Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Марсианин» (США, 2015)

7.9
оценить
Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1177
оценок:
808
рейтинг:
18263
7

Духоподъемная фантастика о героических ученых и космонавтах

Космонавты НАСА берут пробы грунта на Марсе, неожиданно поднимается буря, ботаника по имени Марк Уотни (Деймон) сбивает с ног какая-то железка. Командир экипажа (Честейн), сочтя его погибшим, решает возвращаться на Землю. Тем временем Марк приходит в себя, обживает оставленный лагерь и пытается придумать, как дотянуть до появления следующей экспедиции, которая прилетит через несколько лет и в другую точку планеты. Когда начальство НАСА (Дэниелс, Эджофор, Бин и другие) понимает, что к чему, тоже начинает ломать голову, как бы его спасти.

Вспоминая фильмографию Мэтта Деймона, трудно не заметить, что всем было бы проще жить, сиди он дома. И даже один на чужой планете он оказывался не далее как в прошлогоднем «Интерстелларе». Впрочем, этим фактом (и вездесущей Джессикой Честейн) сходство и ограничивается, «Марсианин» — это анти-«Интерстеллар», равно как и анти-«Чужой», анти-«Прометей» и так далее. Новую работу Ридли Скотта не случайно изо всех сил поддерживает НАСА — она возвращает голливудскую фантастику, а значит, и какую-то часть коллективного бессознательного, во времена, когда еще не было лейтенанта Рипли, космические корабли бороздили просторы Вселенной с приподнятым настроением и сверхдержавы без всяких ограничений финансировали соответствующие программы.

После того как схлынула первая эйфория космического века, путешествия к другим мирам в умном фантастическом кино чаще всего стали символизировать опасность познания. В том числе и самые немыслимые расстояния регулярно оказывались кратчайшим путем к самому себе. «Марсианин» решительно отсекает пораженческую философию и дает образ космоса прямиком из 60-х: это море. А космонавты таким образом — отважные мореплаватели, словно в эпоху Великих географических открытий. Морскую метафору герой Деймона в какой-то момент объясняет практически на пальцах. Что, впрочем, и не обязательно: ассоциации с Робинзоном Крузо в этом фильме приходят на ум первыми и уходят последними.

Это позитивистский, рационалистический взгляд на мир, что-то вроде квеста: есть проблемы и есть их разумные решения. Сюжет «Марсианина» целиком построен из таких звеньев: сейчас нам нужно придумать, как добыть пищу, а теперь — как найти воду, а потом — как изменить траекторию полета, или сбросить скорость, или набрать высоту. Одноименный бестселлер американского компьютерщика Энди Вейера хвалят за научную обоснованность (хвалили и «Интерстеллар», но там количество компетентных экспертов было критически малым), и в заданных координатах это действительно лучший комплимент: именно знание, точные и естественные науки стоят превыше всего. Это, кажется, первый блокбастер после «Инопланетянина» Спилберга, где главный герой — ботаник (к слову, в похожей ситуации).

Идеология фильма — через тернии к звездам — диктует и его эстетику, в которой Роланда Эммериха куда больше, чем Кубрика или, например, Ридли Скотта. Президент каким-то чудом в кадре не появляется (только за кадром), зато, скажем, классическая сценка из ЦУПа, когда все начинают аплодировать и обниматься, повторяется на разных этапах сюжета раз семь. К замершим толпам на Таймс-сквер и Трафальгарской площади добавилась толпа в Китае: на кону честь планеты, здесь не до геополитических разногласий. Герои от скромных астрофизиков до высшего руководства один за другим принимают верные, блестящие решения — от мужественных (и в нужной пропорции — женственных) умных лиц рябит в глазах. Кому-то из хороших артистов, которых в таком кино по определению должно быть много, даже не успели толком придумать роль — скажем, трудно понять, зачем там Кристен Уиг. Звучит Дэвид Боуи (не та песня, но почти), а на финальных титрах — и вовсе «I Will Survive». Директору НАСА объясняют некую технологическую идею с помощью летающей авторучки.

И все это насколько нелепо, настолько и заразительно: Скотт наполняет свою робинзонаду юмором, азартом и простодушным воодушевлением, которому очень трудно сопротивляться. В «Марсианине» есть потенциал психологического хоррора, но герой Мэтта Деймона счастливо избавлен от психологии, он воплощенное рацио, здоровый дух в здоровом теле: чудовищная изоляция слегка отражается лишь на его телосложении и растительности на его располагающем лице. Ему даже не стали придумывать семью для пары безотказных душещипательных сцен — чтобы вовсе не тревожить ID ботаника. Ну и ладно, про ID в космосе у Скотта есть отдельный сериал — а пока похлопаем и обнимемся.

39

Отзывы пользователей

Фото Евгений Голованов
отзывы:
34
оценок:
46
рейтинг:
133
1

Американское "дешевое" кино как всегда в своем репертуаре...чушь и смех... На чуваках щитки от мотокросса что ли...и это при -140 С на поверхности Марса....аааааа
"Шторм идет" - интересно кто им это сообщил))))) Гидрометцентр России или чуваки в твиттере....еще пущий смех....подготовка к старту 10 минут, да не один корабль так не стартанет...
Единственное приятно лицо это актер из Тупого и еще тупее....я ждал когда начну смеяться)))) вдруг это продолжение....Ллойд и Гарри на Марсе)))))
Абсолютная нереальность поведения главного нероя...игры актеров НОЛЬ....сам себе операции делает)))хахахах, такое может только Рембо, вернее мог....
Сценарии походу Госдеп пишет..этакий чувак на ранчо....все под американское восприятие...Ну в общем проходняк...

44
Фото Оля Елисеева (Tery)
отзывы:
52
оценок:
74
рейтинг:
1591
5

Так себе. Проходной набор сцен, трюков, проблем и персонажей. В который раз этого Дэймона спасают, кстати? Вроде бы, это уже третий фильм со схожим сюжетом и главным актером. Раздутые трейлером ожидания новизны засчет инопланетных интерьеров не оправдались.

Собственно, главная причина, по которой мне не понравилось, заключается в том, что в происходящее на экране не верится, а оттого сопереживаний и заинтересованности у меня было по нулям. Не знаю, в чем косяк. Не почувствовала я всего того одиночества, всей безысходности, паники, надежды, удаленности от мира на миллионы километров и прочей бла-бла-блы, о которых, по идее, и было все это снято. Да и сам Дэймон, игра которого мне обычно нравится, в данном фильме был на редкость неубедительным. Вот он роется в собственном пузе, выковыривая оттуда кусочек застрявшей антенны. Вот он помешивает в ведре какашки и сажает картошку. Вот он чинит все на свете при помощи пленок, изоленты и мантры: "Ну уж нет, я тут не сдохну!". Выкапывает из песочка плутониевую грелку, а потом и старый модуль (как он его вообще нашел в песке - загадка похлеще этих ваших дырок в шлеме, заклееных скотчем. Мы однажды арбуз зарыли, так потом пол-пляжа перекапывали, чтобы найти, а тут - Марс). В общем, вот он - эталонный американский герой, который настолько крут, что по нему совсем и не скажешь, что его дела хоть сколько-нибудь плохи. Ему совсем-совсем не страшно, но эта храбрость не природная, а обоснованная. Во-первых, он не на Марсе, а в павильоне, и, во-вторых, он уже прочитал сценарий, из которого следует, что его спасут, так чего же, спрашивается, нюни возить?

Не знаю, отчего этого Ридли Скотта так нахваливают. Пейзажики у него приятные выходят, а как за портреты берется - герои, люди, становятся элементами пейзажа: бездушными камнями да деревьями. Я эту херню еще с прометея заметила и, думаю, что на марсианине мой лимит доверия к этому режиссеру исчерпался.
Неплохо, но не для меня.

15
Фото Oleg Shmyrin
отзывы:
4
оценок:
6
рейтинг:
13
3

Посмотрел "Марсианина" (The Martian). Слабый фильм. В глаза бросается именно слабость, провальность сценария. Любопытная завязка: "думали, что погиб, буря, не видно ни зги, нужно улетать, бросили, а он выжил". А потом, вроде как всей планетой вытаскивали парня с далекой планеты. У одних хороших парней не получилось, зато получилось у других, у которых в наличии чувство вины.

Слабость сценария - в отсутствии конфликта. Все схематично хорошие, то есть никакие. "Никакуши", как говаривал один мой знакомый. Лишь легкими искорками, проскакивает вина и тревога. Нет никого, кто бы с кем-то или с чем-то боролся. Ничто не побеждено и непреодолено. Насчет главного героя - тоже понятно, что он выживет, что-нибудь придумает, откопает или добудет. Нет ни одной хорошей сволочи. Никакого злодея. Никакой стихии. А самое главное – позорно просран сам Марс, который мог бы сыграть роль мистического и сверхчеловеческого зла, побеждаемого и покоряемого слабыми, но отважными человечками. Но нет. Марс случаен, нелеп, смешон. Ну и драматическая игра Мэтта Дэймона, конечно, на двух лицевых мышцах впечатляет вряд ли кого.

Единственный интересный момент – это технологические придумки, вроде выращивания марсианской картошки на человеческих экскрементах в марсианском песке. Ну так и надо было снимать инструкцию по выживанию в марсианских условиях. Я бы пошел такое посмотреть.

12
Фото Александра
отзывы:
12
оценок:
65
рейтинг:
26
5

Если всё так просто, то почему мы ещё не на Марсе?
Решив пойти на этот фильм, я не надеялась особо на хорошую достоверность. Я знала по отзывам, что кино легкое и жизнеутверждающее. Но я не думала, что оно настолько легкое. Мне кажется, что тому же самому Робинзону Крузо ( с которым сравнивают этот фильм) было тяжелее, чем главному герою. Всё в фильме выглядит бутафорским не смотря на хорошую 3D графику.Да я кукольному мастеру Йоде верю больше, чем этим песчаным бурям. Нет серьезно, момент когда команда идет к короблю в песчаной буре и Мэтта Деймона уносит только потому, что в него врезается какая-то здоровенная конструкция, выкорчеванная бурей из земли, уже настраивает на какой-то фарс. И с каждой минутой фильм только усугубляет впечатление. Мы не на Марсе, мы в театре, я думаю именно этим можно объяснить, что все на Марсе можно починить со скотчем и полиэтиленом, я так чувствую, что сами станции из папье маше сделаны, учитывая, что там все время что-то ломается. И это было бы ерундой, если бы нам показали, чт она Марсе тяжело, что бы выходя из кинотеатра мы восхищались человеческой стойкости и жаждой жизни (как в Гравитации), но нет. Все персонажи делают все легко и не принужденно. Давайте запустим шаттл на Марс? А давай, у меня как раз несколько миллиардов долларов под матрасом ненужные лежат. А давайте мы не вернемся на Землю, а полетим обратно на Марс? А давай, а то дома жена ругается, дети орут. А давайте немного взорвем наш корабль? Фигня вопрос, кому вообще эти отсеки сдались. Это не считая самого главного героя, который сразу спойлерит весь фильм фразой " Я здесь не сдохну". На его лице серьезные эмоции появляются два раза за фильм, и то не больше 2 минут. Мы наблюдали за этим человеком 2 часа и выяснили, что он не любит музыку восьмидесятых,что он ботаник, шутник, и собственно все. Я не смогла посочувствовать этому персонажу, потому как весь фильм кричит, что он фальшивка.Причем часть фильма, где персонаж типа проявляет смекалку и свои знания, больше напоминает какую-то познавательную программу для детей. " В этом мне поможет наука" - прямо говорит Деймон, непонятно к кому обращаясь, только в программе ещё бы в конце этого предложения добавили "дети". Может в книге это лучше написано, я не знаю, но фильм это все-таки самостоятельное произведение и хочется, что бы это выглядело не так наивно. В общем, прибавьте к этому американский ура патриотизм, кучу ненужных персонажей периодически появляющихся на экране непонятно зачем, непонятные моральные проблемы, говорить команде или нет, что Деймон жив, и я бы поставила 2 звезды из пяти, но так как я на фильме не заснула вечером в пятницу, а вдоволь посмеялась с мужем над этим нелепым со всех сторон фильмом, то ставлю 3.
P.S. Как всегда забыли про радиацию в космосе. Если даже этот народ в корабле за все это длительное пребывание в космосе не накрыло како-ни будь сильной солнечной вспышкой, их все равно должно было облучить так, что они все мучительно умерли от какой-нибудь лейкемии или чего-нибудь ещё более радостного. Космос жесток, а вы чего думали.

11
Фото roden
отзывы:
20
оценок:
23
рейтинг:
87
1

Если соберетесь на Марс, зайдите в супермаркет и купите пару килограмм картошки, желательно мытой и с ГМО - она там оказывается лучше растет. И еще скотч не забудьте. Он там всему голова - и скафандр заклеит\защитит, и дом от урагана спасет. Ну и пусть космический корабль от такого урагана сваливается почти в штопор - это все потому что он скотчем не был перемотан. А если есть скотч, то считай жизнь на Марсе удалась. Начиная с середины фильма ждал, когда Мэт Дэймон достанет клетчатую сумку и упакует туда всю картоху. Но нет. Не дождался :--((((
Его же спасли при помощи степлера, летящего вокруг орбиты Земли, правда?

11
Фото Sergey Gureev
отзывы:
95
оценок:
612
рейтинг:
348
3

"Марсианин" оказался банальнейшим фильмом "для детей старшего школьного возраста" (как писали раньше в аннотациях), насквозь набитым сто раз изъезженными штампами "космического" и "спасательного" кино, с полутора идеями на два с половиной часа. Всерьез снимать такое после всего, что было в фантастическом кино за последние 60 лет? Позорище..

Я не был в восторге от "Гравитации", но на сравнении с этим разухабистым оптимистичным простодушным подростковым массмаркетом она чудо как хороша. А сюжетно схожие "Пекло" (Sunshine) или "Луна 2112" (The Moon) на фоне "Марсианина" - вообще высоты актерской игры, глубины смыслов и шедевры искусства. "Интерстеллар" - широта и полет мысли, верх режиссуры и драматизма, диссертация, практически. Ну а Кубрик - абсолютно потустороннее совершенство, и, видимо, только для высокоинтеллектуальных пришельцев - раз человечество, хлопая в ладоши, радостно кушает Ридли Скотта, полвека спустя "Одиссеи". Тьфу

10
Фото pilotv
отзывы:
6
оценок:
8
рейтинг:
69
3

Исключительно пресное зрелище, похожее на аварийный рацион космонавта.

Чувство сопереживание герою, а так-же спасательной команде не посетило меня в течении фильма ни разу. Сюжет развивается с неотвратимостью парового катка и прямолинейностью хайвея в Неваде. Все ведут себя ровно так, как и должны вести среднестатистические американские герои, даже реплики угадываются. Главный герой напоминает робота, да еще не самого лучшего, Тарс в Интерстелларе пожалуй был посимпатичнее.
На этом фоне Гравитация шедевр драматургии, тут тебе и личная трагедия и отчаяние и преодоление и спасение. Фильм очень напомнил советскую фантастику годов этак 50х, не позже , про светлое коммунистическое будущее.
Итого - все просто отбывают номер режиссер, актеры и что удивительно, авторы спецэффектов.

PS. Даже приличной музыкальной темы и то не сваяли.

9
Фото Алексей
отзывы:
3
оценок:
136
рейтинг:
9
5

Мэд Дэймон выживает на Марсе при помощи говна и изоленты. В остальном научная и не очень фантастика.

8
Фото Сквонк
отзывы:
177
оценок:
390
рейтинг:
475
5

Ох. Тот самый случай, когда ты «попал». Один из твоих любимых режиссеров, сделавший себе имя на сай-фай фильмах, в том числе про космос, снимает фильм про космос, от которого без ума все: обычные зрители (касса), любители кино (высокий рейтинг на имдб), кинокритика (заоблачные для позднего Скотти оценки американской критики). А тебе… А тебе не то чтобы совсем не понравилось, просто Ридли «не попал в шарик». Руки опускаются в таких случаях. Для начала очевидное. Это ни разу не шедевр. Ни шедевр кинематографа, ни шедевр кино о космосе, ни даже шедевр survival-кино – возможно, отчасти, если сильно натянуть сову на глобус Марса – это хорошее (даже не отличное) производственное кино о житье-бытье «метросексуалов»/«колхозников» на необитаемых планетах, не более. Очевидно – в «Марсианене» нет потенциала культового великого кино, величие которого понимаешь на расстоянии, как это случилось с лучшим фильмом Ридли «Блейдраннером». Такие ленты как «Марсианин» могут рвать прокат, делаться предметом «хайпа», временного помешательства, но в них нет глубины и какой-то вневременной цельности. Той, что есть, например, в «Интерстелларе» - к которому можно относиться по разному, но он настолько большой, и «вещь в себе», что даже если он вам не нравится, вы понимаете, что перед вами воздушный шар, только такой шар, который пролетает мимо именно вас. Печально, но бывает. Воздушный шарик «Марсианина» пролетел мимо меня, так тоже бывает. А те, кто остался на вокзале ни с чем, всегда имеют массу претензий к фильму, что от них так внезапно улетел в стратосферу.

«Марсианин» очень средний, очень юзерфрендли, очень «для всех». Это такое милое путешествие на Марс с небольшими неприятностями, но все догадываются, что «все будет ОК». Здесь нет провала в бездну (который был в «Гравитации» и «Интерстелларе» - где с той же вероятностью хэппиэнда, могли все просто тупо сдохнуть – хотя бы теоретически), нет вероятности «все было зря, мы прилетели его забрать, а он умер», нет зазора для негатива, минорной тональности. Это чистой воды спилберговщина. К Спилбергу я отношусь хорошо, но его карамельные вкусы в случае кино о спасении или выживании вызывают тошноту. Он знает, какого размера кубики нужны, в какой цвет их раскрашивать, как из них построить неплохой хит, и даже, если будет угодно Богини Кино, прорваться в историю синематографа. В нем больше теплоты, чем в Нолане, безусловно, но они оба – конструкторы. Ридли Скотт же – сказочник. И под этим я всегда понимал, конечно, не обязательность хэппи-эндов, а общую интонацию, настроение, раскраску. Прежде всего – поливариативность. У Ридли в фильмах могло случиться все, что угодно. Могли героини улететь в пропасть («Тельма и Луиза») или герой оказаться роботом («Бегущий по лезвию»). Потому что Ридли мог пожертвовать ради, простите, искусства всем, даже общеобязательным «наши победили». Ридли – это стиль. Ридли – это всегда безупречный стиль. Ридли – это всегда кинематографический эталон, который – как и все эталоны – могут казаться холодными, но в отличии от эталонов «киноконструкторов» - они греют. Ридли – это теплое ламповое кино «из семидесятых, восьмидесятых, да божечки, хоть и из девяностых». Это – никогда не бездушные «нулевые», никогда не «хит ради хита». Никогда не «фильм, который всем нравится». Ридли уникален тем, что это высокооктановая попса как бы «для всех», но при этом она явным образом сделана не «для всех». Она делается Ридли ради самого кино, ради радости придумывать, фантазировать, играть смыслами – да, ежкин же кот, ради удовольствия строить кинофразы стильно, рассказывать историю так, чтобы из нее нельзя было выдернуть ни один эпизод, потому что сказки Ридли – почти всегда эталонны в смысле «удивительных историй», невероятных, дурацких, крутых, глупых, но очаровательных, милых – рассказанных как по метроному и дедушкой внучке на сон грядущий. Но при этом в этих интертейнмент-киноигрушках каждый поклонник его фильмов как-то сразу начинает жить – при полном понимании искусственности надуваемого Ридли шарика. Пока воздух киноволшебства имеется – а у Ридли он имеется – почему бы не пожить? Вот и живешь – все два или два с половиной часа, пока он куролесит.

Справедливости ради стоит сказать: «Марсианин» не пыжится быть чем-то большим. Это очень простое кино. Это даже олдскул (то самое теплое ламповое кино «из семидесятых, восьмидесятых…»). Оно не представляет собой какого-то маленького шага-скачка массового кино и гигантского скачка искусства кино вообще. В его глянцевой простоте есть даже что-то обезоруживающее. Это не простота со сногсшибательной операторской работой, какая была в «Гравитации», и не простота сентиментального и визуально-завораживающего гимна космоса, какая была в «Интерстелларе». Это вот действительно простота второсортного фильма скажем девяносто-лохматого года, просто сделанного на таком уровне, чтобы у так называемых знатоков-умников (в большинстве своем товарищей, знакомых с астрономией и космическими полетами по вики, двум-трем научно-популярным книжкам и разнообразным гик-сайтам) было как можно меньше претензий. Герой Мэтта Деймона (которого уже спасали у Спилберга в «Спасти рядового Райана» и который уже оставался на планете в одиночестве в «Интерстелларе»; и об этом уже сто раз пошутили, достаточно) из-за пыльной бури на Марсе остается один: команда, решив, что он погиб, отправляется на Землю. Дома – пышные похороны героя. Марку Уотни ничего не остается, как выживать в одиночку. Сажать картошку в дерьме (не метафора), общаться с видеокамерой, ведя тем самым личный дневник, и ждать, когда за ним прилетят обратно. На Земле позднее обнаруживают, что парень скорее жив, чем мертв, и думают, как его вернуть домой. В отличии от большинства космо-фильмов здесь это не так-то просто. «Марсианин» позиционирует себя «как бы»-реалистичным кино – имеют немалое значение траектории, расчеты, вес топлива, в общем, «вот это все», в котором ни я, ни вы ничего на самом деле толком не смыслим, но вынуждены делать уважительное лицо благодарных недоумков, когда в нас пихают траекториями разгона кораблей гравитацией. В формальном смысле «Марсианин» - действительно производственный триллер, которому сродни, например, финчеровская история изобретения «Фейсбука» Марком Цукербергом в «Социальной сети». Вроде бы, никакого экшена, но не оторваться же: хотя вряд ли каждый второй зритель при этом что-то смыслит в коде компьютерных программ. При том, что у Ридли Скотта (точнее у автора романа, который Скотт экранизировал при помощи Дрю Годдара - больше всего известного до сих пор сценариями к отдельным сериям "Баффи" и стёбным хоррором "Хижиной в лесу") были собственно две возможных концовки: либо Марк спасается, либо нет. Остальное, как догадываешься с самого начала – это история Робинзона Крузо, выживания одиночки в тяжелейших условиях, преодоления себя, героизма, стоицизма, гуманизма (и других «измов» - на ваш выбор). Пока Марк сажает картошку, выращивает клубни, рассчитывает расстояние до точки на красной планете, откуда можно будет «позвонить на Землю», герои Джессики Честейн, Кейт Мары, Джеффа Дэниелса и Шона Бина кумекают, как бы товарища накормить или забрать домой.

Вот и вся сюжетная канва. Но, как известно всем, кто более-менее насмотрен именно в производственном кино, сюжет в нем мало необходим. Остаются зазоры на миллиметровой бумаге, где расчерчены траектории сценария вплоть до сюжетных твистов - то есть, «воздух». Тот самый «воздух», который делает кино – собственно кино, а не визуальным пересказом романа или истории. Некая субстанция, сколь угодно идиотская и банальная, но способная оживить всю эту стальную корабельно-космическую конструкцию. За пресловутый «воздух» в «Марсианине» отвечает деревенски-наивное лицо Мэтта Дэймона (которого в рецензиях кличут метросексуалом – хотя он всегда и здесь тоже больше похож на тракториста-колхозника: «Картошка-то уродилась на радость!»), диско-саундтрек и маленькие киношные невербализуемые радости. Мэтт Дэймон у Ридли – реднек, случайно забредший на съемочную площадку, да так там и оставшийся. Это просто Мэтт Деймон, ничего нового, никакого рисунка роли или каких-то там шекспировских глубин: в переводе фильма на анимационные рельсы не должно возникнуть никаких трудностей: герой Дэймона – герой мультика, простейший из простейших. Инфузория-туфля! Шутит – улыбается. В ярости – стучит по приборной панели. Грустит – сидит медвежонком на скале, и смотрит на марсианские просторы. Думает – бровки домиком. Лицо – чисто картофельный клубень. Здравствуй, «Пиксар» и «Уолт Дисней». «Марсианин» это финчеровская «Социальная сеть» без какого-либо двойного дна, т.е. самый что ни на есть мультик (или кино позднего Спилберга – whatever). Тем не менее, будучи мультиком фильм Ридли завлекателен. Его саундтрек из хитов эпохи 1980-х входит в кино идеально – как пластмассовый кинжал в дерматиновые ножны. Дэймон, застрявший на Марсе, на самом деле совершенно не похож на Робинзона Крузо. Не потому, что он знает, что его все равно спасут (законы жанра «мультика/спилберга»). А потому, что он среднестатистический болванчик, который разве что играет в сложную компьютерную игру-стратегию под песенки из динамиков. Но именно в этой одно- двухмерности его герой очарователен. Он ненавидит диско, но песни той эпохи (в т.ч. одна - группы ABBA) – прекрасные и великие, вообще говоря, через одну – снайперски-точно сопровождают его одиссею. Как и песенка Боуи «Starman» с ее финальными «Ла-ла-ла-ла-ла». Никакого эмбиента или там дабстепа. Никакой рефлексии – герою Дэймона просто некогда. В глазах этой инфузории-туфли отражается не какая-то там бездна или "немыслимое одиночество", а скучная, хотя и красивая (Ридли Скотт же) марсианская пустыня, клевый марсоход, необычный небосвод, симпатичная картошка. «ABBA» – несмотря на то, что большинство их хитов на самом деле печально-ностальгические, воспринимаются большинством же – группой «радости жизни». Мэтт Дэймон на Марсе – это, скажем так, давинчевский универсальный человек, увиденный с позиции «радости жизни». Александр Лукашенко, снимающий – в очередной раз – фиговый урожай в неурожайный год (в «зоне рискованного земледелия»), но все равно неунывающий, хотя «держаться нету больше сил». Тракторист из совхоза «Светлый путь», на пути которого пни, а выкорчевывать уже некогда: партия требует сажать в срок! Мэтту Дэймону, откровенно говоря, не хватает разве только ватника, грабель и пачки «Беломор» (и марсианского сельскохозяйственного образования).

И вот тут мы подходим к пожалуй единственному хорошему моменту фильма. Моменту, тесно связанному с производственным «скучным нарративом» (есть проблема – решим, надо доехать до точки – посчитаем координаты и т.д.) и самим неприхотливым лицом Дэймона («Иванушка-дурачок»). После Ханны Арендт в философско-политологический фольклор вошло словосочетание «банальность зла». Так вот, «Марсианин» это не про банальность зла и даже не про банальность добра (хотя и про нее тоже), а про банальность выживания простого человека в сложных обстоятельствах. Никаких тебе героических гениальных находок. Никакого сложно-сочиненного лица в критические моменты (за него по идее должен был отвечать глава «НАСА» герой Джеффа Дэниелса, но в нем навеки застрял персонаж комедии «Тупой и еще тупее»). Семейных соплей почти нет. Есть только смекалистый Марк Уотни на далекой красной планете, и за миллионы километров от него планета Земля, жители которой хотят этого чувака вернуть домой. Между прочим, как раз в концовке, которую многие ругают за спилберговскую слащавость, есть что-то трогательное: человека, оттрубившего энное число месяцев далеко-далеко под диско-хиты, находившего себе радость разве что в выращивании картофеля и разговорах с самим собой (и в ненависти к диско), спасают всей планетой под овации на Таймс-сквер. Но самое трогательное в том, что "Марсианин", который уже прославлен в сети как "один из самых фактически точных фильмов про космические путешествия", вообще говоря, не сай-фай, и научно-фантастическая подкладка лишь все запутывает. "Марсианин" про жизнь в землянке. Точнее: "Марсианин" про, условно, российскую провинцию и российские же дороги. Фильм Ридли Скотта универсально и превосходно считывает эмоциональный код человека, застрявшего где-то в горах за Уралом (или в кировских лесах). Машина заглохла и дальше не поедет. Сотовый не ловит. Местные мужички не могут вытащить твою колымагу из колеи. Остается ждать трактора или тягача. И слушать зажеванную кассету со старыми хитами, снова и снова, снова и снова, снова и снова (тут не только диско возненавидишь). В одиночестве Марка Уотни море обаяния именно потому, что это не одиночество астронавта, а вполне банальное одиночество человека, застрявшего у черта на куличках, когда вокруг собачий мороз, жрать нечего: а впереди целина, за возделывание которой тебе орден все равно не светит. Герой у Ридли Скотта настолько банален и вырезан из картона, что сводит скулы. Но штука в том, что и не скажешь в данном случае «так не бывает». Потому что вот так картонно, скучно, в стиле «диско» и «Александра Григорича» бывает почти всегда, и об этом не снимают фильмы. Если только не поместить обыкновенную историю маленького человека в рамки марсианских хроник.

Резюмируем. Ридли Скотт, основоположник очень красивого тревожного сай-фая, и космического сай-фая в том числе, имел полное право снять красивое кино про выживание астронавта-ботаника на Марсе. Он сделал это в жанре производственного кино, умудрившись нажать на все нужные кнопочки массового зрителя: плакат, глянец, сказка, мультик. Кино получилось, со всеми «но», живым и «ламповым», с умопомрачительно-прекрасными марсианскими пейзажами и нетривиальным саундтреком. Ради романтики межпланетных путешествий и общечеловеческой мечты о Марсе это все, наверное, и снималось. Но, по-моему, Ридли не удалось прогреть двигатель своего кинокорабля до нужной температуры, когда романтичность и обыденность танцуют диско вместе – без приказа и без подсказки. В финале его же «Чужого» Эллен Рипли в одних трусах спасалась он монстра и спасала котика – и в этих десяти минутах было столько теплой ламповой романтики (в том числе и «мы покоряем космос в одних трусах и с котиками!»), что не было необходимости лакировать ее громовыми аплодисментами центра управления полетами и диско-поп-музыкой, сто раз замечательной, но всегда крадущей эмоции и перетягивающей одеяло на себя у почти любого фильма, где она звучит. Немножко жаль, знаете ли, что фильм-мечта про «и на Марсе будут яблони цвести» оказался киношкой про Мэтта Дэймона с лицом как раз котика, где самый остросюжетный момент – это потеря урожая картошки и "ла-ла-ла-ла-ла" Боуи во время спасательной операции. И непонятно на самом деле, чего ленте не хватило: то ли котика, то ли Рипли, то ли монстров, то ли, простите, трусов.

8
Фото Igor Shvernik
отзывы:
17
оценок:
25
рейтинг:
51
9

Большое спасибо Ридли Скотту за то, что, наверное, впервые за последние лет 10 я сидел в кинотеатре и мечтал, чтобы фильм как можно дольше не кончался. Я дважды пустил слезу и все 2 часа 20 минут отчаянно сопереживал Марку Уотни, затерянному в космосе. Сразу скажу, что я смотрел "Марсианина" без дубляжа и, возможно, в русском переводе фильм проигрывает. Этим, видимо, можно объяснить комментарий одного моего приятеля в Фейсбуке: "Вчера смотрели "Марсианина". Очень затянуто, и много терминов". На самом деле фильм очень смешной. Рядом с нами сидела компания американских баскетболисток (в том числе Дайана Таурази из сборной США), которая веселились значительно больше, чем зал, который читал русский подстрочник.
Я скажу так. Это шедевр. Фильм практически без слабых мест. Кастинг - супер. Деймон, Честейн, Дэниелс и ещё несколько отлично сыгранных ролей. Литературная основа и сценарий - отлично. Это как раз тот случай, когда фильм не хуже книги. И вообще как-то рука не поднимается противопоставлять книгу фильму. Они друг друга стоят. Спецэффекты, музыка, картинка - все очень хорошо.
Но самое главное не это. Прикиньте, в фильме нет ни одного отрицательного персонажа и ни одного плохого поступка. Пробегитесь по IMDb 250 и найдите ещё один такой же. Думаю, что это будет непросто.
Самое главное, что это кино о позитиве - о любви и дружбе, о верности и единстве, о долге и надежде. Это кино о том, что все будет хорошо. Теперь жду релиза в сети, чтоб пересмотреть. Всем хороших выходных! :-)

8
Фото Savory Fiend
отзывы:
259
оценок:
337
рейтинг:
560
7

Фильм хорош. Подбор актёров, история, скорость развития сюжета - всё здорово! Единственный вопрос к жанру. Не триллер, но приключенческое кино: герой Мэтта Деймона - юморной учёный, настолько удачно оседлавший волну позитива, что я в какой-то момент подумал, "Старик, а зачем тебе вообще возвращаться на Землю ко всем этим проблемам, налогам, интернету и новостям". Сидел бы себе тихонько на Марсе, разводил картофель, наслаждался пейзажами. В общем, "Прометея" поженили на "Гравитации" (это если далеко в историю не углубляться). Что печально: китайцы летят на Марс вместо русских. Наших не упоминают вообще, нет такой страны на карте. Может быть, оно и к лучшему, а то бы опять, как в "Армаггедоне" небритый алкаш в ушанке предстал бы с гаечным ключом в образе "коренного" обитателя Красной Планеты.

8
Фото o12
отзывы:
41
оценок:
59
рейтинг:
64
3

Ужасно!
Такого затянутого сюжета я не видела давно!
Насколько понравился Интерстэллер, настолько разочаровал этот фильм! Действия ноль, весь мир следит за жизнью одного человека (в то время как, скорее всего, умирают тысячи на нашей Земле), развязка примитивна, а конец никакой.
И всё это после недавней новости о том, что на Марсе нашли воду:)
Потерянное время и деньги, а от очков 3D болят нос и глаза - обидно.

7
Фото Виктор Р
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
7
1

Потеря времени и денег - если сказать лаконично! Очередная американская пропагандистская пустышка. Естественно, что никакие законы физики в фильме не работают. Тупая игра актеров, никчемная история про американцев- покорителей космоса вместе с китайцами. Чушь! Считаю фильм даже вредным особенно для детей и тинейджеров.

7
Фото Анастасия Жданова
отзывы:
21
оценок:
32
рейтинг:
59
9

Прекрасный фильм про романтику космических исследований, пропагандирующий науку. Рекомендовала бы отвести детей, чтобы они увидели что-то кроме соплей про любовь и "мочилова", но на фильме странный гриф (16+), который я не могу объяснить ничем, кроме отсутствия на экране российских космонавтов. Люди 20-40 лет увидят в фильме либо сказку не про деньги, либо проамериканскую пропаганду, потому, что уже сложились на определенных ценностях. Пятерка не за гениальность, а за светлые чувства, которые остались после фильма.

7
Фото Константин Нетрепко
отзывы:
62
оценок:
63
рейтинг:
85
1

Унылый, бессмысленный фильм про Робинзона Крузо без пятницы но с интернетом. Сюжет банален, игра актеров посредственна, музыка никакая. Не тратьте деньги.
Да, по мнению авторов есть только 2 космические державы: США и Китай.
Зачем такие ура американские фильмы у нас показывать?
В фильме есть одна хорошая идея: американцы на постоянно визжат и радуются, радуются и визжат. Это очень контрастирует с разочарованными вздохами в зрительном зале.

7
Фото Саид Саидов
отзывы:
6
оценок:
7
рейтинг:
10
1

Что то часто мои рецензии стали удалять наверно по этому удаляются такие же отрицательные отзывы как мои и благодаря действиям модераторов этот фильм до сих пор получает четыре звезды и благодаря этим звёздам я стал жертвой самого скучного кино в моей жизни если б смотрел дома на половине фильма просто выключил б и лёг спать очень скучный киношка не юмора не экшена не фантастика просто чувак на марсе вырастил картошку больше нет нечего интересного

6
Фото Пупок Пупков
отзывы:
6
оценок:
51
рейтинг:
19
3

Космическая вариация "Изгоя" и приключений Робинзона Крузо. В описании к жанру фильма "фантастика" я бы добавил "комедийная". Смотрится фильм легко, герой выживает легко и непринужденно, под звуки зажигательного диско, легкие шутки добавляют происходящему веселья.
"Изгой" с Хенксом был интереснее и драматичнее в сотни раз.
Толстомордому Дэймону не идет роль голодающего колониста. Тощее тело дублера вставлено ужасно коряво. Привет от Кристиана Бэйла в роли "Машиниста". Вот где стремление сыграть роль !
Орбитальные кульбиты проигрывают "Гравитации".

Перед титрами надо было добавить текст:
"Пока вы смотрели эти многомиллиардные страдания человечества по спасению мужика, застрявшего на Марсе, недалеко в Африке от голода умерла сотня детей. Но на на них всем нас..рать".

6
Фото Meadowlark
отзывы:
12
оценок:
22
рейтинг:
182
5

Мэтт Деймон выращивает картошечку на Марсе,пока заторможенные пиндосы,сидя в уютненьких кабинетах на Земле, месяцами не могут решить,как же его оттуда вытащить. Лукашенко одобряет

А если серьезно,то этот фильм будет на порядок слабее почти любого высокобюджетного "кинца" из того же жанра.К тому же он куда менее динамичнее "Интерстеллара" и слабее по содержанию "Луны 2112".Слишком банальная и наивная картина уровня "смотреть можно" с размахом на что-то большее...

6
Фото Учитель Танцев
отзывы:
3
оценок:
7
рейтинг:
7
9

Самый ожидаемый фильм был после Прометея и Интерстеллера. Ридли Сктотт очень большой молодец, что вернулся к научно-фантастическим фильмам. Уже жду сиквелы Прометея.

6
Фото Aleksey Belikoff
отзывы:
92
оценок:
91
рейтинг:
247
7

Нормальный такой голливудский блокбастер, но не ждите откровений уровня Интерстеллар. Здесь даже интриги-то нет никакой. Герой Дэймона просто методично преодолевает одну проблему за другой, пошучивая в вебкамеру. Красиво снятое пособие по выживанию на Марсе. Вот только врядли оно вам пригодится.

5
Фото Sangryl
отзывы:
770
оценок:
868
рейтинг:
2028
7

Фильм хороший и важный. В период, когда целые нации, гонимые войной, бегут табунами по планете, ища спасения, единый порыв всей планеты для спасения одного всего только человека - это громкое заявление. Заявление о том, что главная ценность в солнечной системе - человек, а главная ценность для человека - зеленый росток. Вот так-то!
Но лично мне фильм не понравился. Для кинотеатра мне он показался растянутым, как старый свитер - на пару размеров во все стороны. Для драматизма и глубины мне не хватало рефлексии - все персонажи как один задвинули личные интересы глубоко в... , и это во мне вызывает недоверие - я ж-таки из страны Достоевского и Толстого, не доросла я до альтруистических порывов такой глубины. И потому мне фильм кажется плоскостопым.
Красоты Марса завораживают - я не усомнилась, что съемки велись на Марсе. Но в космической теме разбираюсь слабо. Меня удивила музыкальная дорожка - да, забавно и намекает на "Стражей Галактики", но только время действия - будущее, а если до 2050 года ничего интереснее АББА не придумано, туда даже жить неинтересно....
Резюме: посыл фильма актуален и хорош, но я не думаю, что он достучится до ЦА - молодежи будет нудновато...

5
Фото moyisp ru
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
9
3

Фильм по жанру трудно отнести к фантастике - скорее это комикс. Полное отсутствие законов физики. Скотчем заделывают дыры в космосе - циолковский на том свете наверное надорвался от смеха. Америкашкам срочно стоит подучить физику, прежде чем подобные фильмы снимать. П.С, А то как он проткнул скафандр в космосе и полетел на струе воздуха из скафандра - это фообще убило. Такой чуши даже в мультиках не используют
И второе - фильм очень затянут. До середины фильма еще как то смотрится с интересом,, на второй половине можно уснуть, не ходите на поздний сеанс на него - иначе точно уснете

5
Фото Элен Line
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
5
1

Надо бы убрать из титров Ридли Скотта и Мэтта Дэймона, написать жанр - комедия, и присвоить фильму категорию С. И тогда все будет очень логично! А пока - фильм оставляет ощущение полнейшего абсурда!
Не советую никому! Два часа мучений. Непрофессиональный бред! И это на протяжении всего фильма! Чего только стоят одни проходы космонавтов по кораблю и посиделки за коктейлем, в состоянии невесомости (которая почему-то посещает их периодически), и старт Мэтта с Марса с брезентовой крышей)) В общем пародия на космическую тему.

5
Фото Olga O
отзывы:
14
оценок:
61
рейтинг:
32
9

Я ещё не досмотрела до конца (пишу из кинозала), но заявляю с полной ответственностью: прекраснее этого фильма за последние несколько месяцев я не видела! Да, здесь никто не мутузит друг другу морду, не стреляет, не гонится и не убивает. НО: таких мгновений сопереживания, юмора и волнения я давно не испытывала. Поверьте, отсутствие экшна в его стандартном понимании не делает этот фильм менее напряженным. Побалуйте себя этим волнующим сеансом позитива и искренних эмоций! P.S. Не пейте ничего перед сеансом: оторваться от фильма невозможно :)))

5