Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Мультфильм
Аномализа

Anomalisa, США, 2015
Чарли Кауфман играет в куклы

Маленькая, нежная, горькая история мимолетной любви, рассказанная средствами кукольной анимации и разыгранная за кадром всего тремя актерами (он, она и все остальные). Гораздо более удачный шаг в режиссуру от культового сценариста Кауфмана, чем его перегруженный дебют «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Заслуженный Гран-при в Венеции.

  • Аномализа – афиша
  • Аномализа – афиша
  • Аномализа – афиша
  • Аномализа – афиша
  • Аномализа – афиша
Мультфильм, Фэнтези, Комедия
16+
4 сентября 2015
1 час 30 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Антон Долин
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 1627
18 февраля 2016
Чарли Кауфман играет в куклы

Заставить весь мир выучить твое имя и выискивать его в титрах, будучи не актером и даже не режиссером, а, смешно сказать, сценаристом. Много ли таких? По пальцам пересчитать. Чарли Кауфман из их числа. «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация», поставленные Спайком Джонзом, «Звериная натура» и «Вечное сияние чистого разума», срежиссированные Мишелем Гондри, да еще «Признания опасного человека» Джорджа Клуни: не только сценарии Кауфмана издаются отдельными книгами и расходятся солидными тиражами, о нем самом пишут книги — одну за другой. Вручение ему «Оскара» тоже вряд ли кого-то удивило; впору удивляться, что «Оскар» был всего один.

Закономерно блестящая карьера Кауфмана не могла не привести его к собственному режиссерскому проекту. Постмодернистскую трагикомедию «Синекдоха Нью-Йорк» (фильм выходил в российский прокат под названием «Нью-Йорк, Нью-Йорк». — Прим. ред.) можно было бы уважать за одно слово «синекдоха», бесстрашно вынесенное в заголовок. Но за отвагу приходится платить. Объявленная некоторыми критиками великой непонятой картиной, «Синекдоха» не была принята большинством и провалилась с треском. Это произошло семь лет назад. С тех пор ни один из кинопроектов Кауфмана не добирался до осуществления. За взлетом наступил кризис. А его следствием стала «Аномализа», вторая режиссерская картина Кауфмана, представленная в конкурсе Венецианского фестиваля.

Горечь пережитых поражений ощущается в ней с первого кадра, когда усталый и напряженный герой, седеющий Майкл Стоун, приземляется в городе Цинциннати, где ему предстоит выступить на конференции. Многие считают его умником и большим талантом — за книгу «Как я могу помочь вам помочь им?», новейшую библию для клиентских сервисов всех уровней. Сам он о себе невысокого мнения: как раз сейчас, сев в такси и направляясь к отелю, он тоскливо вспоминает о том, как десять лет назад переспал в этом городе с трусливо им брошенной женщиной, и машинально спрашивает у водителя, какие местные достопримечательности нельзя ни за что пропустить. Оказывается, в Цинциннати исключительный зоопарк с пандами и самый вкусный чили.
Не зная решительно ничего о личной жизни Кауфмана, нетрудно заключить, что герой — его чуть пародийный автопортрет. К разговору о синекдохе: одна из поклонниц, встреченных Майклом в отеле, признается, что читала его книгу со словарем и тогда впервые узнала смысл слова «аномалия». Ее зовут Лиза, и Майкл каламбурит: «Аномализа». Лиза смущенно хихикает, она польщена. А Майкл начинает понимать, что совершенно случайно нашел женщину своей жизни.

Бытовая будничная love story из жизни людей, искренне считающих себя скучными: не этого ждешь от выдумщика Кауфмана. Но это и вообще фильм во всех отношениях неожиданный, форменная аномалия. Скрупулезно реалистичный, почти начисто лишенный фантастических элементов. Маленький, линейный, простой во всех отношениях, хотя и о сложном. Наконец, главное: «Аномализа» — кукольный мультфильм (поэтому здесь два режиссера, кроме самого Кауфмана — одаренный аниматор-кукольник с телевидения Дюк Джонсон). Проект, из которого он родился, еще необычнее. Аудиовариант «Аномализы» был впервые представлен в радиотеатре Картера Беруэлла, прекрасного композитора, писавшего музыку, среди прочих, для Спайка Джонза и братьев Коэн. Там пьесу разыгрывали вживую всего трое актеров. Они же — Дэвид Тьюлис (Майкл), Дженнифер Джейсон Ли (Лиза) и Том Нунан (все остальные) — как и сам Беруэлл, перешли с невидимой сцены непосредственно в фильм.

Вопросы голоса и звука в «Аномализе» — первостепенные. Мы сразу верим, что Майкл действительно влюбился в Лизу с первого взгляда: да что там, еще раньше, услышав, как она проходит мимо его номера по коридору. Эффектный трюк Кауфмана — использование одного нейтрального мужского голоса для озвучки абсолютно всех персонажей, включая женщин и детей, и даже жены с сыном главного героя. Так в лучшей сцене «Быть Джоном Малковичем» все обитатели этой вселенной обзаводились одинаковыми лицами. Печальный парадокс в том, что профессия Майкла — объяснять своей аудитории, что каждый человек уникален и нельзя мерять их одной меркой. Но одно дело — сказать, а другое — почувствовать: он сам давно перестал различать окружающих и успел смириться с этим как с неизбежностью. Естественно, стоит Майклу впервые за долгие годы услышать звук другого голоса и он моментально квалифицирует это как чудо.
Более внятной метафоры для разговора об интуитивной силе любви не отыскать. Невидимым тонкостям эмоций здесь противопоставлена телесная тяжесть персонажей, разыгранных не людьми, а куклами. Отсюда преувеличенность их внешних черт, скроенные на манер манекенов лица, неловкость в мимике и движениях — визуализирована та скованность, которую по себе знает любой, кто пытался объясниться в любви с незнакомкой или незнакомцем, испытать его первое прикосновение или поцелуй. Эротическая сцена (очевидно, редкость для кукольной анимации) исполнена с той мерой откровенности, на которую вряд ли пошли бы известные актеры, — но и эффект отстранения работает безупречно: это же куклы, им не стыдно.

Впервые, заметим, фраза «Я тебя люблю» в «Аномализе» звучит как дежурная формула. Майкл звонит домой жене, та тут же сует трубку сыну, а тот начинает допрашивать отца, привезет ли он подарок (получив утвердительный ответ, выкрикивает «I love you», и разговор завершается). Ночью герой уныло бредет в магазин игрушек — и только у прилавка осознает, почему тот работает круглосуточно: там торгуют сексуальными игрушками. Там ему удается приобрести антикварный японский автомат, страшноватый бюст женщины, глядя на который, Майкл будто не отдает себе отчета, насколько похоже устроен он сам и другие персонажи фильма — такие же «игрушки для взрослых», не принадлежащие себе. Здесь Кауфман дает волю своей фирменной и искренней мизантропии.

Герои постоянно критически себя оглядывают, оценивают, ощупывают. Будто прозрев, начинают подозревать в себе кукол, которыми кто-то управляет, и изо всех сил пытаются реализовать обещанную им свободу воли. Любовь — веская причина избавиться от кукловода. Или хотя бы попробовать это сделать. Здесь мультфильм заходит на серьезную территорию, когда-то открытую Чеховым в «Даме с собачкой»: стоят ли любовь и свобода того, чтобы расстаться с привычной жизнью и поменять ее полностью? Кауфман не боится дать собственный ответ на стародавний, не теряющий актуальности вопрос.

Несмотря на все тревоги, фобии, неуверенность в себе и близких, по факту эта картина — самая чистая, умная и сильная во всем изысканном наследии Кауфмана — о том, что даже в кромешной безнадежности есть место для аномалий. Любовь — аномалия, талант — тоже аномалия. Иногда это лечится, иногда, к счастью, нет.

3
0

Отзывы

3
KHALY
198 отзывов, 309 оценок, рейтинг 278
9 марта 2016

Впервые я стал жертвой завышенных ожиданий. Конечно, хотелось вновь повстречать Джона Малковича или увидеть вечное сияние, но увы. Главных претензий две, простая и более тонкой организации. Во-первых, гениальная идея для короткометражки раздавлена излишним хронометражем. Во-вторых, основной посыл об одиночестве и поиска родственной души подан с такими интимными и близкими только режиссеру подробностями, что хочется поскорее закончить этот сеанс психологического вуайеризма.

1
0
9
Владимир Завьялов
12 отзывов, 13 оценок, рейтинг 24
2 октября 2017

The Cincinnati Zoo: it’s zoo sized!
________________________________
Когда говорят о кукольных мультфильмах, лично у меня в голове хороших ассоциаций не возникает. Наверное, потому, что я сразу вспоминаю советские мультфильмы, где куклы были созданы как будто наспех из всего, что только было под рукой, а их движения были неуклюжими и резкими. В «Аномализе» всё не так. Да, время от времени герои спотыкаются, падают, роняют что-то, но это будто только добрая насмешка над жанром. Действиям их действительно свойственна некоторая неуклюжесть, но вместе с тем и удивительная тонкость. «Аномализу» отличает внимание к мелочам, начиная от детально простроенного окружающего мира и мелко проработанной и максимально реалистичной (насколько может себе это позволить кукольная анимация) внешности главных героев и заканчивая забавными сюжетными мелочами. Каждое движение глаз, каждое лёгкое приподнимание бровей, приоткрывание рта, каждое подёргивание плечами заставит многих реальных актёров позавидовать очаровательной кукольной мимике.
Главный герой мультфильма по имени Майкл не видит разницы между окружающими его людьми. В прямом смысле этого слова: их лица кажутся ему совершенно одинаковыми. В тщетной попытке найти хоть что-то иное среди массива однообразия, он хочет увидеться с девушкой, которую, как ему казалось, он когда-то любил. Но и её он не может узнать при встрече. Она видится ему такой же, как и остальные. Даже голоса у всех героев одинаковы, будь то женщины, мужчины или дети. Но однажды он слышит другой, особенный голос. И ему кажется, что теперь всё изменится.
А голос у Дженнифер Джейсон Ли, озвучивающей главную героиню, действительно очень приятный. Он успел понравиться мне ещё в «Омерзительной восьмёрке», песню откуда в её исполнении в роли преступницы Дейзи Домергю я очень часто переслушиваю. И этот голос, здесь, однако, принадлежащий кардинально отличающемуся персонажу, как нельзя лучше дополняет созданный с такой аккуратностью и чуткостью нежный образ героини.
Майкла же озвучил замечательный Дэвид Тьюлис – профессор Люпин из «Гарри Поттера». Скромный, то и дело мило запинающийся, с чистым британским акцентом.
И эта прекрасная озвучка в совокупности с уже упомянутой мной талантливой работой аниматоров и скромной, не привлекающей к себе чрезмерного внимания, но при это всё время присутствующей, когда необходимо, музыкой Картера Бёруэлла – это то, из-за чего фильм смотрится действительно на одном дыхании.

0
0

Подборки Афиши
Все