Печальная, но неумолимая статистика: за годы работы машинисты поездов становятся причиной смерти от 15 до 20 человек. Один из таких непреднамеренных убийц — выходящий на пенсию Илия (под колесами его состава случайно погибло рекордное количество людей: 28). Приемный сын Илии Сима следует по стопам отца, однако мысль о том, что он может стать причиной (пусть и невольной) смерти человека, повергает его в ужас. Однако время идет, а несчастные случаи чудом обходят его поезд стороной. Опасаясь, что сын так и не станет «настоящим машинистом», Илия решает взять дело в свои руки.
Комедия |
18+ |
Милош Радович |
23 июня 2016 |
23 июня 2016 |
1 час 25 минут |
Нетрудно догадаться, почему «Дневник машиниста» взял приз зрительских симпатий на ММКФ 38. Не смотря на то, что он довольно ёрнически относится к смерти, это очень человечное кино, которое будет понятно зрителю в любой точке планеты. Если бы, кстати, герои фильма говорили по-ирландски, а не по-сербски и действие происходило на Британских островах, а не на Балканском полуострове, то можно было бы предположить, что «Дневник машиниста» снял один из братьев МакДонахов — очень уж эта чёрная комедия с изрядной долей абсурда соотносится с их творческим методом.
Судите сами: сюжет картины крутится вокруг того, что приёмный сын бывалого машиниста Илии Тодоровича — Сима — идёт по стопам отца и тоже становится машинистом. Однако главная трудность в управлении поездом заключается не в том, чтобы разобраться какой рычаг за что отвечает, а смириться с тем, что под колёсами твоего состава рано или поздно ОБЯЗАТЕЛЬНО погибнет человек и ты ничего не в силах с этим поделать. Это непреложный закон мира, в котором живут герои.
Но время идёт, а смены Симы обходятся без жертв. Томимый ожиданием юноша потихоньку начинает сходить с ума. И тогда Илия решает помочь сыну, принеся на заклание жестокому богу-локомотиву жертву.
«Отношение к смерти у машинистов похоже на отношение к ней сербов в целом», — говорит режиссёр Милош Радович. Если так, то специфический замогильный юмор фильма оборачивается не только гротескной и витиеватой иронией, но и частью образа мыслей и мировосприятия персонажей — очень античных по своей природе, потому что в античности и в античном искусстве люди относилось к смерти как к обыденному явлению.
Единственный герой, которого смерть повергает в ужас, это Сима, который никак не может пройти акт инициации, сравнимый с потерей невинности — собственно, и настоящей девственности парень лишается в кабине машиниста. Теряя покой, этот персонаж заражает своей тревогой и приёмного отца, но «Дневник машиниста», безусловно, не о конфликте отцов и детей, а о большом желание жёсткого с виду, но мягкого внутри (и это, пожалуй, главный конфликт фильма) Илии помочь своему ребёнку обрести гармонию с сами собой — пусть даже ценой жизни, пусть даже своей. И это готовность принести себя в жертву, ради благополучия близкого человека и наделяет картину той долей гуманизма, способной растопить любые сердца.