Новый фильм Годфри Реджо, вышедший спустя десять лет после завершения его «каци»-трилогии. Не менее эффектное и столь же бессловесное полотно, но выполненное в куда более минималистичном ключе. «Посетители» — парад человеческих лиц, снятых в ч/б и с музыкой Филипа Гласса на звуковой дорожке, по сути скорее видеоарт, чем кино.
Документальный |
14+ |
Годфри Реджо |
8 сентября 2013 |
1 час 27 минут |
visitorsfilm.com |
Спустя десять лет после знаменитой «Кацци»-трилогии Годфри Реджо вернулся к своим бессловесным документальном полотнам под музыку Филиппа Гласса. Теперь это черно-белое зрелище в более минимилистичном ключе: живые портреты на черном фоне людей (и даже одной гориллы), пейзажи Луизианы и заброшенных сооружений, плюс застывшие в рапиде эмоции. Реджо, которому всегда успешнее всех удавалось имитировать отстраненный «взгляд бога», снова при помощи музыкальных переливов Гласса и парада лиц прячет за монтажом немые вопросы о человечестве и бытии. Правда, в черно-белых тонах этот взгляд кажется еще более мрачным и апокалиптическим — в частности, от пристального взора гориллы в камеру становится действительно не по себе. Некогда продюсировавший «Накойкацци» Стивен Содерберг на этот раз предоставил свою фамилию, чтобы Реджио мог написать в начале фильма «Содерберг представляет» для привлечения внимания прокатчиков и зрителей. В России, где документальное кино практически не прокатывают, этого оказалось недостаточно.
Фильму хорошая оценка, но начнём с кинофестиваля, в рамках которого он шёл.
Ведь уже давно понятно, что не нужно ходить. Пару лет назад начала фильма пришлось ждать в абсолютно прокуренном Октябре почти полтора часа. Но любовь к Реджио пересилила. И ровно то, о чём уже видела, писали другие посетители - двойные билеты. У части зала в Центре доккино были двойные билеты. И началась катавасия с пересаживаниями, плюс пришли люди с аккредитациями, знакомые и знакомые знакомых. Режиссёр стоит в зале, и тут же перебранка из-за кресла. Стыдно. Неприятно.
А Годфри Реджио как чёрный квадрат. Понимаешь, принимаешь, видишь в нём что-то или нет. Новый фильм абсолютно апокалиптичен. Тягучая обволакивающая затягивающая музыка Гласса похожа на пароходный гудок. Печаль этого звука тянет на дно. И из черноты выплывают лица. Не мигают, кажутся неживыми. Просто люди, люди, которые ведут эту планету к апокалипсису. Тяжесть взгляда гориллы наводит на мысль, что взявшие в руку палку убивают всё живое.
Фильм из небытия.