Они наблюдают

На удивление бодрый и затягивающий фильм — уж для избитого жанра «found footage» так точно. Включаешь его из любопытства посмотреть, какой клюквы навертели американские фильмоделы, решив проехаться в бывшую советскую республику, — но действие неожиданно захватывает, так что возможности выключить фильм до самого конца уже не представляется.
Жанр «found footage», как уже написал, избит донельзя и перерос рамки шаблона, превратившись чуть ли не в вопиющую пошлость: ну неужели нас опять будут заставлять сопереживать, выдавая тошнотную тряску камеры за ужас подлинной трагедии (идиотов, погибавших с камерой в несгибаемой руке)? Создатели же «Они наблюдают», как видно, этого самодовлеющего притяжения канона были лишены и подошли к жанру с достойной гибкостью (выдающей наличие у них замысла и цели): когда надо, например, они ничтоже сумняшеся включают «от себя» тревожащую музыку, тактично обрезают постельные сцены и вообще монтируют материал под себя. Удивительно легкий проход по заезженной до дыр дороге жанра получился.
Молдавская клюква оказалась не такой уж и кислой — не зря, видимо, наравне с США страной-производителем указана и Румыния. Аутентичные пейзажи, города, лица восточноевропейских провинциалов, оттененные едкими комментариями американских гостей ("О! Это местный двойник Сталина!»). В свете этого попросту не хотелось замечать ляпы типа способного объясниться на английском единственного молдавского полицейского в городке Павловка на 200 душ. А главный молдаван — Владимир Филат (невероятно похожий на Брендана Фрейзера) — так и вообще фонтан обаяния. Вообще фильму повезло с актерами — и приятно, и, главное, интересно было смотреть на оператора Грега с его вынесенной из Афганистана тайной, было ощущение взаимного живого контакта между ним и остальными героями (как и у них между собой) — хорошенькой племянницей владельца телеканала, навязавшейся в спутники съемочной группы, с балагуром-звукооператором и стервозной слабой на передок немолодой ведущей. А уж главная героиня их передачи — американка Бекки… Тут и слова лишнего сказать не хочется, потому что и не припомню, когда еще актриса за счет харизматичности своей и обаяния смогла бы сделать для меня, зрителя, полной неожиданностью избитый чуть более чем полностью сюжетный поворот. Словом, наблюдать за героями попросту интересно.
Отдельно по названию ("Они наблюдают»). Оно, выдержанное в духе ужастиков 80-х, изначально вызывало некое недоумение (не говоря уже о строчках «От создателей „Call of duty 2: Black Ops“ и „Губки Боба“(!)), потому как происходящее на экране преподносится вполне серьезно — ну да, дурачатся, дело молодое, но вот и у них конфликты, и местные в камеру заглядывают под музыку холодящую, саспенс… А уж когда, повторюсь, интересный и вызывающий сопереживание герой буквально со слезами рассказывает о пережитой в Афганистане трагедии, то ему, как бы это идиотски не звучало в контекте ужастика, искренне сочувствуешь. И это в фильме с названием «Они наблюдают»?! Разбудите меня кто-нибудь.
Но последние 7-10 минута фильма ставят его с ног на голову, и ты понимаешь, что все это городилось ради того, чтобы создатели фильма оглушительно расхохотались за кулисами и с головой бросились в полностью соответствующую названию стихию трэша. А самое удивительное, что лично у меня этот прыжок, резкое изменение тональности повествования ни малейшего сопротивления не вызвал. Сумели так затащить в повествование, что даже крутой разворот на полном ходу меня, зрителя, из него не выкинул — сидел, рот раскрыв, да и только. А когда на титрах снова загремел динамичный восточноевропейский фолк — сомнений не осталось: авторы посмеялись и над жанром, и над собой, и над зрителями — но зрителям ничуть не обидно, зрители аплодируют. Весело, хлестко, с подлинным удовольствием от процесса посмеялись — на что тут обижаться-то? Молодцы!
Словом, несомненно достойный внимания фильм, лишь притворяющийся «found footage», одна из самых неожиданных и запоминающихся малобюджетных лент, просмотренных за последнее время. Искренне рекомендую к просмотру.