Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Марсианин» (США, 2015)

7.9
оценить
Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1212
оценок:
842
рейтинг:
11012
7

Духоподъемная фантастика о героических ученых и космонавтах

Космонавты НАСА берут пробы грунта на Марсе, неожиданно поднимается буря, ботаника по имени Марк Уотни (Деймон) сбивает с ног какая-то железка. Командир экипажа (Честейн), сочтя его погибшим, решает возвращаться на Землю. Тем временем Марк приходит в себя, обживает оставленный лагерь и пытается придумать, как дотянуть до появления следующей экспедиции, которая прилетит через несколько лет и в другую точку планеты. Когда начальство НАСА (Дэниелс, Эджофор, Бин и другие) понимает, что к чему, тоже начинает ломать голову, как бы его спасти.

Вспоминая фильмографию Мэтта Деймона, трудно не заметить, что всем было бы проще жить, сиди он дома. И даже один на чужой планете он оказывался не далее как в прошлогоднем «Интерстелларе». Впрочем, этим фактом (и вездесущей Джессикой Честейн) сходство и ограничивается, «Марсианин» — это анти-«Интерстеллар», равно как и анти-«Чужой», анти-«Прометей» и так далее. Новую работу Ридли Скотта не случайно изо всех сил поддерживает НАСА — она возвращает голливудскую фантастику, а значит, и какую-то часть коллективного бессознательного, во времена, когда еще не было лейтенанта Рипли, космические корабли бороздили просторы Вселенной с приподнятым настроением и сверхдержавы без всяких ограничений финансировали соответствующие программы.

После того как схлынула первая эйфория космического века, путешествия к другим мирам в умном фантастическом кино чаще всего стали символизировать опасность познания. В том числе и самые немыслимые расстояния регулярно оказывались кратчайшим путем к самому себе. «Марсианин» решительно отсекает пораженческую философию и дает образ космоса прямиком из 60-х: это море. А космонавты таким образом — отважные мореплаватели, словно в эпоху Великих географических открытий. Морскую метафору герой Деймона в какой-то момент объясняет практически на пальцах. Что, впрочем, и не обязательно: ассоциации с Робинзоном Крузо в этом фильме приходят на ум первыми и уходят последними.

Это позитивистский, рационалистический взгляд на мир, что-то вроде квеста: есть проблемы и есть их разумные решения. Сюжет «Марсианина» целиком построен из таких звеньев: сейчас нам нужно придумать, как добыть пищу, а теперь — как найти воду, а потом — как изменить траекторию полета, или сбросить скорость, или набрать высоту. Одноименный бестселлер американского компьютерщика Энди Вейера хвалят за научную обоснованность (хвалили и «Интерстеллар», но там количество компетентных экспертов было критически малым), и в заданных координатах это действительно лучший комплимент: именно знание, точные и естественные науки стоят превыше всего. Это, кажется, первый блокбастер после «Инопланетянина» Спилберга, где главный герой — ботаник (к слову, в похожей ситуации).

Идеология фильма — через тернии к звездам — диктует и его эстетику, в которой Роланда Эммериха куда больше, чем Кубрика или, например, Ридли Скотта. Президент каким-то чудом в кадре не появляется (только за кадром), зато, скажем, классическая сценка из ЦУПа, когда все начинают аплодировать и обниматься, повторяется на разных этапах сюжета раз семь. К замершим толпам на Таймс-сквер и Трафальгарской площади добавилась толпа в Китае: на кону честь планеты, здесь не до геополитических разногласий. Герои от скромных астрофизиков до высшего руководства один за другим принимают верные, блестящие решения — от мужественных (и в нужной пропорции — женственных) умных лиц рябит в глазах. Кому-то из хороших артистов, которых в таком кино по определению должно быть много, даже не успели толком придумать роль — скажем, трудно понять, зачем там Кристен Уиг. Звучит Дэвид Боуи (не та песня, но почти), а на финальных титрах — и вовсе «I Will Survive». Директору НАСА объясняют некую технологическую идею с помощью летающей авторучки.

И все это насколько нелепо, настолько и заразительно: Скотт наполняет свою робинзонаду юмором, азартом и простодушным воодушевлением, которому очень трудно сопротивляться. В «Марсианине» есть потенциал психологического хоррора, но герой Мэтта Деймона счастливо избавлен от психологии, он воплощенное рацио, здоровый дух в здоровом теле: чудовищная изоляция слегка отражается лишь на его телосложении и растительности на его располагающем лице. Ему даже не стали придумывать семью для пары безотказных душещипательных сцен — чтобы вовсе не тревожить ID ботаника. Ну и ладно, про ID в космосе у Скотта есть отдельный сериал — а пока похлопаем и обнимемся.

2
0
9 октября 2015
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото Sangryl
отзывы:
770
оценок:
868
рейтинг:
1890
7

Фильм хороший и важный. В период, когда целые нации, гонимые войной, бегут табунами по планете, ища спасения, единый порыв всей планеты для спасения одного всего только человека - это громкое заявление. Заявление о том, что главная ценность в солнечной системе - человек, а главная ценность для человека - зеленый росток. Вот так-то!
Но лично мне фильм не понравился. Для кинотеатра мне он показался растянутым, как старый свитер - на пару размеров во все стороны. Для драматизма и глубины мне не хватало рефлексии - все персонажи как один задвинули личные интересы глубоко в... , и это во мне вызывает недоверие - я ж-таки из страны Достоевского и Толстого, не доросла я до альтруистических порывов такой глубины. И потому мне фильм кажется плоскостопым.
Красоты Марса завораживают - я не усомнилась, что съемки велись на Марсе. Но в космической теме разбираюсь слабо. Меня удивила музыкальная дорожка - да, забавно и намекает на "Стражей Галактики", но только время действия - будущее, а если до 2050 года ничего интереснее АББА не придумано, туда даже жить неинтересно....
Резюме: посыл фильма актуален и хорош, но я не думаю, что он достучится до ЦА - молодежи будет нудновато...

1
0
18 ноября 2015
Фото Федор Обзоркин
отзывы:
595
оценок:
595
рейтинг:
1692
7

Космический робинзон: «Марсианин»

Не думаю, что остался кто-то невидевший трейлер «Марсианина», в котором Мэтт Деймон радовался выращенной на Марсе картошке. Более того, фильм в России увидело уже больше двух миллионов зрителей, и если вы не в их числе, то вас явно что-то останавливает. Возможно, вы принадлежите к тем, кто смотрит фильмы на вторую-третью неделю проката, чтобы избежать набитых битком залов. Может, вы предпочитаете смотреть фильмы дома, а значит, ждете качественной копии, которая, обычно, одновременно появляется как в интернет-кинотеатрах, так и на известных сайтах. С «Марсианином» произошел тот редкий случай, когда я сходил на блокбастер в премьерный уикенд, и тому было несколько причин. Во-первых, я люблю жанр «робинзонады», и даже «Изгой» с Томом Хэнксом, гарантированно усыпляющий каждого второго зрителя, не вгонял меня в тоску. Во-вторых, мне понравилась сама идея вывести историю робинзона на космический уровень, хотя и строгость жанра была нарушена – робинзона стали слишком быстро спасать. Но может, в этом и есть та изюминка, которая позволила из банальной истории сделать кассовое и интересное кино.

Ученый-ботаник Марк по стечению обстоятельств остается один на Марсе. Команда астронавтов спешно эвакуировалась с планеты. Марк, замыкавший колонну, продиравшуюся сквозь бурю к челноку, был сбит арматурой. Искать его времени не было, и космонавты отправились домой, а Марк, пришедший некоторое время в себя, начал обживаться на опустевшей базе на поверхности Марса. Первым делом, он вырастил урожай картошки. Вторым – нашел способ связаться с землей. Там, разумеется, Марка уже с почестями похоронили, и не ожидали такого поворота сюжета. Все оставшееся время Хьюстон придумывал, как спасти своего астронавта, а сам Марк вовсю боролся с невзгодами и надеялся, что помощь не опоздает.

Претензии к «Марсианину», выдвигаемые аудиторией, типичны для любого блокбастера, действие которого происходит в космосе, а жанр заявлен как научная фантастика. С какого-то перепугу эти недовольные зрители решили, что научная фантастика имеет какое-то отношение к науке. На самом деле это та же сказка, но с гораздо большим вниманием к пересечениям с реальной жизнью. Например, некая группа ученых сразу после выхода фильма на полном серьезе опровергла возможность выращивания картошки в фекалиях, смешанных с марсианским грунтом. Ребята, вы серьезно? Другие указывали на странность систем жизнеобеспечения. Вот действительно, негодяи, не смогли показать, как на самом деле нужно. «Марсианин» - это фильм-сказка, фильм-мечта, и нацелен он вовсе на то, чтобы рассказать о хитростях выживания в космосе. Как «Гравитация» имела мало общего с реальностью (перемещение в вакууме на околоземной орбите с помощью огнетушителя? Серьезно?), так и «Марсианин» немного не об этом.

Уильям Дефо написал своего «Робинзона Крузо» триста лет назад. Вряд ли он хотел стать основоположником жанра, вдохновляющего на борьбу с окружающим миром. Уильям пересказал реальную историю слегка сумасшедшего боцмана, потребовавшего высадить его на необитаемом острове со всем необходимым, и прожившего в одиночестве три года. Не думаю, что Дефо стремился написать историю, вдохновляющую на свершения, на борьбу до последнего, на яростное сопротивление окружающей среде и стремлению выжить любой ценой. Но именно это произошло с жанром «робинзонады». Фильм «Марсианин» - достойный продолжатель этого формата повествования, но современный зритель и читатель (а фильм основан на романе) не будет удовлетворен лишь жизнеописанием борьбы человека с природой. Потому и введена в сюжет линия спасения Мэтта Деймона (до этого его спасали уже дважды – в «Спасение рядового Райана» и «Интерстелларе»), когда NASA пытается сначала доставить Марк запас провианта до следующей миссии на Марс, а потом его команда внезапно решает вернуться и спасти его. Это стало настоящим спасением, потому что на красной планете, откровенно говоря, делать совсем нечего, а на одной картошке, взращенной в экскрементах космонавтов, далеко не уедешь.

Если же не относиться к этому фильму как к научной документальной ленте, а принять ее как сказку для взрослых, то можно получить удовольствие от просмотра. Артур Хейли написал десяток романов, в каждом из которых старался показать все мелочи выбранной профессии или социальной группы. Стоит ли говорить о том, что его «Аэропорт» или «Отель» не очень-то жалуют профессионалы, но простому читателю всегда интересно заглянуть за кулисы и увидеть там что-то интересное. Если бы этот фильм снимали в России, то наверняка все было бы иначе. Космонавт Иван, оставшись на одинокой планете, первую половину фильма читал бы Солженицына, а вторую половину предавался бы воспоминанием о кровавом ГУЛАГе и проклинал бы Сталина. Возможно, именно поэтому у нас экранизируют откровенно гадливый «Обитаемый остров» Стругацких, а не «Аэлиту» Толстова. Результат известный – «Марсианина» посмотрят во всех странах мира, а творение Бондарчука прочно осело на кабельных каналах – за деньги его смотреть, почему-то, никто не стремится.

Если не посмотрели «Марсианина» - обязательно сходите в кино. 3D совсем не обязательно, этот фильм не столько про картинку, сколько про людей и характер. Отнеситесь снисходительно к около-научной фантастике, не принимайте близко к сердцу полеты в открытом космосе при помощи дырки в скафандре, и все будет хорошо.

Понравилась рецензия? Подпишись на новые.

2
0
18 октября 2015
Фото Dmitry Bortnikov
отзывы:
469
оценок:
486
рейтинг:
1578
7

Лучший ботаник на планете

Марс будет в ужасе от моих способностей (с)

Иногда бывает, что первоисточник трудно найти, тратишь время на поиски, надеешься, что получишь много удовольствия от прочтения, но, увы, выходит совсем не то, на что рассчитывал. А потом узнаешь, кто приложил руку к экранизации этой книги и даешь проекту второй шанс. Именно так случилось у меня с «Марсианином» Энди Уира.

Волей случая космонавт Марк Уотни остается один на Марсе. Ему необходимо найти способ выжить в экстремальных условиях и дождаться либо прилета на планету новой команды ученых, либо рассчитывать на людей, которые попытаются придумать другой вариант его спасения. В любом случае он первый и единственный, кому выпадает такая «удача» и только от него самого зависит, сможет ли космонавт справиться со сложившими обстоятельствами.

Классик Ридли Скотт может снимать то, что захочет. На этот раз он вновь решил обратиться к космической тематике, очень по-разному действующей на его карьеру. Но т. к. терять ему нечего, ведь у него статус, который позволяет показывать миру все, что взбредет Скотту в голову. Поэтому режиссер решил посмотреть на сложившиеся и уже знакомые всем правила и суждения о космосе с непривычной стороны. Благодаря его опыту и профессионализму картина не распалась на части, а смотрится вполне себе цельным проектом. Хотя сам мастер видится буквально в двух сценах — песчаная буря и самостоятельная операция Дэймона, остальное по большей части мог снять любой другой профи, хотя неизвестно, к чему бы это привело.

Первоначально Дрю Годдард писал сценарий по книге, которая не оставила его равнодушным для себя. Но из-за студийных распрей он остался на проекте только сценаристом. Зато смог выделить из произведения Энди Уира главное — технические заморочки, отсылки к Властелину колец, Железному Человеку и другим, разделение проекта на три части (Земля, Марс и Космос) и юмор, с которым герой подходит к решению постоянно возникающих проблем. Мысли — главная проблема сценаристов, в «Марсианине», чтобы решить этот вопрос был использован классический трюк общения «Робинзона» с бортовым компьютером, которому Уотни рассказывает все, поясняя, чем он собирается заниматься дальше. Удачно и то, что Годдарду пришло в голову оставить и отношения с Китаем, особенно учитывая, как там сейчас развивается кинорынок. Да, многие герои перестали быть личностями, зато история получает свое начало, средину и конец, и картина не уходит в трехчасовые пересказы книги. Несколько смутил при просмотре натурализм, который демонстрируется зрителям, чтобы напомнить публике, что на Марсе с человеком происходят все те же вещи, что и на Земле.

Одним из самых спорных моментов кастинга стал Мэтт Дэймон, в которого не то чтобы плохо верилось, но представить его космонавтом-ботаником было несколько проблематично. Но актер показал все, на что способен и доказал, что готов принимать любые вызовы и что многое ему по плечу. Дональд Гловер смог внести в картину комичные моменты, чем и выделил себя из общего каста. Чиветель Эджиофор полностью выбрал все из доставшейся ему роли. Джефф Дэниелс продолжает изображать сильных мира сего. Шон Бин на удивление пришелся к месту. Майкл Пенья отыгрывает прилипший к нему образ смешного мексиканца. А Кейт Мара и Себастьян Стэн здесь для того, чтобы красиво постоять у стеночки, точно так же в проекте оказались Маккензи Дэвис и Кристен Уиг.

Оператор, снявший всю франшизу «Пираты Карибского моря», «Алису в стране чудес» и последние картины Ридли Скотта, как никто другой понимает, что нужно делать и как это должно быть показано, тем более касаясь темы других планет и космоса в целом. Ярко, масштабно, дорого и так, что хочется продать все блага и рвануть туда к неизведанным планетам.

Композитор «Вспомнить все» и «Кибера» насобирал для картины чудесный саундтрек из музыкальных композиций прошлого. На этом строится часть сюжета проекта, поэтому музыке было уделено максимально возможное количество времени и возможностей и она здесь играет роль, ничуть не меньшую, чем сюжет и актеры.

«Марсианин» получился довольно-таки точным и упрощенным пересказом событий книги Энди Уира. Две трети истории проглатываются залпом, а вот последняя часть и финал затянуты, для того, чтобы все-таки состыковать все и попытаться разъяснить вопросы, возникшие у зрителей при просмотре. От мэтра Скотта лично мне хотелось чего-то большего, нежели дословного следования буквам книги «Марсианин», на протяжении всего сеанса я сидел и ждал, когда же он все-таки проявится. Но ничего не произошло, кроме растянутого финала, который в отличие от книжного пытается поставить точку в истории героев, а не многоточие, как это было у Уира, который давал возможность каждому придумать его для себя самостоятельно.

4
0
6 октября 2015
Фото Евгений Ткачёв
отзывы:
655
оценок:
4958
рейтинг:
1155
7

Посмотрел, как и все, «Марсианина». Мило. Такая увлекательная робинзонада в лучших традициях «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и BrBa утверждающая, что с наукой нигде не пропадёшь. В общем, не зря Том Хэнкс в своё время спас рядового Райана — лекарство от рака он не изобрёл, зато стал ботаником и колонизировал Марс.

5
0
12 октября 2015
Фото Евпатий Букоян
отзывы:
250
оценок:
263
рейтинг:
1120
7

Вполне приятное, доброе, наивное и легкое кино, смотрится как производственная комедия, абсолютно без драматизма "Гравитации" и пафоса "Интерстеллара", соответственно, нет смысла ждать здесь того, что понравилось в этих фильмах.

4
0
23 октября 2015
Фото Юрий Литвиненко
отзывы:
281
оценок:
280
рейтинг:
942
9

Это не научная фантастика! Это я вам говорю как человек закончивший физтех и увлеченный в юности книгами этого жанра! С научной точки зрения, большая часть увиденного невозможно! Но это никак не умаляет огромного качественного значения данного фильма!
Сюжет держит в напряжении на протяжении всего сеанса! Выдохнуть получается только, когда ты вышел из кинозала! Подобные ощущения были только после просмотра "Аполлона 13".
Чуть-чуть мне не хватило демонстрации душевных переживаний актера. Ведь, подобные чувства испытывает человек оказавшийся на необитаемом острове. Конечно, я понимаю, что в данном случае, герой был, в какой-то степени, готов к схожей ситуации. К тому же, его высокий уровень знаний не сопоставим с теми рядовыми людьми, которые, как правило, и являются Робинзонами в различных историях. Все равно, психология человека остается неизменна. В фильме же герой получился немного чересчур идеальным! Но это скорее мои придирки, чем какие-то серьезные замечания.
Одно большое и жирное но! В фильме нигде, ничего и никак не упомянуто о русских. Такое ощущение, что наши достижения столь ничтожны, что и предположить нельзя дальнейшее наше лидерство в космосе! Это было просто смешно!!!
Итог: сходите, не пожалеете! В 3-д, кстати, совсем не обязательно!

5
0
12 октября 2015
Фото Помидорка
отзывы:
278
оценок:
433
рейтинг:
806
7

Один из самых ожидаемых фильмов года. Хорошая фантастика, хорошие актеры, но местами хотелось зевнуть и прикорнуть. Излишний американский пафос тоже порядком поднадоел, хотя конечно понять гордость за свою страну можно. Вообщем, идите в кинотеатр и наслаждайтесь.

3
0
18 октября 2015
Фото Оля Елисеева (Tery)
отзывы:
52
оценок:
74
рейтинг:
745
5

Так себе. Проходной набор сцен, трюков, проблем и персонажей. В который раз этого Дэймона спасают, кстати? Вроде бы, это уже третий фильм со схожим сюжетом и главным актером. Раздутые трейлером ожидания новизны засчет инопланетных интерьеров не оправдались.

Собственно, главная причина, по которой мне не понравилось, заключается в том, что в происходящее на экране не верится, а оттого сопереживаний и заинтересованности у меня было по нулям. Не знаю, в чем косяк. Не почувствовала я всего того одиночества, всей безысходности, паники, надежды, удаленности от мира на миллионы километров и прочей бла-бла-блы, о которых, по идее, и было все это снято. Да и сам Дэймон, игра которого мне обычно нравится, в данном фильме был на редкость неубедительным. Вот он роется в собственном пузе, выковыривая оттуда кусочек застрявшей антенны. Вот он помешивает в ведре какашки и сажает картошку. Вот он чинит все на свете при помощи пленок, изоленты и мантры: "Ну уж нет, я тут не сдохну!". Выкапывает из песочка плутониевую грелку, а потом и старый модуль (как он его вообще нашел в песке - загадка похлеще этих ваших дырок в шлеме, заклееных скотчем. Мы однажды арбуз зарыли, так потом пол-пляжа перекапывали, чтобы найти, а тут - Марс). В общем, вот он - эталонный американский герой, который настолько крут, что по нему совсем и не скажешь, что его дела хоть сколько-нибудь плохи. Ему совсем-совсем не страшно, но эта храбрость не природная, а обоснованная. Во-первых, он не на Марсе, а в павильоне, и, во-вторых, он уже прочитал сценарий, из которого следует, что его спасут, так чего же, спрашивается, нюни возить?

Не знаю, отчего этого Ридли Скотта так нахваливают. Пейзажики у него приятные выходят, а как за портреты берется - герои, люди, становятся элементами пейзажа: бездушными камнями да деревьями. Я эту херню еще с прометея заметила и, думаю, что на марсианине мой лимит доверия к этому режиссеру исчерпался.
Неплохо, но не для меня.

15
0
8 октября 2015
Фото Helen
отзывы:
201
оценок:
382
рейтинг:
657
9

Мне понравилось. А даже, наверное, очень - 5 звезд ставлю тому, что не против смотреть еще раз. Я бы заменила в тегам фильма слово "боевик" на "драма", и все стало бы на свои места: это "фантастика", "драма", "приключения". От типичного голив. блокбастера тут не так много (не считая, безусловно, безупречной картинки - привет "Гравитации"!) - патриотич. патетика, спасаем героя всем миром и пр., но вполне дозировано, как по мне.
Берет фильм другим - за 135 мин. Скотт успел рассказать "историю"; иногда немного сбивчиво, явно пытаясь уместиться в хронометраж, и Мэтт Деймон совсем не Кристин Бейл, но все же история удалась, и не смотря на не слишком активное действо - мне понравился и ритм, и сюжет, и концовка. Интересно!
p.s. фанаты именно боевиков, в стиле MadMax etc могут быть разочарованы, ну и пусть!

3
0
9 октября 2015
Фото Juniper
отзывы:
254
оценок:
254
рейтинг:
563
7

Хотелось поставить злобное Три балла, но в итоге все-таки хорошо. Потому что наука и пошаговое решение задач, опять же квесты я люблю еще со времен их текстовых вариаций.
Конечно, это ода человеческому духу, Межзвездный Нолана нервно курит в сторонке, на ум немедленно приходят все знаменитые истории выживания в тяжелых условиях от Робизона Крузо до Валериана Альбанова.
Забыли космонавта на Марсе? Ничего, наш герой встанет, дойдет до жилого модуля и решит проблему. и решал бы еще несколько лет, если бы не форс-мажоры, но на выручку придет экипаж, все НАСА и Китайская народная республика, потому что решать должны ученые, а не политики.
Честно говоря, это ранние Стругацкие - "Путь на Амальтею" или Страна багровых туч" с поправкой на научную составляющую. Все возвращается на круги своя, в моде снова позитивное мышление и простые герои.
Минусы. Мне не хватило глубины, все-таки я уже слишком много смотрела, чтобы всерьез воспринимать яркую раскраску. К тому же к концу становится скучновато.
И, да, увеличьте уже НАСА бюджет, третий фильм до нас доходит с посылом: "Дайте денег!"

2
0
20 октября 2015
Фото Savory Fiend
отзывы:
259
оценок:
337
рейтинг:
529
7

Фильм хорош. Подбор актёров, история, скорость развития сюжета - всё здорово! Единственный вопрос к жанру. Не триллер, но приключенческое кино: герой Мэтта Деймона - юморной учёный, настолько удачно оседлавший волну позитива, что я в какой-то момент подумал, "Старик, а зачем тебе вообще возвращаться на Землю ко всем этим проблемам, налогам, интернету и новостям". Сидел бы себе тихонько на Марсе, разводил картофель, наслаждался пейзажами. В общем, "Прометея" поженили на "Гравитации" (это если далеко в историю не углубляться). Что печально: китайцы летят на Марс вместо русских. Наших не упоминают вообще, нет такой страны на карте. Может быть, оно и к лучшему, а то бы опять, как в "Армаггедоне" небритый алкаш в ушанке предстал бы с гаечным ключом в образе "коренного" обитателя Красной Планеты.

8
0
6 октября 2015
Фото Alexey
отзывы:
497
оценок:
495
рейтинг:
512
7

"Марсианин", народа было довольно много, все решили посмотреть на Марс. Но в общем ничего особенного, парня забыли на Марсе и он выживает там на брошенной марсианской базе NASA. Такая "Гравитация" на плоскости с Мэттом Деймоном вместо Сандры Буллок, но далеко не так драматично. В фильме слишком много науки и техники, а напряжения поменьше. Картошка там на Марсе вымерзнет, как в колхозе, или электричества не хватает - первый раз что ли. Но в целом интересно, хотя после фильма становится ясно, что не надо нам марсианских программ - нет там ничего завлекающего и полезного, только что отметится - побывали с миром от всего человечества. Вот и сходить тоже надо - отметится. Тем более, что это наверное всего второй фильм в мире, в котором не убили Шона Бина.

1
0
1 ноября 2015
Фото D. Monroe
отзывы:
343
оценок:
343
рейтинг:
509
7

Случай, когда книга и фильм - становятся единым, длинным впечатлением

В итоге, после прочитанной книги, от которой практически ничего не оставалось, кроме "карамельного" оптимизма, фильм превращается в саму книгу, переняв от нее некоторые "искорки" юмора, драматизма, оптимизма, но выбрав себе, совершенно "другой курс". И стоит теперь только гадать: нужно-ли было перед просмотром читать книгу, чтобы не перемешивать "созерцание" другими домыслами. На выходе, мы получаем стандартное, вполне "в духе" голливудских космических драм зрелище, которое нисколько им не уступает "в посыле", а в чем-то превосходит своей аскетичностью, деликатностью, на фоне всей мировой "шумихи", которая наблюдает за судьбой космонавта Марка Уотни.

4
0
9 октября 2015
Фото Барт Малеев
отзывы:
551
оценок:
547
рейтинг:
502
5

Довольно занудное, бодро-слезливое кино. Шутки а-ля Петросян, натужная толерантность и недорогие понты. Смотреть утомительно.

1
0
11 октября 2015
Фото
отзывы:
242
оценок:
243
рейтинг:
476
9

Нормальная такая научная фантастика без претензий на философию и мысли о вечном Т.е. это вам не Интерсталлар, который смотрится скорее как некое откровение, хотя, безусловно, таковым не является, но пытается казаться именно этим. Марисанин же про то, как было бы на самом деле, если бы мы уже могли летать на Марс - со всеми этими финансовыми и организационными проблемами. Тем не менее смотрится фильм с интересом и вызывает куда меньше вопросов, чем Интерсталлар. Кому-то это по душе, а кому-то нет, конечно же. Я всё же сторонник более романтизированных фантастических фильмов а-ля Пекло, Прометей или опять же Интерстеллар. Но Марсианин вполне понравился - эдакая инструкция для чайников по колонизации Марса. Смотреть можно абсолютно всем любителям и нелюбителям фантастики. Дэймон тут весьма хорош!

2
0
14 ноября 2015
Фото Алена Солнце
отзывы:
145
оценок:
147
рейтинг:
475
9

Отличный фильм :)) да, притянут за уши местами, да, показывает силу и мощь всеми "любимого" народа, и да, демонстрирует ценность отдельно взятой человеческой жизни, которой не жертвуют, как чем-то, чего и так много, а стараются спасти, идя наперекор собственным выгодам и желаниям. Интересно, многие бы стали так рисковать ради одного? Пять баллов. И съемки, конечно, порадовали. Все-таки мастерство не пропьешь ;) хотя многие и завидуют. Ну ведь есть чему...

3
0
13 октября 2015
Фото Сквонк
отзывы:
177
оценок:
390
рейтинг:
437
5

Ох. Тот самый случай, когда ты «попал». Один из твоих любимых режиссеров, сделавший себе имя на сай-фай фильмах, в том числе про космос, снимает фильм про космос, от которого без ума все: обычные зрители (касса), любители кино (высокий рейтинг на имдб), кинокритика (заоблачные для позднего Скотти оценки американской критики). А тебе… А тебе не то чтобы совсем не понравилось, просто Ридли «не попал в шарик». Руки опускаются в таких случаях. Для начала очевидное. Это ни разу не шедевр. Ни шедевр кинематографа, ни шедевр кино о космосе, ни даже шедевр survival-кино – возможно, отчасти, если сильно натянуть сову на глобус Марса – это хорошее (даже не отличное) производственное кино о житье-бытье «метросексуалов»/«колхозников» на необитаемых планетах, не более. Очевидно – в «Марсианене» нет потенциала культового великого кино, величие которого понимаешь на расстоянии, как это случилось с лучшим фильмом Ридли «Блейдраннером». Такие ленты как «Марсианин» могут рвать прокат, делаться предметом «хайпа», временного помешательства, но в них нет глубины и какой-то вневременной цельности. Той, что есть, например, в «Интерстелларе» - к которому можно относиться по разному, но он настолько большой, и «вещь в себе», что даже если он вам не нравится, вы понимаете, что перед вами воздушный шар, только такой шар, который пролетает мимо именно вас. Печально, но бывает. Воздушный шарик «Марсианина» пролетел мимо меня, так тоже бывает. А те, кто остался на вокзале ни с чем, всегда имеют массу претензий к фильму, что от них так внезапно улетел в стратосферу.

«Марсианин» очень средний, очень юзерфрендли, очень «для всех». Это такое милое путешествие на Марс с небольшими неприятностями, но все догадываются, что «все будет ОК». Здесь нет провала в бездну (который был в «Гравитации» и «Интерстелларе» - где с той же вероятностью хэппиэнда, могли все просто тупо сдохнуть – хотя бы теоретически), нет вероятности «все было зря, мы прилетели его забрать, а он умер», нет зазора для негатива, минорной тональности. Это чистой воды спилберговщина. К Спилбергу я отношусь хорошо, но его карамельные вкусы в случае кино о спасении или выживании вызывают тошноту. Он знает, какого размера кубики нужны, в какой цвет их раскрашивать, как из них построить неплохой хит, и даже, если будет угодно Богини Кино, прорваться в историю синематографа. В нем больше теплоты, чем в Нолане, безусловно, но они оба – конструкторы. Ридли Скотт же – сказочник. И под этим я всегда понимал, конечно, не обязательность хэппи-эндов, а общую интонацию, настроение, раскраску. Прежде всего – поливариативность. У Ридли в фильмах могло случиться все, что угодно. Могли героини улететь в пропасть («Тельма и Луиза») или герой оказаться роботом («Бегущий по лезвию»). Потому что Ридли мог пожертвовать ради, простите, искусства всем, даже общеобязательным «наши победили». Ридли – это стиль. Ридли – это всегда безупречный стиль. Ридли – это всегда кинематографический эталон, который – как и все эталоны – могут казаться холодными, но в отличии от эталонов «киноконструкторов» - они греют. Ридли – это теплое ламповое кино «из семидесятых, восьмидесятых, да божечки, хоть и из девяностых». Это – никогда не бездушные «нулевые», никогда не «хит ради хита». Никогда не «фильм, который всем нравится». Ридли уникален тем, что это высокооктановая попса как бы «для всех», но при этом она явным образом сделана не «для всех». Она делается Ридли ради самого кино, ради радости придумывать, фантазировать, играть смыслами – да, ежкин же кот, ради удовольствия строить кинофразы стильно, рассказывать историю так, чтобы из нее нельзя было выдернуть ни один эпизод, потому что сказки Ридли – почти всегда эталонны в смысле «удивительных историй», невероятных, дурацких, крутых, глупых, но очаровательных, милых – рассказанных как по метроному и дедушкой внучке на сон грядущий. Но при этом в этих интертейнмент-киноигрушках каждый поклонник его фильмов как-то сразу начинает жить – при полном понимании искусственности надуваемого Ридли шарика. Пока воздух киноволшебства имеется – а у Ридли он имеется – почему бы не пожить? Вот и живешь – все два или два с половиной часа, пока он куролесит.

Справедливости ради стоит сказать: «Марсианин» не пыжится быть чем-то большим. Это очень простое кино. Это даже олдскул (то самое теплое ламповое кино «из семидесятых, восьмидесятых…»). Оно не представляет собой какого-то маленького шага-скачка массового кино и гигантского скачка искусства кино вообще. В его глянцевой простоте есть даже что-то обезоруживающее. Это не простота со сногсшибательной операторской работой, какая была в «Гравитации», и не простота сентиментального и визуально-завораживающего гимна космоса, какая была в «Интерстелларе». Это вот действительно простота второсортного фильма скажем девяносто-лохматого года, просто сделанного на таком уровне, чтобы у так называемых знатоков-умников (в большинстве своем товарищей, знакомых с астрономией и космическими полетами по вики, двум-трем научно-популярным книжкам и разнообразным гик-сайтам) было как можно меньше претензий. Герой Мэтта Деймона (которого уже спасали у Спилберга в «Спасти рядового Райана» и который уже оставался на планете в одиночестве в «Интерстелларе»; и об этом уже сто раз пошутили, достаточно) из-за пыльной бури на Марсе остается один: команда, решив, что он погиб, отправляется на Землю. Дома – пышные похороны героя. Марку Уотни ничего не остается, как выживать в одиночку. Сажать картошку в дерьме (не метафора), общаться с видеокамерой, ведя тем самым личный дневник, и ждать, когда за ним прилетят обратно. На Земле позднее обнаруживают, что парень скорее жив, чем мертв, и думают, как его вернуть домой. В отличии от большинства космо-фильмов здесь это не так-то просто. «Марсианин» позиционирует себя «как бы»-реалистичным кино – имеют немалое значение траектории, расчеты, вес топлива, в общем, «вот это все», в котором ни я, ни вы ничего на самом деле толком не смыслим, но вынуждены делать уважительное лицо благодарных недоумков, когда в нас пихают траекториями разгона кораблей гравитацией. В формальном смысле «Марсианин» - действительно производственный триллер, которому сродни, например, финчеровская история изобретения «Фейсбука» Марком Цукербергом в «Социальной сети». Вроде бы, никакого экшена, но не оторваться же: хотя вряд ли каждый второй зритель при этом что-то смыслит в коде компьютерных программ. При том, что у Ридли Скотта (точнее у автора романа, который Скотт экранизировал при помощи Дрю Годдара - больше всего известного до сих пор сценариями к отдельным сериям "Баффи" и стёбным хоррором "Хижиной в лесу") были собственно две возможных концовки: либо Марк спасается, либо нет. Остальное, как догадываешься с самого начала – это история Робинзона Крузо, выживания одиночки в тяжелейших условиях, преодоления себя, героизма, стоицизма, гуманизма (и других «измов» - на ваш выбор). Пока Марк сажает картошку, выращивает клубни, рассчитывает расстояние до точки на красной планете, откуда можно будет «позвонить на Землю», герои Джессики Честейн, Кейт Мары, Джеффа Дэниелса и Шона Бина кумекают, как бы товарища накормить или забрать домой.

Вот и вся сюжетная канва. Но, как известно всем, кто более-менее насмотрен именно в производственном кино, сюжет в нем мало необходим. Остаются зазоры на миллиметровой бумаге, где расчерчены траектории сценария вплоть до сюжетных твистов - то есть, «воздух». Тот самый «воздух», который делает кино – собственно кино, а не визуальным пересказом романа или истории. Некая субстанция, сколь угодно идиотская и банальная, но способная оживить всю эту стальную корабельно-космическую конструкцию. За пресловутый «воздух» в «Марсианине» отвечает деревенски-наивное лицо Мэтта Дэймона (которого в рецензиях кличут метросексуалом – хотя он всегда и здесь тоже больше похож на тракториста-колхозника: «Картошка-то уродилась на радость!»), диско-саундтрек и маленькие киношные невербализуемые радости. Мэтт Дэймон у Ридли – реднек, случайно забредший на съемочную площадку, да так там и оставшийся. Это просто Мэтт Деймон, ничего нового, никакого рисунка роли или каких-то там шекспировских глубин: в переводе фильма на анимационные рельсы не должно возникнуть никаких трудностей: герой Дэймона – герой мультика, простейший из простейших. Инфузория-туфля! Шутит – улыбается. В ярости – стучит по приборной панели. Грустит – сидит медвежонком на скале, и смотрит на марсианские просторы. Думает – бровки домиком. Лицо – чисто картофельный клубень. Здравствуй, «Пиксар» и «Уолт Дисней». «Марсианин» это финчеровская «Социальная сеть» без какого-либо двойного дна, т.е. самый что ни на есть мультик (или кино позднего Спилберга – whatever). Тем не менее, будучи мультиком фильм Ридли завлекателен. Его саундтрек из хитов эпохи 1980-х входит в кино идеально – как пластмассовый кинжал в дерматиновые ножны. Дэймон, застрявший на Марсе, на самом деле совершенно не похож на Робинзона Крузо. Не потому, что он знает, что его все равно спасут (законы жанра «мультика/спилберга»). А потому, что он среднестатистический болванчик, который разве что играет в сложную компьютерную игру-стратегию под песенки из динамиков. Но именно в этой одно- двухмерности его герой очарователен. Он ненавидит диско, но песни той эпохи (в т.ч. одна - группы ABBA) – прекрасные и великие, вообще говоря, через одну – снайперски-точно сопровождают его одиссею. Как и песенка Боуи «Starman» с ее финальными «Ла-ла-ла-ла-ла». Никакого эмбиента или там дабстепа. Никакой рефлексии – герою Дэймона просто некогда. В глазах этой инфузории-туфли отражается не какая-то там бездна или "немыслимое одиночество", а скучная, хотя и красивая (Ридли Скотт же) марсианская пустыня, клевый марсоход, необычный небосвод, симпатичная картошка. «ABBA» – несмотря на то, что большинство их хитов на самом деле печально-ностальгические, воспринимаются большинством же – группой «радости жизни». Мэтт Дэймон на Марсе – это, скажем так, давинчевский универсальный человек, увиденный с позиции «радости жизни». Александр Лукашенко, снимающий – в очередной раз – фиговый урожай в неурожайный год (в «зоне рискованного земледелия»), но все равно неунывающий, хотя «держаться нету больше сил». Тракторист из совхоза «Светлый путь», на пути которого пни, а выкорчевывать уже некогда: партия требует сажать в срок! Мэтту Дэймону, откровенно говоря, не хватает разве только ватника, грабель и пачки «Беломор» (и марсианского сельскохозяйственного образования).

И вот тут мы подходим к пожалуй единственному хорошему моменту фильма. Моменту, тесно связанному с производственным «скучным нарративом» (есть проблема – решим, надо доехать до точки – посчитаем координаты и т.д.) и самим неприхотливым лицом Дэймона («Иванушка-дурачок»). После Ханны Арендт в философско-политологический фольклор вошло словосочетание «банальность зла». Так вот, «Марсианин» это не про банальность зла и даже не про банальность добра (хотя и про нее тоже), а про банальность выживания простого человека в сложных обстоятельствах. Никаких тебе героических гениальных находок. Никакого сложно-сочиненного лица в критические моменты (за него по идее должен был отвечать глава «НАСА» герой Джеффа Дэниелса, но в нем навеки застрял персонаж комедии «Тупой и еще тупее»). Семейных соплей почти нет. Есть только смекалистый Марк Уотни на далекой красной планете, и за миллионы километров от него планета Земля, жители которой хотят этого чувака вернуть домой. Между прочим, как раз в концовке, которую многие ругают за спилберговскую слащавость, есть что-то трогательное: человека, оттрубившего энное число месяцев далеко-далеко под диско-хиты, находившего себе радость разве что в выращивании картофеля и разговорах с самим собой (и в ненависти к диско), спасают всей планетой под овации на Таймс-сквер. Но самое трогательное в том, что "Марсианин", который уже прославлен в сети как "один из самых фактически точных фильмов про космические путешествия", вообще говоря, не сай-фай, и научно-фантастическая подкладка лишь все запутывает. "Марсианин" про жизнь в землянке. Точнее: "Марсианин" про, условно, российскую провинцию и российские же дороги. Фильм Ридли Скотта универсально и превосходно считывает эмоциональный код человека, застрявшего где-то в горах за Уралом (или в кировских лесах). Машина заглохла и дальше не поедет. Сотовый не ловит. Местные мужички не могут вытащить твою колымагу из колеи. Остается ждать трактора или тягача. И слушать зажеванную кассету со старыми хитами, снова и снова, снова и снова, снова и снова (тут не только диско возненавидишь). В одиночестве Марка Уотни море обаяния именно потому, что это не одиночество астронавта, а вполне банальное одиночество человека, застрявшего у черта на куличках, когда вокруг собачий мороз, жрать нечего: а впереди целина, за возделывание которой тебе орден все равно не светит. Герой у Ридли Скотта настолько банален и вырезан из картона, что сводит скулы. Но штука в том, что и не скажешь в данном случае «так не бывает». Потому что вот так картонно, скучно, в стиле «диско» и «Александра Григорича» бывает почти всегда, и об этом не снимают фильмы. Если только не поместить обыкновенную историю маленького человека в рамки марсианских хроник.

Резюмируем. Ридли Скотт, основоположник очень красивого тревожного сай-фая, и космического сай-фая в том числе, имел полное право снять красивое кино про выживание астронавта-ботаника на Марсе. Он сделал это в жанре производственного кино, умудрившись нажать на все нужные кнопочки массового зрителя: плакат, глянец, сказка, мультик. Кино получилось, со всеми «но», живым и «ламповым», с умопомрачительно-прекрасными марсианскими пейзажами и нетривиальным саундтреком. Ради романтики межпланетных путешествий и общечеловеческой мечты о Марсе это все, наверное, и снималось. Но, по-моему, Ридли не удалось прогреть двигатель своего кинокорабля до нужной температуры, когда романтичность и обыденность танцуют диско вместе – без приказа и без подсказки. В финале его же «Чужого» Эллен Рипли в одних трусах спасалась он монстра и спасала котика – и в этих десяти минутах было столько теплой ламповой романтики (в том числе и «мы покоряем космос в одних трусах и с котиками!»), что не было необходимости лакировать ее громовыми аплодисментами центра управления полетами и диско-поп-музыкой, сто раз замечательной, но всегда крадущей эмоции и перетягивающей одеяло на себя у почти любого фильма, где она звучит. Немножко жаль, знаете ли, что фильм-мечта про «и на Марсе будут яблони цвести» оказался киношкой про Мэтта Дэймона с лицом как раз котика, где самый остросюжетный момент – это потеря урожая картошки и "ла-ла-ла-ла-ла" Боуи во время спасательной операции. И непонятно на самом деле, чего ленте не хватило: то ли котика, то ли Рипли, то ли монстров, то ли, простите, трусов.

8
0
12 октября 2015
Фото Артём Станкевич
отзывы:
348
оценок:
348
рейтинг:
427
9

Крутота, что уж говорить.
Классный фильм про космонавтов, про науку, про бедного, но психологически несрубаемого мужика на Марсе, которого ломятся спасать все. Очень красиво всё снято, клёво сделано, интересно показан процесс работы в NASA, ну, и вообще реклама отличная вышла. Представляю кучу парней и девчонок, которые захотят после просмотра/прочтения пойти учиться физике, ботанике, химии, на самолётах летать и всему остальному героическому и для страны полезному.
Крутота, что уж говорить, но книга ещё лучше.
Так что почитайте, как посмотрите, вам понравится.

0
0
1 февраля 2016
Фото Юлия Тихомирова
отзывы:
253
оценок:
282
рейтинг:
427
7

Совершенно не фанат хоть даже мало мальской фантастики, но фильм более чем порадовал, временами рассмешил и уже точно не один раз заставил улыбаться, ну и конечно держал в напряжении до самого конца.
Не гениален, но удовольствие получила.

1
0
9 октября 2015
Фото Yellow Owl
отзывы:
151
оценок:
151
рейтинг:
416
9

Марсианин - кино о том, как выжить на недружелюбной планете, фактически в одиночку, с помощью изоленты, пластиковой пленки и какой-то матери. Ну и конечно же картошки)) А если серьезно, то это история одного ученого биолога, который очень хотел жить, и не смотря ни на что не сдавался, не терял чувства юмора и пристутсвия духа.

Хочется похвалить этот фильм за отличный текст, замечательный саундтрек и съемку. Понравился и захватывающий сюжет, и количество адекватных и активных женских персонажей, вообще, подбор персонажей и мини-сюжетных линий просто отличный. А еще особенно порадовало отсутствие романтической линии. Тут во многом надо благодарить книгу, но я благодарна Ридли Скотту за то, что он не вставил никаких страдающих на Земле девушек, потому как тут история про жажду жизни, а не про романтические чувства. И в Марсианине этой целеустремленности и жажды жизни есть и много, а выражена она куда пронзительней, чем в том же Интрестелларе. В общем, я надеюсь, что Марсианин получит заслуженые награды ибо ну очень, очень мне понравилось это кино.

Один из лучших фильмов года, не пропустите!

3
0
15 октября 2015
Фото Михаил Заикин
отзывы:
181
оценок:
312
рейтинг:
364
5

Зрелище несомненно более лучшие чем нудный "Интерстеллар", "Марсианин" по крайне мере пытается шутить и иногда удачно. Но "Марсианин" не такой остросюжетный и захватывающие как "Гравитация", не говоря уже о восхитительном обаяние дуэта Буллок/Клуни, тут ничего даже близкого нет.

4
0
11 октября 2015
Фото vartal
отзывы:
379
оценок:
383
рейтинг:
362
7

Хьюстон, у нас проблемы

Интересно, конечно, что янки почему-то совсем не упоминают в этом фильме про русских, как будто только они покоряют просторы вселенной. Почему-то присунули сюда китайцев, которые вместо русских с опытом пришли им на помощь, поскольку типа сами шлёпнулись пятой точкой в лужу. Самодовольные гринго одним словом.
Впрочем, сам фильм (если оставить такую очевидную попытку в очередной раз пнуть русских) о том, что во время экспедиции и спуска на Марс из-за инцидента во время бури потеряли на планете марсианина своего коллегу-астронавта, которому пришлось не один и не два дня, или солов, а месяцев, пожить на этой планете, выращивая картошечку в грунте со своими отходами в качестве удобрения, ожидая, пока его спасут доблестные работники НАСА во главе с самым тупым начальником, которого сыграл Дэниелс и те же коллеги со станции на орбите Марса. Впрочем, чтобы не сделать из фильма про доблестных американцев на Луне Марсе сладенькую сказочку, придумали трудности, из-за которых нашему потеряшке тоже пришлось приложить усилия и помочь самому себе в спасении самого себя.
Благо, спасение происходит с юмором. Про "Властелина колец" вот не забыли, Шон Бин в этом эпизоде наверняка пустил скупую ностальгическую слезу по той более главной роли, что он там сыграл.
И на том спасибочки.

1
0
25 октября 2015
Фото Svetlana Fishman
отзывы:
112
оценок:
121
рейтинг:
334
7

"Марсианин", конечно, не "Гладиатор", хотя по сути он тоже "Один в поле воин".
Поскольку астрономия и космонавтика не мой конек, то рассуждать о реалистичности и возможности осуществления чего бы то ни было на Марсе при существующей там силе притяжения и скорости звука, я не буду, наука со временем покажет.
Возможно, я ошибаюсь, но по-моему "Марсианин" вовсе не о красной планете и космических достижениях, а о силе духа отдельно взятого человека - Робинзона Крузо XXI века, и о том, что много знать и уметь - это и значит быть действительно крутым парнем.
Со своей стороны как зрителя хочу отметить, что скучно не было, в первую очередь благодаря Мэтту Дэймону, который, да прибудет с ним ускорение, совсем не Мэтью Макконахи. Выживание его героя при всей сложности предложенных условий не превращается в изматывающую борьбу, и даже понимая, что дела его - по большому счету - «дрянь», не ловишь себя на сочувствии к его обреченности, а скорее завидуешь его самообладанию, чувству юмора и смелости, не зря «таких берут в космонавты».
В целом – весьма оптимистично, всем бы такое присутствие духа!

3
0
12 октября 2015
Фото Пушистик BaF
отзывы:
180
оценок:
181
рейтинг:
328
9

Не для всех, в принципе он зануден, но в какой то момент я уже жестко хотел хэппи-энд из за главного героя. Мэтт ты мужик уважуха!!!!!! Красиво было, реально в три де многое было прикольно, но так же не могу не признать, что не стыковок эээ было как бы и много, но особенно это в глаза не бросалось. Носовая плита 400 кг ? Хм, я бы не сдвинул ну и все такое. Много позновательного :) и для биолога он сука пипец умный
Вердикт посмотреть поклонникам гравитации и научно познавательных фильмов.

4
0
17 октября 2015