Документальный |
16+ |
Себастьян Мец |
11 февраля 2013 |
1 час 24 минуты |
metamorphosen-film.com |
Оригинал с картинками
Описание фильма не предвещало чего-то особенного. Далёкие уральские селения вокруг завода "Маяк", печально известного третьим местом на пьдестале радиационных катастроф (после Чернобыля и Фукусимы). Думал, будет что-то слезодавильное и жалостливое. Однако, фильм Себастьяна Меца меня удивил своим нестандартным повествованием - о красоте тех мест и о внутренней силе людей, до сих пор живущих на территориях чёрного трилистника. Удивительно, но беды не озлобили их, напротив наполнили какой-то удивительно ясной энергией, которую автор показывает в безмолвных портретах жителей, очень красивых, фактурных и живых.
Фильм снят целиком в черно-белом формате, что обусловлено не только любовью автора к художественной фотографии, но и тем ощущением нереальности, которое испытывал он сам во время съемок, и которое передает зрителю. Этим же обусловлена и повышенная контрастность изображения - искуственная картинка передаёт искусственность катастрофы.
Местами в фильме встречаются очень сильные и тяжёлые сцены. Завывание ветра с первых же кадров переносит нас в суровую северную зиму с её ощущением тотального холода и одиночества. А вот автор подходит к небольшой но очень радиоактивной речушке со счётчиком Гейгера в руке. Радиация растёт с каждым пройденным сантиметром и вот уже датчик изо всех сил сигнализирует об опасности - но автор идёт и идёт дальше. Безрассудство, скорее характерное для русского, нежели для немца. Или вот маленькие дети - девочки и мальчики, танцующие в детском саду - открытые и красивые, незнающие ничего о прошлой трагедии, не догадывающиеся о будущей.
Автору фильма симпатичны свои герои и его отношение к ним - это не только сочувствие и восхищение, но и своего рода нежность - большая редкость для документального кино, особенно для нашего, где каждый второй пытается снять про глухо-немых, наркоманов, маргиналов или простодушных дурачков скорее в жёстко осуждающем или, наоборот, в приторно жалостливом ключе, и в том и в другом случае ставя себя, а заодно и зрителя, выше героев.
В кадре "Метаморфоз" мы видим и слышим рассказы очевидцев далекого прошлого, их сегодняшние рассуждения о своей жизни. Постепенно репортаж о трагедии превращается в экзистенциальную повесть о российской провинции, о скитаниях и испытаниях, о смысле жизни, родине и о душе. Без пафоса, надрыва и истерики.
Картина Себастьяна Меца "Метаморфозы" - из категории случайных находок. И, на мой взгляд, очень удачная!