Москва
6.7

Фильм
Зимний путь

Россия, 2013
О фильме
Трагическая история любви между студентом консерватории Эриком (Алексей Франдетти) и бездомным Алексеем (Евгений Ткачук).
  • Зимний путь – афиша
  • Зимний путь – афиша
  • Зимний путь – афиша
  • Зимний путь – афиша
  • Зимний путь – афиша
Драма
18+
17 сентября 2013
20 февраля 2014
1 час 30 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Максим Сухагузов
60 отзывов, 386 оценок, рейтинг 633
3 марта 2014
Драма без приставки «гей»

«Сон, прогулки, Шуберт», — строгий профессор читает наставления Эрику, флегматичному длинноволосому студенту консерватории (Франдетти), который претендует на победу в престижном вокальном конкурсе, но по его раскосым глазам уже видно: назревает бунт. Для идеального исполнения шубертовского «Зимнего пути» — лейтмотива скорби, отчаяния и вечной зимы — ему потребуется совсем другой набор инструментов: бутылка водки, сигареты, пьяные дебоши, гей-вечеринки, невыносимая легкость бытия и трагическая влюбленность. На авансцене этой зимней готической сказки с криками и воплями появляется провинциальный гопник в красных штанах (Ткачук), необузданный сгусток демонической энергии, который поглощает все на своем пути: еду, телефон, магнитолы, собачку и сердце Эрика. Под музыку Шуберта гопник Леха и певец Эрик будут бродить по готическим московским дворикам, бить морды, отчаянно убегать, изящно материться и до невозможности робко влюбляться друг в друга.

По логике вещей, режиссерскому кинодебюту учеников Петра Фоменко — Сергея Тарамаева и Любови Львовой — на правах первой серьезной русской гей-драмы полагается выходить с громким скандалом под улюлюканье депутатов-гомофобов и громкую поддержку прогрессивной прессы. Однако фильм не взяли на «Кинотавр», и он пустился в фестивальное турне по второстепенным западным и русским киносмотрам, где репутацию, увы, не заработаешь. Потом все вроде бы пошло как надо — чиновники попытались запретить «Зимний путь» за гей-пропаганду, но быстро передумали, замяли дело, и к моменту выхода в прокат об этом все уже успели забыть.

Самое интересное — что на самом деле «Зимний путь» не является гей-драмой, как это по привычке преподносят журналисты. Ну то есть формально — да, в кадре упоминается однополая любовь, но не больше чем в фильмах «Далласский клуб покупателей», «За холмами» или «Грязь», прокату которых ничто не угрожало. В том смысле что если «Зимний путь» про геев, то «Нимфоманка», получается, про рыбалку. Это крайне целомудренное кино без единого намека на откровенные сцены (только пара скромных поцелуев), все запретное (кроме мата) тут прячется где-то за кадром, не вмешиваясь в основной лейтмотив. Как во всех хороших, не спекулятивных гей-драмах, приставка быстро отпадает и фильм оборачивается драмой о невозможности любви. Просто гей-тема — едва ли не самый очевидный и эффектный способ разыграть этот сюжет, и это, пожалуй, единственное, в чем можно упрекнуть авторов.

Если же представить, что «Зимний путь» — очередная вариация на тему невозможной любви народа и интеллигенции, то это никакое не «Кококо» и не звягинцевская «Елена», а самый настоящий ремейк-перевертыш «Такси-блюза». Только в драме Лунгина демоном-разрушителем был Мамонов, к которому постепенно проникался теплыми чувствами таксист-силач, а в «Зимнем пути» музыкант стал инфантильным херувимом, а мамоновские функции на себя принял быдло-демон в исполнении Евгения Ткачука. Если продолжать сравнивать, всплывают тысячи забавных мелочей: красная рубаха Мамонова и красные штаны Ткачука, вместо саксофона — брелок-ящерица, вместо монолога «разбежались как клопы…» фраза «у вас, сука, пидорасов, ничего святого нет». Кажется, даже сцены драки в «Такси-блюзе» и «Зимнем пути» снимались в одном и том же московском туннеле.

Едва ли не ключевым аккордом «Зимнего пути» стала прорывная роль Ткачука, который выдает тут ураганный перформанс в стиле Тайлера Дердена. Перед нами чуть ли не индийский бог Шива с тотемным животным в виде ящерицы, который затягивает в свой разрушительный танец остальных персонажей, а главного героя пытается вывезти в индийский Мумбаи. Оператор «Возвращения» и «Елены» Михаил Кричман сумел почти без звягинцевского пафоса передать в кадре эту энергию, которая электрическими разрядами бьет с экрана прямо в зрительный зал. Кстати, актер Ткачук уже почти год не выходит из образа, разъезжает по фестивалям в красных штанах, а перед показами читает публике поэму «Праздник в честь ящерицы» Джима Моррисона.

3
0

Отзывы

7
Маша
5 отзывов, 23 оценки, рейтинг 20
25 сентября 2013

Господа! Это событие! Евгений Ткачук бесподобен. Фильм очень крут, а учитывая, что это дебют, так и просто гениален. Смотреть всем, кроме гомофобов и ханжей.

18
0
9
insecure
44 отзыва, 146 оценок, рейтинг 783
5 марта 2014

О, да! Это мы!..Это у нас сделали такой фильм!!!. Думаю, американцы не смогли бы…Кишка тонка..Жесткий, мощный, трагичный, вонзающийся в душу…В самую последнюю очередь фильм о гомосексуалах. Хотя они в нем участвуют как главные герои, на их месте могли бы оказаться кто угодно из гетеросексуальных нас.. .Фильм о любви…неразделенной любви…но скорее, о любви к недостойным ее, этой самой человеческой любви…Как часто человек, по ту сторону добра, обладает необъяснимой притягательностью ..Его брутальная, даже животная непосредственность, мощная энергетика, практически через экран брызжущий тестостерон, заключенные в юном прекрасном теле, прямая погибель тому, кого угораздило поддаться ... В фильме это Леха-гопник...Ураган страсти, лишенной морали и жалости, разбивающий на своем пути вдребезги все и вся…Его жертва – молодой оперный певец, тонкие пальцы, бабочка, длинные блестящие волосы…А мог оказаться кто угодно из нас…Независимо от социального сословия и даже пола, такие Лехи могут встать и на вашем жизненном пути, и вычерпать из вас силы, энергию, деньги, и жизнь по концовке…что и произошло в итоге…
Шикарная игра актеров, операторская и режиссерская работа! Ребята, спасибо!!!!!

5
0
9
Сергей Тимофеев
21 отзыв, 30 оценок, рейтинг 38
23 февраля 2014

Сложное, вытянутое и красивое кино об оперном певце Эрике и молодом вороватом бомже Лёхе, который поиспользовал высокую творческую натуру. Ибо сильное всегда побеждает слабое, а плоть всегда побеждает душу в этом материальном мире.

Ни о какой любви со стороны Лёхи говорить не приходится.., он просто вливается в многогранную жизнь Эрика, живущего с мамой и отчимом, общающегося с неформальными творческими личностями, а также с людьми более практических профессий. Лёха - демон, без прошлого и будущего, без привязанностей и сожалений, этакий герой нашего времени, которому все по барабану. Его кредо - урвать, отнять, убежать, продать, насмехаться и унижать. Только Шуберт в нем вызывает пару капель слез.

А вот Эрик - скорее потерявшийся ангел, он безусловно готов к любви, к новому, жертвовать и подстраиваться, оберегать и спасать. Душа его прикасается к великому, к оперной музыке, Шуберту, к Зимнему пути, к последнему пути, если не в реальной жизни, то к последнему пути перед пониманием ненужности его чувств и терзаний. Но не все так просто... Счастье оно где-то здесь, где-то рядом, для каждого своё..

Но мимолетное счастье уходит, Эрика оболгал Лёха, который уходит - ....
Сломленное тело Эрика замерзает под мостом с бутылкой водки после музыкального конкурса, на котором он исполнил арию Шуберта Winter Journey и победил.

Рекомендую любителям драмы, любви и трагедии. Катайтесь на коньках с удовольствием!

5
0
9
Dmitry Bortnikov
469 отзывов, 494 оценки, рейтинг 2129
20 февраля 2014

Одинокие сердца

Мало иметь талант, надо суметь его сохранить (с)

Два абсолютно разных юноши случайно встречаются и расходятся по своим делам, но случай сводит их снова и после этого, они уже не в силах бороться с взаимным притяжением. Но, как и любая история эта имеет свой конец, а какой он, решать зрителю.

Режиссерский дуэт Любови Львовой и Сергея Тарамаева создал "настоящее" кино. Не продукт или кино на заказ, а штучный товар со своими эмоциями и потребностями. Эмоции, испытываемые при просмотре неповторимы и неописуемы, т.к. зритель успевает испытать все и не единожды: и злость и счастье, и все это за полтора часа экранного времени.

Талант создателей проявляется в том, что картина без сюжета, он здесь минимизирован, так увлекает, что понимаешь всю суть и отпускает от фильма, гораздо позже. Авторам удалось написать хлесткие и запоминающиеся диалоги, создать героев практически без прошлого.

Режиссеры являясь действующими актерами детально проработали со своими артистами все так, что публика, не задумываясь верит всему, что происходит на экране. Каждый здесь на своем месте и подает свой образ, как надо.

Михаил Кричман создал параллельный мир для героев картины. Его стараниями фильм делится на нужные грани, добавляя проекту глубины.

Классическая музыка - идеальное решение в плане саундтрека.

"Зимний путь" - явное доказательство того, что несмотря на массу ошибок Русское кино двигается вперед и у нас, получается создавать то, что не просто пройдет а прокате, в данном случае ограниченном, а, будет обсуждаться и пересматриваться ни единожды.

4
0
9
Svetlana Marleen
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
26 февраля 2014

Сон. Прогулки. Шуберт.
«Зимний путь» - режиссерский дебют Сергея Тарамаева и Любови Львовой – актеров труппы Фоменко. Судьба фильма, получившего призы на фестивалях «Окно в Европу», «Сталкер», «Спутник над Польшей», фестиваля российского кино в Лондоне, премию Гильдии киноведов и кинокритиков России, как ни странно складывается весьма противоречиво. Даже относительно трезво и прогрессивно мыслящий «Кинотавр» аккуратно обошел эту картину стороной. А на днях Петербургский киноцентр «Родина» и вовсе снял фильм с проката, аргументируя так: «у нас дети ходят, а у вас пропаганда вовсю» (и это про фильм возрастным ограничением 18+).
Как так получилось, что фильм, отмеченный в разных странах, на разных фестивалях, собравший поклонников еще до выхода в прокат, стал резко неугоден в северной столице? Символический ответ можно найти в другом российском дебюте этого года – «Интимные места». Помешанная депутат, рассуждающая об «общественно-полезных трупах» – неприкрытая пародия на всеми горячо любимую Елену Борисовну Мизулину. Теперь ждем в кино толстого рыжего борца в очках за справедливость, целомудрие и гетеросексуальность… Абсурд обвинения картины в пропаганде гомосексуализма настолько же очевиден, насколько очевиден был сам факт обвинения. По-другому и быть не может, даже при условии, что если обвинять «Путь», то в антипропаганде гомосексуального образа жизни. Тут у меня перед глазами сразу предстает толпа блюстителей «морали», которые брезгливо тыкают пальцами в экран и говорят «Смотрите, это Геи! Смотрите, они водку пьют, наркотики употребляют!! Ататат!!! А этот вообще помер! Вот как плохо быть геем!» Но это лирическое отступление, навеянное нашим лицемерием, которое, как мне кажется, уже становится чертой русского менталитета. Не задумывался ли зритель, почему в эфире преспокойно уже лет десять идет известная передача, где строят якобы любовь и иногда, между делом, деревянный дом? Где эти депутаты и моралисты, готовые уцепиться за любые детали, но не видящие у себя под носом истинного мракобесия? Правильно – зачем лишать себя ТВ-кормушки, когда свой праведный гнев можно пустить в сторону абсолютно авторского кино, не имеющего отношения к госбюджету.
Мне категорически не хотелось «опускаться» до того, чтобы обсуждать геев и их дела, в разговоре об этом фильме, но ввиду последних событий, пришлось. Конечно «Зимний путь» ни к пропаганде, ни к осуждению, ни к гомофобии, ни ЛГБТ никакого отношения не имеет. Но чтобы расставить все точки, нужно разобраться, почему же режиссеры обратились именно к таким персонажам. Почему Эрик ходит на гей-тусовки, что он там пытается найти и находит ли. Почему он не принимает ухаживания влюбленного врача, но сгорает от неразделенной страсти к асоциальному хулигану. Почему Леха, простой и грубый парень бросается с поцелуем на Эрика. Эти герои не так просты, какими их хочет представить общественность. Можно заклеймить «Путь», назвав его «гей-драмой», но от этого фильм не потеряет своей тонкости, даже эфемерности, и останется чувственной глубоко трагичной картиной для свободного зрителя.
"Сон, прогулки, Шуберт" - правила, которые Эрик должен соблюдать, чтобы выиграть конкурс. Казалось бы, алгоритм на пути к славе более чем прост и осуществим. Эрик - словно герой из выхолощенного мира на первый взгляд. Он принадлежит миру высокой культуры: консерватория, фраки, Шуберт. Как будто человек коснувшийся такого прекрасного и вечного как искусство приближен к истине в большей мере, чем остальные. Это выделение из толпы подчеркнуто и внешне. Аристократичный профиль, длинные волосы, пальто по силуэту, Леха его даже сравнивает с индийским принцем. Эрик настолько не вписан в современный контекст, что даже за Шубертом не слышит, что позади него в автобусе потасовка. Его медитативный покой обрывается, когда Лёха отбирает телефон. Отбирает часть священного у Эрика – с помощью телефона он приобщался к миру венского романтизма. Леха же грубо вырывает телефон, демонстративно садясь напротив Эрика, манифестируя своими красными штанами пошлость обыденности, которая нагло врывается в принципиально иное пространство оперного певца. Но Леха оставляет взамен часть себя – брелок в виде ящерицы. Ящерица, которой отрываешь хвост, а она продолжает бежать дальше. Ящерица, которая продолжает жить, даже когда её глаза наполняются кровью. «Да у вас *****, ничего святого в жизни нет» - с обидой бросает Лёха Эрику, как бы оправдывая свою горечь от потери брелка, и поясняя, что в его жизни святое – это животное начало.
Эрик сжигает ненужную безделицу без задней мысли, не придавая ей особого значения. Своим действием лишенным какого-либо смысла, он уничтожает чей-то мир, нагло врывается в его ценности. Эрик не может отпустить Лёху, поэтому зовет его в гости, не говоря о пропавшей ящерке. Он почувствовал в Лёхе что-то от настоящей жизни в его животной грубости. Из него рвется наружу чистая витальная энергия, но она не имеет четкого вектора, поэтому Леха способен только на разрушение, а не на созидание. Созидательной энергией обладает Эрик, он воплощает в жизнь музыкальные образы, но в полной мере это получается у него только тогда, когда появляется слушатель. Не высоколобый профессор, не жюри конкурса, а Леха, которого абсолютно искренне тронуло чистое пение Эрика. Герои должны были сойтись «как лед и пламень» в своем парадоксальном различие и невидимом поначалу сходстве.
Лёха – простой парень, в его среде можно пойти либо на завод и посадить себе сердце, либо пойти на другой завод и посадить себе легкие. Лёха оставляет при себе жизненно важные органы, и бросается в пустошь города на выживание, промышляя мелким разбоем. В отличие от Эрика, Леха не является воспитанником какой-то культурной среды. Мы ничего не знаем ни про его жизнь, ни про его родителей, может потому что и нечего знать. Отсутствие корней как непреодолимый элемент современной жизни. Но Эрик со своим классическим воспитанием не выглядит выигрышно. Его образ не выстроен на контрасте с Лёхой. Конечно, герои абсолютно разные, но разница между ними построена лишь на внешних слоях. За благородной внешностью и корочкой Консерватории скрывается абсолютная холодная пустота, которую Эрик пытается наполнить красотой и смыслом. Даже водку просит «вон ту, красивую». Ни Шуберт, ни мать, призывающая Эрика «созреть», ни любовник не могут заполнить душевную пустоту. Только любовь может вылечить Эрика, любовь как воля к жизни, а не очередная интрижка с накрашенным парнем.
Искусство не может быть построено на ложных чувствах, иначе оно лишается своей духовной составляющей. Эрик не может петь арию, потому что не слился в единый экстаз с музыкой - пустота не может дать почву для творчества. Тема творчества актуальна не только для Эрика. На вечеринке один актер исполняет экстравагантный перформанс, будто пародируя театральное действо, второй пытается импровизировать претенциозный монолог, представляя себя в новом актерском амплуа. Но артисты, по-видимому, также как Эрик страдают от своего внутреннего холода. Имитация искусства перекликается с имитацией любви. Любовь между двумя равнозначными мужскими началами, которая не ведет к созданию новой жизни, может привести только к трагичному исходу.
«Это фильм о тотальном одиночестве. Мы написали этот сценарий, потому что чувствуем себя именно так». - Как сказали сами авторы (Тарамаев, Львова). Но важно не то, насколько режиссеры проникли в состояние зимней безысходности, а насколько это состояние отражает настроение многих на уровне статистики.
Зимний путь двух героев должен привести обоих к некому конечному пункту. Но даже при условии, что у них все карты на руках, они не улетят ни в какой Мумбай, они обречены. Герой Эрика – трагичен, и его ожидает только смерть, Лёха же выбрал свой способ существования, скитаясь ящером в городских переулках, сбрасывая с себя шкуры. Пребывание в пути – пребывание в динамике, а потому бегство от себя – закольцованный процесс, который может прервать только смерть. С мотивом бегства рифмуется первая сцена фильма, в которой девушка бежит по платформе – больше эта девушка не появится.
Но всё же в самой картине есть настоящее искусство – надежда на отсутствие пустоты, отсутствие небытия. Музыка Шуберта, которая сюжетно и настроенчески идет тон в тон с фильмом пересекается в своем романтичном трагизме с уникальным вокалом Клауса Номи (Klaus Nomi) известным своей арией «Гения Холода» из оперы «Король Артур» Генри Пёрселла. Цикл «Зимний путь» уже не первый раз оказывается на экране. Эрика, главная героиня «Пианистки» (М. Ханеке, 2001) дает буквальный код для прочтения: «Вы понимаете, что такое холодность? Музыка не просто описательный ряд. И не тонет в безразличии и сентиментальности».

2
0

Подборки Афиши
Все