День слишком солнечный, опера в магнитоле слишком радостная, и коза на улице слишком хорошо танцует: что-то должно случиться. Пока Шарли Маттеи (Рено), марсельский крестный отец на пенсии, паркует машину, люди в масках выпускают в него две дюжины пуль. Маттеи чудесным образом выживает и начинает мстить: хотя правая рука остается парализованной, он и с левой попадает в лоб не целясь. Врагом оказывается друг детства и бывший подельник (Мерад), сменивший Маттеи на месте марсельского пахана.
Ветеран французских полисье, актер Берри, в нулевые ставший еще и режиссером, предпочитает американское гангстерское кино — и не видит причин это скрывать: один из психованных персонажей второго плана даже портретно напоминает Джо Пеши. Комик Мерад в неожиданной роли злодея, впрочем, больше похож на Березовского, чем на героев Копполы и Скорсезе, да и блондинка-полицейский, закладывающая за воротник вдова в контрах с начальством, — фигура скорее из местного иконостаса. Зато Жан Рено с аккуратным шрамом в пол-лица вот-вот, кажется, перейдет на английский. Рено тут приходится делать невообразимое: он кромсает себя вилкой, выпивает с кошкой, а однажды минут пять продирается через мотки колючей проволоки (эта сцена — один из страннейших в мировом кино примеров использования параллельного монтажа). Вообще, по части занятной дикости «Бессмертный» преподносит несколько сюрпризов, и с членовредительством тут порядок. Другой вопрос, что гангстерский эпос, очевидно задуманный, никак не складывается в силу полнейшей неспособности Берри к связному рассказу: переходы между сценами тут отсутствуют как категория. От фильма остается ощущение, что неопытный режиссер смонтировал полотно на три с половиной часа, а за день до премьеры пришел злой продюсер и ультимативно предложил вырезать половину. Поскольку продюсер тут Люк Бессон, так наверняка и было.
Это еще одна грань французского кинематографа - детективный боевик, так называемый полар. Я не люблю такие фильмы: они слишком резки и кровавы. Возможно, они не лишены саспенса и психологизма, но, тем не менее, они чрезмерно мрачны.
Некоторые сцены сняты невероятно красиво - это, например, сцена перемещения на машине в самом начале фильма. Некоторые сцены сняты невероятно жестоко - это, например, сцена попытки убийства на парковке. Такое чередование восхищает.
Собственно, зачем смотреть этот фильм? За непохожесть на все то, что обычно выпускает Франция, за особенность съемки и за Марсель - второй самый большой и известный город, самый старый и при этом самый нефранцузский из французских городов.
Финал противопоставлен основной концепции фильма: Леон 2 не получился.
Пролитая кровь не засыхает, как и стремление Люка Бессона снимать все, что может принести деньги: «22 пули. Бессмертный»
В 90-е, когда я, собственно, еще учился, самыми популярными были видеокассеты с двумя записанными фильмами. Фильмы тогда тоже штамповались пачками, поэтому часто можно было встретить эдакое собрание сочинений типа «Шесть частей «Ники» на трех кассетах». Видимо, Жан Рено почувствовал дыхание забвения и начал сниматься как сумасшедший во всем подряд. Думаю, все боевики последнего времени с грустным носатым французом можно назвать «Ника: возрождение», ибо Стивену Сигалу удалось передать эстафету.
http://obzorkino.livejournal.com/90715.html
Действие происходит в Марселе. Условно говоря, там есть три крестных отца, друзья они с детства, но вот отрочество, юность и прочие этапы жизни привели к тому, что один из них слишком выбился из колеи. Где это видано – крестный отец, и вдруг стал семьянином? А как же наркотики? Понятно, что один из его друзей решает покончить с этим. Но герой Жана Рено выживает после извлечения из него 22 пуль и начинает мстить. Мстя его, как водится в боевиках «имени Стивена Сигала», ужасна, жестока и бессмысленна.
Люк Бессон, конечно, не перестает удивлять. Мне кажется, он соглашается продюссировать все, что хоть как-то может окупить себя, пусть не во Франции, так за рубежом. И как у российского кинематографа для бесконечного потока боевиков среднего качества в арсенале имеется Гоша Куценко и Костя Хабенский, так и во Франции имеется Жан Рено, который почувствовал, что в Голливуде ему если и дадут играть, то только тупых французов, а у себя на родине он – герой боевиков. В результате имеем посредственный боевик, где Жан Рено в очередной раз играет то, что у него лучше всего получается – стареющего убийцу с грустными глазами и какими-то безумными и бессмысленными принципами.
Фильм идет чуть меньше двух часов, и более-менее динамичным сюжет становится лишь в середине. Начало и концовка, на мой взгляд, получились излишне затянутыми. Это ведь все-таки не «Леон», где лирические отступления были своеобразным багетом для шедевра – образа Киллера с большой буквы К. В «22 пули» образ не получился, точнее, получился каким-то корявым, как будто вместо глазуньи вышел омлет. Вроде бы съедобно, но совсем не то, что ожидалось.
Еще интересным моментом стало то, что в фильме подозрительно много машин, произведенных не во Франции. Всем известна страсть Бессона вставлять в кино по поводу и без произведения французского автопрома, а тут Пежо появляется всего пару раз, да и то – эпизодически. Мафиози рассекают на Мерседесах и Ауди, ну а полиция мужественно догоняет их на Фордах. Почему Люк обиделся на Рено и Пежо, для меня лично осталось непонятным.
Кино, все-таки, неплохое, потому что не претендует на что-либо за рамками жанра детективного боевика. Есть небольшая интрига, есть бандиты и разборки, минимум юмора, максимум реальной жестокости – все это довольно редко встретишь в сегодняшних фильмах, которые рассчитаны на охват максимально широкой аудитории. И, пожалуй, это главное достижение «22 пуль».
Вердикт: поклонникам жанра наверняка понравится, но остальным будет откровенно скучно.
(c) Обзоркино
За последний год французский кинематограф выпустил три картины, где очень достоверно раскрывались принципы и идеи криминального мира. «Враг Государства №1», «Пророк», и вот сейчас «22 пули: Бессмертный».
Для меня «Враг Государства №1» бесспорно одна из лучших картин ушедшего года, потому что в таких фильмах показывается настоящая мужская сущность, наполненная честью и упертым характером. Фильм о том, какие принципы должны отстаиваться человеком, вставшего на путь крови и денег.
«22 пули: Бессмертный» несомненно очень качественный и отлично снятый фильм. Основная тема этого фильма – это расхождение криминальных принципов. У кого-то осталась честь и достоинство, а у кого-то деньги и женщины затмили разум и окружающий «гламур» сбил с пути. В данной картине очень хорошо раскрыта суть мести, смысл и причина поступков. Здесь нет бессмысленных убийств или красивых драк. Единственное, к чему здесь можно придраться, это концовка. Вряд ли, Шарль Матей был настолько милосердным, что не наказал предателя и остался на свободе за мелкие нарушения, но это уже каверзы кинематографа.
Отличная режиссура и прекрасно перенесенная на экран правдивая история человека, с понятиями настоящего мужчины.
Обожаю Жана Рено и тему мафии....но....
Фильм ужасно скучный, натянутый и неоправданно грязный.
Даже Жан Рено своим присутствием не спас этот фильм от моей зевоты.
Не интересен ни сюжет, ни актеры, ни картинка. После фильма сразу захотелось включить "Крестного отца" дабы восстановить моральное равновесие.
Может кому и понравится...но это не я.
Не согласен с Зельвенским в том, что Бессон и Берри сняли слабое "американcкое" кино. По мне - так они как раз ориентировались на, увы, подзабытый жанр именно французского криминального фильма. Того самого, где Rififi Жюля Дассена и "Не тронь добычу" Беккера, "Сицилийский клан" Анри Вернея, "Второе дыхание", "Красный круг" и, конечно же, "Самурай" Мельвиля. Я не утверждаю, что "Бессмертный" встанет в один ряд с классикой, но для меня очевидно, на какие традиции он ориентирован.
Это мужское кино. "Плохие" гангстеры и "хорошие" гангстеры, свой "кодекс" даже у преступников, суровые мужские разборки, "дело чести", даже если это "честь" убийцы, "семья", которая по кодексу должна оставаться вне "работы", месть за друзей, кровь за кровь, особенно если враг перешагнул "понятия". Действие - брутальное и натуралистическое, никакого трюкачества, "цифровых" эффектов и фантастических погонь из подростковых action-феерий. Пистолет в руке, выстрел в упор, кровь струей. В свое время именно так - с кодексом в голове и с пистолетом в руке - проживали свою жизнь экранные крутые мужики вроде Жана Габена и Лино Вентуры.
"Бессмертный" четко укладывается в традиции французской гангстерской классики. Подпортил дело только финал, слишком похожий на happy end, который никогда не ждал героев классического канона. Обреченность - знак, которым помечены практически все герои французского криминального мира (особенно у Мельвиля). "Пролитая кровь никогда не засохнет" - правильный лейтмотив и этого фильма. И финальный тревожный взгляд Рено в камеру, когда кажется, что все уже позади, - пусть и облегченный, но все же отголосок того кино 50-60х, где преступление никогда не приносило счастья.
На редкость пустой фильм о том, как Жан Рено крошит в капусту своих друзей-мафиози, как будто он - Железный Человек 3 и Бэтман в одном лице. Временами на него нападают приступы благородства и сострадания, и кого-то он отпускает, чтобы в следующем эпизоде с новой силой взяться за пистолет. Странно, что Жан Рено вообще в это ввязался.