Москва

Фильм
Вандал

Vandal (2013, Франция, Бельгия), IMDb: 6

оценить
Режиссер:Элье Систерн
16+
1 час 24 минуты
Дата выхода в мире
9 октября 2013

15-летний Шериф прекрасно чувствует себя за рулем угнанного авто. После очередного демарша асоциального подростка помещают под опеку тети с дядей, и теперь он вынужден примерить на себя унылую роль ученика каменотеса. Однажды он становится свидетелем ночного набега на городские стены художников граффити. Теперь Шериф знает, чем заняться.

Актеры

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Вандал»

Фото Надежда Карпова
Фото Надежда Карпова
отзывы: 195
оценки: 195
рейтинг: 193
7

Итак, очередной фильм, который я посмотрела – «Вандал». Казалось бы, картина муссирует уже довольно типичную для французского кинематографа тему детей мигрантов: еще не французов, но уже не арабов. Сложности подросткового возраста накладываются на очевидный внутренний протест против роли в этом мире, которую герою предлагают родители. Столь внутренне спокойные и смирившиеся.

Если говорить о роли родителей во внутреннем конфликте главного героя, то она не столь очевидна. Гнетуще на парня влияет скорее окружающая обстановка: школа каменщиков выглядит унижением, а песнопения старших соотечественников воспринимаются чем-то чужим и далеким. Кажется, что герой будто застрял между двух миров: цивилизованная Европа не готова до конца его принять, а культура исторической родины уже не близка. Отсюда рождается этот бесконечный поиск себя и тех, кто будет реально близок, а не формально, и кто будет близок самому герою.

Внутри героя есть некоторая страсть к разрушению. Она чувствуется: это явная агрессия, рождающаяся часто неожиданно, на пустом месте. Потерянность сменяется взрывами злости, спокойствие – возбуждением. Возможно, поэтому выбранным путем отличия стало граффити – это искусство на грани разрушения. Это создание нового путем порой уничтожения старого. Это агрессивное искусство, зачастую вычурное, немного нахальное, но неизменно яркое. А еще очень опасное: в граффити так легко скатиться в невнятную мазню, в то, что реально можно назвать вандализмом. Грань между шедевром и мусором здесь тоньше, чем в любом другом виде человеческого выражения. При помощи граффити можно вдохнуть новую жизнь, а можно испортить то, что минуту назад было прекрасно.

Кто в этом фильме вандал, а кто – орк? Наименования противоборствующих сторон выбраны будто нарочно с искажением смысла. Орки в общем представлении – существа почти бездушные, которым не свойственны ни дружба, ни взаимопомощь. Ребята, называющие себя орками, кажется, дружат, и это не дружба против. Вандал просто становится частью их жизни, несколько наполняет ее смыслом и делает их увлечение увлекательной игрой, конкурируя с ними.

И он не вандал… Не испытывая к нему ненависти, орки испытывают к нему восхищение: кто-то – за его нахальство, кто-то – за смелость. А еще – за явный талант. И здесь уже появляется противоречие между тем, что делают они, и что – он. Ребята рисуют здорово, но ничего выдающегося в их произведениях нет. Мы часто видим такие примеры на заборах и в России. В смысле искусства они – действительно орки. Но этот Вандал другой. Его рисунки все наполнены каким-то замыслом, и рисует он не из-за конкуренции, а из-за желания выразиться. Именно поэтому орки по отношению к нему ведут себя как орки, а он по отношению к ним – нет. Почему Вандал? Да потому что яркий, неожиданный и разрушающий стереотипы. Безусловно одаренный. Не привычный.

На фоне этого противостояния развивается история главного героя, его отношения с девушкой. Но искусство граффити проникает даже в эту простую историю. Любя ее, герой любит искусство. Кажется, он хочет соединить эти две свои любви, как то единственное, что по-настоящему дорого. Но девушка в то же время выступает главным катализатором его выбора. Если в начале картины Шериф влюбляется в подобное искусство как в идею, и совсем не важно, что изображено, то чем дальше развивается действие, тем более требовательным становится он сам. И вот уже, кажется, он видит разницу между картинками своих друзей и рисунками Вандала, и вот уже он хочет стремиться к его искусству. При этом существующая дружба его очень привлекает, и это противоречие. Элоди оказывается камнем преткновения в его истории.

Финал и опровергает, и подтверждает мою теорию. Опровергает, поскольку показывает важность дружбы для Шерифа. Подтверждает, потому что показывает важность стремления к искусству для героя. Безусловно, можно говорить и о совести, но все же мне кажется, что не менее важным для Шерифа оказывается сохранить искусство именно в том виде, в котором он его любит…

В плане сюжета фильм немного предсказуем. Неожиданных сюжетных поворотов нет, что, впрочем, само по себе неожиданно. Тему Вандала можно было бы раскрыть еще обширнее, уделив больше внимания этой личности и ее роли в жизни героев. Главный герой и важен, и нет. Он и эмоционален, и безразличен. Наиболее интересна, наверное, его линия с девушкой, а вот о линии с Вандалом интереснее размышлять, чем смотреть. Сильно ли раскрыта линия жизни сына мигрантов в европейском обществе? Нет, почти не раскрыта. Всего коснулись чуть-чуть, и есть, о чем поговорить. Но, пожалуй, ни одна тема не была исследована глубоко. Кроме искусства граффити, наверное. Фильм не скучен за счет малой продолжительности, но и не безумно увлекателен, думаю.

0
0
...
24 января 2015
Краткое описание
«Вандал»
Информация предоставлена XXXVI ММКФ
15-летний Шериф прекрасно чувствует себя за рулем угнанного авто. После очередного демарша асоциального подростка помещают под опеку тети с дядей, и теперь он вынужден примерить на себя унылую роль ученика каменотеса. Однажды он становится свидетелем ночного набега на городские стены художников граффити. Теперь Шериф знает, чем заняться.
Читайте также