Фильм

Фильм Зажигая звезды

Set Fire to the Stars (2014, Великобритания), IMDb: 5.8

6.5
5.8
1/6

Черно-белая элегия о жизни знаменитых поэтов

Молодой поэт Джон Бриннин приглашает своего кумира, потрепанного жизнью и без должного усердия сражающегося с алкоголизмом Дилана Томаса, в его первый американский тур. Томас оказывается катастрофой, и пока они трагически пытаются ужиться друг с другом, жизнь обоих катится к чертям под элегантный джазовый саундтрек. Полнометражный дебют телевизионщика Энди Годдарда («Дракула», «Аббатство Даунтон») — черно-белый монохром с Элайджей Вудом в ладном костюме.

СтранаВеликобритания
ЖанрыДрама
РежиссерЭнди Годдард
Продолжительность1 час 37 минут
Дата выхода7 ноября 2014
Дата выхода в России30 апреля 2015
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Зажигая звезды»

7Стильная драма о талантах и поклонниках

Америка, начало пятидесятых. Джон Малкольм Бриннин (Вуд), выпускник Гарварда, аккуратно одетый поэт и университетский профессор, находит возможность отвлечься от проверки студенческих сочинений и заодно исполнить заветную мечту: привезти в Штаты своего кумира Дилана Томаса. Уговорить университетский совет на турне скандального шотландца оказывается непросто, но в итоге Бриннину дают добро (и массу напутствий в придачу), и вот Томас — большой, обаятельный, трагически капризный человек — впервые приезжает в Америку. Ближайшие недели и для него, и для Бриннина станут сущим адом.

Дебютный полный метр сериальщика Годдарда, который по трейлеру и предварительным описаниям можно было принять за «атмосферный байопик», к счастью, таковым не оказался. Вместо того чтобы прилежно восстанавливать исторические факты, копаться в биографиях героев и широкими мазками вписывать их в культурный ландшафт, Годдард и его соавтор Селин Джонс (сыгравший Томаса, который внешне получился удивительно похожим на толстого Сергея Эйзенштейна) пошли более благородным путем. Опираясь на книгу, написанную самим Бриннином, они вдумчиво разыграли отдельный кусок жизни, фактически превратив действие в пьесу с прологом и эпилогом, сдобренную джазовым саундтреком Граффа Риса из Super Furry Animals и изящно снятую оператором Крисом Сигером. Черно-белые кадры с косо падающими лучами света и дымящимися сигаретами, помятые рубашки, пепельницы и бутылки, множество серьезных мужчин, заседающих в кабинетах, столовых и барах, — «Зажигая звезды» выглядит по-пижонски, но породисто. Его стилистические изыски вполне осмысленны: они отсылают к тому золотому голливудскому периоду, который приходится как раз на время действия фильма. Поэты тогда действительно были рок-звездами, а тяжелые драматические пьесы умели снимать так, что их до сих пор можно смотреть не отрываясь и рыдать в третьем акте. Такого же мощного эффекта фильм Селина Джонса и Годдарда, впрочем, не добивается — зато вгоняет в приятное состояние тяжелой меланхоличной задумчивости.

Алкоголик и звезда Томас безудержно пьет, Бриннин старается одновременно усмирить кумира, подружиться с ним и не разрушить по ходу событий собственную карьеру. Пока он неумолимо движется к поражению по всем фронтам, Томас продолжает губить собственное здоровье, и перед ответственным выступлением в Йеле профессор увозит поэта в Коннектикут, где надеется привести его в чувство. Здесь происходит то, ради чего фильм и был придуман: в полную силу разворачивается диалог гения с посредственностью. Бриннин, которого авторы написали, отталкиваясь от его собственной фразы «я знаменит ровно настолько, насколько того заслуживаю», хлопочет вокруг Томаса, пока тот куролесит и страдает, — и между делом каждый день откладывает прочтение письма, пришедшего ему где-то в начале фильма из Уэльса от жены Кейтлин. Из ровного, размеренного темпа этот степенный фильм на пять минут вышибает галлюцинация с участием Келли Райлли, которая выводит дискуссию на такой уровень, что даже как-то неловко после нее возвращаться к эпилогу. И признавать, что серьезный разговор о том, что такое рядом с гением жить и что такое гением быть, приводит здесь, в общем, к печальному, но не то чтобы новому выводу: и то и другое очень трудно.

1 мая 2015
5

Нарочитый фильм.
Нарочитость во всём, в тексте диалогов, в игре актёров, в композиции кадров, даже в выборе черно-белой палитры.
Кадры построены таким образом, чтобы картинка на экране максимально приближалась своей формой и выразительностью к работам фотохудожников, фоторепортеров, чьи лучшие произведения были, есть и будут черно-белыми. Для достижения этой цели действие сделано максимально статичным, а камера максимально неподвижной. Речь персонажей умолкает и заменяется чистой джазовой мелодией. Таким нехитрым способом авторы делают фильм, по их мнению, очень стильным и даже, наверное, глубоким. Сцены буйства Дилана Томаса несколько выбиваются из этой общей концепции, но тут уже ничего поделать нельзя. Правда характера требует.
Сначала не мог понять, что мне напоминает такая неспешная смена кадров-фотографий. Возможно комикс, тем более, что Дилан Томас в одной из сцен как раз просил Джона Бриннина принести их. Но потом я нашел более точную интерпретацию возникшего образа - это диафильм (тем, кто не знает, что это такое, яндекс в помощь). Будь авторы посмелее, они могли бы действительно всю кинокартину построить как диафильм, сопровождаемый закадровым текстом, музыкой, диалогами. Но чего нет, того нет.
О чем этот фильм? Какой вопрос он ставит перед зрителями? Видимо, это извечный вопрос кто есть ху. Риторический вопрос ребром.
Последняя фраза Дилана Томаса даёт ответ: Не надо открывать книгу, открой окно!
Ну, Вы поняли, о чем речь.

12 июня 2015
5

Фактура фильма выбрана удачно: черно-белый городской и пригородный экономный пейзажи в силу своей приземленности отлично контрастируют с многоцветным словесным потоком бессознательного, который бурлит в нестойких душах главных героев. И именно любовь к поэзии - условие необходимое для того, чтобы этот фильм понравился по-настоящему. Иначе, вычурные переживания, сдобренные пафосной переводной декламацией, и очевидный налет содомии, сделают просмотр занятием утомительным.

24 мая 2015
7

Очаровательная черно-белая история о встрече таланта с почитателями.
Молодой американский профессор литературы Джон Бриннин устраивает гастроли своего кумира, валлийского поэта Дилана Томаса, чья скандальная слава весьма настораживает университетское руководство. Бриннин уверен, что он сможет стать для Томаса настоящим если не другом, то уж помощником, но встреча с похожим на капризного ребенка поэтом меняет его представления не только о литературе, но и о мире в целом. Под стильную звуковую дорожку рушится карьера профессора, зато Бриннин учится не анализировать, а воспринимать. Но это история не только о почитателе, но и о самом таланте, который может быть настоящим чудовищем, оставляющим разруху в жизни тех, кто оказывается вовлеченным в его вихрь. Однако поэзия от этого хуже никак не становится.

13 мая 2015
5

Фильм из серии 'ну такое'. Не могу причислить себя к кругу людей, разбирающихся в данном направлении кинематографа, но после сеанса остаются настолько смутные ощущения, что невольно спрашиваешь себя: 'а туда ли я пошел'

6 мая 2015
7Что-то из жизни творческих людей.

Смотря данный фильм (основанной на реальной истории отношений поэтов Джона Бриннина и Дилана Томаса), и не слишком разбираясь в самих главных персонажах, их взаимоотношениях, и всей этой «теме», невольно ловишь себя на мысли, что ты наблюдаешь за сценкой из жизни двух несчастных людей, которые не смогли себя найти в своей жизни (хотя называющие себя поэтами, и отчаянно об этой самой жизни рассуждающие), и предавались не тем «идеалам. Персонаж Вуда – скромный и тщедушный в себе, преподаватель поэзии для студентов Джон Бриннин, берется за значимую для себя миссию: показать и открыть всей Америке, настоящего «британского поэтического самородка», но все больше погружаясь в его «мировоззрение», разговоры и все его «прихоти», начинает все больше терзаться, и окончательно запутывается в своей собственной жизни и среде. Соприкасаясь с «истинным лицом» своего кумира – бездельником и пьяницей, он кажется, по новому начинает смотреть на поэзию в целом, и себя в ней – в частности. Два человека – кумир и его поклонник, за то короткое время гастролей вместе - по-новому начинают смотреть на окружающий себя мир, они помогают друг-другу признать то, что раньше казалось полнейшей несуразицей. Откинув в сторону всю реальную историю, это - отрывок из жизни людей, которые страстно мечтали «переломить» мир вокруг себя, и зажечь на небе хотя бы одну звезду, подражая одноименному сборнику стихов. И, похоже, эта самая звезда зажглась – и разломилась дважды, став навечно частями двух этих людей.

4 мая 2015
Все отзывы
Читайте также
5 игровых ремейков аниме, которые можно посмотреть на «Нетфликсе»
5
игровых ремейков аниме, которые можно посмотреть на «Нетфликсе»
29 ноября 2021
11 американских и европейских экранизаций манги
11
американских и европейских экранизаций манги
29 ноября 2021
20 захватывающих детективных сериалов
20
захватывающих детективных сериалов
26 ноября 2021
«Черная Вдова» против «Обители зла»: Наташа Романофф сражается с зомби, Netflix тоже
«Черная Вдова» против «Обители зла»: Наташа Романофф сражается с зомби, Netflix тоже
25 ноября 2021