Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Вандал

Vandal, Франция, Бельгия, 2013
О фильме
15-летний Шериф прекрасно чувствует себя за рулем угнанного авто. После очередного демарша асоциального подростка помещают под опеку тети с дядей, и теперь он вынужден примерить на себя унылую роль ученика каменотеса. Однажды он становится свидетелем ночного набега на городские стены художников граффити. Теперь Шериф знает, чем заняться.
Драма
16+
Элье Систерн
9 октября 2013
1 час 24 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

7
Надежда Карпова
195 отзывов, 232 оценки, рейтинг 199
24 января 2015

Итак, очередной фильм, который я посмотрела – «Вандал». Казалось бы, картина муссирует уже довольно типичную для французского кинематографа тему детей мигрантов: еще не французов, но уже не арабов. Сложности подросткового возраста накладываются на очевидный внутренний протест против роли в этом мире, которую герою предлагают родители. Столь внутренне спокойные и смирившиеся.

Если говорить о роли родителей во внутреннем конфликте главного героя, то она не столь очевидна. Гнетуще на парня влияет скорее окружающая обстановка: школа каменщиков выглядит унижением, а песнопения старших соотечественников воспринимаются чем-то чужим и далеким. Кажется, что герой будто застрял между двух миров: цивилизованная Европа не готова до конца его принять, а культура исторической родины уже не близка. Отсюда рождается этот бесконечный поиск себя и тех, кто будет реально близок, а не формально, и кто будет близок самому герою.

Внутри героя есть некоторая страсть к разрушению. Она чувствуется: это явная агрессия, рождающаяся часто неожиданно, на пустом месте. Потерянность сменяется взрывами злости, спокойствие – возбуждением. Возможно, поэтому выбранным путем отличия стало граффити – это искусство на грани разрушения. Это создание нового путем порой уничтожения старого. Это агрессивное искусство, зачастую вычурное, немного нахальное, но неизменно яркое. А еще очень опасное: в граффити так легко скатиться в невнятную мазню, в то, что реально можно назвать вандализмом. Грань между шедевром и мусором здесь тоньше, чем в любом другом виде человеческого выражения. При помощи граффити можно вдохнуть новую жизнь, а можно испортить то, что минуту назад было прекрасно.

Кто в этом фильме вандал, а кто – орк? Наименования противоборствующих сторон выбраны будто нарочно с искажением смысла. Орки в общем представлении – существа почти бездушные, которым не свойственны ни дружба, ни взаимопомощь. Ребята, называющие себя орками, кажется, дружат, и это не дружба против. Вандал просто становится частью их жизни, несколько наполняет ее смыслом и делает их увлечение увлекательной игрой, конкурируя с ними.

И он не вандал… Не испытывая к нему ненависти, орки испытывают к нему восхищение: кто-то – за его нахальство, кто-то – за смелость. А еще – за явный талант. И здесь уже появляется противоречие между тем, что делают они, и что – он. Ребята рисуют здорово, но ничего выдающегося в их произведениях нет. Мы часто видим такие примеры на заборах и в России. В смысле искусства они – действительно орки. Но этот Вандал другой. Его рисунки все наполнены каким-то замыслом, и рисует он не из-за конкуренции, а из-за желания выразиться. Именно поэтому орки по отношению к нему ведут себя как орки, а он по отношению к ним – нет. Почему Вандал? Да потому что яркий, неожиданный и разрушающий стереотипы. Безусловно одаренный. Не привычный.

На фоне этого противостояния развивается история главного героя, его отношения с девушкой. Но искусство граффити проникает даже в эту простую историю. Любя ее, герой любит искусство. Кажется, он хочет соединить эти две свои любви, как то единственное, что по-настоящему дорого. Но девушка в то же время выступает главным катализатором его выбора. Если в начале картины Шериф влюбляется в подобное искусство как в идею, и совсем не важно, что изображено, то чем дальше развивается действие, тем более требовательным становится он сам. И вот уже, кажется, он видит разницу между картинками своих друзей и рисунками Вандала, и вот уже он хочет стремиться к его искусству. При этом существующая дружба его очень привлекает, и это противоречие. Элоди оказывается камнем преткновения в его истории.

Финал и опровергает, и подтверждает мою теорию. Опровергает, поскольку показывает важность дружбы для Шерифа. Подтверждает, потому что показывает важность стремления к искусству для героя. Безусловно, можно говорить и о совести, но все же мне кажется, что не менее важным для Шерифа оказывается сохранить искусство именно в том виде, в котором он его любит…

В плане сюжета фильм немного предсказуем. Неожиданных сюжетных поворотов нет, что, впрочем, само по себе неожиданно. Тему Вандала можно было бы раскрыть еще обширнее, уделив больше внимания этой личности и ее роли в жизни героев. Главный герой и важен, и нет. Он и эмоционален, и безразличен. Наиболее интересна, наверное, его линия с девушкой, а вот о линии с Вандалом интереснее размышлять, чем смотреть. Сильно ли раскрыта линия жизни сына мигрантов в европейском обществе? Нет, почти не раскрыта. Всего коснулись чуть-чуть, и есть, о чем поговорить. Но, пожалуй, ни одна тема не была исследована глубоко. Кроме искусства граффити, наверное. Фильм не скучен за счет малой продолжительности, но и не безумно увлекателен, думаю.

0
0

Подборки Афиши
Все