Москва

Фильм
Черный нарцисс

Black Narcissus, Великобритания, 1947Смотреть в
Реклама
Томная драма про монашек Пауэлла и Прессбургера

Четверо англиканских миссионерок во главе с сестрой Клодой (Керр) отправляются в Гималаи, к черту на рога, обустраивать школу и лечебницу посреди индийского поселения. Скоро выяснится, что в помощниках у них лишь красавец-англичанин мистер Дин (Фэррер), высокогорный воздух, кажется, вот-вот разбудит в монашках давно подавленные желания, а одну из них, сестру Рут (Байрон), и вовсе лучше было оставить дома.

  • Черный нарцисс – афиша
  • Черный нарцисс – афиша
  • Черный нарцисс – афиша
  • Черный нарцисс – афиша
  • Черный нарцисс – афиша
Драма
24 апреля 1947
1 час 40 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Василий Миловидов
102 отзыва, 103 оценки, рейтинг 1464
10 октября 2013

Четверо англиканских миссионерок во главе с сестрой Клодой (Керр) отправляются в Гималаи, к черту на рога, обустраивать школу и лечебницу посреди индийского поселения. Скоро выяснится, что в помощниках у них лишь красавец-англичанин мистер Дин (Фэррер), высокогорный воздух, кажется, вот-вот разбудит в монашках ­давно подавленные желания, а одну из них, сестру Рут (Байрон), и вовсе лучше было оставить дома.

«Нарцисс» — возможно, самая наглядная иллюстрация поговорки про «чужой монастырь» и одна из двух признанных вершин дуэта Пауэлла с Прессбургером. Другая — «Красные башмачки» — на современный вкус может оказаться слишком про балет; здесь же история редкая по своей вневременной универсальности. Почти полностью нарисованный в английских павильонах «Нарцисс» сейчас кажется не только самым умопомрачительно красивым кино того периода, но и при всей целомудренности английских сороковых на удивление откровенным. Несмотря на традиционную для авторов склонность к комикованию, «Нарцисс» сотрясает подземное бурление страстей совсем не духовного свойства. То, что вырваться наружу им не позволили бы тогдашние цензоры, быть может, и к лучшему. Когда в финальной четверти история опрокидывается почти что в хоррор и на экране происходит битва ангела с демоном (сыгранных при этом бывшей и настоящей женщинами режиссера Пауэлла), из фильма начинает хлестать такая бешеная энергия, что хоть сейчас ставь в мультиплексы.

1
0

Отзывы

9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
10 августа 2015

Возможно, один из самых красивых фильмов в истории кинематографа, который настолько оттеняет своей красотой сюжет фильма, что о нем как-то даже скучно говорить. Впрочем, почему нет. Пять сестер приезжают в заброшенный монастырь где-то в монументальных Гималаях. Сестра Клодах (Деборра Керр) у них за главную в миссии, хотя те, кто ее отсылал, несколько сомневались в этой столь молодой, сколь и прекрасной женщине. Тут раньше уже была миссия, но монахи разбежались, так что местные жители с легким сомнением относятся к приехавшим. Мистер Дин (Давид Фаррар), один из работающих на местных жителей белый вояка, даже предупреждает их о смертельной опасности, но монашки непреклонны. И действительно, то ли свежий воздух и прекрасная природа, то ли уединение вдали от цивилизации, то ли и правда какая-то мистическая сила, но девушки начинают чувствовать то, о чем, кажется, забыли. И, если в случае с Клодах это приводит к дилеммам психологического характера и забытым воспоминаниям, то одна из сестер (Кэтлин Байрон) сходит с ума.

Фильм, очень смелый и важный для британского кинематографа 40-х, был поставлен по очень спорной книге Румер Годден, которая жила в Индии и написала на основе собственного опыта роман. Картина аккуратно, но тщательно исследует проблемы жизни людей в небольшом замкнутом сообществе, вопросы клаустрофобии и изоляции. Забавно, что клаустрофобия эта развивается среди самых огромных открытых пространств в кино того времени. Причем Гималаи снимали в студийных условиях. Для основ декораций сделали гигантские черно-белые фотографии гор и пейзажей, которые потом вручную раскрашивали пастельными мелками. Дизайнеры, да и сам Майкл Пауэлл, признавались, что вдохновлялись картинами Яна Вермеера.

Соответственно, чтобы достичь нужного света, как на картинах великого художника, установили гигантское количество огромных ламп – тоже новаторское решение, чего до этого больше никто не делал. И, конечно, все снимали в цвете на пленку «Текниколор». Причем результат получился настолько потрясающий, что руководство «Текниколора» называло картину лучшим примером того, как нужно использовать их технологию. На славу потрудился потрясающий оператор Джек Кардифф, получивший за этот фильм «Оскар» и «Золотой глобус». Что же касается сюжета, то он, кажется, растворяется в величии визуального полотна, обогащая его и пропитывая тревожной аурой. Совершенно чудесно сыграли и актеры, так что по окончании просмотра, со зрителем останется навсегда не только величественные декорации, но и искаженное безумием лицо Кэтлин Байрон.

0
0

Подборки Афиши
Все