Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Жертвуя пешкой» (США, 2014)

6.4
оценить
Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1207
оценок:
837
рейтинг:
10963
5

Шаблонная, но увлекательная биография Бобби Фишера

Летом 1972 года в СССР началась очередная антиалкогольная кампания, в вашингтонском гостиничном комплексе «Уотергейт» полиция задержала пятерых взломщиков, а в Рейкьявике проходил матч за звание чемпиона мира по шахматам. Обладатель титула Борис Спасский (Шрайбер) встретился с 29-летним американским гроссмейстером Робертом Фишером (Магуайр). Американец проигнорировал церемонию открытия, проиграл первую партию, на вторую не явился вовсе и пригрозил уехать, если организаторы не уберут камеры, которые слишком громко жужжат, а заодно и зрителей.

Чем закончился «матч столетия», не секрет, но учитывая все обстоятельства, удивительно не то, что об этом сняли фильм, а то, что с этим тянули 40 лет. И в итоге немного опоздали: превосходная документалка «Бобби Фишер против всего мира» (2011) исчерпывающе описывает исландский триллер и, насколько это возможно, трагикомическую биографию шахматного гения. По большому счету необходимость в «Пешке» после этого фильма пропала: по крайней мере Эдвард Цвик, постановщик качественных тяжеловесных блокбастеров («Осада», «Последний самурай», «Кровавый алмаз»), не тот автор, который мог бы найти в истории Фишера какие-то неожиданные глубины. С другой стороны, сюжет сам по себе настолько хорош, что за ним было бы интересно следить и в школьном драмкружке; туповатая режиссура Цвика и добротный, не более, сценарий уважаемого британца Стивена Найта («Порок на экспорт», «Лок») — вполне сносное предложение.

Проанонсировав матч, фильм, как обычно бывает, берет длинную паузу и уходит в прошлое. Маленький Бобби в бруклинской квартире, где мать, еврейка, коммунистка и, видимо, легкомысленная особа (Фишер позднее безуспешно пытается выяснить, кто был его отцом), учит его не разговаривать на улице с фэбээровцами. Бобби-подросток, делающий головокружительные успехи в шахматах и уже научившийся по-свински вести себя с окружающими. Наконец взрослый Бобби — который ссорится с ФИДЕ, покидает турниры из-за того, что русские якобы играют друг с другом договорные ничьи, но не оставляет мечту разрушить советскую монополию. Тут ему в помощь являются гроссмейстер-священник Билл Ломбарди (Сарсгаард), тренер и друг Фишера, который будет его секундантом в Рейкьявике, и Пол Маршалл (Сталбарг), юрист, называющий себя патриотом (фильм обтекаемо, но недвусмысленно намекает на его связи с официальными структурами).

Где-то маячит и могучая фигура суперврага — словно Магуайр снова стал Питером Паркером. Это, конечно, Борис Спасский, которого Лив Шрайбер играет с недурным русским произношением и впечатляющей харизмой. Молчаливый, сосредоточенный, редко снимающий черные очки Спасский — полная противоположность психопату Фишеру. Но если второплановые русские выведены в «Пешке» очевидно карикатурно и довольно злобно, у Шрайбера есть яркие и по-настоящему смешные моменты — и не только когда он идет окунуться в океан в сопровождении двух мужчин в штатском. Сцена со стулом на турнире — один из тех редких эпизодов, когда кажется, что фильм наконец примет непредсказуемое направление.

Шахматы не самый зрелищный вид спорта, и, упираясь в извечный вопрос, как показать на экране гениальность, полет, который и словами-то описать непросто, Цвик действует дедовскими методами: драматическая музыка, нахмуренные лица, иногда даже немного спецэффектов. Работает ли это? И да и нет; как минимум шахматные сцены не лишены элегантности. К счастью для авторов, Фишер настолько артикулированно проявлял свое безумие и при этом был настолько блестящ, что необходимая комбинация складывается сама собой: Магуайр спокойно дает Кэрри Мэтисон — и в то же время результаты, как говорят спортивные комментаторы, на табло. К несчастью для авторов, любить или даже полноценно сочувствовать главному герою трудновато — фильм до последней минуты обреченно и безуспешно борется с этим парадоксом. Но щедрая история и тут дает Цвику костыли (а он и тут ленится проявить фантазию — ну сколько можно озвучивать начало 70-х «Белым кроликом»?): конечно, это не только про человека, но и про время. Противостояние сверхдержав, съежившееся до размеров шахматной доски, — что может быть нагляднее. И когда дело доходит до знаменитой шестой партии, Фишер перестает быть Фишером, параноиком, антисемитом, позером и скандалистом. Он уже даже не рок-звезда — а американец на Луне. И тут даже мы, скучные русские в серых пиджаках, вынуждены аплодировать.

3
0
20 ноября 2015
Отзывы по рейтингу рецензии
Фото badman
отзывы:
17
оценок:
18
рейтинг:
46
9

"Третья мировая война за шахматной доской". Исчерпывающая характеристика фильма одной фразой из этого самого фильма.

Не знаю, почему этот фильм вышел в прокат так тихо. Предполагаю, потому, что он заканчивается победой американца над русским. Но что поделаешь: так и было. Фильм всё же по большому счёту не о победе, а о войне. Грандиозной войне, даже крошечный кусочек которой (размером с шахматную доску) выглядит как битва века. Это отличный фильм о двух гениях, которых сделали оружием в противостоянии систем. И сломали обоих. Но битва осталась в истории, как многие великие битвы. Людей только жалко. Но уж лучше такие битвы (или, например, хоккейные) чем реальные, которых хватало и в той войне, и сейчас меньше не стало. Увы.

P.S. Тоби Магуайр особенно хорош. Подфартило с ролью: Фишер это вам не человек-паук. Он круче, потому что был на самом деле. Ну и остальные актёры не подкачали.

7
0
20 ноября 2015
Фото Виталий Винтов
отзывы:
39
оценок:
58
рейтинг:
104
9

Фильм завораживает с первых кадров. По аналогии с историей Филиппа Петти, французского канатоходца-самоучки, фильм рассказывает нам о явлении гения человечеству, который своей неистовой жаждой невозможного, раздвигает границы человеческих способностей и такие люди притягивают нас как магнит. Они дают нам чувство полёта и сопричастности к чему-то невозможному, чего человеческий гений способен достичь.
Бобби Фишер, совершенно не приспособлен к жизни в социуме, он социопат, истерик и одинокий молодой человек, у которого нет друзей и личной жизни. Он несчастен? Совсем нет! Ведь у него есть страсть, есть мечта и вся жизнь его- путь к этой мечте. Он хочет быть лучшим в мире шахматистом. Это нереально, только сумасшедший может мечтать о том, чтобы победить советскую шахматную машину. Многолетний конвеер по производству чемпионов мира. И в это не верит никто... никто, кроме мальчишки из бедной американской семьи. Детские страхи и комплексы оставляют на его психике свои следы и фобии, перерастающие в мании, мешают ему совершенствовать свой дар... но мешают ли? Один из героев фильма, на предложение полечить Бобби в психиатрической клинике, отвечает аналогией, что лечить гения всё-равно, что забетонировать природный источник.
Но это гораздо более глубокий фильм чем история гения и его успеха и болезни. Гений в социуме. Гений брошенный на алтарь холодной войны. Он один должен драться за Америку с огромной красной империей. Справится ли он с этой ношей? С кем ему труднее бороться, с великим и непобедимым чемпионом Спасским или со своими демонами? Сломает ли его система государственной машины? Встроится ли гений в социальные рамки государственной политики и правильного поведения официального лица? Это покажет картина, если кто не знаком с биографией великого нонконформиста и бунтаря от шахмат Бобби Фишера. Он не стал бороться за сохранение шахматного трона, не согласился на миллионные гонорары, стал бунтарём и политическим провокатором. Он как художник из песни на стихи Вознесенского, продал картины и кров и не стал успешным человеком. Но загубив свою карьеру и жизнь, Бобби приобрёл то, что правильным чемпионам , ныне забытым и не снилось, Бобби Фишер стал легендой для своей страны, которая была к нему жестока при жизни. Был ли Бобби счастлив? Наверное был, ведь у него был этот главный миг в его жизни, миг величайшего триумфа гения, который побеждал вопреки всему, всем правилам и схемам. Ему аплодировал лучший на тот момент шахматист мира и вместе со Спасским, ему аплодировал весь мир. Он вспыхнул и погас, оставив в истории ярчайший след и ушёл непобеждённым чемпионом. Безумству храбрых поём мы песню. Безумные гении раздвигают нам пространство возможного, дают человечеству надежду и право на мечту. Покойся с миром Бобби.
P.S.
Безусловно лучшие роли в карьере Тобби Магуайера (Фишер) и Лива Шрайбера (Борис Спасский)

3
0
4 декабря 2015
Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2012
5

USA versus USSR через шахматы

В некоторой степени актуальное сейчас с политической точки зрения противостояние двух легендарных гроссмейстеров – американского и советского – казалось бы и рассказано красиво и сыграно хорошо, но почему-то при этом – субъективно – совершенно лишено вовлечения зрителя в процесс и эмоционально не цепляет. Для осознания какой-то внутренней заинтересованности и получения большего удовольствия от просмотра этого фильма нужно, вероятно, быть более мотивированным и увлеченным игрой в шахматы.

3
0
23 ноября 2015
Фото Су-ов
отзывы:
78
оценок:
79
рейтинг:
100
9

Никогда не интересовался шахматами, но имена Бобби Фишера и Бориса Спасского кое-что говорят даже мне. Правда, вспомнить, почему, я бы так и не смог. Но мало про какие шахматные партии снимают целые фильмы, причем с неплохими актерами Тоби Магуайром и Ливом Шрайбером!

Картина, конечно, своеобразная, но с обеими своими задачами она справляется. Во-первых, она дает отличное представление о том, что же произошло тогда, в почти пятьдесят лет назад, в Рейкьявике. И почему это было так важно. Понятно, что это наверняка только одна из версий, и так далее, но это уже имеет не такое значение.

Во-вторых, даром что кино про шахматы, это настоящий психологический триллер. За что огромное спасибо режиссеру и актерам - когда смотришь, сидишь как на иголках, по-настоящему переживаешь, даже пугаешься… Это признак мастерства, конечно. Очень рекомендую.

1
0
1 декабря 2015
Фото reginamarina
отзывы:
65
оценок:
67
рейтинг:
283
7

«Ты думаешь, что у тебя 40 миллионов комбинаций, но на самом деле есть только один верный ход».

Думаю, успех байопика определяется способностью режиссера создать не фотографию, а настроение времени, в котором жил герой, и рассказать не биографию, а историю. С этим у Эдварда Цвика все отлично. Умению органично вплетать в сюжет кинохронику и дополнять аутентичной, берущей за живое музыкой у него можно поучиться.
Идея фильма не менее выигрышна: личное безумие гроссмейстера Бобби Фишера – гениального психа-одиночки (образ, бьющий все рекорды по популярности в современной культуре) - в какой-то момент совпало с безумием его эпохи. Одержимый шахматами и паранойей Бобби, по словам одного из персонажей, «умудрился пропустить «Биттлз» и Вьетнам», но остался в истории фигурой по масштабу, сравнимой как с «Биттлз», так и Вьетнамом. Капризный эгоист, упрямый и вечно обиженный ребенок, чьи партии смотрит миллиард зрителей, на которого кидаются девушки и лично звонит президент США. Феноменальный шахматист, чья готовность жертвовать пешкой, но никогда не соглашаться на «ничью», сначала превратила его в национального героя, а потом уничтожила.
Бобби, в исполнении Тоби Магуайера, практически весь фильм находится на грани, вызывая, несмотря на все свои скандальные выходки, безмерную жалость. То ли к сожалению, то ли к счастью для него на той же грани, в то время находились взаимоотношения между СССР и США. Советский чемпион Борис Спасский – злой гений Фишера, с непроницаемым, но обаятельным лицом Лива Шрайбера в темных очках , в неизменном сопровождении агентов КГБ, кажется, доводит до паранойи не только Бобби, но и всю Америку вместе взятую. «Ты не понимаешь, что он срывает матч из-за того, что боится проиграть? А ты не думал, что он боится выиграть?».
Сложно ожидать подобного от голливудского фильма, но, в процессе просмотра, пару раз задаешься вопросом «это вообще американцы снимали или мы?». Признаюсь честно, меня подкупила тонкость в изображении советской стороны конфликта и с огромным удовольствием посмотрела бы аналогичную историю со стороны Спасского, но, боюсь, от современного российского кинематографа в этом случае стоило бы ожидать только очередную «Легенду №17».

1
0
21 ноября 2015
Фото Acid Kremlin
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
2
7

Эдварду Цвику не хватило смелости (или изобретательности) Бобби Фишера. Взявшись за нестандартную тему (шахматисты, а не боксеры, мафиози или звезды шоу-бизнеса), режиссер использовал стандартный инструментарий байопиков: акцент на старания исполнителя (Тоби Магуайр) главной роли, душевная болезнь, ярко высвеченные артефакты времени (60-70-е гг.) - традиционная формула соблюдена добросовестно. Таким образом, история, взятая в основу фильма, в наибольшей степени спасает его от того, чтобы молчаливо встать в бесконечный ряд качественно исполненных байопиков, взводами сходящих с голливудского конвейера.
Если вы плохо знакомы с путем гениального шахматиста Бобби Фишера, фильму, возможно, удастся стать для вас открытием. В противном случае вы, скорее всего, получите ненамного больше того, что ожидаете получить.

0
0
10 февраля 2016
Фото Сергей Самсонов
отзывы:
347
оценок:
352
рейтинг:
258
7

Этот фильм, по сути, излюбленный американцами жанр спортивной драмы. Здесь довольно-таки стандартные инструменты повествования о становлении чемпионов. Если бы такой фильм снимали на континенте, наверняка больше времени уделили бы личным переживаниям, а тут в самый разгар битвы он внезапно чуть нормальным не стал. Американцам свойственно упрощать повествование, что Цвик и сделал, в данном случае. Да, потенциал сюжета гораздо больше, чем из него вытянули, Но даже в таком виде его посмотреть очень интересно. Возможно, все от того что нам, так или иначе, интересны повороты истории и исторические персонажи. Собственно, на любителей истории фильм и ориентирован. Актеры здесь играют неплохо, хотя большего вряд ли скажешь. Могу порекомендовать любителям спорта, особенно, шахмат, а также любителям ковыряния в прошлом. Возможно, фильм будет интересен и любителям пинг-понга. Нет, я даже в этом уверен.

0
0
28 декабря 2015
Фото Георгий Гагнидзе
отзывы:
461
оценок:
475
рейтинг:
556
7

Жертвуя Пешкой – пожалуй самый недооцененный фильм которому я не уделил ни какого внимания считая его пустышкой и очередной клюквой. И по этому он канул в небытие в плоть до конца 2015 года. Сюжет основан на реальных событиях между противостоянием между Фишером и Спаским и на заднем фоне вокруг этого матча идет противостояние холодной войны между двумя жизнями СССР и США.
И как же на это приятно смотреть он атмосферен прекрасен Тоби Магуайер восхитительно играет Фишера который помимо спортивной жизни и интереса к шахматам прославился еще и тем что был чересчур скандальной натурой и тем, что после завоевания им мировой короны бросил шахматный спорт в виду боязни поражений и затворничества.
Именно взбалмошный темперамент недовольство показывает актер что в результате преподносятся просто восхитительно однако нужно заметить что фильм понравиться далеко не всем в виду темы шахмат именно шахматы и личностная драма здесь выходят на первое место, а именно Фишера.
Мне же фильм понравился именно пункту номер два прекрасная личная история гения так до конца и непонятого Фишера.
P.S. Простите за ошибки но это было мое мнение оно может не совпадать с вашим и смотрите только хорошее кино.

0
0
20 декабря 2015
Фото Марина Смирнова
отзывы:
31
оценок:
31
рейтинг:
5
7

Слон за слона

Давайте проникнемся холодной войной в неожиданном ракурсе— на шахматном уровне. Если вспомнить историю, то окажется, что и в самом деле русская шахматная школа (советская, если быть точнее) была лучшей в мире и лишь однажды победа досталась американцам. Этим фактом они не преминули воспользоваться, дабы сделать мощный патриотический байопик о победе героя самой свободной страны мира. Правда, наш герой Бобби Фишер по матери родом из Советского Союза. Да и по своей сути американцем он, кажется, не был. Легко сказать, что Фишер не от мира сего, а сам по себе, как и позволительно гению. Однако небезосновательно показана глобальная мотивация его действий. Так, идеологические плёнки, которые он слушал и которые поворачивали вспять его сознание, играют роль катализатора — необходимого, как бы ни кощунственно это звучало, для пущего вдохновения, в конце концов для более стремительной и лучшей игры. Ведь идеология — мощнейшее оружие.

Российский зритель неизбежно обнаруживает скептически-снисходительное отношение к американской картине, повествующей о холодной войне. С юмором можно относиться и к тому накалу страстей, которые происходят у него на глазах, и к советским штампам в изображении русских, без которых картина Цвика, конечно же, не обошлась. Так, Борис Спасский в исполнении Лива Шрайбера показан как невозмутимая скала и более всего похож на преуспевающего американского киногерея.

Небезынтересны персонажи, сопровождающие Бобби — священник и адвокат (вот уж истинный носитель ценностей Нового Света — по совместительству патриот). Сакральность миссии, которая была возложена на Бобби, подчеркивается пафосными речами о грузе его ответственности и о том, что ему, дескать, всего лишь нужно сыграть в шахматы. Впрочем, надо отдать должное создателям фильма, ведь в какой-то мере так оно и было. Несмотря на то, что, казалось бы, жизнь Фишера помещается вся совершенно на шахматной доске, зрителям дозволяется лишь мельком заглянуть за грань, которая отделяет его от гроссмейстера. Только заглянуть, и не более, чем зрителям решающего шахматного поединка, которых Фишер заставил наблюдать за своей игрой через экран.

Наверное, один из самых экстравагантных игроков мира, гений, имеющий на это некоторое моральное право, по воле создателей фильма и в картине так же ведет себя причудливо и нелогично. На самом деле он неимоверно одинок и в этом мире ему ни до кого не было дела, да и миру было дело до него, только пока он был ему нужен. Обладание даром влечет за собой обязанность его раскрытия и претворения в жизнь, потому что так распорядилась судьба. И хотя фильм умолчал об этом, но фактически, исполнив долг перед своей страной, Фишеру вскоре пришлось отказаться от возвращения в Штаты и второй его родиной стал Рейкьявик, где ему и удалось обыграть русских. Спасскому после поражения на чемпионате тоже вскоре пришлось покинуть СССР. Таким образом, в некотором роде они оба оказались пешками в Большой игре. Случайная деталь — слон, которого не заметил один из игроков, допустив тем самым грубую ошибку — на английском языке имеет второе значение — епископ. Тем самым нам как будто напоминают, что персонажи находятся под всевидящим оком — если не Бога и не священнослужителя, который сопровождал Фишера, то под контролем правительств мировых держав — и неизвестно, кто из них больше за кем следил и чья заинтересованность оказалась в конечном счёте выше.

Хотя картина рассчитана в первую очередь на американского (а во вторую — на мирового) зрителя, нашему российскому обывателю более, чем кому-либо, интересно художественное воплощение образа нашего шахматного чемпиона. Неудивительно, что и во время шахматного противостояния, и в других эпизодах фильма Борис Спасский остается весьма шаблонным и картонным. Но к счастью, лишь до определенного момента: оказывается, что и у него есть какие-то мысли, чувства, переживания, наконец — и шахматы (а в этом никто и не сомневался) для него такая же отрада, как и для Бобби. И его собственные ощущения коррелируют с эмоциональным состоянием его соперника. Эти двое, что называется, на одной волне — эпизоды игры сильнейших шахматистов являются лучшими в фильме, и выстроены так, что зритель прямо-таки кожей ощущает искры электричества, которые порождает энергетика чудаковатых интеллектуалов. Битва исполинских умов захватывает. И как в настоящем триллере мы обостренно чувствуем звуки и детали, выхватываемые камерой, которые крадут сознание Бобби. На таком же уровне «громкости» была показана сила запахов, которые ощущал главный герой фильма «Парфюмер», а здесь это ощущается едва ли не сильнее.

Аллегория жизни как шахматной доски особенно хорошо накладывается на время холодной войны (что актуально и в свете нынешней политической ситуации). Шаг вправо, шаг влево — надо быть бесконечно бдительным, дабы не сделать ошибочный ход, и тогда — шах, а затем и мат. Каждый раз, совершая какое-либо действие, ты обречен просчитывать миллион возможностей ответной реакции противника, которая не замедлит последовать. Правда перед этим он может быть обескуражен (или притвориться таковым), может встать со своего места, осмотреться, сделать круг, обойти поле боя, наконец. Партия игры двух сильнейших противников показана блестяще, за ней следишь пристально, почти что с замиранием сердца. Однако к сожалению, всё, что не касается напрямую игры и партий — осталось полураскрытым, включая образ самого главного американского шахматиста . Впрочем, личность эта действительно недосягаемая и загадочная — и обаяния и мастерства актера Тоби Магуайра хватает с лихвой для того, чтобы зритель проникся его состоянием и неустанно пытался проникнуть в суть его безумной страсти к шахматам. Его характер слегка приоткрывается через поступки, которые он совершал на публике, через его бесцеремонное и невозмутимое отношение к окружающим и, главное, посредством страхов, настигающих его, когда он остается наедине с самим собой (в фильме неоднократно повторяются кадры вывинчивания телефонных трубок в поиске жучков и напряженного вслушивания в звуки голосов за дверью, идущего из детства). А вот самые близкие его люди показаны лишь поверхностными небрежными штрихами: мать-коммунистка, сестра, рыдающая над его письмами. Лица, сопровождающие двух великих шахматистов, и вовсе вызывающе гротескны (мужчины в черных пиджаках и очках).

Тотальная смесь всеобщего политического безумия, витающая в воздухе, постепенно отходит на задний план, когда двое начинают играть. Фишер, даже будучи в незавидном положении, устанавливает свои собственные правила в игре, и остальные (в том числе тяжеловес Спасский) ведутся на это. На какое-то время Фишер действительно одерживает решающую победу. К сожалению, дальнейшая его судьба (в частности невозвращение в США), показана достаточно смазанно в самых последних кадрах, а на самого шахматиста и вовсе навешивается ярлык сумасшедшего. Конечно, в экстравагантности ему не откажешь, однако выбор создателями фильма параноидальной линии среди прочих возможных, упор на которую сделан в сюжете (хотя она весьма гармонично вплетается в жанр триллера) объясняется, видимо, и тем однозначным выводом, который содержится в концовке произведения.

Впрочем, несмотря на все оговорки, если не ждать от байопика слишком многого, то можно констатировать, что эта типичная американская картина получилась весьма захватывающей, и не в последнюю очередь благодаря раскрытию актера Тоби Магуайра в своей драматической роли. Загадочный мир шахмат оказался весьма привлекательным для зрителя, а значит миссия выполнена успешно.

0
0
11 декабря 2015
Фото Carmen Cortez
отзывы:
9
оценок:
10
рейтинг:
10
7

С одной стороны, фильм интересный, но с другой - довольно поверхностный. Много серьезных фактических неточностей в биографии Фишера, образы Реджины Фишер, Спасского и Геллера схематичны. Сценаристы внимательно изучили книгу "Бобби Фишер идет на войну", но с другими документальными источниками незнакомы и это чувствуется. Слишком много существенных деталей остались за кадром.

0
0
2 декабря 2015
Фото D. Monroe
отзывы:
343
оценок:
343
рейтинг:
509
7

Традиционный байопик о спортивной драме

В итоге, после всех размышлений, приходишь к выводу о том, что создатели и не могли ничего сделать по-другому. Сама история - стандартная, спортивная драма о детстве, отрочестве, зрелости и "кульминации" карьеры одного человека, не предлагает ничего более, кроме этой стандартной схемы. Ну не смогли авторы, найти все "тайны" главного героя, и нужно быть не совсем "интеллектуалом" - чтобы не знать, кто такой - Бобби Фишер, перед просмотром картины. "Гений" американского шахматиста, знаменитый матч со Спасским в Исландии, атмосфера "холодной войны", "накал" жанрового байопика - здесь есть все для хорошей истории. Ну, а тех, кому не хватило "психологии", и самого главного героя "изнутри" - доверять или нет Магуайеру - это дело, сугубо ваше.

0
0
25 ноября 2015