Москва
6.7

Фильм
Уилльям Тернер

Mr. Turner, Великобритания, 2014
Последние 25 лет жизни великого британского художника глазами Майка Ли

Повествование о последних 25 годах жизни великого британского художника, в течение которых он любит, путешествует, пишет картины, посещает публичные дома, гостит в поместьях аристократов, заслуживает репутацию анархиста среди академиков и попеременно вызывает то восхищение, то осуждение публики.

  • Уилльям Тернер – афиша
  • Уилльям Тернер – афиша
  • Уилльям Тернер – афиша
  • Уилльям Тернер – афиша
  • Уилльям Тернер – афиша
Биография, Драма
16+
Майк Ли
15 мая 2014
2 часа 30 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Майка Ли

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Сквонк
177 отзывов, 392 оценки, рейтинг 508
29 апреля 2015

Один из самых красивых и одновременно самых смешных фильмов за последнее время. Первое стало возможным благодаря работе оператора Дика Поупа, который, вдохновленный картинами Тёрнера ретранслировал на киноэкран спокойную, сдержанную ясность цвета и романтическое буйство неуловимых движений его пейзажей и марин, как и свойственное им божественное величие. Кадры фильмы можно вывешивать в галереях – и их будет не отличить от живописных пейзажей классиков. За второе следует сказать спасибо актеру Тимоти Споллу, получившего за роль художника приз Каннского кинофестиваля. Уильям Тёрнер в исполнении Сполла это маленький комичный некрасивый человечек, похожий на хорька. Он скорее бурчит, хрюкает, хрипит, нежели говорит. Шмыгает, пофыркивая, бродя из мастерской на морской берег, с берега в залы художественных галерей. На первый взгляд это даже не человек, а скорее животное прямоходящее, зверёк, разительно отличающийся от благородных джентльменов и дам английского высшего общества (королева Виктория называет его поздние картины «мазней» и, наверняка, считает дикарем). Живое и триумфальное доказательство тезиса Овидия из его поэмы «Метаформозы»: «То, что создает красоту – само по себе некрасиво».

Тёрнер по стандартам не только высшего, но и любого общества – не от мира сего. Дурачок. Да и попросту «ненормален». На первый взгляд даже социопат, если понимать это понятие буквально как «расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности». Он ушел из семьи, не общается с дочками, на похороны одной из них даже не пришел, говорить с родственниками ему не о чем. Он агрессивно встречает любую пошлость, бездарность отдельных художников-коллег, не говоря уже о бездарности обделенных художественной восприимчивостью мещанской публики (та высмеивает его в театральных пьесках). Он импульсивен до чрезвычайности – похотливо набрасывается на служанку у книжного шкафа, внезапно делает кляксу красной краской на готовом шедевре, уезжает и инкогнито живет с пожилой женщиной, бывшей женой корабельного плотника. Для высшего света и городского общества вообще – он заноза, крошка в постели, неудобен и неуловим. Чтобы описать легендарного мариниста Тёрнера в двух словах есть готовое клише – «сумасбродный гений». И Тёрнер гений в прямом смысле этого слова – он рисовал и писал картины еще до того, как научился читать и писать, сообщает про него старик-отец, помогающий ему отныне в его художественных исканиях. И сумасброден настолько, что готов привязать себя, как Одиссей – к мачте корабля во время шторма, только чтобы с открытыми глазами жадно ловить великую красоту «гнева морского царя» (после чего он, конечно, заболевает – на что ему в высшей степени наплевать).

«Мистер Тёрнер» - редкий случай прекрасно снятого байопика и, кажется, единственный по-настоящей хороший фильм о художнике за всю историю кино. Как известно, байопики обычно снимают двумя способами. Первый – стандартно-голливудский – представляет собой историю селф-мейд-мена, человека, добивающегося успеха, славы, карьеры. То есть, демонстрирует гения как человека-в-миру, и понимает искусство как всего лишь вариант общественной пользы. Второй вариант – вариант арт-хауса – ситуация, когда кинорежиссер отчаянно пытается передать средствами кинематографа искусство живописи или литературы (в зависимости от того, о ком фильм). Кино Майка Ли – кажущийся синтез обоих вариантов, на деле есть нечто третье. Оно восхищает как деликатностью подачи, так и строго выверенной архитектурой рассказа. При том, что Тёрнер при жизни был сначала признанным гением, а затем просто-напросто смешным чудаком для обывателей, не принявшем его поздней абстрактной манеры – Майк Ли не рисует его как сверхчеловека, встающего в позу в оппозиции к презираемому им мещанскому большинству. Тёрнер помимо того, что чудак, еще и добряк, прощающий долги и скорее готовый общаться на равных с «чернью», чувствуя себя в дорогих гостиных некомфортно. Тёрнер отказывается продать все свои картины богатому промышленнику, по завещанию собрание его произведений переходит британской нации. И он способен увидеть красоту в провинциальной хохотушке, хозяйке комнат, которые он снимает: «Обернитесь, в профиль вы похожи на Афродиту, богиню красоты. У вас великолепный нос».

Автор картин, поражающих и сегодня своей удивительной чистотой, немыслимой, сверхчеловеческой гармонией цветов и красок, и строгой ясностью – нелеп, но и прежде всего трогателен в своей человеческой, слишком человеческой простоте и этой самой нелепости. Заставший начало промышленной революции – он не бежит индустриального пейзажа – а радостно вписывает первые паравозики и пароходики в свои полотна. Даже в смерти он представляется отнюдь не покидающим мирскую жизнь гением, отправляющимся в некие горние миры: его смерть – это смерть работника, уставшего и прожившего долгую жизнь, но все еще похрюкивающего и умирать все-таки не желающего. «Уильям Тернер» - фильм, наверное, о том, что есть или скорее чем должна быть настоящая человеческая жизнь. Быть добрым человеком, жить просто, бедно и безыскусно, но при этом стать мастером своего дела, и до конца дней продолжать неустанно упражняться в ремесле, не останавливаясь на достигнутом, ценя мелкие радости человеческого бытия также, как и красоту божественного мира, не требуя ни от кого ничего взамен.

6
0
9
Вера Глущенко
5 отзывов, 204 оценки, рейтинг 68
20 января 2015

Образцовый байопик. Ничего вообще от жанров про “гений и безумие” или там “как закалялась сталь”. Сполл просто переваливается как утка, беспрестанно кряхтит, хмурится, гогочет, ругается с семьей и коллегами по цеху, периодически окунаясь в катарсис, и на все это хочется смотреть бесконечно. Отдельного памятника заслуживают появления Рескина, Констебля и первых фотостудий. Обязательно к просмотру особенно тем, кто считает искусство чем-то средним между элитным клубом и горшком с цветами. The sun is God. Remember me, but forget my fate.

1
0
7
D. Monroe
343 отзыва, 391 оценка, рейтинг 535
27 мая 2015

Очень яркий и реалистичный портрет художника, где его «снобистские привычки» становятся достоянием.
Эта картина, которая рассказывает о художнике-импрессионисте, буквально "душит" своим чрезмерным реализмом: в которой нет ни проблеска дуновения "свободной фантазии". Художник Уильям Тернер – старый, грузный, человек, со своими устоявшимися закоренелыми привычками, тогда, как всем известно, что настоящий Тернер – был человеком стройным, а возможно и худощавым. Но при этом, никак не стоит принижать актерские способности Тимоти Сполла (который здесь буквально залез «в собственную шкуру», прибавив к ней сюртук художника), и либо верить в него, либо нет. Главный герой, которого мы видим уже не слишком молодого и до самой смерти, и, не зная всей его молодости и отрочества – типичный «сноб», притом чистокровный и английский. И возможно, это не его беда, а в чем-то и заслуга и особенность. Но «сноб» в своем личном понимании, потому как, его посмертная воля перед богатым купцом, решившим выкупить все его картины, была, чтобы они принадлежали Великобритании, и чтобы приходящие люди, смотрели на них бесплатно. Человек, предвосхитивший начало «цветной фотографии», со всеми ее красками и цветами, сам был в недоумении на приеме у фотографа, когда понял что все его эксперименты с яичными желтками и джемом, были несколько напрасны. Несмотря на всю ее «грузность» и документальность, это очень точный набросок психологии художника, и попытка во всех его поездках по дорогам Англии, разгадать его «гений», во всех его грозных тучах, синем небе и ярком солнце, который несмотря ни на что все равно существовал. Ну и какой «сноб», привяжет себя к мачте корабля во время бури и шторма, чтобы увидеть там наверху в небе, то, что другие совсем не видят, а последней фразой изберет: «Солнце – бог»?

0
0
9
bear_bull
10 отзывов, 9 оценок, рейтинг 22
25 апреля 2015

Образцовый фильм: ожидаешь нечто скучное, а на деле оказывается потрясающим. И игра актеров - причем всех, и операторская работа, и содержание, и смысловые нагрузки - все на самом высоком уровне.
Бегите смотреть!!!

0
0

Подборки Афиши
Все