Киноафиша Москвы

Фильм «Избави нас от лукавого»

Deliver Us from Evil (2014, США)

6.6
0:00 / 0:00
0:00

Избави нас от лукавого

Избави нас от лукавого (без перевода)

Смотреть трейлер

Нью-йоркский полицейский против Сатаны

Новый фильм набившего руку на хоррорах американского режиссера Скотта Дерриксона — про рационального полицейского-крепыша, который внезапно объединяет усилия со священником-экзорцистом и отправляется на бой с демонами, которые, оказывается, вовсю хозяйничают в Бронксе. Отсутствие оригинальных находок с лихвой компенсируется саспенсом и убедительным австралийцем Баной в главной роли.

Актеры

Режиссер фильма «Избави нас от лукавого»

Фильмов: 7

Режиссер фильмов ужасов, который начал свою карьеру с пятой части «Восставшего из ада». После нескольких успешных хорроров вроде «Синистера» и ремейка классической фантастики «День, когда Земля остановилась» его заприметила студия Marvel. Видимо, кинобоссам показалось, что этот режиссер явно на короткой ноге с потусторонним, поэтому Дерриксону доверили съемки самого магического фильма марвеловской франшизы — «Доктор Стрэндж».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1164
оценок:
787
рейтинг:
18173
5

Глупый, но страшный детективный хоррор про бесов

В Ираке небольшая группа солдат спускается в пещеру, где происходит что-то ужасное. Три года спустя полицейский Сарчи (Бана), физически крепкий рационалист, вместе с напарником (МакХейл) патрулирует Бронкс, и внутренний голос велит ему принимать странные вызовы. Вот бесноватый морпех избивает жену. Вот женщина в зоопарке бросает собственного ребенка в ров перед клеткой со львами. Вот итальянская семья переселяется в гостиную, потому что из подвала доносятся звуки, а лампочки взрываются. Все эти случаи окажутся связаны между собой, а Сарчи подружится с примодненным иезуитом-экзорцистом (Рамирес), который откроет ему глаза на истинное положение вещей в мире.

Фильм Скотта Дерриксона («Шесть демонов Эмили Роуз», «Синистер»), как это принято в хоррорах, туманно ссылается на некие «реальные события», но, по всей вероятности, реально здесь только одно — фигура Ральфа Сарчи, нью-йоркского полицейского, который однажды уверовал в бога и объявил себя борцом с демонами (и написал об этом книжку). К сожалению, именно этот сюжет, достойный как минимум занятной драмы, а еще лучше комедии, в «Лукавом» проработан наиболее слабо: небритый священник в кожанке без особого труда вербует героя в католическое воинство, налив ему виски и отпустив грехи. Зато на той половине поля, где расположилась команда Сатаны, происходит масса занимательного: люди стирают ногти о бетонный пол, галлонами пьют растворитель, кусаются, прыгают из окон, разговаривают со львами. Животные, вообще, отдельная тема в фильме: помимо львов там действуют собака, кошка (в ужасном состоянии), мышка, аквариумные рыбы и филин, а лучшая сцена происходит вечером в зоопарке, где вырубилось электричество. Разумеется, все это сплошное надувательство — в «Лукавом» нет ни одной собственной находки и хоррор держится, в общем, на одном приеме: человек заходит в темное помещение, звук стихает, а потом вдруг — бу! Но с другой стороны, это нынешнее состояние жанра, и Дерриксон делает свою работу весьма недурно. Здесь есть атмосфера (скорее экзистенциального полицейского триллера, чем фильма ужасов), есть какая-никакая, но интрига и Бана убедителен насколько возможно в этих обстоятельствах. И, конечно, есть группа The Doors — тут пора взять назад слова про отсутствие находок: выясняется, что демоны любят песни Моррисона даже больше, чем дурно выученную латынь.

22

Отзывы пользователей о фильме «Избави нас от лукавого»

Фото Соня Николаева
отзывы:
5
оценок:
7
рейтинг:
21
9

Не ведитесь на отзывы псевдо высоко любых кинокритиков))) ,интересный держущий в напряжении фильм,кинозал был битком и никто даже попкорном не хрустел ,это чём то говорит)) идти всем!

13
Фото Ирина Данилова
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
5
5

В целом, фильм неплохой, но совершенно не страшный. Впервые увидев трейлер, подумала, что будет что-то нереально жуткое, но мои ожидания не оправдались. В плане актерской игры и сюжета, можно поставить твердею четверку)) А так, очередной одноразовый фильм, вышедший на больших экранах.

5
Фото Artur Sumarokov
отзывы:
716
оценок:
2571
рейтинг:
913
7

Pater noster, qui es in caelis, sanctificetur nomen tuum. Adveniat regnum tuum. Fiat voluntas tua, sicut in caelo et in terra. Panem nostrum quotidianum da nobis hodie. Et dimitte nobis debita nostra, sicut et nos dimittimus debitoribus nostris. Et ne nos inducas in tentationem, sed libera nos a malo. amen. Amen! AMEN!. Искусно расписанное татуировками тело жадно извивалось в конвульсиях, а бледная кожа взмокла от пота, который ручьями сочился из нее, источая приторный смрад. Из искаженного невыносимой болью и затаившимися криками рта текла густая белесая пена и рвота. Глаза, некогда бывшие орехово-карими, закатились в чувстве изобилующего страдания, обнажив стерильную белизну зрачков. Руки, медленно высвобождавшиеся из пут наручников, отплясывали в разгоряченном неразряженном воздухе некий ритуальный танец, они царапали, тянулись, извивались. В этом акте экзорцизма не было ничего сакрального; все было до боли типично, ибо никогда еще в своей истории Город Желтого Дьявола не был так близко к Нему. И офицер полиции Нью-Йорка Сарчи, не без помощи священника Мендозы, начинает собственную охоту за демонами на злых улицах червивого и гнилого Большого Яблока.

Совместное детище известного американского режиссера и сценариста Скотта Дерриксона и знаменитого блокбастерных дел мастера Джерри Брукхаймера, впервые в своей карьере обратившегося к жанру ужасов, фильм «Избави нас от лукавого» 2014 года представляет из себя весьма качественный продукт симбиотического жанрового брожения, своим сюжетообразующим фундаментом упираясь в одноименный литературный первоисточник из категории бестселлеров, принадлежащий перу Ральфа Сарчи и Луис Колльер Кул и имеющий к тому флер полуавтобиографичности, поскольку сам Ральф Сарчи долгое время трудился в Нью-Йоркском полицейском управлении штатным копом, пару раз столкнувшись по службе со случаями более чем выходящими за рамки нормальности и обыденности с душком бесноватости и прочих радостей паранормального. Взявшись в очередной раз рассказывать зрителям историю о самой страшной из всех существующих видов одержимостей — демонической бесноватости -, Дерриксон не столько стремится в своей новой картине провести окончательную и бесповоротную деконструкцию этой уже порядком изнасилованной множественными эксплуатациями темы, не столько тщится подвести красную черту под расшаблонизацией, ибо художественные возможности избранного жанра невелики, сколь просто создает крепкий, имеющий огромный кинематографический потенциал полижанровый фильм, в котором в качестве основного метода воздействия на аудиторию становится не упоение кровавыми банями и бессодержательная расчлененка, не постмодернистские иронические игрища, а постепенно нагнетаемое напряжение и макабрическая атмосфера, присущие преимущественно классическим образцам хоррора. Дерриксон со знанием дела играет оттенками и полутонами ужаса, не утяжеляя повествование побочными линиями, погружая зрителей в полное безысходности и безумия пространство.

Впрочем, «Избави нас от лукавого» как хоррор проявляет себя далеко не сразу, ибо фильм, если не брать во внимание зловещий и довольно кровавый эпилог, начинается как весьма традиционный, хотя и депрессивно-гнетущий детектив, в котором в роли центрального протагониста и по совместительству истового католика выступает полицейский Сарчи, к своему ужасу столкнувшийся в один не самый прекрасный миг своей жизни с чем-то неизведанным и потусторонним, стремящемся поколебать не только устои его веры, но и приблизить родной для него Нью-Йорк к амбразурам Ада. Очень скоро фильм продолжается в линии психопатологического и религиозного триллера, радуя крепким рисунком динамического развития и режиссерской сбалансированностью без ухода в визуальную избыточность и содержательную вязкую трясину, лишь в финале, который более чем удачно ломает линейность нарратива, звуча инфернальными аккордами хоррора. Обладая определенной, но вполне приемлемой долей вторичности(все таки даже для Дерриксона этот фильм стал уже вторым обращением к теме демонической одержимости после «Шести демонов Эмили Роуз»), в «Избави нас от лукавого» присутствует лишь тень незатейливых клише, которыми Дерриксон оперирует вполне умеренно, не раздражая и не навязывая их.

И финал-то как раз является той приятной неожиданностью, делающем на выходе «Избави нас от лукавого» не просто очередным и сугубо проходным фильмом ужасов, отчетливо поднимая в картине ряд актуальных вопросов, касающихся веры и безверия в современном мире в целом и в мегаполисах в частности. Отчасти своей фильм начинает играть на поле семантики Айры Левина и Романа Полански, затрагивая ту же самую проблематику, которая доминировала в «Ребенке Розмари», и даже Нью-Йорк в обеих этих, кардинально разных и по кинематографической структуре, и по сюжетному наполнению, и по синефильским узорам и кружевам, которые Дерриксон бережно сплел в своей ленте, выглядит одинаково — как вместилище истинного Зла, лик которого множествен и ужасен в своей перманентно ускользающей природе и антропоморфной красоте, которая уродлива и прекрасна водночасье. Дьявол — он повсюду, буквально говорит режиссер, и кажется, что с этим утверждением трудно не согласиться. Помимо сугубо привычного для религиозных хорроров конфликта между Добром и Злом, в «Избави нас от лукавого» на первый план выдвигается иной, более интересный и противоречивый, конфликт между разными по взглядам на жизнь и веру героями Эрика Баны и Эдгара Рамиреса, и конфликт этот касается столкновения истовой, подчас ослепляющей веры в Бога, и веры, полной сомнений и скепсиса. Выбранная режиссером неожиданно нейтральная позиция позволяет равно громко высказаться как персонажу Эрика Баны, для которого вера в высшие силы является подобием эскапизма от жестокой реальности, в которой он существует, вера как смирительная рубашка тотального смирения, потому выход за рамки для него становится испытанием этой слепой, не ведущей никуда, веры, так и герою Рамиреса, который экстраполирует в себе большинство образов священников-экзорцистов: от Ланкастера Меррина до, собственно, отца Мора. Его вера построена на умозрительности и поиске истины, на сомнениях и страхах, ибо Бог для него столь же реален, как и Сатана, с которым ему по долгу нелегкой службы приходится сталкиваться не раз и не два, а много больше.

Шелковой и красной от крови нитью через всю картину проходит и тема преступления и наказания, преступления, которое бумерангом возвращается к тем, кто преступил законы человеческие и божьи. И наказания, которое не бывает слишком жестоко, слишком беспощадно, слишком чудовищно, ибо за все совершенные грехи должна быть расплата — кровью, слезами, душой, всем чем угодно, что стоит целой загубленной жизни. Создав целую галерею антагонистов, придав фильму многоголосицу, Скотт Дерриксон будто стремится к резкому социальному высказыванию, выдвигая фильм из категории стандартизированных ночных кошмаров и странных видений в полюс религиозно-философской драмы, из которой отчетливо виден расписанный под брутальную палитру Иеронима Босха портрет современного общества, в котором нет веры, нет надежды, нет любви. Нет ничего и никого, кроме многоликого Дьявола и его демонов, по праву занявших свое место в буйных головах. И изгнать их, не переступив черту, будет очень непросто, особенно если и сам еще не веришь, что Он не всегда бывает всесилен.

5
Фото Евпатий Букоян
отзывы:
250
оценок:
263
рейтинг:
1191
7

Предсказуемый и бесхитростный, но мощный как состав из 4-х ВЛ-80 и 100 вагонов мистический полицейский триллер. В наше время в фильмах подобного жанра не хватает крепких ремесленников, кто не убежит под юбки действия в замкнутом пространстве и псевдо-ручной камеры, а как надо расскажет историю и заверстает избитые, но приятные мелочи. Вовремя уронит распятие, с какого надо раза направит луч фонарика на что-то, от чего вскрикнут девчонки в зале, вспомнит, что у бесноватых людей есть обильное слюноотделение и это можно выгодно (в смысле страшно) показать в кадре. Ну и да - здесь священники под смачный затяг и стакан виски признаются в таком, на что не хватит духу и у иного не священника, бесы вместо арамейского поют тексты Джима Моррисона, и есть еще пара-тройка неплохих находок которыми не хочется сильно спойлерить, что тоже в плюс.

4
Фото Graf Seth
отзывы:
53
оценок:
71
рейтинг:
94
7

Хороший фильм, несмотря на то, что это не фильм традиционный ужасов про экзорцизм (традиционное БУ! таки пару раз неожиданно и появляется). Фильм цепляет атмосферой. Он хорошо снят, отлично играют Эрик Бана и Шон Харрис. Но самое главное в фильме - это звук! Во-первых, все звуковые эффекты действительно мрачные и жутки.Во-вторых, это...

People are strange when you're a stranger
Faces look ugly when you're alone
Women seem wicked when you're unwanted
Streets are uneven when you're down...

Весь фильм - огромнейшее, с любовь сотканное посвящение группе Doors. И это, черт возьми, шикарно! Возможно, кому-то покажется это нелепым, но это действительно очень удачная находка. Для полноты картины нужно было и демона назвать Джимом. В общем - хорошая смесь хоррора и полицейского триллера. Хватает и драки саспенса. Да, фильм не супер шедевр, как, к примеру, Семь, который он напоминает местами (я в конце честно ожидал сцену на подобие "ЧТО В КОРОБКЕ?!"), но о потраченном времени совершенно не жалеешь Да что там, даже, наверное, куплю Blu-ray, когда выйдет...

4

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией WDSSPR

Полиция Нью-Йорка расследует серию тревожных и необъяснимых преступлений. Один из офицеров (Эрик Бана) обращается за помощью к специалисту по экзорцизму, чтобы избавить город от дьявольской напасти.