Экранизация, Драма |
16+ |
Константин Селиверстов |
1 час 43 минуты |
Сегодня побывал на второй премьере "Процесса"Константина Селиверстова на Санкт-Петербургскском международном кинофестивале "Фестиваль Фестивалей", по одноимённому роману Франца Кафки. Я был удивлён и разочарован, чем именно я скажу позже, так как этим стоит заканчивать, а не начинать.
К просмотру подготовился основательно, прочёл сначала роман, потом в ожидании премьеры фильма Константина Львовича, посмотрел "Процесс" Орсона Уэллса и Дэвида Хью Джонса. Кажется странным, что в России никто не посмел замахнуться на экранизацию Кафки, хотя этого писателя можно назвать культовым. В СССР Кафка был классово чужд, а в "новой России" о нём забыли, так как темой его произведений выступает бюрократия, государственная машина уничтожающая и умоляющая роль человека, даже в его собственных глазах.
О самой картине высказаться однозначно трудно, предыдущие "Процессы" снимались с большими бюджетами. В данном случае сам факт того, что получился фильм и это действительно Кафка стоит держать в голове, когда приходится критически оценивать сцены, например речи К. на допросе, где нет массовки, которая должна была собраться в огромном помещении с галереей, аплодировать или гудеть, или отсутствие запутанных коридоров канцелярии, или например сцены у художника суда Титорелли, где должны были бегать девочки, подглядывающие сквозь щели в студии. Мне кажется нужно опираться прежде не на работы 1962 и 1993 года американских и английских мастеров, а на творчество Константина, тогда станет понятным, почему фильм получился именно таким, почему таким его стоит смотреть.
Актёры, да нужно начать с главного героя Антон Шварца, игравшего в фильме Йозефа К., который не выделяется на протяжении повествования, не загораживает остальных героев, как например произошло у Орсона Уэллса, все персонажи сменяя друг друга, занимали достойное место на экране. Благодаря этому, можно выделить комичную сцену служителя суда Владимира Космидайло, блистательную игру Андрея Шимко(Блока), Вилли Семенова (Адвоката) - неисправимого приколиста. Елена Шварева(фройлян Бюрстнер), Наталья Шамина(Ленни) и Виктория Нарахса(жена служителя в суде) изображают свободу К. ускользающую от него, с ними он перерождается из старшего прокуриста крупного банка, казалось бы скучного клерка, в молодого мужчину обуянного юношеской страстью.
В декорациях множество тонкого изысканного юмора, например портрет судьи у Адвоката, или портрет кафки в сцене допроса, развалины по которым шагает главный герой, символизирующие чувства Йозефа К., практически уже приговорённого и втянутого в игру, идущую по правилам ему непонятным и неприемлимым.
Безусловно можно бесконечно и безжалостно критиковать Селиверстова, его "Процесс" приковывает креслу кинотеатра, оставляет смешанное и трогательное чувство после просмотра, ради которого мы и тянемся к искусству.
Разочарование, о котором не следовало писать в начале, вызвало внимание к фильму, точнее сказать невнимание. В зале находилось не более 20 человек, среди которых присутствовали лица с экрана, включая самого режиссёра. "Кино не для всех", превращается в "кино ни для кого". В сетях модных кинотеатров с 3D и IMAX тысячи Петербуржцев смотрят как запускают "Свиней в космос", потратив на это сотни миллионов вечнозелёных, в то время когда свершается чудо, способное преображать души зрителей.