Фильм

Фильм Златан. Начало

Den unge Zlatan (2016, Швеция, Нидерланды, Италия), IMDb: 6.6

Выбор «Афиши»
6.8
6.6
Златан. Начало – афиша
1/4

Документальный фильм о футболисте Златане Ибрагимовиче

Документальная зарисовка из конкурса киносмотра Beat Film Festival о скандально известном футбольном нападающем Златане Ибрагимовиче, который застрял где-то между раздутым самомнением и гениальностью. Даже такие звезды футбола, как Месси и Роналду, соглашаются, что Златан — это самый харизматичный игрок нашего времени.

СтранаШвеция, Нидерланды, Италия
Продолжительность1 час 39 минут
Дата выхода17 февраля 2016
Дата выхода в России19 мая 2016
Возрастное ограничение16+

Актеры

Режиссеры фильма «Златан. Начало»

Рецензия «Афиши» на фильм «Златан. Начало»

5Шведская документалка о молодом Ибрагимовиче

Ровно 15 лет назад амстердамский «Аякс» покупает у шведского «Мальме» 19-летнего нападающего Златана Ибрагимовича. Дома его уже носили на руках, за него уплачены огромные по тем временам 9 миллионов евро, и все равно Златан вскоре присаживается на скамейку запасных — впрочем, ненадолго.

Трудно представить другого футболиста, про которого подобный фильм в принципе возможен: не парадный портрет, не нарезка лучших голов и говорящих голов, а внимательный взгляд на один далеко не самый яркий, давно забытый всеми, кроме фанатов, этап карьеры. Если русское прокатное название весело отсылает к комиксам, то в оригинальном шведском, еще более простом — «Молодой Златан», — чудится почти религиозный трепет. Речь идет не о супергерое, а о сверхчеловеке, становление которого достойно того, чтобы быть рассмотренным под микроскопом — достойно, если угодно, видеоповтора.

Это фрагменты не биографии, а жития: показательно в этом смысле, что с самим Ибрагимовичем авторы, его земляки братья Герттен, толком не разговаривают — хотя, конечно, тут есть некоторое количество его прямой речи, обрывки старых интервью. Но его собственный голос для такого жанра и не слишком нужен: за героя говорят его дела, а хроникеры почтительно следуют за ним, стараясь не обнаружить свое присутствие. Златан едет в клубном автобусе. Златан играет на компьютере. Златан долго стягивает грязные гетры. По большей части фильм озвучен лирическими минорными клавишами, словно кто-то умер (раза три, впрочем, в пиковые моменты, включается какая-то духоподъемная поп-музыка).

Герттены как бы ощупывают Златана с разных сторон, но очень деликатно — они не поговорили ни с его родителями, ни с попадающей иногда в кадр тогдашней девушкой, все из третьих рук, в косвенной речи, в апокрифах. Что-то все равно, конечно, становится понятно — скажем, папа явно был не подарок, — но никаких подробностей. Скорее всего, увлекательных тайн там и нет: детство всех профессиональных спортсменов похоже, повседневная жизнь крайне однообразна, а секрет успеха на всех один и довольно скучный — талант и много тренировок. Однако в случае Ибрагимовича все равно остается ощущение какой-то недосказанности, так что крохи информации приобретают ложную значительность, а считаные спонтанные реакции на вес золота. В трогательном эпизоде тренер заставляет футболиста постарше объяснять Златану, что не нужно прогуливать школу и важно учить иностранные языки; Златан ржет и обещает исправиться.

Выступают свидетели — люди, которым повезло или не повезло с ним соприкоснуться. Зачастую самым буквальным образом: скажем, предается воспоминаниям какой-то несчастный шведский защитник, уложенный Златаном в штрафной, — когда он заканчивает, камера еще несколько секунд рассматривает его опустошенное лицо. Статистами появляются голландские знаменитости — Рональд Куман, ван Бастен, Лео Бенхаккер. Далеко не все, что они говорят, комплиментарно. Златана упрекают в эгоизме на поле и звездной болезни в быту, он исподтишка бьет соперников локтями, всплывает некрасивая история с ван дер Вартом, подробно рассмотрено соперничество за место в старте между Ибрагимовичем и египтянином Мидо, которое закончилось метанием ножниц (метал, впрочем, Мидо). Некий спортивный колумнист называет его гастарбайтером, советует выгнать из страны и чуть ли правую руку не вскидывает.

Но конечно, это тоже элемент мифотворчества: герою нужны недруги и необходимы препятствия, чтобы их преодолевать. Формальный сюжет «Начала» — взросление Златана, превращение, так сказать, из мальчика в мужа. Как произошла эта метаморфоза в реальности — другой вопрос: командным игроком он так и не стал, его знаменитое эго со временем только забронзовело, приобретя совсем анекдотический характер (хотя он и в 19 лет говорил о себе в третьем лице). Что, разумеется, не мешает Ибре, пусть он уже не получит чертов «Золотой мяч» и едва ли выиграет Лигу чемпионов, оставаться самым ярким футболистом своего поколения. Помогает ли шведский фильм как-то лучше понять этот феномен? Пожалуй, нет. Но мы определенно проводили со Златаном полтора часа и поскучнее — взять хоть четвертьфинал с «Манчестер Сити».

16 мая 2016
Все отзывы
Читайте также
10 спектаклей на Большом детском фестивале в октябре
10
спектаклей на Большом детском фестивале в октябре
10 спектаклей на Большом детском фестивале в октябре
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10
фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Онлайн-премьеры недели: «Андор», «Капельник», «Ева, рожай», ребут «Квантового скачка»
Онлайн-премьеры недели: «Андор», «Капельник», «Ева, рожай», ребут «Квантового скачка»
Онлайн-премьеры недели: «Андор», «Капельник», «Ева, рожай», ребут «Квантового скачка»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость