Фильм "Цой жив" – как девиз, как пароль. Виктор Цой для нескольких поколений стал манифестом – недавно 13-летние дети с даже с некоторым превосходством высказали мне, что они не понаслышке знакомы с его творчеством. И, удивительно – это было даже приятно: осознавать, что между нашими поколениями есть что-то общее. Своеобразный архетип Цоя в фильме показан более чем наглядно. Он равняет всех: студента-музыканта, подрабатывающего в кафе, гопника с банкой пива, девушку, которая в переходе за не бог весть какое исполнение песен Цоя бросает героям монеты... "Цой жив" – это клич, это "Я человек, свободный и равный тебе". Не зря в лицо зарвавшемуся "рабовладельцу" – хозяину кафе герой бросает эту фразу вместе с колпаком повара-раба. Образ Цоя – наказывающего плохого Мамонова в "Игле", или не желающего слушать нудятину совдеповской тетки при приеме на работу в "Ассе", восстает в герое фильма против несправедливости и угнетения, против бреда заформализованной жизни, против насилия.
Стена на Арбате не долго стоит чистой. Говорят, ее хотят убрать, но, думаю, это будет невозможно. Слишком много она значит.
Когда я смотрел три тысячи лет назад в программе "13 злобных зрителей" видеоклип группы "Легальный бизнес" на песню Виктора Цоя "Пачка сигарет", и один из героев программы сказал: "Я считаю, что рэп- это музыка, недостойная белых людей"- мне хотелось сказать, что Цой был кореец. И если бы он жил сегодня, любой скинхэд считал бы себя вправе сказать ему: "Чурка, вон из России!" Точно такая ситуация описана в фильме режиссера Марии Рашовой по сценарию драматурга Юлии Тупикиной "Цой жив". Москва. Наши дни. Виктор,парень азиатской внешности, работающий в ресторане восточной кухни, возвращается домой через ночную Москву и встречает в подземном переходе пару отморозков. Только случайность спасает героя от избиения прямо в вагоне метро. Преследуемый по пятам юноша, понимая, что скрыться невозможно, замечает у одного из нападающих татуировку "Кино", достает флейту и играет на ней "Пачку сигарет". Одну из тех мелодий, которые он по временам играет в подземном переходе, чтобы подзаработать. Удивительный факт, заключающийся в том, что люди, которые готовы убивать друг друга в современной России, выросли на одной музыке, воспринимали одинаковые ценности, но перепетии судьбы, раскинув их, выстроили их по разные стороны строящихся в наши дни баррикад и рассматривается в фильме "Цой жив." А мелодия "Пачки", которая, как заклинание факира, может быть, остановит гопника, с перекошенным от ярости лицом- оказывается одним из главных идеалов Виктора- тезки главного героя фильма, того самого отморозка из подземного перехода.И, может быть, творчество Цоя- его кумира,только и удерживает его на плаву в этом жестоком и грязном мире. Фильм "Цой жив"- о насилии, о волшебной силе искусства и о смелости увидеть в своем враге копию себя. Что так актуально в сегодняшней России, где любые призывы уже начинают звучать, как призывы к оружию.