в необходимый фильму образ и тончайшая работа внутри него. На сегодня эта самая сложная, лучшая ее роль.

Эти несколько дней Джеки посвящает в основном практическим вопросам: пешая процессия на похоронах или кортеж (все, естественно, напуганы), закрытый гроб или открытый, кто будет присутствовать, что делать с детьми, где именно на Арлингтонском кладбище будет могила и так далее. Но она не просто пытается, как часто бывает, укрыться от тяжести трагедии в ритуалах — хотя и это тоже. Она понимает, что убитый муж и все, что с ним связано, прямо в эти дни, в эти минуты превращается в миф — и делает все от нее зависящее, чтобы этот миф уже при рождении начал формироваться правильно. Чтобы Кеннеди помнили и почитали как Линкольна, а не как Уильяма Мак-Кинли. Отсюда же, конечно, и интервью. Ей больно его давать — и журналист, поскольку он хороший журналист, не слишком деликатен («Каким был звук пули?» — помявшись, интересуется он), — но оно необходимо, и это не диалог, а ее программная речь, что отлично сознают оба собеседника. И в ней появляется образ, который действительно останется навсегда в американской культуре: вспоминая мюзикл «Камелот», который любил Кеннеди, вдова сравнивает его администрацию с двором короля Артура, с мимолетной прекрасной легендой.

Насколько это романтическое сравнение оправданно, другой вопрос — даже Роберт Кеннеди (его прекрасно играет Питер Сарсгаард) позволяет себе сомнения: будут брата вспоминать как человека, разрешившего Карибский кризис, или как человека, который его заварил? «Что если мы просто красивые люди?» — в сердцах бросает Бобби (браво, Ноа Оппенхайм). Однако легенда есть легенда: Линдон Джонсон (Джон Кэрролл Линч), спешно принявший присягу, и его окружение ведут себя крайне предупредительно, но ощущение конца эпохи витает в воздухе, и контраст между новыми и старыми обитателями Белого дома очевиден. Помощницу Джеки Нэнси Такерман неброско и трогательно играет Грета Гервиг, друга Кеннеди художника Уильяма Уолтона — Ричард Э.Грант со своей английской выправкой. Другой британец, Херт, сам стоит на пороге смерти — это одна из его последних ролей, — и его спокойная попытка утешить Джеки получилась куда глубже и пронзительнее, чем, наверное, мог рассчитывать сценарист.

Ларраин слишком умен и недостаточно сентиментален, чтобы сделать по-настоящему популярный, народный фильм из этого более чем подходящего сюжета: молодая красавица, «икона стиля», как принято выражаться, склонилась над бездыханным телом всемогущего мужа. Режиссер не позволяет нам толком сочувствовать ей, потому что сочувствие — это дешево в отличие от восхищения: его героиня — актриса, прекрасно игравшая свою роль, вдруг оказавшаяся внутри совершенно другой пьесы и там открывшая в себе подлинное величие. Когда Ларраин не разглядывает лицо Портман на крупных планах, он помещает ее миниатюрную фигуру в центр открытых пространств, словно на сцену: поместье с огромными окнами, концерт, кладбище, улицы Вашингтона. Анфилады опустевшего Белого дома с неподвижными фигурами агентов в подходящем случаю черном где-то вдалеке. И конечно, жуткая картинка из Далласа, которая повторяется вновь и вновь: открытый президентский лимузин в сопровождении мотоциклистов плавно мчится по пустому шоссе в больницу, куда уже можно не спешить. На пути в Вашингтон Джеки отказывается переодеваться, сознательно превращая свой розовый костюм, забрызганный кровью, в самый знаменитый розовый костюм в истории — сойдя с трапа уже королевой Гвиневрой.

22 февраля 2017
9

Ну, честно говоря, я немного удивлён двум отрицательным рецензиям. Разочарование зрителей, как я понял, сводится к тому, что, во-первых, показан только небольшой эпизод из жизни Жаклин Кеннеди, а, во-вторых, к тому, что она чересчур пафосна.
Если вы хотите посмотреть байопик с кучей красочных моментов (типа по 3 минуты на каждый год жизни), то вам вряд ли понравится. Потому что это фильм о паре недель из жизни женщины, потерявшей всё, но заставившей полюбить мир всё то, что она потеряла. Это круто снято, в этом есть неожиданный смысл и Портман выше всяких похвал.
Если вы идёте смотреть иллюстрированную страницу Википедии о Жаклин, то вам не понравится. Если вы идёте смотреть хороший крепкий фильм, то вам сюда

16 февраля 2017
1

Плохой перевод, непродуманный сценарий, Портман переигрывает, диалоги - просто ад! Скука.

23 февраля 2017
Тяжеловато
6

Драма о первых днях вдовства Жаклин Кеннеди. При всем уважении к трагедии 11/22/63 трудно не отметить, что фильм снят в жанре, скучнее которого разве что современные ленты о космосе. Главное тут – кастинг. Главное, чтобы актеры походили на персонажей. Впрочем, Портман очень хороша.

1 марта 2022
1

А стоило ли поминальное шествие сожжённых свеч?

Вообще-то объективным критиком опуса, сравнительно известного на его родине, чилийского режиссёра Пабло Ларраина у большинства российских зрителей вряд ли получится. И дело даже не в том, что у нас совершенно отличная ментальность, в силу которой присутствует огромный скепсис как по отношению к "величию" семейства Кеннеди вообще, так и к его антикоммунистической политике, проводимой страной "Добра и Света", приведшей к миллионам смертей во Вьетнаме и спровоцировавшей Карибский Кризис в частности. И даже не в том, что создатели настолько громко думали о возможности получить Оскар, за своё творение, что это за 2 часа просмотра стало проступать прямо изо всех кинощелей совсем уж неприличным образом...
Нет, дело в другом, у нас всегда подвергалась жестокой обструкции идея совместить созерцательность авторского произведения, предназначенного для "узкого круга ограниченных любителей" с клюквой мейнстрима и желанием большого проката и славы.
Итог - весьма нудное, тягучее действо, под музыку Мики Ливая "а Ля ПСИХОДЕЛИК", где в различных интерьерах золотой клетки как бы Белого Дома, нервно курит, в самом что ни на есть прямом смысле слова, худая и невзрачная Натали Портман, которая по странному замыслу создателей должна представлять из себя Джеки Кеннеди, икону стиля и воплощение американской мечты во всех смыслах...
Говорят, что если у мастера трагедия не выходит, то получается фарс. В данном случае это скорее похоже на затянувшийся клип странного модельно-дизайнерского агенства с большим бюджетом, но крайне спорными исполнителями...

25 февраля 2017
3

Инструкция по организации похорон.

Джеки рассказывает репортёру об убийстве Джона Кеннеди и много курит.
Для тех, кто знает о похоронах не только по голливудским фильмам не будет открытием, что похороны означают не только, красиво страдая, постоять в шляпе с вуалью под зонтиком и послушать трогательную песню, но и множество грубых, грязных, пошлых и будничных процедур. Им большей частью фильм и посвящен. Со стороны режиссера было достаточно жестоко превратить историю об одной из самых элегантных женщин эпохи в бытовуху. Судя по этому фильму, самое значительное, что в жизни сделала Джеки Бувье-Кеннеди-Онассис - похоронила мужа. Рефреном звучит, что вместе с мужем умерла целая эпоха, но визуально это выражается только в том, что Джеки снимает бусы и выносит коробки из Белого дома. Портман страдает эмоционально, изящно, скучно и бессмысленно. Как Джоли в "Лазурном береге", как Кидман в "Княгине Монако". И дело не в актерском таланте, просто кино плоское, как лопата: раньше можно было носить бриллианты и танцевать, а теперь мужу прострелили голову и танцевать нельзя. Ни одного персонажа из президентского аппарата невозможно запомнить. Репортёр словно начитывает текст для аудирования, а духовник Джеки (Джон Хёрт, на минуточку!) долго и обстоятельно изрекает банальные истины. Смотреть, конечно, можно, но непонятно, что можно вынести из фильма кроме тоски, разочарования и жакетиков. Вот и весь Камелот.

22 февраля 2017
Все отзывы
Читайте также
15 лучших фильмов про политиков
15
лучших фильмов про политиков
15 лучших фильмов про политиков
20 захватывающих корейских дорам
20
захватывающих корейских дорам
20 захватывающих корейских дорам
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Онлайн-премьеры недели: «Наследники», «Шершни», «И снова здравствуйте!»
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
Кинопремьеры недели: «Джон Уик-4», «Три мушкетера» и «Четыреста ударов»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость