Москва

Все отзывы о фильме Смерть и жизнь Джона Ф.Донована

The Death and Life of John F. Donovan (2018, Канада, Великобритания), IMDb: 6.1

6.7
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Егор  Москвитин
Фото Егор  Москвитин
отзывы: 24
оценки: 24
рейтинг: 174
6

Новый фильм Ксавье Долана как эпистолярный броманс

Год 2006-й: мальчик Руперт (Джейкоб Тремблей, которому стоило дать «Оскар» за «Комнату», но он уже вызвал Хищников) и мама (Натали Портман, у которой «Оскар» уже есть) ругаются из-за странных писем от какого-то мужчины. А по телевизору вдруг сообщают о смерти кинозвезды Джона Донована (Кит Харингтон) — и для ребенка эта новость становится чем-то вроде 11 сентября. Монтажная склейка — и год превращается в 2018-й. Политическая журналистка (Тэнди Ньютон) неохотно соглашается сделать интервью с молодым писателем-тире-актером (Бен Шнетцер). Когда они садятся за стол, выясняется, что он — и есть тот самый мальчик, который выжил. Именно он отчасти виноват в падении звезды, потому что накануне смерти Джон Донован вел с незнакомым ребенком насыщенную переписку. И в ней спокойно рассказывал о своей гомосексуальности, которую в 2006 году приходилось скрывать от всего остального мира — хотя бы ради того, чтобы получить роль супергероя в комиксе от Disney.

Мальчику тоже было, чем поделиться с актером: одноклассники травили его за гомосексуальность, а мать-одиночка — сама не состоявшаяся актриса — запрещала ходить на прослушивания на роли в рекламе. Однажды ребенок так отчаялся, что написал обо всех своих бедах кумиру из любимой мыльной оперы вроде «Зачарованных», — а тот вдруг взял и ответил. Это стало началом прекрасной дружбы — до тех пор, пока не произошла катастрофа.

«Смерть и жизнь Джона Ф.Донована», несмотря на сокрушительный рейтинг критиков на сайте RottenTomatoes, фильм более чем хороший — просто его автор имел неосторожность загнать себя в такой производственный ад, после которого от него не ждали ничего, кроме чуда. Сперва Долан объявил, что снимет ленту на английском языке, чем, по сути, подписал декларацию независимости от Канады — и добровольно лишил себя кучи льгот. А затем собрал самый амбициозный в своей жизни актерский ансамбль — Кита Харингтона и Джейкоба Трамблея, Натали Портман и Сьюзан Сарандон, Кэти Бейтс и Джессику Честейн. Потом на два года забаррикадировался в монтажной комнате и выходил на свет божий лишь для того, чтобы сообщить какую-нибудь плохую новость: вот он целиком вырезал из фильма Джессику Честейн, а вот он отказался от приглашения в Канны. Когда Долан предпочел Каннам и Венеции домашний фестиваль в Торонто, стало окончательно ясно, что с фильмом что-то не так.

Перед премьерой в не самом большом из залов фестиваля в защиту фильма было произнесено целых три речи — от креативного директора TIFF, от министра страны по мультикультурализму и от самого режиссера. Последний был сентиментален даже по собственным меркам: прочитал свое мальчишеское письмо к Леонардо Ди Каприо и заранее объяснил идею фильма: «В детстве мне было бы легче принять свою гомосексуальность, если бы я знал, что кто-то вроде Джона Сноу может быть геем». А затем зал на два часа погрузился в тревожный, но все-таки прекрасный сон.

Больше всего фильм ругают за то, что в нем все — чрезмерно. Если воссоединение родных, то с обязательной пробежкой в рапиде под дождем из инстаграм-фильтров. Если музыка, то в диапазоне от «So Kiss Me» до «The Bittersweet Symphony». Если какая-то мысль важна для режиссера, то ее проговорят четыре раза: дважды во флешбэках из 2006 года и дважды в интервью из 2018-го. Прием с интервью между актами тоже кажется чрезмерным. Объясняться со зрителем таким образом — прерогатива уставшего Ларса фон Триера, а не одного из самых энергичных и изобретательных молодых режиссеров. У интервью внутри фильма, кстати, идеальный тайминг — беседа заканчивается как раз вместе с пленкой на аудиокассете. Но у самого фильма такого чувства ритма нет: как и его вспыльчивые и страстные герои, Долан, если уж заведется, то не знает меры.

Еще один повод ругаться — в том, что все геи у Долана открыточные; другими словами, это кино не очеловечивает их, а только подыгрывает самым глянцевым стереотипам. В этом смысле Долан находится на той же стадии, на которой находился Голливуд, когда требовал, чтобы все актрисы были высокими немногословными блондинками с пушистыми ресницами и большими глазами.

Но хорошая — и куда более важная — новость в том, что страстность и перфекционизм Долана по-прежнему очаровательны. Герои принципиально не помещаются на экране: их лоб и макушка почти всегда остаются за кадром. То ли это намек, что нам никогда не увидеть, что происходит в их головах; то ли констатация того, что их страдания не знают границ; то ли Долан созрел для того, чтобы проповедовать за пределами кинотеатров.

В любом диалоге по-прежнему кроется такой заряд экспрессии, что, когда герои ругаются, хочется спрятаться под кресло. Тридцатилетняя мать ссорится с одиннадцатилетним сыном, и каждая его реплика написана как реплика взрослого, а ее — как ребенка; и этот старый прием Долана, кажется, не перестанет работать никогда.

Поп-баллады из плеера режиссера могут показаться бесстыжими в своей пошлости, но зато сколько в них искренности — и сколько радости от открытия редкой кавер-версии на «Stand by Me»! В одной из сцен герой слышит, как на саундтреке включается песня, и просит сделать ее погромче — и это до того чувственный момент, что не так уж и важно, что он нагловато повторяет сцену из «Мамочки», в которой герой раздвигал руками экран.

Английский дается режиссеру хуже, чем французский, поэтому в фильме нет той удивительной полифонии человеческих трагедий, какая была в киноспектакле «Это всего лишь конец света». Несмотря на все старания актеров второго плана, на этот раз все разговоры — и песни — только о проблемах Джона Ф.Донована. Даже мальчика Руперта как такового не существует: он — лишь маленький Джон, который вырастет и пойдет немного другим путем. И оттого останется жив — благодаря жертвоприношению своего кумира.

Но правда в том, что проблемы вымышленного Донована стоят того, чтобы на них зациклиться так, как это сделал Долан. Фильм погружается в психологию знаменитостей гораздо глубже, чем недавняя «Звезда родилась», — хоть и не так смело, как «Голос люкс». Закадровые отношения актера-гея с продюсерами кинокомикса от Disney — маленькая деталь, которая может увековечить весь фильм. А история очень одинокого человека на луне, переписывающегося с ребенком, кажется неснятым байопиком о Майкле Джексоне. Долан здесь и режиссер, и сценарист, и монтажер, и художник по костюмам, но трогательнее всего то, что в соавторы сюжета он взял маленького Джейкоба Тремблея — и тем самым превратил фильм в памятник их исключительной дружбе, в своего рода эпистолярный броманс.

В одном из последних писем Джон признается мальчику: «Работая над кучей вещей, я забывал работать над собой». Лучшего урока из этого фильма не извлечь — ни зрителям, ни самому режиссеру. Совершенствуясь в своем ремесле, люди иногда забывают взрослеть — и в итоге обнаруживают, что виртуозно рассказывают одну и ту же историю миллион раз. Долан в этом хотя бы признался — а дальше уже дело за зрителем. Героический пример у нас теперь есть.

11
0
...
5 августа 2019
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Типичный критик
Фото Типичный критик
отзывы: 257
оценки: 257
рейтинг: 549
9

Жизнь поклонников и их кумиров

История о взаимоотношениях голливудской звезды Джона Фрэнсиса Донована, прославившегося ролями супергероев в телесериале, и 11-летнего мальчика, ведущего с ним многолетнюю переписку. Многие люди мечтают о мировой славе и признании, но лишь единицы знают, какую цену за это придется заплатить. Когда подробности частной жизни мегапопулярной телезвезды становятся достоянием общественности, его карьера и дальнейшая судьба претерпевают драматические изменения. Ведь то, что дозволено обычным людям – непозволительная роскошь для наших кумиров…
Джон Ф. Донован - человек сделавший себя сам, у которого есть брат и мать (которые любят его по-своему, и особенно мать когда напьётся), великолепный директор и преданные поклонники. Среди них есть Руперт Тёрнер, который ни надеясь ни на что, начал долгую "переписку" со своим кумиром - тем самым несколько "подкосил" карьеру своего кумира. "Если я не могу жить по-другому?" - спрашивает Джон у своего директора в один из "пиковых" моментов картины. "Тогда - это только психиатрия!" - отвечает она ему. В фильме не даётся полный "анализ" личности Джона (зритель должен сам в итоге сопоставлять отдельные "фрагменты", и создавать своё личное мнение) - был-ли это действительно "больной" человек, либо это - спокойный и впечатлительный романтик - который не смог справиться с "критикой" и "давлением".
В фильме "связь" Джона и Руперта - показана только через письма - и об них можно думать всё что угодно ("переписка" учителя и ученика о жизни, или что-то другое), тем более что отдельные письма из "переписки" - вполне цивильные и традиционные. В интервью журналистке повзрослевший Руперт уже ставший сам актёром, говорит о "проблеме" массовой культуры Голливуда - которая "влияет" на своих поклонников, заставляя "поклоняться" людям - у которых тоже есть проблемы и нервы. И их "переписка" - вроде, наглядный пример этого. Хотя, если призадуматься, и сам Руперт, получается многое что скрывает, а в финале - так и вовсе показывает свою истинную сущность. Фильм сильно резанирует с другой картиной вышедшей в 2019 году - «Покидая Неверленд» (англ. Leaving Neverland) — документальный фильм, режиссёром и продюсером которого выступил Дэн Рид. Он посвящён двум мужчинам, Уэйду Робсону и Джимми Сейфчаку, которые утверждают, что, будучи детьми, подверглись сексуальному насилию со стороны певца Майкла Джексона. Тут-же можно вспомнить про "секс-скандалы" с Харви Вайнштейном и Кевином Спейси. Только в этом фильме - нет "физики" и всего остального "хайпа". С другой стороны - перед нами фильм про тот самый " хайп" благодаря которому и живут кумиры и их поклонники - мать Руперта - так и не ставшая актрисою, или "друг" Джона - который не смог стать к нему "ближе".
Новый и для кого-то долгожданный фильм молодого "гения" и одного из самых перспективных режиссёров современности - Ксавье Долана, его англоязычный дебют. Премьера картины состоялась ещё 10 сентября 2018 года на международном кинофестивале в Торонто (где он показал письмо которое писал в детстве Леонардо Ди Каприо), а производство - аж, в 2014 году, и в процессе пост-продакшна из фильма была вырезана линия с Джессикой Честейн по соображениям тайминга, темпа картины, а также линия Беллы Торн.
Предыдущий фильм Долана - "Это всего лишь конец света" с целой группой ведущих, французских актёров - естественно тоньше, резче, но и голливудские звёзды - показывают, что не "лыком шиты". В фильме - великолепный каст на каждой позиции. Кит Харингтон - "звезда" сериала "Игра престолов" (который играет вроде-бы понятного для него самого героя - "звезду" больших сериалов) возложил на себя трудную и сложную роль - и впечатляюще с ней справился - со всеми "полутонами". Джэйкоб Трембле - молодой, американский "талант" составляет чарующий и сильный дуэт с Натали Портман (которая здесь вновь пытается понять "популярность" после фильма "Вокс Люкс"). На втором плане - Бэн Шнетцер, Кэти Бэйтс и Сьюзан Сарандон - создают впечатляющие сольные "партии". Отдельно стоит отметить прекрасную и умную операторскую работу Андрэ Тюрпена и впечатляющий монтаж при участии самого Долана.
Все излюбленные темы и приёмы Долана здесь "живут" и "развиваются": одиночество, неприятие коллектива, проблемы в семье и однополая любовь. Даже несмотря на то, что фильм - уступает в том самом "чувстве" другому фильму вышедшему в 2019 году - "Стёртая личность" Джоэла Эдгертона (и в которой, сам Долан был как актёр) - это такой "идеальный" и "программный" фильм самого Долана со всеми его излюбленными темами, который можно назвать - одним из лучших в его фильмографии. Сцены с "шумными", семейными "посиделками" - традиционный приём Долана, через которые он пытается "докопаться" до "сути" своего героя. Общение с родственниками сидя в ванне и в пене - настраивают на тонкие и отчаянные диалоги - которые могут всё объяснить, и дать понимание - что всё на самом деле лежит на поверхности.

6
1
...
18 августа 2019
Фото Бондарев Андрей
Фото Бондарев Андрей
отзывы: 187
оценки: 977
рейтинг: 236
9

Все ругают Долана за то, что он повторяется - в более ранних его фильмах проблема чаще всего состояла в непонимании между людьми, невозможности услышать друг друга, прочувствовать другого. Сохраняя этот вездесущий долановский контекст, режиссер выводит во главу проблему скорее отношений с самим собой; через нее он и решает ту присущую ему коллизию. Главный герой, Джон Ф.Донован, находится в глубоком экзистенциальном кризисе принятия себя, где эпистолярное общение с маленьким мальчиком является глотком свободы в удушающем мире условностей и недомолвок. Долан сравнивает не так уж и сильно отделенные друг от друга отрезки времени: там, где вчерашний актер вынужден скрывать свою жизнь от посторонних глаз, боясь осуждения, сегодняшний говорит о ней весьма спокойно.
Фильм не получился ровным, многие сцены словно написаны для того, чтобы оправдать выбор тех оскароносных актрис, что задействованы в картине; многие мысли проговариваются не единожды, а те, что не проговорены, считываются без труда, но, на мой взгляд, это тот случай, когда и комом вкусно, потому что это Долан - его хочется смотреть, впитывать, испытывать катарсис - а ради чего еще нужно кино?

0
0
...
30 сентября 2019
Фото Ирина Пименова
Фото Ирина Пименова
отзывы: 53
оценки: 67
рейтинг: 204
10

Тот редкий случай, когда фильм - выше любых слов.

0
0
...
20 августа 2019
Фото borik spb
Фото borik spb
отзывы: 188
оценки: 1024
рейтинг: 85
3

Загадочный фильм.
Почему эта черная журналистка сломалась?
Что вдруг перевернуло ее закаленное в Нигерии/Ираке и тп горячих точках сознание и она прониклась историей этого невнятного малоубедительного мальчика?
Он не мог ее захватить ни мужским обаянием, ни грандиозностью волнующей его проблематики, может жалость? Но я не верю, что человек, видящий столько ужасов и горя реально может посочувствовать какому-то белому богатому соплежую, переживающему уже 10 лет предательство, перенесенное им в пубертате.
Долан кричит нам: посмотрите, что могла бы быть со мной, если бы я родился не там и не тогда. Но это такая абсудно-гипотетическая проблема, что блевать тянет.
Маленький мальчик симпатичный и подходящий, но хочется пожелать ему лучших ролей.
Джон Сноу не в кассу. То есть понятно, зачем он здесь, но это как в дешевый балаган на старого тощего слона заманивать.
Все остальные - карикатурно-неубедительны.

0
0
...
1 ноября 2019
Фото Александр Шелехов-Кравченко
Фото Александр Шелехов-Кравченко
отзывы: 20
оценки: 20
рейтинг: 22
9

Изумительный фильм. Перед просмотром начитался едкой критики что это самый проблемный фильм Ксавье Долана в основном из-за того что он сам делал монтаж. Но мне понравился монтаж! Постепенно входишь в ритм фильма и все 2 с лишнем часа находишься в напряжении одновременно понимая, что смотришь шедевр. Отличная актерская работа Портер, Сарандон и Харрингтона. Сцена где Портер бежит под дождем к сыну достойна стать одной из самых впечатляющих в кинематографе. Фильм очень красивый, тонкий, с такими легкими полутонами как в романах Фитцджеральда. Мне кажется, что Долан имеет перспективы стать одним из самых известных режиссеров современности.

5
0
...
16 августа 2019
Фото Ekaterina Seryakova
Фото Ekaterina Seryakova
отзывы: 15
оценки: 9
рейтинг: 18
9

Изумиельный фильм. Невероятной душевности и теплоты.

2
0
...
17 августа 2019
Фото Николай Долгополов
Фото Николай Долгополов
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 5
1

Фильм со смыслом. Но достало уже насаждение голубых отношений! Еще и в красках!(((

5
0
...
17 августа 2019
Фото Даниил Марценюк
Фото Даниил Марценюк
отзывы: 4
оценки: 7
рейтинг: 5
9

Фильм прекрасный. Советую ходить одному, потому что после вы, вероятно, будете раздавлены психологически.

2
0
...
17 августа 2019
Фото Пользователь Афиши №3732539
Фото Пользователь Афиши №3732539
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 4
9

Фильм очень понравился! у Ксавье Долана своя эстетика, которую я обожаю!
трогательно. красиво. больно.
Кто знаком с творчеством Долана, тому особенно будет понятен этот фильм.

1
0
...
19 августа 2019
Фото Федор Щедрин
Фото Федор Щедрин
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 3
9

Впервые увидел трейлер этого фильма, сидя на каком-то безумно унылом, русском «шедевре» и сразу обратил внимание на него. Изначально меня зацепил только актерский состав, но и частично ожидал чего-то интересного от сюжета.

Каково было мое удивление, после проведенных двух часов на сеансе. Этот, не побоюсь этого слова, шедевр в течении всех двух с половиной часов держит тебя в разных эмоциях. Местами смешной, местами дико интенсивный и напряженный. Сюжет цепляет, актерская игра восхитительна. Режиссеру отдельное спасибо за такой гениальный фильм.

12 Джон Сноу из 10.

3
0
...
15 августа 2019
Фото Анатолий Кант
Фото Анатолий Кант
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 2
1

Очередной фильмец про голубых, навязывание, что это нормально.
Не теряйте время.

0
0
...
2 сентября 2019
Фото Анатолии Брага
Фото Анатолии Брага
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
1

Инструкция: как стать Геем! суки!!! Под соусом чуств

2
0
...
21 августа 2019
Фото Кристина Танская
Фото Кристина Танская
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
9

Очень трогательный фильм! Кит определенно лапочка, сама добрата и все тому прочее. Мелкий пацан очень бесит по началу, но в конце, если провести логическую цепочку все встает на свои места!

1
0
...
19 августа 2019
Фото Вишнёвый пирожок
Фото Вишнёвый пирожок
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
7
Каждый может быть кем угодно. И Долан тоже

Все следящие за творчеством Долана знают, о чём его фильмы, и то, какие темы так или иначе будут затронуты им в новой работе, ни для кого не оказывается сюрпризом. Зрители прощают неизбежные сюжетные повторения за счёт индивидуального почерка и фирменных приёмов режиссёра, успешно работающих на его имя. Последние две ленты несколько выбиваются из привычной нам стилистики и поданы иначе. Но это ок: если уж Ксавье из фильма в фильм разделывает одно и то же мясо, разве он не может поменять нож?

Не вижу ничего плохого в том, что Долан меняет направление, пробует, экспериментирует, нащупывает и осваивает. Да, в этот раз получилось так себе. Но и провалом это назвать нельзя. Человек просто меняет тактику. Мы не знаем, временно ли всё это, или теперь Долан будет вот каким-то таким. И тут возникает вопрос: уместно ли гневаться на доброго соседа, неоднократно угощавшего нас леденцами, за то, что в этот раз он принёс лакричную палочку?

Я имею в виду вот что: Долан, как и любой другой художник (и вообще человек), вправе развиваться, меняться и делать что-то новое. И, разумеется, не каждая работа – его или кого-либо ещё – обязана быть ошеломительной, даже если все предыдущие были таковыми. Так что да – это немного не старый добрый Ксавье Долан, и сейчас он, видимо, такой, каким мы его наблюдаем последние два фильма. Но, как бы то ни было, он продолжает через своих персонажей манифестировать о чрезвычайной важности права быть собой. По-моему, кощунственно пытаться отобрать это право у него самого.

Ну а теперь к фильму непосредственно. Глубин он не откроет и душу наизнанку не вывернет, но в целом вы, скорее всего, относительно неплохо проведёте время. Если в процессе вам покажется, что где-то что-то недоговаривают и недопоказывают, а к концу вы в этом окончательно убедитесь, то знайте – вы совершенно правы. Да, к сожалению, образы героев и вообще вся проблематика получились поверхностными, из-за чего не удаётся толком сопереживать вообще никому из персонажей.

Вынуждена признать, что лента предстаёт не в меру раздутым пузырём. Герои вроде как страдают, и мы вроде как понимаем, почему, но всё это неконкретно, коротко, схематично и без выдающихся объяснений. Да, неполная семья. Да, одиночество. Да, ориентация и вытекающие отсюда трудности. Вжик-вжик, набросали на скорую руку – и идём к следующей сцене.

Долан как будто положился на чуткость зрителя, который без лишних церемоний поймёт всю значимость обрисованных проблем, поэтому не стал ничего расписывать и куда-либо углубляться тоже не стал. При этом же устами одного из главных героев Долан говорит об узколобости масс, невежественности которых потакает индустрия (хороший монолог, кстати), что, увы, приравнивает его к описываемым представителям этой самой индустрии, ведь хоть сколько-то просветительскую нагрузку фильм не несёт, а она могла бы сюда очень даже логично встроиться (как вариант).

На мой взгляд, основная проблема фильма заключается именно в недостаточной проработке конфликтов и переживаний героев. Но Ксавье играет на новом для себя поле и может в чём-то ошибиться, это нормально.

Фильм не слишком удачный, но и не ужасный – а то вы сейчас подумаете. Он всё равно вытаскивает эмоции. Он всё равно балует чувственными сценами, крупными планами и красивой картинкой. Он даже не обошёлся без некой привычной и трогательной манерности: сцена бегущих под дождём матери и сына, которая у другого режиссёра точно бы получилась пафосной и нарочитой, у Ксавье вышла хоть и пафосная и нарочитая, но всё равно какая-то милая, что ли.

Да, ещё опечалил саундтрек. Но тут, как понимаю, у него была единственная функция – передать примерное время, когда разворачивались события с перепиской героев. Кстати, время тоже как-то не очень чётко показано, буквально в нескольких штрихах: песни десятилетней и более давности, телефон-раскладушка, повальная увлечённость телевизионными сериалами и составление писем от руки. Вот вроде и понятно, но тянет опять больше на штрихи да пометочки. Иногда недосказанность работает и очень даже, но здесь это не тру-недосказанность, а недоработка кмк. Ну или намеренный ход, суть которого я не уловила.

Думается мне, что долгий процесс переделки ленты выжал все соки из Долана. И из фильма – для равновесия. Поглядим, что будет дальше. Верю, что, даже если не так, как прежде, дальше будет всё же хорошо.

0
0
...
22 августа 2019