Москва
Написать отзыв

Все отзывы о фильме

Mr. Holmes (2015, Великобритания, США), IMDb: 6.9

6.9
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1314
оценки: 937
рейтинг: 12241
7
Детективная мелодрама про 93-летнего Холмса

Английская глубинка вскоре после Второй мировой, Шерлок Холмс (Иэн МакКеллен), которому сто лет в обед, разводит пчел, испытывает терпение своей очередной няньки (Лора Линни) и дружит с ее неприятным, но любознательным маленьким сыном (Мило Паркер). Тридцать лет назад Холмс забросил практику после неудачного дела, связанного с некой женщиной (Хэтти Морахан) и ее обеспокоенным мужем. Доктор Ватсон обессмертил этот случай со свойственным ему богатым воображением, а теперь, в 1947 году, Холмс пытается сам записать, как все было на самом деле. Проблема в том, что судьбоносное событие выветрилось из памяти сыщика: у него Альцгеймер.

Почти двадцать лет назад Билл Кондон прославился фильмом «Боги и монстры» про режиссера Джеймса Уэйла, автора классической дилогии о Франкенштейне, который превратился в одинокого угасающего старика и напоследок вожделеет своего садовника. Главную роль играл тот же Иэн МакКеллен. «Мистер Холмс» — редкий фильм, в котором 76-летнему артисту требуется возрастной грим, — сделан в схожем элегическом духе. Впрочем, зритель, который, учитывая сложную личность героя и состав творческой группы (отметим также, что «Холмс» поставлен по роману Митча Каллина), ждет уж рифмы «розы», ее не дождется. Если бы в туманном прошлом сыщика соткался мужчина, это в данном случае было бы слишком банально, а значит, вульгарно, в то время как и Холмс, и Кондон вульгарность презирают всей душой.

Довольно долго, напротив, кажется, что фильм оседлает другого популярного среди любителей околохолмсовских спекуляций конька — сердце, разбитое условной Ирен Адлер. Но авторы, к счастью, хитрят: разгадка окажется и проще, и сложнее. Здесь сразу несколько квазидетективных линий — старинное дело, поездка Холмса в Японию по приглашению загадочного поклонника, мор пчел, в конце концов, — и пусть распутываются они без конан-дойловского изящества, это не беда. Предмет фильма — не чулан Шерлока Холмса и не его дедуктивный метод, а его мировоззрение, убеждения, если угодно. И это красиво: взять образец человеческой породы, известный именно своей уникальностью, причудливостью, радикализмом, и на его основе сделать некие обобщающие наблюдения о людях в целом.
И конечно, Шерлок Холмс в маразме — превосходная, очень богатая идея сама по себе (фильм, надо сказать, далеко не исчерпал ее потенциал). Супергерой, лишившийся — не до конца, впрочем, — своей суперсилы. Сыщик, который раскрыл преступление, но не может вспомнить, кто был жертвой, а кто — преступником. Кондон не давит на жалость, но и не срывается в комедию, аккуратно проходя где-то посередине — благодаря, в первую очередь, деликатной и выразительной игре МакКеллена: его Холмс остается монументальной, полной чувства собственного достоинства фигурой, даже превратившись в бабушку, ищущую очки, которые лежат у нее на лбу.

Наверное, это слишком отполированный, слишком культурный и слишком сентиментальный фильм, чтобы оставить по-настоящему глубокое впечатление: он ни минуты не скучен, но оказывает несколько убаюкивающее воздействие своим ровным ходом. Первое, что мы видим, — это поезд, и в дальнейшем картинки сменяются словно пейзажи за окном: воспоминания красочными флешбэками роятся в голове Холмса, однако стоит в них слегка погрузиться, они обрываются — дальше герой забыл. Но поезд по крайней мере куда-то идет, и Кондон знает, что хочет сказать. Холмс, похоронивший Ватсона, Майкрофта, миссис Хадсон, как-то проживший две мировые войны, увидевший Хиросиму, не только увядает, но и освобождается, перестает быть проекцией чужих фантазий: одна его половина, во многом вымышленная, отлита в бронзе, другая, реальная, ухаживает за пчелами в Сассексе, и единственная нить, которая их как-то соединяет, память, вот-вот окончательно порвется. Фильм примирительно подводит к тому, что помнить на склоне лет и нужно совсем немного, только главное. А после тебя все равно останется одна выдумка, и слава богу.

1
1
...
25 февраля 2016
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Евгений Ткачёв
Фото Евгений Ткачёв
отзывы: 675
оценки: 5727
рейтинг: 1236
7

Великий Иэн МакКеллен сыграл Холмса-пенсионера у Билла Кондона (причём, до этого он играл у того же Кондона Джеймса Уэйла, режиссёра фильмов про Франкенштейна, в неплохих «Богах и монстрах»). Как водится, это деконструкция образа Шерлока (Уотсон как всегда кое-что приврал). Холмсу нужно разобраться с демонами прошлого в то время как память начинает его безбожно подводить. В итоге весь фильм — это своего рода бой человека с собственным маразмом, триумф воли и чертогов разума. В основе фильма, кстати, лежит роман Митча Каллина «Пчёлы мистера Холмса». И пчёлы в название тут вынесены неспроста.

2
0
...
6 января 2016
Фото Евпатий Букоян
Фото Евпатий Букоян
отзывы: 250
оценки: 263
рейтинг: 1126
7

Состарившийся самый великий сыщик - это сама по себе очень крутая идея, дающая мощный стимул к просмотру. Тем не менее, последние экранизации (фильмы Гая Риччи, и, особенно, сериал "Шерлок") приучили нас к определенной динамике фильма, когда мозг зрителя загружается по полной, а здесь история рассказана совсем по-другому и о другом. Это не драматичное драйвовое кино о супер-герое и в центре внимания - не сыщик, преступники и раскрытие преступления, а внутренний мир состарившегося человека, измученного своим прошлым, его поступки, и, конечно, его борьба со старостью. И эти вещи показаны здесь невероятно круто, за что отдельное спасибо сэру Йену МакКеллену. Его роль - это точное, ироничное и жесткое представление жизни старика с непростым и запутанным прошлым, когда утерянное воспоминание, или необходимость объясниться с окружающими стоят гораздо больше усилий, чем борьба с гениями преступного мира и преступными синдикатами.

4
0
...
29 февраля 2016
Фото Artur Sumarokov
Фото Artur Sumarokov
отзывы: 714
оценки: 2570
рейтинг: 727
7
Холмс: Послесловие

Он был уж стар, немощен и практически одинок. Память - не та, а то и вовсе нет; интуиция - не та, иногда и чувство пространства подводит; дедукция - совсем не та, хотя остался еще порох в пороховницах. Жаль лишь только, что его так мало, что едва ли некогда славный обитатель Бейкер-стрит сумеет выдержать этот дальний марафон с препятствиями. Однако прошлое взывает к себе, его тени неумолимо наступают, удушают, воскрешая давнее незавершенное дело 50-летнего срока годности. И будь он проклят, если не сумеет разрешить это тяжкое бремя, ведь Холмс всегда остается Холмсом, даже на десятом десятке собственных прожитых лет, когда на смену привычной умиротворяющей архаике конца XIX века пришла суетность века ХХ. На дворе 1947 год, а Шерлок Холмс вновь идет по следу преступника, сплетшего зловещую паутину обмана и страха.
Американец Билл Кондон - очень неровный режиссер, начавший свою карьеру еще в середине 80-х годов добротным мелодраматическим триллером "Сестра, сестра", который, впрочем, остался незамеченным, как и ряд последующих киноработ молодого постановщика, большей частью решившего вспахивать фертильные поля телевидения и малобюджетных фильмов ужасов. Оскароносные "Боги и монстры" стали, конечно, исключением из творческого правила Кондона снимать все что дают, но не более того, ибо потом, вплоть до нулевых и во время них, режиссер пробовал себя в различных жанрах, разродившись как успешной кинобиографией выдающего сексолога в "Кинси"(вторая авторская удача некондового Кондона), музыкальной вариацией эпизодов биографии Дайаны Росс в афромюзикле "Девушки мечты"(удача №3) и испохабив по-конформистски бытие Джулиана Ассанжа в протокольной стерильной "Пятой власти".
Представленный же во внеконкурсной программе нынешнего Берлинале новый фильм Билла Кондона "Мистер Холмс", основанный на романе-бестселлере Митча Каллина, автора "Страны приливов", выглядит в первую очередь как реванш режиссера в жанровом кинематографе после неудачи "Пятой власти". Впрочем, было бы крайне опрометчиво предполагать, что "Мистер Холмс" Кондона станет всего лишь стильным развлечением, ибо на мелочи на сей раз режиссер не разменивается, действуя в картине иногда резкими мазками, но большей частью - тонкими штрихами, создавая удивительно сбалансированный, грустно-меланхолический и при этом предельно напоенный сгущенной напряженностью фильм, в котором знакомые всем и каждому персонажи культовой литературной диалектики Конан Дойля существуют в иных авторских координатах, а на смену своеобычного детектива пришла драма - истинная, неизбежная, но, что важнее всего, реалистичная. На фоне же многочисленных постмодернистских и фактически уже отстимпанкованных переосмыслений, вариаций на тему, римейков и ребутов, посвященных житию двух английских джентльменов Ватсона и Холмса, лента Кондона "Мистер Холмс", чья литературная родословная ограничивается не только Конан Дойлем(хотя куда уж тут без кивков в сторону признанной классики; точнее - уважительных отсылок), а роман Митча Каллина пересказан образным языком кино стильно, увлекательно и без явных прошибов и пробелов, хотя и чуточку видоизменен в угоду большей сюжетной насыщенности действием(впрочем, механистического карнавала и льющегося смолой слоу-мо а ля Гай Ричи не будет, слава Богу), смотрится чуть ли не самым адекватным образом, представляя из себя на выходе не слепящее бессмысленным экшеном зрелище ради самого зрелища(в пресыщенно визуальной зрелищности Кондону можно смело отказать), каковое бы оно не было эффектным(в данном случае скорее аффектным), и даже не классический детектив, хотя все загадки, связанные тугим морским узлом многочисленных змеиных интриг, развяжутся без шаблонности ходов и убийцей окажется отнюдь не дворецкий, сколь драмой о ненужности и старости, о приближении смерти, с которой наш герой вынужден бороться по сути самостоятельно, ибо помощи даже от близких ждать не приходится.
Примечательна в этом смысловая нагрузка, которая ложится на само место основного действия фильма - Сассекс. Место поэтического уединения, в котором все гармонично по своей структуре момента - как вечного, так и сиюминутного. Режиссер выхватывает незначительные детали этой сочной картины мира, в которой уж не слышны более грохоты войны и где память людская способна излечиться от тлена болезней и плена эскапизма: увядшая листва, тучи, набирающие свой вес чернотой воды, старинные здания, лишенные хозяина. Дух традиций, плоть старого времени, для которого убеленный снегом седин Холмс по-прежнему свой. Из этих деталей идеальной природной композиции Кондон складывает целостный портрет самого Холмса, который так же стоит на грани пропасти между жизнью и смертью, пережив смену эпох, поколений, но по-прежнему держась за свое мировоззрение, в чем-то настолько уже устаревшее, что он становится просто смешон и неуклюж. Но в этом его трагедия, в том, что он остался один. Викторианский старец, но в которого верит сам режиссер, давая ему, как и Каллин, последний шанс на собственное возрождение. Из пепла.
Поддаться же исключительным депрессивным настроениям типического английского сплина Кондон вполне мог, превратив свою ленту в очевидный набор авторских аппликаций-размышлений о том, что старость не радость, но та еще гадость, а дряхлость - и большая пакость, тогда как и вовсе смерть неизбежна. Но постановщик выстраивает композицию фильма так, что к этим невеселым идеям, невысказанным тем не менее вслух, а остающимся сугубо периферийными, зритель приходит сам, ибо лирических отступлений в картине не так уж и много. "Мистер Холмс" - это не разрушение канона, не деконструкция и демифологизация; это сам канон, многократно заключенный в степень тотального авторского абсолютизма сдержанной драматургии и многослойной жанровости, ибо фильм опирается в большей степени на синематические традиции Ричарда Аттенборо и классического дуэта Мерчанта-Айвори, полные академизма и лиризма, а не формализма. Собственно, "Мистер Холмс" и крайне универсален, будучи пронзительной историей о непокорной старости, вырывающейся что есть сил из пут собственной смертности. О смысле жизни, которую можно постичь лишь заново начав жить. Пускай и в последний раз.

1
0
...
18 февраля 2015
Фото Mike From Moscow
Фото Mike From Moscow
отзывы: 304
оценки: 328
рейтинг: 449
9

Это конечно, никакой не детектив, а сильный фильм о старении и одиночестве. Не для молодежи, скорее для людей зрелых.
Хочу отметить игру и Иена МакКеллена (престарелый Холмс) и Лоры Динни (его экономка).
Очень, очень повезло любимому мною ДиКаприо, что за эту роль МакКеллена не номинировали на Оскар - 2016.
Могучий старикан мог бы запросто отжать статуэтку у нашего миляги:)))

1
0
...
29 февраля 2016
Фото Юлия Тихомирова
Фото Юлия Тихомирова
отзывы: 266
оценки: 296
рейтинг: 435
7

Очень тонкий, и поэтому длинный фильм. Так что перед тем как идти на него, надо четко понимать, что это не Гай Ричи с его Шерлоком в разнос, это не лихо закрученный бодрый детектив, к которому мы привыкли, а это гений, который постарел, и поэтому как все гении, стал еще более одинок, чем простые смертные. К тому же эта история, про судьбу, которая часто наказывает нас по тем местам, которые для нас наиболее важны, в данном случаи потерей памяти и «нюха» за возможно чрезмерный снобизм и самонадеянность. Стоит посмотреть только потому, что это покажет внутреннюю составляющую очень ярких людей.

1
0
...
9 февраля 2016
Фото Лиза Мирошенко
Фото Лиза Мирошенко
отзывы: 94
оценки: 129
рейтинг: 260
9

После того, как вы посмотрите «Мистер Холмс» с участием Иэна МакКеллена, известный английский сыщик никогда не останется для вас прежним. Не стоит искать в этом фильме особые интриги или всепобеждающий дедуктивный метод, коим всегда славился герой Конан Дойля. Перед нами является совсем старый пенсионер с провалами в памяти. В нем трудно узнать бывшего сыщика, грозу преступности всего Лондона. Но внешность, как известно, бывает обманчива. Постаревший Холмс не утрачивает своего обаяния и способен вовремя отпустить уместную шутку. Он джентльмен до мозга костей, старается поддерживать стиль и не способен отказать ближним в помощи.

0
0
...
11 октября 2016
Фото Валентина
Фото Валентина
отзывы: 103
оценки: 195
рейтинг: 205
9
Эдельвейс сыска

Растущий высоко в горах на непреступных порой склонах, эдельвейс благородно мало цветет, но очень красиво. Его окончание стебля сложно по структуре, есть много очевидных фактов, но все же в нем множество загадок. Он не роскошен, но оригинален, не прихотлив, но его тяжело вырастить. Как и ставший в свое время известный сыщик с Бейкер-стрит, шикарный созданный образ до сих пор позволяет волю для фантазий кинорежиссеров, а неиссякаемая притягательная необъяснимая способность практически все знать продолжает манить и увлекать.

Снятый по произведению Митча Каллина "Пчелы мистера Холмса", фильм рассказывает о спокойной и размеренной жизни Шерлока Холмса в 1947 году уже после бурной лондонской жизни, где нет ни доктора Ватсона, ни миссис Хатсон. Повествование пусть и неспешное, но при этом насыщенное событиями, маленькими, значимыми только для тех героев, с которыми они происходят, но от этого становится только интереснее, что же будет дальше. Зритель будто становится частью истории сыщика и вовлекается в наблюдения, рассуждения и расследования, вместе с юным исследователем Роджером знакомится с реальной жизнью Холмса. Провалы памяти лучшего в свое время сыщика – тот внутренний основной конфликт, это борьба с самим собой, со старостью, с неизбежностью. Но есть еще другие важные вещи. И не смотря на свой почтенный возраст, Холмс продолжает делать открытия, ни сколько для других, сколько для себя.

Именно с субтитрами значение английских тонких фраз и выражение лиц настолько захватывают, что кажется, что постоянно что-то упускаешь. Пытаешься разглядеть каждую мелочь и деталь, раньше героев догадаться о том, что происходит и о том, какой шаг дальше сделает Шерлок Холмс. Текст – это особая сторона вопроса. Минималистичные, но содержательные диалоги все очень тонко подмечают. Это кино для людей, которые любят думать, любят глубину, любят исследовать человеческую природу, пытаются разобраться в поступках и мотивах. Это кино не похоже на то, что обычно снимают про известного сыщика. Ведь никто и не задумывается, что случается с великими людьми в последние годы их жизни, из-за чего они переживают, почему избегают общества, какие тайны они хранят и чем хотят поделиться.

Это кино хочется пересматривать: многозначительные лица, чарующая невесомая атмосфера, завуалированная обыденность, которая превращается в понятный и легкий, но захватывающий сюжет. Приятные для глаза пейзажи, сменяющиеся кадры, как хорошие фотографии, приятные для слуха слова, сравнения и аллегории, и приятные для души ноты. Все располагает, чтобы посмотреть!

0
0
...
11 июля 2016
Фото Short_story
Фото Short_story
отзывы: 234
оценки: 236
рейтинг: 189
7

Неожиданная интерпретация истории Шерлока Холмса. И правда, сколько уже можно снимать про то, как он гениально расследует преступления? Можно уже посмотреть на ситуацию и под другим углом, а именно, что стало с этим великим сыщиком, когда Ватсон зажил своей жизнью, а здоровье начало увядать?

По началу может показаться, что это кино про старость и отвернуться от него. Но на самом деле оно про мудрость и добро и про то, что иногда мы делаем непоправимые ошибки, но кое-что исправить все же можно, если очень постараться. Иэн МакКелан, всеми известный Гендальф, справился с ролью совершенно неподражаемо. Сюжет под конец расходится и добавляет фильму нехватающую динамику, а некоторые сцены оказываются настолько трогательными, что еще долго вызывают щемящее чувство в груди. В целом, это кино оставляет очень приятное ощущение после просмотре, пусть и немного грустное. А еще оно заставляет задуматься и возможно даже что-то изменить в своем отношении к миру. Шикарно подойдет для спокойного настроения, когда некуда торопиться.

0
0
...
24 апреля 2016
Фото enlightened
Фото enlightened
отзывы: 455
оценки: 557
рейтинг: 82
7

фильм о важности эмпатии, об исключениях в любви, о необходимости сочетания рационального и чувственного в жизни. трогательная история состарившегося Шерлока с парочкой детективных линий, главными злодеями в которых оказываются склероз да осы.

0
0
...
1 декабря 2016
Фото Jackie O
Фото Jackie O
отзывы: 15
оценки: 69
рейтинг: 24
9

Дуэт уже совсем немолодого детектива (Иэн МакКеллен) и его 12-летнего друга (Мило Паркер) удался! Мистер Холмс воплощение интеллекта и элегантности, но уже увядающее. Роджер - надежда и энергия.

Такое кино, хочется пересматривать. Это очень тонко и красиво.

2
0
...
26 февраля 2016
Фото Anny Lemki
Фото Anny Lemki
отзывы: 6
оценки: 63
рейтинг: 1
9

неспешный английский фильм скорее для домашнего просмотра, на мой взгляд

0
0
...
4 марта 2016
Фото Denis Kondratyev
Фото Denis Kondratyev
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0
5

Фантазия о том, как мог бы жить дряхлым стариком Шерлок Холмс. Фильм без внятного сюжета и запоминающихся моментов, не очень умная попытка прицепиться к успеху блокбастеров с этим же главным героем. Не рекомендую.

0
0
...
8 марта 2016