Москва
Написать отзыв

Все отзывы о фильме

Trumbo (2015, США), IMDb: 7.5

7.1
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1309
оценки: 934
рейтинг: 12212
5
Биография сценариста, ставшего жертвой охоты на ведьм

В 1947 году, с началом холодной войны, Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности при Конгрессе США полностью переключилась с поиска тайных нацистов на поиск тайных коммунистов. Поскольку новая война была пропагандистской, в поле зрения комиссии немедленно попал Голливуд. Сотни жизней были сломаны, сотни людей, вызванных на слушания, чего-то лишились: одни работы, другие – совести. Больше всего не повезло т.н. «Голливудской десятке» – десяти кинематографистам (в основном, сценаристам), которые отказались давать показания, ссылаясь на первую поправку к конституции, и в итоге были осуждены за неуважение к Конгрессу, приговорены к реальным тюремным срокам и в дальнейшем, разумеется, включены в постоянно пополнявшийся «черный список», закрывавший возвращение в профессию. Одним из этих людей был Далтон Трамбо (Брайан Крэнстон), успешный и высокооплачиваемый сценарист, будущий автор «Римских каникул» – и, действительно, член коммунистической партии.

Не всегда понятно, кто во времена той охоты на ведьм держал на чердаке советский флаг, а кто случайно попал под раздачу, но 70 лет спустя Голливуд – его самая активная часть, по крайней мере – преимущественно состоит из людей левых взглядов, так что появление байопика Трамбо было, очевидно, вопросом времени. Комедиограф Джей Роуч знаменит трилогией про Остина Пауэрса и «Знакомством с родителями», но в последние годы занимается в основном политической сатирой: он сделал целых три фильма про выборы, причем один из них, телевизионный – про Сару Пэлин.
Почти все герои «Трамбо» – реально существовавшие люди; исключение – персонаж Луиса Си Кея, друг Трамбо, сценарист более радикальных взглядов и вдобавок, в отличие от него, обаятельно бедный. Он, ко всем своим несчастьям, быстро заболевает раком – видимо, чтобы как-то отрефлексировать окутывающий фильм плотной завесой сигаретный дым. Майкл Сталбарг играет – не очень похоже – великого Эдварда Г. Робинсона. Хелен Миррен – с заметным удовольствием – Хедду Хоппер, знаменитую светскую колумнистку, которая здесь воплощает абсолютное, беспримесное зло. Джон Гудман – в очередной раз, и привычно ярко – колоритного кинопродюсера категории Б, который давал безработным сценаристам возможность хоть как-то анонимно трудиться на фильмах про инопланетян и горилл. Менее известные актеры играют самых известных персонажей – Джона Уэйна, Кирка Дугласа, Отто Преминджера и так далее.

Сам Далтон Трамбо в фильме – именно такой киносценарист, каким это ремесло представляет обыватель: дни и ночи напролет лежащий в ванне с пишущей машинкой наперевес, окруженный окурками, виски и упаковками бензедрина. Он еще и изъясняется исключительно готовыми литературными фразами (на что раздраженно указывает его приятель), словно на ходу пишет сценарий про самого себя. Наверное, таких людей не бывает – но Брайан Крэнстон, великолепный артист, в этом своем искусственном образе абсолютно убедителен. Его обширная коллекция прищуров и богатые модуляции голоса оживляют даже самые нелепые сцены. «Папа, ты коммунист?», – интересуется дочка на конной прогулке. «Представь, что ты пришла в школу с любимым завтраком, и видишь кого-то, у кого завтрака нет...».
Джей Роуч – не бог весть какой режиссер, и визуально «Трамбо» похож на телефильм с хорошим бюджетом. Максимум вольности – сверхкрупные планы пишущей машинки. Или черный автомобиль, который приближается к имению сценариста словно в дурной пародии на «Утомленные солнцем». Сценарий, что уж там, тоже вряд ли порадовал бы главного героя. Все, что можно сказать прямолинейно, сказано прямолинейно, каждая мысль тщательно разжевана, каждый акцент сопровождается барабанной дробью. Кроме того, авторы немного жульничают с фактами – и, например, 11-месячное тюремное заключение (тоже, конечно, мало приятного) показано так, словно перед нами граф Монте-Кристо. Вернувшись домой, он практически не узнает собственных детей – что не удивительно, впрочем, поскольку дочку вместо какой-то маленькой девочки начинает играть 17-летняя Эль Фэннинг.

Это касается и более существенных вещей, причем в такой деликатной области, как моральный облик вполне конкретных, пусть и покойных, людей (того же Робинсона): какой бы ни была подлинная картина событий, она совершенно точно не была такой контрастно черно-белой, как здесь. Но у несколько карикатурного стиля Роуча есть, безусловно, и свои плюсы. «Трамбо» не скучно смотреть. Его сердце, что называется, находится в правильном месте – и его гражданский пафос невозможно не разделить. Уроки этой позорной для Америки истории кажутся очень простыми, но повторить их безусловно стоит – может быть, в самой Америке в меньшей степени, но в других странах, озабоченных поисками внутреннего врага, уж точно.

4
0
...
18 февраля 2016
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Юлия Тихомирова
Фото Юлия Тихомирова
отзывы: 266
оценки: 296
рейтинг: 436
7

Если вы сможете высидеть первые 30 минут фильма, которые достаточно медлительны, то не пожалеете. Это реальная история одного из самых успешных сценаристов, автора «Римских каникул», «Спартака» ит.д. , который и не подозревал что черный список «Hollywood 10» реально существует, и что говоря открыто о своих убеждениях в него реально попасть и самому, пока это собственно с ним не случается и жизнь полностью меняется. Сразу становится понятно кто друг и не друг, как работает бизнес и как можно продолжать дальше жить и кормить семью, как можно с тайной улыбкой относиться к славе в чужих именах и в итоге благодаря своей невероятной трудоспособности и таланту выжить, и все – таки пусть и задним числом получить заслуженные собой «Оскары».
История хорошо и потому, что снята она самими же голливудскими американцами, которые рассказали о своей пропаганде и борьбе с ней во временя холодной войны.

3
0
...
6 января 2016
Фото Александр Залесский
Фото Александр Залесский
отзывы: 102
оценки: 164
рейтинг: 295
9

Коммунистом в Америке пятидесятых быть небезопасно, а заявлять об этом открыто — ещё опаснее. И когда один из самых известных голливудских сценаристов Далтон Трамбо с дюжиной товарищей оказываются членами Коммунистической партии или сочувствующими — вся индустрия Голливуда оказывается под угрозой. Что, если среди коммунистов окажутся агенты Советов? Что, если в фильмы просочится социалистическая пропаганда? «Езжайте в свою Москву и вступайте в труппу Большого театра», — говорят голливудские маккартисты вчерашним друзьям и коллегам.

Налёт левизны свойственен Голливуду уже целый век (Screen Actors’ Guild к концу тридцатых считалась одним из самых могущественных — и самых богатых — профсоюзов Америки), и неудивительно, что среди кинематографистов оказалось немало «красных». Но фильм режиссёра Джея Роуча — не о коммунизме, а о борьбе против дискриминации. Сколько ни вглядывайся в «Трамбо», никакого коммунизма не найти: Далтон организует митинги и распространяет памфлеты, но фильм ни слова не сообщает о деятельности Компартии США (CPUSA). Трамбо — борец не за марксистские идеи, а за свободу слова; коммунист оказывается на стороне Первой поправки и либеральных ценностей, свойственных скорее не Коммунистической, а Демократической партии (которая упоминается в фильме заметно чаще, чем CPUSA).

Фильм Роуча бегло, но умело затрагивает моральную дилемму «богатого революционера». Трамбо — владелец загородного дома и собственного пруда, и он вовсе не собирается отказываться от благ цивилизации ради политической борьбы. «Но я готов ими рискнуть», — дополняет он, утверждая, что хитростью и красноречием сможет вернуть себе право на свободу творчества и высказываний. Право на творчество действительно будет завоёвано, но причиной тому станет не лукавство, а усердный труд, которому сопутствовало употребление алкоголя и спидов. Бензедрин, препарат на основе амфетамина, безмерно популярен среди творческой интеллигенции пятидесятых, и таблетки становятся не менее влиятельными врагами Трамбо, чем консервативные голливудские киноассоциации. Что же до свободы высказываний… вы ещё помните про свободу высказываний?

Роуч не концентрирует внимание на идеологии Трамбо не только потому, что коммунизм ему безразличен. «Трамбо» — фильм одного героя, и всё, что ставит под сомнения зрительские симпатии, допускается лишь в строго отмеренных количествах. Эгоцентричность — сила «Трамбо» и его слабость: Далтона показывают во всех возможных ракурсах, он пишет, терроризирует семью, курит, кормит птиц и чешет брюхо, тогда как остальные персонажи довольствуются краткими появлениями в случайно разбросанных по ленте эпизодах. Среди окружающих Крэнстона актёров можно выделить лишь Эль Фэннинг, сыгравшую дочь Трамбо, и Кристиана Беркеля в роли Отто Преминджера; более всех запоминается Джон Гудман, воплотивший на экране короля би-муви Фрэнка Кинга. Роуч проявляет незаурядное мастерство, чтобы сделать фильм смешным и не уйти в морализаторство, но к финалу у режиссёра будто опускаются руки, и место иронии занимают патетические речи. В попытке показать как можно больше Роуч смешивает в запутанный клубок «Спартака», «Исход», Кирка Дугласа (в исполнении Фили из «Хоббита»), Преминджера, Оскаров и печатные машинки. После смазанного финала остаётся чувство, будто пробыл в кинозале три часа — и с удивлением обнаруживаешь, что прошло всего два.

«Трамбо» остаётся в памяти не как фильм, а как человек; как старый знакомый, от которого ждал советов и решений, думал, что ничего не получаешь, а получал между тем самое главное: возможность наблюдать, как деятельный человек меняет мир вокруг себя. Даже будучи не согласным с Трамбо идеологически, невозможно ему не сочувствовать, особенно потому, что сочувствие ему совершенно не требуется. Он — себе на уме, жадный, грубый и вспыльчивый, открыто заявляющий о своей готовности писать чушь за деньги (много ли сценаристов, от великих до посредственных, решатся сказать о себе такое?). Эпоха «чёрных списков» давно окончена, Трамбо и его товарищи добились справедливости, и его примирительная речь — скорее последнее слово победителя, беспощадного в своей благожелательности. И пусть весь мир подождёт: не Трамбо начал эту войну, но он её закончит.

0
0
...
23 февраля 2016
Фото Игорь Петров
Фото Игорь Петров
отзывы: 111
оценки: 496
рейтинг: 261
7
Не в бровь, а в глаз


Американцы получили свою прививку мракобесного патриотизма в 50-е. У них эта болезнь развивалась на фоне страха перед Коммунизмом.
Теперь - наша очередь. И в основе - тот же страх, только перед американцами.
Им потребовалось 10 лет. Надеюсь, мы переболеем быстрее.

2
0
...
20 февраля 2016
Фото Алексей Алексеев
Фото Алексей Алексеев
отзывы: 131
оценки: 140
рейтинг: 208
7

Крэнстон великолепен! Сначала думал будет нудно, - показалось! Интересный фильм,но прежде всего для тех,кому небезразлична тема повествования. Всем прочим не следует тратить время ;) Пересказывать сюжет нет смысла,поскольку это байопик. Для этого есть трейлер и Википедия.

0
0
...
22 марта 2016
Фото Валентина
Фото Валентина
отзывы: 103
оценки: 195
рейтинг: 205
9
Что делают слова

Известный невероятный голливудский сценарист Далтон Трамбо, самый высокооплачиваемый профессионал до попадания в «Черный список». Отличный сценарист и политический активист, Трамбо в дыму, со стаканом в руке, таблетками, колдующий с ножницами и печатающей машинкой - кто знает, каким же он был на самом деле? Фильм именно об этом, а еще о праве на свободу слова и совести.

50е года подаются вроде бы открыто, но с очевидной долей иронии к американцам, к сложившейся ситуации между представителями комиссии по расследованиям антиамериканской деятельности и представителями кинематографа, с чего собственно и начинается конфликт интересов.

Говорят, что словом можно убить. Часто никто не задумывается, а просто говорит. Это ведь, действительно, просто, но еще важно знать, что говорить и где, и когда. А если человек пишет, он может передумать, переделать, отредактировать, и все изменить. Хороший сценарий дает возможность для полета мысли режиссеру: как лучше передать, кого брать на роли, какую музыку искать - то есть совершить некое волшебство и в лучшем виде преподнести созданное на бумаге. Какое впечатление останется у нас, у зрителей, в их руках. Какое же впечатление оставляет Трамбо?

Далтон Трамбо был непростым человеком, упорным и упертым, своенравным, раздражительным и даже агрессивным. Джей Роуч , режиссер: «Он обладал уникальным авторским стилем. Читать его письма – захватывающее наслаждение, они полны искренности глубины, мудрости и острого юмора. Трамбо был совершенно непоследовательным, парадоксальным, но абсолютно твердым в своих убеждениях». И актер Брайан Крэнстон хорошо вжился в своего энергичного, остроумного и уверенного в себе героя. К тому же плюсом послужило то, что актер имел довольно большое внешнее сходство с реальным Трамбо.

Безусловный талант Далтона Трамбо не могли заглушить ни представители властных структур, ни представители киноискусства, ни те рамки, в которые они его загоняли. Невероятная выдержка и сила воли заставляли человека стоять на своем. Где-то перегибать, то отчаянно и безоговорочно верить, что он прав, что только так, а не иначе. И если бы не это самомнение, но нам бы никогда не видеть его работ. Чего только стоит известные всем «Римские каникулы».

Джон МакНамара, автор фильма: «Лорентс пишет, что да, целому поколению режиссеров, сценаристов, актеров и продюсеров заткнули рот из-за их политических убеждений. Но что было бы, если бы не было «черного списка»? Что вышло бы из-под пера Трамбо в 1955 году, если бы он не переживал этих трудностей? Что было бы со сценариями Ринга Ларднера и Майкла Уилсона, если бы они писали под своими настоящими именами?».

Что касается самой ситуации, когда коммунистов объявляли "виновниками всех бед", примечательна фраза: мы выиграли войну – в американских учебниках действительно так и написано, что вторую мировую выиграли они. А дальше оказывается-то коммунисты – это те же идеологические поработители, что недавно были, только более мирные и хотят захватить мир – хотели бы, захватили. Смешно слушать про русских, СССР, наступление коммунистов и большой театр – американцы в этом плане все-таки всегда ограничено мыслили. Но тут же вспоминаем, что все с иронией.

Есть в фильме и нестыковки. После 11-месячного отсутствия в глаза бросаются изменения детей, особенно в росте старшей дочери, за столь короткий срок которого просто не могли так быстро произойти. Но их хочется как бы не заметить, потому как фильм хочется смотреть.

Трамбо на пальцах предельно ясно объясняет своей дочери, что такое коммунизм. Он предлагает ей ситуационную модель поведения по отношению к школьнику в столовой, с которым, как выясняется, она готова безвозмездно поделиться бутербродом, что делает ее человечной, это же самый обычный поступок. Но вот одно и то же можно трактовать по-разному и некоторые люди способны даже самые простые слова превратить в оружие. Кинематографисты хотели просто творить, они были за свободу слова, а их обвинили практически в предательстве. Задевает за живое, когда невиновных людей за свои слова пытались сделать изгоями и лишить всего, просто потому, что им так захотелось, что кто-то увидел угрозу. И ведь это везде и повсеместно: кричат про свободу слову, но если это кому-то вдруг не угодно, то неизвестно, чем закончится.

Состоящий весь из противоречий, Трамбо обладал сильным и сложным характером. Примечательно, что старшая дочь Трамбо изначально раскритиковала сценарий этого фильма и внесла свои коррективы, а Эль Фенниг активно переписывалась с ней, чтобы в точности понять и передать свою героиню.

Обязательно сходите! И да, смотрите титры до конца.

2
0
...
24 февраля 2016
Фото enlightened
Фото enlightened
отзывы: 455
оценки: 556
рейтинг: 81
7

добротная, почти что семейная, хотя в фильме часто звучат слова коммуняка, холодная война и национальная угроза, драма о том, как глупые неудовлетворенные люди, которые не перестают оказываться у власти, мешают жить другим простым людям, а некоторым талантам даже удается простив них бороться. историю создают личности.

0
0
...
5 ноября 2016
Фото Даниил  Кулешов
Фото Даниил  Кулешов
отзывы: 220
оценки: 220
рейтинг: 51
7

Хороший качественный байопик об одном достаточно талантливым голливудском сценаристе, попавшем в опалу к американским властям. Снято интересно, персонаж Крэнстона интересен, но все-таки фильму не хватает динамики да и сама история не так уж интересна. Хотя надо отдать должное создателям - они выжали из нее максимум.

0
0
...
8 февраля 2017
Фото Майя
Фото Майя
отзывы: 28
оценки: 28
рейтинг: 45
9

Отличнейший фильм!!!
Прекрасная игра актеров, сюжет. Фильм умный, глубокий. Это, конечно, не кино с попкорном в руке. Для тех, кто любит смаковать.
СОВЕТУЮ

0
0
...
22 февраля 2016
Фото Jackie O
Фото Jackie O
отзывы: 15
оценки: 69
рейтинг: 24
7

Хорошее кино, о старом Голливуде в стиле старого Голливуда.
Тот факт, что сейчас снимают и номинируют на "Оскар" фильм о "черном списке Голливуда", о тех людях, которые не могли получить тот самый "Оскар" под своими именами - очень радует.

Больше всего впечатлило окончание фильма:
Пронзительная речь главного героя, аплодисменты, финал, и реальное интервью с Трамбо после титров - проникновенно и честно!
"Если бы мне вручили Оскар, я бы отдал его своей дочери"

2
0
...
25 февраля 2016
Фото Aleksey Sokolov
Фото Aleksey Sokolov
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
9

Отличный фильм. Игра актеров великолепна. Очень напоминает сегодняшнюю ситуацию в России с поисками "врагов народа" среди НКО, общественных и культурных деятелей.

0
0
...
23 февраля 2016